Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-международные предпосылки и международные усилия государств в решении экологических проблем




Появление таких экологических проблем, как загрязнение мирового океана, истощение озонового слоя, изменение климата, опустынивание земель, трансграничное загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов свидетельствуют о том, что проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов - они приобрели глобальный характер. Необходимость решения таких проблем предполагает объединение усилий международного сообщества. Охрана окружающей среды сегодня - это одна из таких проблем человечества, которые не могут быть решены обособленными действиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных усилий государств и международных организаций на локальном, региональном и мировом уровнях. Можно выделить две основных формы, в которых осуществляется международное сотрудничество государств и иных субъектов международного права по проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования:

а) договорная форма сотрудничества, выражающаяся в заключении международных договоров, направленных на решение экологических проблем.

б) организационная форма сотрудничества, проявляющаяся в создании и деятельности международных межправительственных экологических организаций, а также в организации международных конференций по проблемам охраны окружающей среды.

Основой международного сотрудничества в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды выступает международно-правовое регулирование, базирующееся на общепризнанных принципах международного права и уже сформированных и нашедших свое документальное закрепление принципах международного права окружающей среды. Данные нормы закреплены, прежде всего, в уставе ООН, и к ним относятся принципы добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы или угрозы силой, разрешения международных споров мирными средствами. Нарушение общепризнанных принципов международного права имеет свои негативные последствия. Так как они обладают высшей юридической силой по отношению к нормам международного договора, то если в момент заключения такой договор противоречит нормам jus cogens, он считается ничтожным. Данное правило применяется и к международным соглашениям в области охраны окружающей среды.

Международное сотрудничество по вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды основывается на принципах, закрепленных в международных договорах и документах так называемого "мягкого", т.е. рекомендательного права.

Основным принципом международного сотрудничества в экологической сфере является принцип заботы о людях и обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду, нашедший отражение и во внутреннем праве государств. Например, в Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду отнесено к основным правам и свободам человека, признаваемым и гарантируемым в Российской Федерации. К другим принципам международного природоохранного сотрудничества можно отнести следующие основополагающие начала:

- государства вправе использовать свои собственные ресурсы в соответствии со своей политикой в области охраны окружающей среды.

- природные ресурсы (воздух, вода, земля, биологическое разнообразие) должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений. Данный принцип, по сути, отражает общеправовой принцип гуманизма, и выражается в необходимости планирования деятельности человека и управления ею,

- невозобновимые природные ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоду от их разработки получило все человечество

- принцип предосторожности: "в тех случаях, когда существует угроза серьезного или непоправимого ущерба, отсутствие полной научной определенности не должно быть причиной откладывания рентабельных мер, направленных на предотвращение экологической опасности".

- принцип общей, но дифференцированной ответственности государств, с учетом социальных и экономических условий стран.

- принцип "загрязнитель платит", в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению загрязнения и ликвидации его последствий, покрываются загрязнителем

- принцип устойчивого развития: "для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него". Строго говоря, называть устойчивое развитие принципом не совсем корректно. Скорее это направление в науке и политике, концепция дальнейшего развития общества. Впервые об устойчивом развитии заговорили в конце прошлого века

принцип о необходимости воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. В качестве предварительного этапа осуществления хозяйственной деятельности, таящей в себе повышенную опасность для окружающей среды, должен предшествовать глубокий анализ и оценка ее возможных последствий, а лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе. В случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься

- важным принципом, положенным в основу всех без исключения международных соглашений по охране окружающей среды, является принцип международно-правовой ответственности, в соответствии с которым государство несет политическую или материальную (гражданско-правовую) ответственность в рамках своих обязательств. Особенностями реализации этого принципа является возмещение вреда, причиненного в результате масштабных техногенных, в первую очередь, ядерных аварий.

В настоящее время можно говорить об усилении роли международного сотрудничества по вопросам охраны природы, результатами которого стали заключенные международные договоры, а также появление новых международных межправительственных и неправительственных экологических организаций. Данные обстоятельства могут служить доказательством формирования новой отрасли права - международного права окружающей среды.

Определенной особенностью международного сотрудничества в области охраны окружающей среды является рост количества международных неправительственных организаций, не являющихся классическими субъектами международного права, но активно участвующих в международных отношениях. К таким организациям относятся, прежде всего, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Всемирный фонд охраны животных, Международный союз охраны природы и многие другие. Значимость деятельности таких организаций огромна, так как они привлекают внимание общественности, государств и всего международного сообщества к наиболее острым проблемам охраны природы, и стимулируют деятельность государств и международных межправительственных организаций в этой сфере.

Международные организации по защите окр среды

Зашита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН призвана оказывать содействие разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации.

Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях охраны окр среды

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздействия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...