Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среднего профессионального образования




Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Пермский химико-технологический техникум»

 

 

А. Л. Решетников

 

 

 

Право

(планы, тесты, задания, вопросы, глоссарий)

 

Пермь, 2013 г.

Право (планы, тесты, задания, вопросы) / сост. А.Л. Решетников. Пермь: ПХТТ, 2013. – 99 с.

 

 

Рецензенты:

П.Б. Афанасьев,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Пермского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ,

кандидат юридических наук

 

Ю.Н. Лаптев,

преподаватель юридических дисциплин

Пермского химико-технологического техникума

 

 

Сборник содержит планы семинарских занятий, тесты и практические задания по каждой теме учебной дисциплины, вопросы для подготовки к итоговому экзамену (зачету). Пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям и специальностям социально-экономического профиля.

Рекомендовано Методическим советом ГБОУ СПО «ПХТТ» к использованию в качестве учебно-методического пособия для организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

 

Оглавление

Раздел I. Правовое регулирование общественных отношений…………………...…5

Тема 1.1. Понятие права и его основные формы (источники) …………………...…5

1.1.1. План семинара

1.1.2. Контрольные тесты и задания

Тема 1.2. Правовые отношения и юридическая ответственность…………………13

1.2.1. План семинара

1.2.2. Контрольные тесты и задания

Раздел II. Основы конституционного права Российской Федерации.……………..24

Тема 2.1. Основы конституционного права и государственного устройства РФ..24

2.1.1. План семинара

2.1.2. Контрольные тесты и задания

Тема 2.2.Основные конституционные права и обязанности граждан в России ….32

2.2.1. План семинара

2.2.2. Контрольные тесты и задания

Раздел III. Отрасли российского права …………………………………………...…43

Тема 3.1. Гражданское право и гражданские правоотношения…………...……….43

3.1.1. План семинара

3.1.2. Контрольные тесты и задания

Тема 3.2. Семейное право и семейные правоотношения……..……………...……..54

3.2.1. План семинара

3.2.2. Контрольные тесты и задания

Тема 3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения………………….…...……63

3.3.1. План семинара

3.1.2. Контрольные тесты и задания

Тема 3.4. Административное и уголовное право………………………..………….73

3.4.1. План семинара

3.4.2. Контрольные тесты и задания

Примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету) ……………………...…83

Глоссарий…………………………………………………………………………..….86

Литература ……………………………………………………...……………………..98

Интернет-ресурсы……………………………………………………………………..99

 

 


Раздел I. Правовое регулирование общественных отношений

Тема 1.1. Понятие права и его основные формы (источники)

План семинара

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие права

а) Понятие права: исторический аспект

б) Определение права и его назначение в обществе

в) Признаки права

2. Право в системе социальных норм

3. Система права: основные институты и отрасли права

а) Нормы права и их система

б) Институты и отрасли права

4. Формы выражения права и их характеристика

5. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ

6. Решение контрольных тестов и заданий.

 

Знать и уметь пояснить термины и понятия:

Социальные нормы, несоциальные нормы, ритуал, обычай, религиозные нормы, правовые нормы, нормы этикета, эстетические нормы, мораль, политические нормы, “двойная мораль”, политическая сфера жизни общества, экономическая сфера, духовная сфера, государство, объективное право, субъективное право, произвол, форма права, юридический прецедент, нормативный акт, закон, законопроект, Конституция РФ, конституционные законы, кодекс, отрасль права, институт уголовного права, регулятивные отрасли права, охранительные отрасли права.

Подготовить творческие сообщения:

1. Мораль и право: соотношение

2. Роль права в различных сферах общественной жизни

3. Нужны ли мне, специалисту неюридического профиля правовые знания?

4. Происхождение права

5. Законодательство и законотворческий процесс.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Кашанина Т.В. Основы права: учеб. для сред. спец. учеб. заведений /Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. М.: Высш. шк.,2005. с.50-81.

Практикум по основам права: учеб. пособие/под ред. З.Г.Крыловой. М.: Высш. шк., 2001. с.187-189.

 

Контрольные тесты и задания

Вариант №1.

1. Институтом права является:

а) моральное право; б) международное право;

в) предпринимательское право; г) личное право.

2. Одним из авторов нормативистской теории права являлся

а) Сократ; б) Л.И.Петражицкий; в) Х.Кельзен; г) К.Маркс.

3. Отечественные правоведы относят правовую систему РФ к ___ правовой системе

а) американской; б) англо-саксонской; в) римской; г) славянской.

4. Право развивает у граждан правовое сознание, в чем просматривается одна из его функций.

а) воспитательная; б) регулятивная;

в) охранительная; г) прогностическая.

5. Общеобязательное правило поведения, установленное государством, называется:

а) форма (источник) права; б) норма права; в) обычай; г) закон.

6. К источникам права РФ относятся

а) прецедент; б) традиция;

в) судебный приговор; г) правила поведения.

7. В какой стране акты конституционного типа собираются в “неписаную конституцию”, что означает отсутствие в этой стране конституции?

а) в Казахстане; б) в США; в) в Англии; г) в Германии.

8. Какая из конституций СССР (РФ) называлась “конституция развитого социализма”?

а) Конституция 1918 года; б) Конституция 1936 года;

в) Конституция 1977 года; г) Конституция 1993 года.

9. Что означает фраза “закон не имеет обратной силы…”?

а) наказанный по закону граждан не может быть оправдан;

б) закон не действует по тем обстоятельствам, которые произошли до его принятия;

в) если закон принят, его нельзя отменять;

г) нельзя наказывать по закону, если он не был опубликован в средствах массовой информации.

10. Главным источником права в Российской Федерации является (являются)

а) Конституция РФ;

б) конституции субъектов федерации;

в) Постановление Верховного Суда РФ;

г) законы, принимаемые Государственной Думой РФ.

 

Выполнить задание:

В Законе об образовании установлено, что основное девятилетнее образование нашей страны является обязательным. Предположим, что Правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит постановление – в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным оставить шестилетнее образование.

Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?

 


Контрольные тесты и задания

Вариант №2.

1. Действуют в сфере общественных отношений, являются правилами поведения, носят общий характер, обладают обязательностью исполнения:

а) требования воинских уставов; б) библейские нормы;

в) социальные нормы; г) нормы права.

2. Общие правила поведения людей, основанные на представлениях о добре и зле, чести, долге и справедливости – это

а) корпоративные нормы; б) нормы морали;

в) религиозные нормы; г) обычаи.

3. Какая из надписей соответствует норме права?

а) “Не курить!” – надпись на бензоколонке;

б) “За курение в неустановленном месте администрация учебного заведения вправе отчислить студента”;

в) “Курение опасно для здоровья” – (предупреждение Минздрава РФ);

г) “Курить – здоровью вредить!” – плакат в поликлинике.

4. Нормы права

а) идут в разрез с другими социальными нормами;

б) не учитывают в своем составе другие социальные нормы;

в) тождественны нормам морали;

г) могут вытеснять некоторые социальные нормы.

5. Документы, издаваемые специальными, уполномоченными на то органами, направленные на разъяснение смысла правовых норм называется:

а) юридическими нормами; б) актами официального толкования;

в) юридическими фактами; г) правоприменительными актами.

6. Какая из разновидностей норм не относится к социальным нормам?

а) религиозные нормы; б) обычаи;

в) математические нормы; г) нравственные нормы.

7. Какая из сфер общественной жизни менее всего регулируется правом?

а) политическая; б) духовная; в) экономическая; г) социальная.

8. Какой функции нет у права?

а) воспитательной; б) регулятивной; в) карательной; г) охранительной.

9. Законы должны издаваться с учетом психики людей и психологии общества, заявляют сторонники

а) нормативистской теории права;

б) психологической теории права;

в) социологической теории права;

г) естественно- правовой концепции права.

10. Если в Законе не отражается срок его вступления в силу, то по общеустановленному правилу он вступает в силу

а) через 10 дней после подписания;

б) через 10 дней после его опубликования;

в) через 10 дней после принятия Государственной Думой;

г) в день опубликования в печати.

 

Выполнить задание:

Какие социальные и правовые нормы использованы в следующих случаях?

- Нельзя управлять автомобилем в нетрезвом состоянии

- В лес на прогулку в строго деловом костюме не ходят

- В масленицу каждый день едят блины

- Выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать руку своей даме

- Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданое

- Первое заседание Государственной Думы после каникул открывается Гимном России.

 

Контрольные тесты и задания

Вариант №3.

 

1. Образные истории, былины, сказки, басни, которые в определенной степени, как и нормы права, регулируют поведение людей, обобщенно называют:

а) обычаи; б) мифы; в) обряды; г) традиции.

2. Авторы, какой теории считают, что нормы права берут свое начало в психике людей и психологии общества?

а) социологической теории; б) естественно-правовой теории;

в) нормативистской теории; г) психологической теории.

3. Субъективное право – это:

а) правила поведения, обязательные для всех;

б) правила поведения, не зависящие от воли и сознания отдельного человека;

в) право конкретного человека или организации;

г) право, работающее на территории отдельного субъекта федерации.

4. Справедливость, уважение к правам человека, равенство участников правоотношений, состязательность, законность при разрешении любого конфликта и др. являются:

а) принципами права; б) методами права;

в) нормами права; г) источниками права.

5. Найдите наиболее верное соотношение морали и права

а) право предъявляет к человеку значительно больше требований, чем мораль;

б) требования права и морали идентичны;

в) мораль предъявляет к человеку более высокие требования, чем право;

г) мораль и право вообще не соотносимы.

6. Императивные нормы права – это те нормы,

а) которые родились еще во времена правления императоров;

б) при которых существует свобода выбора в поведении;

в) которые применяются в крайних случаях;

г) от которых нельзя отклониться («так и не иначе»).

7. Какая из сфер жизни менее всего подвергается воздействию со стороны права?

а) политическая; б) духовная; в) экономическая; г) социальная.

8. Самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков, своего рода не писаный источник права, часто вытекающий из норм общения по принципу «обычно так делается» называется

а) юридический прецедент; б) договор;

в) правовой обычай; г) юридическая традиция.

9. Какая из конституций нашей страны подытожила построение социализма?

а) Конституция 1918 года; б) Конституция 1924 года;

в) Конституция 1936 года; г) Конституция 1977 года.

10. Собрание или сборники законов обычно называют:

а) инкорпорация; б) инсигнии; в) кодификация; г) талмуд.

 

Выполнить задание:

На экзамене преподаватель заметил, что один из экзаменуемых списывает. Подойдя к его столу преподаватель вытащил из него вырванные из учебника листы с содержанием именно того билета, который попал учащемуся. Более того, на одном из листов стоял штамп библиотеки учебного заведения. За экзамен учащемуся немедленно была поставлена «двойка».

Можно ли в действиях студента усмотреть вину? Если да, то, к какому виду проступков относится поведение виновного?

 

Тема 1.2 Правовые отношения и юридическая ответственность

План семинара

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Правовые отношения: их сущность и структура.

2. Правомерное и противоправное поведение.

3. Виды противоправных проступков и правонарушений.

4. Юридическая ответственность, ее цели, функции и основные принципы.

А) Понятие юридической ответственности;

Б) Цели и функции юридической ответственности;

В) Виды юридической ответственности;

Г) Основные и дополнительные принципы юридической ответственности.

 

Темы для творческих сообщений:

 

1. Юридические факты как основа возникновения правоотношений.

2. Карательная функция юридической ответственности.

3. Уголовная ответственность.

4. Презумпция невиновности как один из основных принципов юридической ответственности.

5. Чем преступления отличаются от проступков?

 

Знать и уметь пояснить следующие значения и термины:

Правоотношения, юридические факты, трудовые правоотношения, пенсионные правоотношения, семейные правоотношения, правообразующие факты, правопрекращающие факты, субъекты права, правоспособность, дееспособность, объекты правоотношений, правосубъектность, правомерное поведение, правонарушения, проступок, карательная функция юридической ответственности, превентивная функция юридической ответственности, возмещение морального ущерба, законность, неотвратимость наказания, индивидуализация наказания, справедливость наказания, презумпция невиновности, объективная сторона юридической ответственности, субъективная сторона юридической ответственности, принудительные меры медицинского характера, состязательность процесса.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

Кашанина Т.В. Основы права: Учеб. для сред. спец.учеб. заведений / Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. М.: Высш. шк., 2005, с. 82-91.

 

Контрольные тесты и задания

Вариант №1

1. Различают три вида правомерного поведения:

а) девиантное, конформистское, протестное;

б) осознанное, конформистское, маргинальное;

в) наказуемое, ненаказуемое, допустимое;

г) осознанное, неосознанное, отклоняющееся.

2. Правонарушение может выражаться

а) в действии или бездействии;

б) только в действии;

в) только в бездействии;

г) в мыслях, чувствах людей.

3. Если гражданин достиг определенного возраста, имеет соответствующий трудовой стаж, имеет соответствующие документы, то он может вступить

а) в семейные правоотношения;

б) в административные правоотношения;

в) в уголовные правоотношения;

г) в пенсионные правоотношения.

4. Самые опасные виды правонарушений называются:

а) проступками; б) происшествиями;

в) казусами; г) преступлениями.

5. Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение называется

а) юридическим актом; б) юридической ответственностью;

в) правосудием; г) наказанием.

6. Субъектом права НЕ является

а) физическое лицо; б) юридическое лицо;

в) домашнее животное; г) государство.

7. К материальным благам относятся:

а) имущество; б) жизнь, здоровье людей;

в) авторские компьютерные программы; г) ценные бумаги.

8. Юридическая ответственность налагается

а) от имени государства;

б) от имени президента РФ;

в) от имени судьи;

г) от имени российского общества.

9. Развод, лишение родительских прав, раздел имущества и др. являются следствием

а) родительской ответственности;

б) финансовой ответственности;

в) гражданской ответственности;

г) семейной ответственности.

10. Каждый человек имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда – этот вывод раскрывает один из принципов юридической ответственности:

а) принцип законности;

б) принцип неотвратимости наказания;

в) принцип презумпции невиновности;

г) принцип справедливости и гуманизма.

 

Выполнить задание:

В переполненном автобусе после очередной остановки давка стала еще больше. Один из пассажиров, молодой парень крепкого телосложения, сначала попросил напиравших на него “быть полегче”, а потом так сильно оттолкнул стоявших рядом, что многие закричали от боли.

Как можно оценить поведение этого молодого человека? Совершил ли он правонарушение? Если да, то какой вид юридической ответственности можно к нему применить?

 

Контрольные тесты и задания.

Вариант №2.

1. В РФ преступлением считается

а) несоблюдение закона;

б) незнание закона;

в) любое правонарушение;

г) правонарушение, предусмотренное Уголовным кодексом.

2. Правоотношения работника и работодателя определяются

а) Налоговым кодексом; б) Семейным кодексом;

в) Трудовым кодексом; г) Гражданским кодексом.

3. Правоотношения возникают

а) при наличии юридических фактов; б) с момента обращения в суд;

в) сразу же после ссоры; г) во время конфликта.

4. Административным нарушением является:

а) подделка подписей в поддержку кандидата в депутаты;

б) несвоевременное выполнение заказа;

в) хищение личного имущества сотрудника;

г) нарушение устава предприятия.

5. Понятие имущественные проступки является основным в …………. праве

а) гражданском; б) уголовном;

в) семейном; г) международном.

6. На основе правовых последствий выделяют три группы юридических фактов:

а) действия, бездействия, события;

б) правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

в) гражданские, административные, уголовные;

г) подсудные, неподсудные, нейтральные.

7. Конформистское поведение как разновидность правомерного поведения базируется на принципе:

а) относись к людям так, как они относятся к тебе;

б) не бей лежачего;

в) как все, так и я;

г) бьют – беги, дают – бери.

8. Наиболее значительной группой правонарушений являются

а) преступления;

б) проступки;

в) юридические казусы;

г) преступное бездействие.

9. В германском праве существовали времена, когда преступников наказывали сами неудовлетворенные решением суда пострадавшие, действовавшие по принципу «око за око», «зуб за зуб», такое право в юридической науке называется:

а) зубное право;

б) глазное право;

в) кулачное право;

г) самосуд.

10. Такие юридические факты как увольнение с работы, смерть человека и др. относятся

а) к правопрекращающим юридическим фактам;

б) к правообразующим юридическим фактам;

в) к правоизменяющим юридическим фактам;

г) к универсальным юридическим фактам.

 

Выполнить задание:

Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.

Какое правонарушение они совершили, и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?

Контрольные тесты и задания

Вариант №3

1. Гражданин достиг определенного возраста, зарегистрировал свой брак в органах Загса, что позволило ему стать полноправным участником

а) трудовых правоотношений; б) уголовных правоотношений;

в) семейных правоотношений; г) гражданских правоотношений.

2. Устройство на работу, поступление на учебу в вуз, открытие наследства, призыв в армию и др. относятся к группе:

а) правообразующих юридических фактов;

б) правоизменяющих юридических фактов;

в) правопрекращающих юридических фактов;

г) совокупных юридических фактов.

3. К видам правовых отношений НЕ относятся:

а) гражданские правоотношения; б) интимные отношения;

в) административные отношения; г) трудовые отношения.

4. Нарушение правил дорожного движения (превышение скорости, несоблюдение сигналов светофора, неправильный обгон и др.) относится

а) к уголовным преступлениям; б) к гражданским проступкам;

в) к административным проступкам; г) к финансовым проступкам.

5. Причинами правонарушений являются

а) деформации (дефекты) в сознании людей;

б) пережитки прошлого в сознании;

в) плохое материальное положение в семье;

г) низкий уровень общей культуры людей.

6. Правоспособность как способность иметь определенные права возникает

а) при наступлении полного совершеннолетия;

б) с рождением ребенка (и даже до него);

в) со времени подачи гражданином заявления в суд;

г) при получении паспорта гражданина РФ.

7. К нематериальным благам относятся:

а) вещи; б) ценности; в) имущество; г) достоинство и честь.

8. Юридическая обязанность – это

а) мера должного поведения участника правоотношений;

б) обязанность гражданина знать законы страны;

в) обязанность знать основы юридической науки;

г) восстановление нарушенного права гражданина.

9. Виды юридической ответственности в порядке убывающей тяжести располагаются следующим образом:

а) административная, гражданская, семейная, уголовная, финансовая, дисциплинарная;

б) семейная, дисциплинарная, финансовая, гражданская, уголовная, административная;

в) уголовная, административная, дисциплинарная гражданская, финансовая, семейная;

г) гражданская, финансовая, административная, дисциплинарная, уголовная, семейная.

10. Выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем ___________ функция юридической ответственности

а) воспитательная; б) предупредительная;

в) правовосстановительная; г) карательная.

 

Выполнить задание:

При объезде территории полицейский патруль увидел группу подростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они что-то курили, передавая друг другу по очереди. Их вид не оставил сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянения. В нормальном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос полицейского, чем они занимаются, ответили, кивнув на старшего, сразу несколько ребят: “Это нас Колька угощает!”

Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил? Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со ст. 228 и 230 УК РФ.

Раздел II. Основные конституционные права Российской Федерации.

Тема 2.1. Основы конституционного права и государственного устройства РФ.

План семинара

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Конституционное право как отрасль российского права.

2. Конституция РФ – основной закон государства.

3. Классификация государственных органов и их полномочия

А) Законодательные органы

Б) Исполнительные органы

В) Правоохранительные органы

4. Судебная система РФ:

А) Суды общей юрисдикции: структура, назначение, решаемые вопросы

Б) Арбитражные суды: структура, назначение

В) Конституционный суд РФ

Г) Особенности судебной власти

5. Правоохранительные органы Российской Федерации:

А) Прокуратура

Б) Полиция

В) Органы государственной безопасности и внешняя разведка государст-

ва

Г) Нотариат и адвокатура.

 

Знать и уметь пояснить понятия:

Конституция государства, выборы, жалоба, закон, импичмент, судебная инстанция, лишение свободы, мировой судья, надзор административный, надзор прокурорский, надзор судебный, нотариат, нотариус, подсудимый, правоохранительные органы, правосудие, приговор, судопроизводство, третейский суд, арбитражный суд, суды общей юрисдикции, полиция, уголовно-исполнительные учреждения, ФСБ, таможенные органы, адвокат, юрисдикция, апелляция, суды чести, несменяемость судей, неприкосновенность судей, состязательность и равноправие сторон в суде, открытое судебное разбирательство, исковое заявление.

 

Темы творческих сообщений:

1. Конституция РФ о государственном устройстве России.

2. Президент РФ: права, полномочия, выборность.

3. Если бы я был президентом…

4. Государственная Дума России: исторический аспект.

5. Полиция, что не устраивает меня в ее работе?

6. Кто может быть судьей?

7. Обязанности и полномочия нотариуса.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Кашанина Т.В. Основы права: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. М.: Высш. шк., 2005. С. 92-131, гл.4.

 

 

Контрольные вопросы и задания

Вариант №1

1. Виды юридической помощи, такие как проведение консультаций, составление жалоб и исковых заявлений, представительство в суде и др. оказывает:

а) прокурор; б) адвокат; в) нотариус; г) дежурный в отделении полиции.

2. Система правоохранительных органов РФ насчитывает ____ организаций

а) 5; б) 8; в) 10; г) 13.

3. Главным принципом, на основе которого суд применяет общие нормы к конкретным ситуациям, является

а) принцип неотвратимости наказания; б) принцип состязательности;

в) принцип правосудия; г) принцип справедливости.

4. Выявлением информации, затрагивающей жизненно важные интересы России, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств занимается:

а) внешняя разведка; б) таможенные органы;

в) Следственный комитет; г) нотариат.

5. Экономические споры, а также споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы, решают:

а) суды общей юрисдикции; б) Конституционный Суд РФ;

в) мировые судьи; г) арбитражные суды.

6. Судебная власть в РФ осуществляется

а) только судом; б) полицией;

в) прокуратурой; г) Федеральной службой безопасности.

7. Организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием:

а) полиция; б) уголовно-исполнительные учреждения;

в) адвокатура; г) органы государственной безопасности.

8. Судьей могут стать граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее

а) 5 лет; б) 4 лет; в) 10 лет; г) 2 лет.

9. Судьи независимы и подчиняются только

а) Президенту РФ; б) Председателю Верховного Суда РФ;

в) закону; г) своему непосредственному начальнику.

10. Генеральный прокурор назначается на должность

а) Советом Федерации по представлению Президента РФ;

б) Лично Президентом страны;

в) Министром юстиции;

г) Руководителем Следственного комитета РФ.

 

Выполнить задание:

Министерство финансов РФ издало Инструкцию о порядке проведения проверок в организациях, предназначенную для работников государственных налоговых инспекций (ГНИ), входящих в систему данного Министерства. В данной Инструкции работникам ГНИ было представлено множество прав, в частности, право не оповещать руководителей организации о проведении проверок, право опечатывать документы и компьютеры проверяемой организации, право ограничивать передвижение работников по территории организации в период проведения проверки, право обыскивать организации с тем, чтобы они не выносили дискеты, документы, содержащие финансовую информацию.

Оцените данную Инструкцию на предмет ее правомерности.

 

Контрольные тесты и задания

Вариант №2

1. К федеральным судам НЕ относится

а) Верховный суд Российской Федерации;

б) суд офицерской чести;

в) арбитражный суд;

г) мировой суд.

2. Судом второй инстанции может быть

а) областной (краевой суд);

б) Районный суд общей юрисдикции;

в) арбитражный суд субъекта федерации;

г) мировой суд.

3. Окончательным и не подлежащим опротестованию является решение

а) районного суда; б) областного (краевого) суда

в) Верховного суда РФ; г) Верховного суда республики в составе РФ.

4. Какую цель не предполагает охрана права?

а) правотворчество; б) восстановление нарушенного права;

в) наказание правонарушителя;

г) восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

5. В суде сторону обвинения представляет

а) адвокат; б) свидетели; в) судья; г) прокурор.

6. В случае, если физическое или юридическое лицо не желает исполнять решение суда, то легитимно принудить его к исполнению может

а) судья; б) полицейский; в) судебный пристав; г) прокурор.

7. Какая из перечисленных структур НЕ относится к правоохранительным органам?

а) комиссии по трудовым спорам;

б) судебная система;

в) уголовно-исполнительные органы;

г) внешняя разведка.

8. У правоохранительных органов нет функции:

а) прокурорского надзора;

б) расследования преступлений;

в) исполнения судебных решений;

г) разработки новых законодательных актов.

9. Правоохранительные органы осуществляют:

а) судебную власть;

б) исполнительную власть;

в) законодательную власть;

г) судебную и исполнительную власть.

10. В систему военных судов входят:

а) гарнизонные и арбитражные суды;

б) суды офицерской чести и общей юрисдикции;

в) гарнизонные, окружные и флотские суды;

г) окружные трибуналы и Верховный суд РФ.

 

Выполнить задание:

“Мост-банк” не выплатил распоряжение вкладчицы Мисаиловой о перечислении в сбербанк ее денежных средств, находящихся на текущем счете. На все неоднократные напоминания, а затем и настойчивые требования Мисаиловой работники “Мост-банк” отвечали, что тому виной финансовый кризис. Прошло 3 месяца, но деньги в сбербанк так и не поступили, тогда, как по закону это должно быть осуществлено в течение 7 дней.

В какой правоохранительный орган следует обратиться Мисаиловой, чтобы добиться от “Мост-банк” удовлетворения своих требований?

 

Контрольные тесты

Вариант №3

1. В последнее десятилетие Пленум Верховного Суда Российской Федерации неизменно состоит из:

а) 100 человек; б) 125 человек; в) 150 человек; г) 115 человек.

2. В старину этот правоохранительный орган называли «око государево»:

а) прокуратуру; б) полицию; в) адвокатуру; г) нотариат.

3. Выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России

а) органы внешней разведки;

б) таможенные органы;

в) уголовно-исполнительные учреждения;

г) органы государственной безопасности.

4. Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит:

а) защита прав граждан;

б) перевоспитание осужденных;

в) придание законной формы различным фактическим обстоятельствам;

г) осуществление надзора за исполнением законов.

5. Термин «юрисдикция» дошел до нас

а) из Древней Греции; б) из Древнего Рима;

в) из англо-саксонского права; г) из германского права.

6. Сегодня свои права люди отстаивают в суде, ушли в прошлое варварские и силовые способы их отстаивания по принципу:

а) «око за око, зуб за зуб»; б) «сила – есть, ума не надо»;

в) «от каждого – по способностям, каждому по потребностям»;

г) «сделал дело – гуляй смело».

7. Система общих судов состоит из трех звеньев:

а) районных, городских, областных;

б) сельских, поселковых, городских;

в) мировых, городских, Верховного Суда РФ;

г) районных (городских), областных (краевых), Верховного Суда РФ.

8. В судебную систему входят:

а) арбитражные суды;

б) товарищеские суды;

в) суды чести;

г) третейские суды.

9. Принцип несменяемости судей означает:

а) никто не имеет права заменить в процессе заболевшего судью;

б) назначенный судья в течение 5 лет не может быть переведен на другую должность;

в) судья, наделенный полномочиями в установленном порядке, не может быть освобожден от должности без его доброй воли;

г) судья может быть заменен только в связи с переводом в другой суд.

10. В суде его еще называют защитник:

а) прокурора; б) адвоката; в) помощника судьи; г) свидетеля.

 

Выполнить задание:

Саша Кумохин, ученик 7 класса, был неоднократно замечен в совершении противоправных деяний: избил одноклассника, газовым баллончиком нанес травму глаза одному из учеников на перемене, влез в разбитое им окно в спортзале школы и унес оттуда спортивные принадлежности. Родители не знали, что делать. Ведь ему только 13 лет. Они боялись, что их сын вырастет преступником.

Какой правоохранительный орган им может помочь?

 

 

Тема 2.2. Основные конституционные права и обязанности граждан

в России

План семинара

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

А) понятие гражданства

Б) порядок приобретения гражданства

В) порядок прекращения гражданства

2. Основные конституционные права и обязанности граждан в России

А) основные права и свободы российских граждан

Б) конституционные обязанности граждан РФ

3. Избирательная система и избирательный процесс в России

4. Экологическое право и юридическая ответственность за экологические правонарушения.

5. Конституция РФ о защите Отечества.

6. Решение тестов по теме семинара.

 

Знать и уметь пояснить понятия:

Правовой статус, конституционный статус, конституционные права, конституционные обязанности, конституционные свободы, право на жизнь, право на свободу передвижения, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода союзов и партий, право на частную собственность, свобода труда, право на труд, право на благоприятную окружающую среду, право на вознаграждение за труд, социальные права, баллотироваться, вотум, выборы, гражданин, гражданство, избирательное право, интернирование, право владения, право пользования, право распоряжения, ценз, юридическая ответственность.

 

Темы творческих сообщений:

1. Двойное гражданство.

2. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации.

3. Альтернативная гражданская служба.

4. Права и обязанности налогоплательщика.

5. Политические права и свободы граждан в современной России.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Кашанина Т.В. Основы права: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. М.: Высш. шк., 2005. С. 99-110.

 

 

Контрольные тесты и задания

Вариант №1

1. Полная реализация прав и свобод человека возможна только при

а) получении паспорта; б) получении высшего образования;

в) обладании гражданством; г) достижении полного совершеннолетия.

2. Главный источник права в РФ –

а) конституции субъектов федерации;

б) Конституция РФ;

в) постановления Верховного Суда РФ;

г) постановления Конституционного Суда РФ.

3. Права и свободы человека в РФ:

а) определяются нормами международного права;

б) принадлежат человеку от рождения;

в) определяются Федеральным собранием РФ;

г) устанавливаются государством.

4. Гражданин России, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства является

а) апатридом; б) бипатридом; в) отшельником; г) эмигрантом.

5. Документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...