Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соматометрические признаки.




Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.

Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви

Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические признаки.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чис­тота, влажность)

Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Опре­деляют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение сред­нее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а) Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

в) Промежуточный

Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, сме­шанная

Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич­
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б) Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторон­ние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма ног:

а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим при­знакам:

У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации

У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Физиометрические признаки.

Включают в себя:

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного дина­мометра

Становая сила - определяется с помощью станового динамо­метра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.

Методы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.

В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.

Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:

Метод сигмальных отклонений.

При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое от­клонение делят на сигму (а) - среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:

 

Сигмальное отклонение Развитие признака
От -1а до +1а В пределах средних величин
От -1о~ до -2а Ниже среднего
Меньше -2а Низкое
От +1а до +2а Выше среднего
Больше +2а Высокое

Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, от­клоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей сред­ним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.

Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности разви­тия ребенка.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других пока­зателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показа­телей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.

Комплексный метод оценки.

При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физиче­ское состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а - резко дисгармонич­ным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном разви­тии имеют место и низкие функциональные показатели.

При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

• общая заболеваемость;

• инфекционная заболеваемость;

• индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих детей;

• распространенность и структура хронических заболеваний;

• процент детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии;

• распределение по группам здоровья.

Акселерация.

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

Ранняя смена зубов

Раннее половое созревание

Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому

же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это - тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.

Акселерация - часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Причины акселерации:

Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнеч­ной радиации.

Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселера­ция наблюдалась и раньше.

Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а сле­довательно ускорение роста.

Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших горо­дах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздра­жают нервную'систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.

Генетическая теория.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.

Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

 

5. Биологический возраст ребёнка; понятие, показатели и варианты оценки.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – достигнутый отдельным индивидуумом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности; степень морфофункциональной зрелости организма.

Методика определения биологического возраста

Биологический возраст – степень морфофункциональной зре­лости организма. У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологиче­ского развития, биологический возраст может отличаться от хронологического возраста. Определение биологического возраста обязательно проводит­ся перед поступлением ребенка в школу и при переходе к предмет­ному обучению (в 4-х классах).

Для определения биологического возраста используют оценку признаков, которые отражают процесс биологического созревания:

1. Длина тела (рост), см.

2. Погодовые прибавки длины тела, см.

3. Число постоянных зубов.

4. Степень развития вторичных половых признаков.

5. Костный возраст (оссификация костей кисти).

Длина тела (рост) является одним из наиболее динамиче­ских признаков состояния физического развития растущего орга­низма. Оценка длины тела проводится по стандартам физического развития, выделяют 5 групп:

низкий от М-2б и ниже;

ниже среднего от М-1б до М-2б;

средний от М-1б до М+1б;

выше среднего от М+1б до М+2б;

высокий от М+26 и выше.

Погодовые прибавки длины тела - сведения из медицинской карты индивидуального развития ребенка. Сравниваем со средними данными возрастно-половой группы.

Число постоянных зубов. Эти сведения педиатр, как правило, получает от стоматолога. Однако в некоторых случаях врачу необходимо самому решить вопрос о наличии постоянных зубов. Отличить молочные зубы от постоянных можно по следующим признакам:

- размер молочных зубов меньше постоянных, особенно отчетлива разница по величине коронок;

- коронки молочных зубов низкие и широкие;

- эмаль коронки не сливается с корнем, а переходит с корон­ки на корень в виде валика;

- слегка беловатый цвет молочного зуба переходит в синева­тый цвет;

- стирание молочных зубов начинается с 3-х лет, поэтому они ниже постоянных зубов;

- между молочными зубами имеются более широкие промежутки, которые и называются физиологическими диастемами (широкие промежутки между зубами обусловлены ростом челюсти).

- всего имеется 20 молочных зубов.

Степень развития вторичных половых признаков (половое созревание) определяется по выраженности вторичных половых признаков (у всех детей старше 10 лет).

У мальчиков по степени развития волосяного покрова на лоб­ке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), у девочек, кроме того, по выраженности молочных желез (Ма) менструальной функции (Ме).

Степень развития вторичных половых признаков определяется по схеме.


Для мальчиков

Оволосение лобка: Р.

Р0 - отсутствие оволосения

Р1 - единичные волосы

Р2 - редкие волосы, расположенные на центральном участке

Р3 - густые, прямые волосы, неравномерное расположение на поверхности лобка, без четких ровных границ

Р4 - густые, вьющиеся волосы, равномерно расположенные по всей поверхности лобка с четкой горизонтальной гра­ницей

Р5 - густые, вьющиеся волосы, распространяющиеся на внут­реннюю поверхность бедер и в направлении к пупку (мужской тип оволосения)

Оволосение подмышечных впадин: Ах

Ах0 - отсутствие оволосения

Ах1 - единичные волосы, расположенные на небольшом централь­ном участке подмышечной впадины

Ах2 - густые, прямые волосы, расположенные по всей поверхно­сти подмышечной впадины

Ах3 - густые, вьющиеся волосы

Для девочек

Оволосение лобка: Р.

Р0 - отсутствие волос

Р1 - единичные волосы

Р2 - волосы на центральном участке лобка, более густые, длинные

Р3 - волосы густые, длинные, вьющиеся на всем участке лобка

Оволосение подмышечных впадин:: Ах

Ах0 - отсутствие волос

Ах1 - единичные волосы

Ах2 - волосы редкие, на центральном участке впадины

Ах3 – волосы густые, вьющиеся, длинные на всей подмышечной области

Развитие молочной железы: Ма

Ма0 - железы не выдаются

Ма1 - железа несколько выдается, околососковый кружок вме­сте с соском образует конус

Ма2 - железа значительно выдается, вместе с соском и околососковым кружком образует конус

Ма3 - железы значительно выдаются, сосок поднимается над околосос-ковым кружком, тело железы округлой формы

Менструальная функция: Ме

Ме0 - отсутствие менструаций

Ме1 - менархе в момент обследования

Ме2 - неустойчивый менструальный цикл

Ме3 - регулярные менструации в течение года


Определение костного возраста проводится при помощи рентгенографии костей запястья и кисти и определения сроков формирования и развития ядер окостенения. Полученные рентгенограммы сравнивают с возрастными рентгенограммами - стандартами развития костей кисти и запястья. Процесс оссификации костей кисти и запястья - наиболее надежный показатель степени соматической зрелости. Однако - этим показателем пользу­ются редко. Рентгенография кисти делается по показаниям в слу­чае, когда все другие признаки указывают на резкую степень отклонения в биологическом развитии.

Для каждого возрастного периода есть наиболее информатив­ные показатели биологического развития. В дошкольном и младшем школьном возрасте (с 5,5 до 10 лет) главным признаком биологической зрелости является чис­ло постоянных зубов, у детей среднего и старшего школьного воз­раста (с 11 до 16 лет) развитие вторичных половых признаков.

Оценку показателей биологического возраста конкретного ре­бенка проводят путем сопоставления их со средними показателями уровня биологического развития детей данного пола и возраста (таблица 6). Эта таблица может быть использована в любом регио­не с поправкой на средний возраст Ме. Например, если для дан­ного региона средний возраст Ме не 13, а 14 лет, то таблица используется со сдвигом всех показателей на 1 год как для де­вочек, так и для мальчиков.

 

Возможные варианты заключения при оценке биологического возраста:

биологический возраст соответствует паспортному;

биологический возраст отстает от паспортного;

биологический возраст опережает паспортный.

Констатировать отставание или опережение темпов возраст­ного развития следует лишь при отставании или опережении по­казателей на 2 и более года от хронологического возраста. При меньшем (до 2х лет) несоответствии показателей биологического и паспортного возраста говорят об индивидуальном варианте раз­вития (может быть обусловлен наследственными конституциональ­ными особенностями).

6. Физическое развитие ребёнка; понятие, показатели и варианты оценки по региональным стандартам.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - совокупность морфологических и функцио­нальных признаков организма. Под физическим развитием следует понимать:

рост – количественное увеличение массы тканей и органов, образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;

развитие – качественные изменения, дифференцировка органов

и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...