Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения и понятия в природопользовании




Модуль 1

Лекции 1 - 5

Тема 1.1. Основные положения и понятия в природопользовании

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 1

 

Тема 1. 2. Природная среда

1.2.1. Образование биосферы и её строение....................

1.2.2. Круговорот веществ и энергии в природе.............

1.2.3. Роль и место человека в биосфере...........................

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 2

Тема 1.З. Вода как составная часть биосферы...................

1.3.1.Основные качества воды в литосфере......................

1.3.2. Загрязнение воды и его последствия.......................

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 3

Тема 1.4. Атмосфера Земли.....................................................

1.4.1. Значение и свойства атмосферы................................

1.4.2. Строение и состав атмосферы....................................

1.4.3. Загрязнение атмосферы и его нормирование...........

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 4

Тема 1.5. Почвы..........................................................................

1.5.1. Значение почв, их состав и свойства...............................

1.5.2. Разрушение и загрязнение почв........................................

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 5

Модуль 2

Лекции 6 -7

Тема 2.6.Качество окружающей среды и его нормирование

2.6.1. Оценка качества окружающей среды................................

2.6.2. Нормирование качества окружающей среды...................

2.6.3.Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия

2.6.4.Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных воз­действий.............................................................

2.6.5. Комплексные нормативы качества окружающей среды в природопользовании

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 6.

Тема 2. 7. Мониторинг загрязнения и методы контроля качества

окружающей среды.....................................................................

2.7.1. Мониторинг загрязнения окружающей среды................

2.7.2. Методы мониторинга окружающей среды

2.7.3.Методы почвенного мониторинга

2.7.4. Методы контроля за уровнем загрязнения вод................

2.7.5. Методы контроля степени загрязнения атмосферы........................

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 7.

Модуль 3

Лекции 8 - 12

Тема 3. 8.Основные виды природопользования и их сущность.

3.8.1. Виды и формы природопользования...............................

3.8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании..

3.8.3 Лимитирование природопользования.

3.8.4. Договорные формы в природопользовании

3.8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний

по теме 8

Тема 3.9.Основы рационального природопользования.............

3.9.1. Природные ресурсы и их классификация

3.9.2. Планирование, управление и прогнозирование использования природных ресурсов

3.9.3. Основные принципы рационального природопользования

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 9.

Тема 3.10.Природозащитные мероприятия.............................

3.10.1. Классификация и основные направления природозащитных мероприятий

3.10.2. Биотехнологии охраны окружающей среды............

3.10.3. Использование возобновляемых источников энергии в области защиты окружающей среды

3.10.4. Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 10.

 

 

Тема 3.11. Глобальные природные и техногенные катастрофы на рубеже XX-XXI bb

3.11.1. Чернобыльская катастрофа

3.11.2. Катаклизм на Саяно-Шушенской ГЭС......................

3.11.3. Техногенная катастрофа в Мексиканском заливе

3.11.4. Природный катаклизм в Исландии...........................

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 11.

Тема 3.12.Международное сотрудничество в области природо­пользования

3.12.1. Национальные и международные природные ресурсы

3.12.2. Глобальные экологические проблемы......................

3.12.3. Направления и формы международного сотруд­ничества

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 12.

Литература..............................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Одной из центральных проблем, изучаемых современной наукой, является проблема взаимоотношения общества и приро­ды. В процессе этого взаимоотношения человек, используя необ­ходимые ему природные богатства (ресурсы), одновременно ока­зывает глубокое, часто негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время при всё возрастающем антропогенном давлении такое воздействие испытывают природные системы различного уровня — от локального до планетарного. В результа­те человечество вынуждено решать чрезвычайно сложную задачу: как при эффективном использовании природных ресурсов на­нести наименьший ущерб самой природе. Потребность в реше­нии этой задачи привела к возникновению междисциплинарного научного направления (специальной дисциплины), получившего название «природопользование».

Назначение природопользования как научной дисциплины состоит в поиске и разработке таких принципов и путей оптими­зации взаимоотношений общества и окружающей среды, кото­рые способствуют удовлетворению материальных потребностей людей, сохранению и воспроизведению благоприятной для них внешней среды. Поиск оптимальных решений сопряжён с боль­шими усилиями представителей многих наук — естественных, технических, экономических, общественных. Поэтому курс «Ос­новы природопользования» читается студентам высших учебных заведений различного профиля, в том числе и студентам направ­ления подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» в соот­ветствии с положениями ГОС ВПО РФ.

Сибирь является азиатской составляющей территории Рос­сии. Она была присоединена к России в XVI—XVII вв., когда сна­чала Сибирское ханство, а затем другие княжества, располагав­шиеся здесь, получили российское подданство и защиту. Эта огромная часть территории России простирается от Урала на за­паде до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до степей Ка­захстана и границы с Монголией на юге. Площадь территории, занимаемая Сибирью, составляет около 10 млн км2, это 58,6% от общей площади России — 17,075 млн км2. При этом в Сибири проживает примерно 30 млн человек, т.е. по плотности — 3 чело­века на 1 км2.

Большая часть Сибири сложена многолетнемёрзлыми грун­тами на глубину до 800 м, а также островной мерзлотой. Климат Сибири суровый, резко континентальный, со средней темпера­турой воздуха в январе от минус 20 до минус 48 °С.

Вопросам природопользования Сибири отводится особая роль, как в рамках региона, так и России и в планетарном масштабе. Деление Сибири на Западную и Восточную дифференцирует принципы природопользования в соответствии с её природно-климатическими особенностями и хозяйственным использова­нием природных ресурсов.

Западная Сибирь представлена Западно-Сибирской равниной (Западно-Сибирская низменность) площадью около 3,75 млн км2. Она относится к самым большим равнинам земного шара и име­ет высотные отметки от 50 до 300 м над уровнем моря. Данная территория находится в границах, определённых на западе Уральскими горами, на востоке — долиной р. Енисей, на севере Карским морем и на юге — границей с Казахстаном. Её поверх­ность слабо расчленена мореными холмами и гривами. В преде­лах этих расчленений выделяется Васюганская равнина (с болота­ми глубиной до 9 м), Барабинская, Ишимская и Кулундинская степи, по большей части распаханные.

Территория Западной Сибири покрыта густой сетью рек (около 2 тыс. наименований), главными из которых являются

Обь, Иртыш, Енисей, а также многочисленными озёрами, в том числе большими — Чаны и Убинское. На этой территории осваи­вают крупнейшие месторождения нефти и природного газа За­падно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Восточная Сибирь простирается от широтной долины р. Енисей вплоть до тихоокеанского побережья, представлена обширными территориями плоскогорий, нагорий, низменно­стей, горных хребтов Саян, Прибайкалья и Забайкалья, системой горных массивов Северо-Восточной Сибири (Верхоянский, Ста­новой и др.).

Территория Восточной Сибири также покрыта густой сетью рек, главными из которых являются Енисей, Лена и Амур. Здесь расположено озеро Байкал — самый древний, глубокий и боль­шой внутренний водоём, крупнейший резервуар пресной во­ды на Земле. На этой территории расположены круп­ные водохранилища пресной воды, такие как Красноярское, Братское, Вилюйское, Зейское, используемые для получения электроэнергии, запасов питьевой воды и защиты от наводне­ний.

Эта территория со своими горно-экономическими района­ми и структурными особенностями является основным сырье­вым бассейном России. Здесь расположены Ангаро-Илимский железорудный бассейн, крупнейшие Ленский, Тунгусский, Ир­кутский, Канско-Ачинский, Кузнецкий и Южно-Якутский угольные бассейны, а также Якутское (Алдан), Дарасунское, Балейское и Колымское месторождения золота и месторождения свинца, цинка, никеля, вольфрама, алмазов, серебра и др. Здесь располагается территория тайги с большей частью хвойных и смешанных лесов, простирающихся на 1 тыс. км в ширину и 4,8 тыс. км в длину.

В учебном пособии сделана попытка отразить сибирские проблемы природопользования в свете региональных, россий­ских и общепланетарных проблем.

Цель учебного пособия «Основы природопользования» со­стоит в изучении теоретических основ и ознакомлении студентов

с современным состоянием природной среды, её антропогенными изменениями, основными принципами и методами рациональ­ного использования естественных ресурсов и предотвращения или ослабления отрицательных последствий их эксплуатации, а также разумного освоения и преобразования природных условий и ресурсов.

Настоящее издание предназначено для изучения и самостоя­тельной работы студентов заочной формы обучения по направ­лению подготовки 120700.62 «Землеустройство и кадастры» и может быть полезно студентам, обучающимся по смежным спе­циальностям и другим формам обучения.

 

Модуль 1

Лекции 1 - 5

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

 

Под природопользованием понимают действия по использова­нию человеком полезных свойств ресурсов окружающей при­родной среды в экологических, экономических, культурных и оздоровительных целях.

Человек является частью природы и тесно с нею связан. Роль природы в его жизни и деятельности трудно переоценить. Природа служит средой обитания людей и одновременно источником всех необходимых им веществ и энергии, на которых базируется обще­ственное производство. Состояние природы во многом определяет благосостояние и уровень развития человеческого общества.

Основным источником получения необходимых людям мате­риальных благ служат естественные (природные) ресурсы. К ним относятся элементы природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использова­ны для удовлетворения потребностей человеческого общества. В отношении ресурсов природа рассматривается с учётом как ин­тересов производства (земельные, водные и др.), так и условий жизнедеятельности человека (рекреационные, лечебные и др.). Предельное количество природных ресурсов, которое человек мо­жет использовать без подрыва своего существования и развития, называют природно-ресурсным потенциалом [16,17].

Используя естественные ресурсы, человек "оказывает боль­шое влияние на природу. Если на начальных этапах развития общества оно было незначительным, то в последние 100—150 лет в связи с быстрым ростом населения и производительных сил, увеличением потребления естественных ресурсов, освоением новых территорий и техническим прогрессом антропогенное воздействие на природу стало непрерывно нарастать. Этот про­цесс особенно усилился с середины XX в. в эпоху научно-технической революции, когда наука стала ведущим фактором общественного развития. Существенно выросло прямое и кос­венное воздействие на природу, что качественно изменило со­стояние окружающей среды и вызвало современный экологиче­ский кризис. Он выразился в резком истощении естественных ресурсов, интенсивном загрязнении биосферы, серьёзном ослаб­лении способности многих экосистем к самовосстановлению, значительном ухудшении условий жизни и деятельности челове­ка. В 80-е гг. XX в. отчётливо проявились негативные последст­вия техногенного воздействия на природу, угрожающие сущест­вованию всего человечества. Общепризнано, что экологическая обстановка на Земле крайне неблагополучна. Существенно обо­стрилась она и на территории России, в том числе в Сибири, где ведутся масштабные работы по добыче природных ресурсов (уг­ля, металлов, нефти, газа и др.). На больших и средних реках ре­гиона действуют крупнейшие гидроэлектростанции страны, ис­пользуя запасы воды искусственных водохранилищ, затопивших огромные территории Сибири и приведших к нарушению есте­ственного равновесия экосистемы района. Человечество вплот­ную приблизилось к возможности экологической катастрофы. Стало вполне очевидным, что естественные ресурсы ограничены [23], а их неразумная эксплуатация ведёт к необратимым послед­ствиям и разрушительным процессам глобального характера.

В этой ситуации особое значение приобретает глубокий и всесторонний анализ проблемы взаимоотношения общества и природы в целях разработки основ рационального использова­ния естественных ресурсов и поддержания здоровой для челове­ка экологической среды. В настоящее время такая разработка ведётся в рамках междисциплинарного научного направления, называемого природопользованием [24].

Термин «природопользование» и его определение предложе­ны в 1959 г. экологом Ю.Н. Куражковским и сразу же были при­няты сначала наукой, а затем и практикой. По Куражковскому, природопользование - это комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного ис­торического момента) использования природных ресурсов чело­веческим обществом. Её задачи сводятся к разработке принци­пов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и её ресурсами, либо с изменяющими её воздействиями [27].

В последующем значение термина «природопользование» изменялось и дополнялось экологами, экономистами, географа­ми, геологами, геоэкологами, социологами в соответствии с но­выми научными направлениями и подходами к изучению приро­допользования.

Природопользование подразумевает наличие как объекта пользования, так и субъекта, извлекающего пользу из данного объекта. Под объектом понимается то материальное образова­ние, на которое направлено воздействие человека. В качестве та­кого объекта выступает природная среда — совокупность естест­венных и незначительно изменённых природных условий, определяющих жизнь и деятельность людей.

Совокупность естественных, природно-антропогенных и техногенных условий, определяющих жизнедеятельность чело­века, получила название «окружающая среда» (точнее, «окру­жающая человека среда») [16].

Субъектами, извлекающими пользу из объекта природополь­зования, являются общество, хозяйство, отрасли производства, предприятия, административные органы и т.д. Поэтому управле­ние и регулирование становятся важными элементами деятельно­сти субъекта в процессе использования естественных ресурсов.

Главная задача природопользования как научного направле­ния — поиск и разработка путей оптимизации взаимодействия общества с окружающей средой в конкретных природных и со­циально-экономических условиях территории.

Задачи оптимизации сводятся к достижению сбалансирован­ного соотношения между эксплуатацией, консервацией и улуч­шением природной среды. Это очень сложная и многогранная проблема. Её решение опирается на комплекс различных естест­венных, технических и социально-экономических дисциплин, среди которых особое место занимают география и экология.

В процессе природопользования тесно соприкасаются и взаимодействуют три категории объектов: природные, техниче­ские и социальные. Эти объекты связаны между собой кругово­ротами веществ и энергии, образуя природно-производственные сочетания регионального и локального уровней. Для их исследо­вания необходимо применять принцип комплексности.

Сущность этого принципа состоит в системном учёте комплекса природных и социально-экономических факторов сре­ды, выявлении взаимосвязей между компонентами природно-хозяйственных систем, в установлении вероятных последствий взаимодействия человека и природы. Такой подход даёт воз­можность найти пути рационального использования природно-ресурсного потенциала, повысить эффективность производства, определить антропогенные изменения ландшафтов и экосистем. Реализация комплексного подхода тесно связана с применением принципов региональности и экологичности.

Принцип региональности основан на том, что мероприя­тия по природопользованию чаще всего имеют региональную и локальную размерность.

Принцип экологичности заключается в необходимости учёта взаимоотношений человеческого общества со средой его обитания.

Геоэкология рассматривает человека в природопользова­нии не только как источник нарушения природной среды, но и как жертву воздействия изменяемой им же природы. Важнейшая задача геоэкологии состоит в выявлении и оценке изменений территориальных и аквальных систем, возникающих в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близких и отдалённых во времени последствий этого воздействия. Реализа­ция задачи способствует поиску оптимальных путей использова­ния естественных ресурсов и приводит к наименьшим потерям для человека и самой природы. В настоящем учебном пособии природопользование рас­сматривается как двуединое понятие, т.е. как междисциплинар­ное научное направление и одновременно как вид практической деятельности человека. В первом случае оно понимается как учение об общих принципах и методах использования природ­ных ресурсов и условий, включающих анализ воздействия чело­века на природу и последствий этого воздействия на человека. Во втором случае — это деятельность по использованию природно-ресурсного потенциала, включающая мероприятия по его вос­становлению и сохранению элементов природопользования.

Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 1.1.

 

1. Какова роль природы в жизни человека?

2. Что является основным источником для получения людьми материальных благ?

3. Что относится к природным (естественным) ресурсам на уровне производительных сил?

4. Что в природе относится к ресурсам, необходимым для жизнедеятельности человека?

5. Дайте определение термина «природно-ресурсный потенциал».

6. Когда наиболее остро возросло техногенное влияние че­ловеческой деятельности на природу?

7. Кто из учёных и когда ввёл впервые термин «природопользование»?

8. Как изменялось и дополнялось определение природопользования в научном мире?

9. Что понимают под термином «объект природопользова­ния»?

 

10. Что обозначает понятие «природная среда»?

11. Как следует понимать термин «окружающая среда»?

12. Что включает в себя понятие «субъект природопользования»?

 

ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...