Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Простой категорический силлогизм




Вариант 1.

1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью общих правил силлогизма и правил фигур установите, следует ли заключение с необходимостью:

а) свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов свидетель. Значит....

6) лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Иванов не достиг совершеннолетия. Значит...

в) все студенты юридических ВУЗов изучают логику. Соколов изучает логику. Значит...

г) все адвокаты имеют высшее юридическое образование, некоторые из них занимаются научной деятельностью. Следовательно....

2. Восстановите пропущенную часть силлогизма. Проверьте правильность вывода:

а) студенты занимаются спортом, значит Андрей - студент

б) судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса, а Иванов - судья.

Вариант 2.

1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью общих правил силлогизма и правил фигур установите, следует ли заключение с необходимостью:

а) судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. Следовательно...

б) тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос, следовательно....

в) все студенты юридических Вузов изучают логику. Соколов не студент юридических ВУЗов. Следовательно...

г) каждый участник долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Антонов ¾ участник общей долевой собственности. Следовательно...

2. Восстановите пропущенную часть силлогизма. Проверьте правильность вывода:

а) все студенты сдают экзамены, а Петров ¾ студент.

б) все студенты сдают экзамены. Значит, Иванов ¾ студент.

Вариант 3.

1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью общих правил силлогизма и правил фигур установите, следует ли заключение с необходимостью:

а) ни один ведущий редактор не подпишет непрочитанную рукопись. Иванов является ведущим редактором. Значит...

б) некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силен. Следовательно...

в) во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке дореволюционного издания. Следовательно...

г) жизнь ¾ борьба. Дзюдо ¾ борьба. Следовательно...

2. Восстановите пропущенную часть силлогизма. Проверьте правильность вывода:

а) Все граждане России имеют право на труд, а Петров ¾ россиянин

б) Воспитание ¾ великое дело: им решается участь человека

Вариант 4.

1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью общих правил силлогизма и правил фигур установите, следует ли заключение с необходимостью:

а) большинство учителей имеет высшее образование. Иванов ¾ учитель. Следовательно...

б) все кинозалы оснащены большим экраном. Это помещение является кинозалом. Следовательно...

в) во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Санкт-Петербург не находится за полярным кругом. Следовательно...

г) большая часть студентов нашей группы изучает английский язык. Петров ¾ студент нашей группы. Следовательно...

2.Восстановите пропущенную часть силлогизма. Проверьте правильность вывода:

а) Все собаки ¾ млекопитающие, значит, обезьяна не млекопитающие

б) Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна

Вариант 5.

1. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью общих правил силлогизма и правил фигур установите, следует ли заключение с необходимостью:

а) все местные жители знают дорогу к реке. Этот человек не знает дороги к реке. Следовательно...

б) некоторые студенты ¾ спортсмены. Иванов ¾ студент. Следовательно...

в) все рыбы дышат жабрами. Киты ¾ не рыбы. Следовательно...

г) большая часть студентов нашей группы изучает английский язык. Петров ¾ изучает английский. Следовательно...

2.Восстановите пропущенную часть силлогизма. Проверьте правильность вывода:

а) Иван болеет аллергией, поэтому ему запрещено сладкое.

б) все вечнозеленые деревья не сбрасывают на зиму листву. Значит, и ель не сбрасывает на зиму листву.


Тема 5. Дедуктивные выводы из сложных суждений

Вариант 1.

1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:

а) если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.

2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, постройте схему, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно. Следовательно...

б) обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер. Следовательно…

3. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) акт приема-передачи составляется при поступлении или выбытии основных средств. Этот акт составлен при поступлении основных средств.

б) простые суждения по количеству делятся на общие и частные. Это суждение не частное. Следовательно, оно общее.

4. Установите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) если студент пропустит семинарское занятие – ему придется его отрабатывать, если студент получит за семинар «2» - ему придется его отрабатывать. Этому студенту необходимо отработать семинарское занятие.

б) если добираться до университета на маршрутном транспорте – надо рассчитывать время на пробки и ожидание транспорта, если добираться до университета на автомобиле надо рассчитывать время на пробки и поиск места на стоянке. Студент может добираться до университета на маршрутном транспорте или автомобиле.

Вариант 2.

1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:

а) обмен жилыми помещениями будет признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат переселению в ранее занимаемые площади.

2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, постройте схему, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения изменились. Следовательно...

б) договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор заключен не будет. Следовательно…

3. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) Сложные суждения могут быть разделительные, соединительные и условные. Это условное суждение. Значит...

б) В озере можно поймать и щуку и леща и плотву. Щуку нам поймать не удалось, значит...

4. Установите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения, семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться.

б) чтобы попасть на этой неделе в Москву на конференцию по проблемам экологического права, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось. Значит...

Вариант 3.

1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:

а) если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды могут размыть дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты останутся без подвоза сырья и продовольствия.

2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, постройте схему, установите модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал.

б) люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна. Задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна.

3. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) Термин простого суждения или субъект или предикат. Это субъект суждения. Значит…

б) Нормативные акты могут быть внешними или внутренними. Этот нормативный акт не внутренний.

4. Установите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) нерегулярное питание приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, употребление продуктов, вредных для здоровья - приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Этот человек питается регулярно и не употребляет продукты, вредные для здоровья.

б) во время пожара некто рассуждает так: «Если я пойду по лестнице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Я не пойду по лестнице или не выпрыгну из окна. Следовательно, я не сгорю или не разобьюсь».

Вариант 4.

1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:

а) если в питании человека не хватает кальция, то организм берет его из костей. Если кальций вымывается из костей, то кости становятся хрупкими. Если кости хрупкие, то возможны переломы.

2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, постройте схему, установите модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) человеку, желающему заниматься с успехом каким-нибудь умственным трудом, непростительно не изучать логику. Николаев хочет заниматься умственным трудом.

б) если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не было.

3. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) Иванов мог получить на экзамене «отлично» или «хорошо». Иванов не получил «отлично».

б) пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Однако пожар не мог возникнуть в результате стихийного бедствия.

 

4. Установите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) Если простое суждение отрицательное, то оно либо обращается либо нет. Это суждение обращается.

б) Если у больного грипп, то рекомендуется обратиться к врачу. Если у больного острое респираторное заболевание, то рекомендуется обратиться к врачу. У данного больного грипп или ОРЗ.

Вариант 5.

1. Найдите основание и следствие в условиях, посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте её в явной логической форме:

а) родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и т.п.). Размеры участия в таких расходах определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей.

2. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, постройте схему, установите модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз.

б) если высказывание не подтверждено фактами, оно не убедительно. Ваше высказывание не подтверждено фактами.

3. Сделать вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) данное ДТП могло случиться по причине плохой видимости, скользкой дороги или алкогольного опьянения пешехода. Дорога была не скользкая.

б) животные бывают позвоночными и беспозвоночными. Эти животные беспозвоночные.

4. Установите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте схему и определите, следует ли вывод с необходимостью:

а) если человек болен сыпным тифом, то на 4-6 день болезни у него будет высокая температура и появится сыпь. У больного 4-6 день болезни нет высокой температуры или нет сыпи.

б) если я оставлю взрывчатку в этом здании, то может пострадать множество людей, если я вынесу ее из здания, то могу пострадать сам. Я могу оставить взрывчатку в здании или вынести ее.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...