Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование на рынке естественных монополий

Картельные соглашения. Условия стабильности стратегии.

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

Устойчивость картельного соглашения. Если картель уже сформирован, эффективно ограничивает выпуск и устанавливает монопольную цену, у каждого предприятия появляется стимул явно или тайно нарушить картельное соглашение - продать товар в количестве, превышающем квоту. Такая стратегия оказывает двоякое влияние на прибыль предприятия-участника соглашения и картеля в целом. С одной стороны, прибыль "нарушителя" растет благодаря увеличению объема его продаж. С другой стороны, увеличение объема продаж приводит в конечном итоге к снижению рыночной цены. Второй эффект влияет как на суммарную прибыль участников картеля, так и на прибыль "нарушителя". Однако если первый, положительный, эффект действует только по отношению к предприятию, уклоняющемуся от выполнения условий соглашения, второй эффект действует на все предприятия пропорционально их доле в продажах картеля. Таким образом, стимул нарушать картельное соглашение возникает у всех его участников.

Помимо возможности и стимулов для нарушения условий картельного соглашения, на его устойчивость существенно влияют такие факторы, как вероятность обнаружения и наказания регулирующими органами, число предприятий-участников картеля, заменяемость продукта предприятий, входящих в картель, различия структуры затрат картеля. Ограниченное число предприятий-участников картеля и однородность товаров разных предприятий создают предпосылки для повышения результативности контроля выполнения картельного соглашения. Существенную роль играет структура затрат производителей, входящих в картель. Различие в этой структуре предполагает различный характер реакции продавцов на изменение спроса. Так, при сокращении спроса на продукцию предприятия с высокой долей постоянных затрат в общих затратах предпочтение будет отдано снижению цены, а не выпуску продукции, а для предприятия с высокой долей переменных издержек - наоборот. Очевидно, что разная реакция на изменение рыночных условий ведет к неустойчивости картеля.

 

Естественные монополии

Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем, если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

 

43. Особенности отраслевого рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий Естественной монополией называется отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной фирмой. Производство данного объема выпуска возможно с минимальными издержками на одной крупной фирме.

При естественной монополии:

– удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции;

– отсутствие конкуренции из-за технологии производства;

– снижение издержек на единицу продукции по мере увеличение объема производства.

Черты естественной монополии:

– технологические исключительные преимущества на данном рынке;

– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;

– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

Виды естественных монополий:

- Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

- Транспортировка газа по трубопроводам

- Услуги по передаче электрической и тепловой энергии

- Ж/д перевозки

- Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов

- Услуги общедоступной почтовой связи.

 

Ценообразование на рынке естественных монополий

1) Ценообразование по предельным издержкам. Поскольку кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжениирасположена выше кривой МС, то такой тип ценообразования ведет к потерям со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли.

2) Ценообразование Расмея (Р=АС). Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков.

3) Нелинейное ценообразование. Цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть – отношение постоянных издержек к числу покупателей (e=F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая.

4) Пиковое ценообразование. Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P=AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P=AVC + b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...