Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Красная книга». Особо охраняемые природные террито-





 

 

Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих под угрозой ис- чезновения видов растений, животных и других организмов с целью введения режима их особой охраны и воспроизводства. Существует несколько вариантов Красных книг: международная, федеральная и республиканская (областная).

Международная Красная книга. Международным союзом охраны при- роды и природных ресурсов (МСОП) выпущены тома: «Млекопитающие» (310 видов),»Птицы» (320 видов), «Земноводные и пресмыкающиеся» (162 вида),

«Рыбы» (40 видов) и том о редких растениях. В Международной Красной книге выделено пять видов растений и животных в соответствии с классификацией МСОП:

1. Ех по-видимому, исчез;

2. Е – под угрозой исчезновения. Спасение вида невозможно без прове-

дения специальных мер по охране.

3. V – сохраняющейся в численности вид пока еще встречается в коли-

чествах, достаточных для выживания.

4. R –редкий. Прямая угроза выживания отсутствует, но из-за незначи-

тельной численности при неблагоприятных условиях возможны сокращения чис-

ленности и угроза исчезновения.

5. Восстановленные виды. Ранее относились к категориям Е, V или R,

теперь благодаря мерам по охране и эксплуатации восстановлены. Нуждаются в постоянном контроле.

Ежегодно в Международную Красную книгу вносятся изменения и новые

виды, нуждающиеся в особой заботе.

Красная книга России. Содержит разделы, аналогичные Международной

Красной книге. В книгу включено 562 вида растений и 246 видов животных. В

том числе: уссурийсуий тигр, белобрюхий тюлень, белый медведь, пятнистый олень (аборигенная популяция), журавли – белый, черный и маньжурский, дрофа, дальневосточный аист,, белый кречет – редчайший на Земле сокол, кувшинка бе- лоснежная, купальница европейская и др. Решение о включении конкрутного ви- да в Красную книгу (или исключение из нее) принимает Правительство РФ по представлению Межведомственной комиссии, состоящей из специалистов раз- личных ведомств.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки суши, водной поверхности и воздушного пространства, которые в силу своего особен- ного природоохранного и иного значения, полностью или частично изъяты из хо- зяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны. Главной их задачей является сохранение биологического разнообразия для под- держания устойчивости природных систем.

Согласно закону об охраняемых территориях, принятому Думой 15 фев- раля 1995 г., различают следующие основные категории природно-заповедного фонда:


- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- государственные природные заказники;

- природные парки;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады.

В 1997г. в России насчитывалось 95 заповедников с общей площадью

310,27 тыс. км2, что составляет 1,53 % всей территории России. Самые крупные из них: Таймырский т Усть-Ленский – площадь каждого более 1,5 млн га. Уни-

кальны по биоразнообразию нетронутые человеком уголки природы в Тебердин- ском, Алтайском, Кроноцком (Камчатка) и другие заповедники нашей страны. (Таблица 8).

На 1 ноября 1997 г. в России насчитывалось 33 национальных парка об- щей площадью свыше 66 тыс. км2, что составляет незначительную часть от всей ее территории. К самым известным природным национальным паркам России от-

носяться «Лосиный остров», «Сочинский», «Приэльбрусье», «Валдайский» и др. (Таблица 9).

 

Таблица 8 - Список заповедников

 

Название Площадь Расположение
     
1.Азас   Республика Тува
2.Алтайский   Республика Алтай
3.Астраханский   Астраханская область
4.Байкало-Ленский   Иркутская область
5.Байкальский   Республика Бурятия
6.Баргузинский   Республика Бурятия
7.Басеги   Пермская область
8.Бастак   Еврейская автономная область
9.Башкирский   Республика Башкортостан
10.Богдинско-Баскунчакский   Астраханская область
11.Болоньский   Хабаровский край
12.Большая Кокшага   Республика Марий Эл
13.Большехехцирский   Хабаровский край
14.Большой Арктический   Таймырский автономный округ
15.Ботчинский   Хабаровский край

 

 

45


Продолжение таблицы 8

 

     
16.Брянский лес   Брянская область
17.Буреинский   Хабаровский край
18.Верхне-Тазовский   Ямало-Ненецкий автономный округ
19.Висимский   Свердловская область
20.Витимский   Иркутская область
21.Вишерский   Пермская область
22.Воpонинский   Тамбовская область
23.Волжско-Камский   Республика Татарстан
24.Воронежский   Воронежская область
25.Галичья гора   Липецкая область
26.Гыданский   Ямало-Ненецкий автономный округ
27.Дагестанский   Республика Дагестан
28.Дальневосточный морской   Приморский край
29.Дарвинский   Вологодская область, Ярославская область
30.Даурский   Читинская область
31.Денежкин Камень   Свердловская область
32.Джергинский   Республика Бурятия
33.Джугджурский   Хабаровский край
34.Жигулевский   Самарская область
35.Зейский   Амурская область
36.Ильменский   Челябинская область
37.Кабардино-Балкарский   Кабардино-Балкарская Республика
  38.Кавказский   Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея
39.Калужские засеки   Калужская область
40.Кандалакшский   Мурманская область, Республика Карелия
41.Катунский   Республика Алтай
42.Кедровая падь   Приморский край
43.Керженский   Нижегородская область
44.Кивач   Республика Карелия
45.Командорский   Камчатская область

 

46


Продолжение таблицы 8

 

     
46.Комсомольский   Хабаровский край
47.Корякский   Корякский автономный округ
48.Костомукшский   Республика Карелия
49.Кроноцкий   Камчатская область
50.Кузнецкий Алатау   Кемеровская область
51.Курильский   Сахалинская область
52.Лазовский   Приморский край
53.Лапландский   Мурманская область
54.Лес на Ворскле   Белгородская область
55.Магаданский   Магаданская область
56.Малая Сосьва   Республика Хакасия
57.Малая Сосьва   Ханты-Мансийский автономный округ
58.Мордовский   Республика Мордовия
59.Ненецкий   Ненецкий автономный округ
60.Нижне-Свирский   Ленинградская область
61.Норский   Амурская область
62.Нургуш   Кировская область
63.Окский   Рязанская область
64.Олекминский   Республика Саха (Якутия)
65.Оренбургский   Оренбургская область
66.Остров Врангеля   Чукотский автономный округ
67.Пасвик   Мурманская область
68.Печоро-Илычский   Республика Коми
69.Пинежский   Архангельская область
70.Полистовский   Псковская область
71.Поронайский   Сахалинская область
72.Приволжская лесостепь   Пензенская область
73.Приокско-Террасный   Московская область
74.Присурский   Чувашская Республика
  75.Путоранский   Таймырский автономный округ, Эвенкий- ский автономный округ

 

 


Продолжение таблицы 8

 

     
76.Рдейский   Новгородская область
77.Ростовский   Ростовская область
78.Саяно-Шушенский   Красноярский край
79.Северо-Осетинский   Республика Северная Осетия – Алания
80.Сихотэ-Алинский   Приморский край
81.Сохондинский   Читинская область
82.Столбы   Красноярский край
83.Таймырский   Таймырский автономный округ
84.Тебердинский   Карачаево-Черкесская Республика
85.Тунгусский   Эвенкийский автономный округ
86.Убсунурская котловина   Республика Тыва
87.Уссурийский   Приморский край
88.Усть-Ленский   Республика Саха (Якутия)
89.Ханкайский   Приморский край
90.Хинганский   Амурская область
91.Хоперский   Воронежская область
92.Центрально-Лесной   Тверская область
93.Центрально-Черноземный   Курская область, Белгородская область
  94.Центральносибирский   Красноярский край, Эвенкейский автоном- ный округ
95.Чазы   Республика Хакасия
96.Черные земли   Республика Калмыкия
97.Шульган-Таш   Республика Башкортостан
98.Юганский   Ханты-Мансийский автономный округ
  99.Южно-Уральский   Республика Башкортостан,Челябинская об- ласть

 


Таблица 9 - Список национальных парков

 

Название Площадь Расположение
     
1.«Алания»   Республика Северная Осетия – Алания
2.«Башкирия»   Республика Башкортостан
3.«Валдайский»   Новгородская область
4.«Водлозерский»   Республика Карелия, Архангельская обл.
5.«Забайкальский»   Республика Бурятия
6.«Зюраткуль»   Челябинская область
7.«Кенозерский»   Архангельская область
8.«Куршская коса»   Калининградская область
9.«Лосиный остров»   Москва и Московская область
10.«Марий Чодра»   Республика Марий Эл
11.«Мещера»   Владимирская область
12.«Мещерский»   Рязанская область
13.«Нечкинский»   Удмуртская Республика
14.«Нижняя Кама»   Республика Татарстан
15.«Орловское полесье»   Орловская область
16.«Паанаярви»   Республика Карелия
17.«Переславский»   Ярославская область
18.«Прибайкальский»   Иркутская область
19.«Припышминские боры»   Свердловская область
20.«Приэльбрусье»   Кабардино-Балкарская Республика
21.«Русский север»   Вологодская область
22.«Самарская Лука»   Самарская область
23.«Себежский»   Псковская область
24.«Смоленское поозерье»   Смоленская область
25.«Смольный»   Республика Мордовия
26.«Сочинский»   Краснодарский край
27.«Таганай»   Челябинская область
28.«Тункинский»   Республика Бурятия
29.«Угра»   Калужская область

 

49


Продолжение таблицы 9

 

 

     
30.«Хвалынский»   Саpатовская область
31.«Чаваш вармане»   Чувашская Республика
32.«Шорский»   Кемеровская область
33.«Шушенский бор»   Красноярский край
34.«Югыд ва»   Республика Коми

 

 


16 Методические рекомендации к различным формам обу- чения экологическим основам природопользования (лекции, рефе- раты и др.)

 

Различные формы проведения занятий по экологии (лекции, семинары, дискуссии и др.) позволяют глубже вникнуть в экологическую проблему, тоньше прочувствовать различные ее аспекты, найти наиболее приемлемые пути реше- ния той или иной учебно-воспитательной задачи.

Для того чтобы напомнить, что собой представляет лекция, семинар и т.д., приведем курсивом их определение по «Словарю русского языка» С. И.

Ожегова (1990) и кратко раскроем цели их применения.

 

16.1 Лекция «Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы (а также запись этого изложения)»

 

Непосредственная передача информации аудитории. Для лекции харак- терна систематичность изложения материала, логическая последовательность его подачи. Лекции по экологии вводят учащихся в существо экологической пробле- мы, раскрывая многообразие подходов к ее решению теоретически.

Желательно связывать материал лекции с жизнью, подбирать удачные и интересные примеры, качественно и образно их представлять. Ее цель — заинте- ресовать слушателей содержанием, пробудить самостоятельное (собственное)

отношение к излагаемому материалу. Лекции могут строиться по традиционному типу — их читает сам учитель в готовом для запоминания виде, более сложный тип — проблемная лекция, иллюстрирующая научную или практическую про-

блему (ее появление, способы решения, последствия решения). Разговорная лек- ция — чередование фрагментов лекции с ответами слушателей или выполнением ими заданий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...