Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовительные упражнения




Упражнение для губ. Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытя­нуты вперёд (как при произнесении звука у). При этом углы губ соприкасаются и, следо­вательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха. Ок­руглить губы и, вдохнув, равномерно, с си­лой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ре­бёнка необходимой силы выдоха.


Упражнение для языка. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка под­нять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину по­лутора пальцев. Губы округлить. Удержи­вать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использова­ния палочки. При этом язык должен сво­бодно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение. Произнесение длительного звука ш. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не выни­мая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладо­нью руки. Слышится длительный звук ш—.

Примечание. Вместо звука ш слы­шится звук, похожий на звук ф. Это озна­чает, что углы губ вовлекаются в работу.

Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка.

В завершение проделать упражнение без использования палочки.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ша, ш—о, ш—у, ши, ш—е.

ша — шо — шу ши — ше — ша

шо — шу — ша ше — ши — шо

шу — шо— ша ши — шу — ше

ше — шу — шо шу — ши — ша

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. Слова с ударными слогами.

Образец: ре-шатъ, Ми-ш—ут-ка.

ша

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, боль­шая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, реме­шок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

ши

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше

Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

2. Слова с безударными слогами.

Образец: ша-гатъ, ка-ша, ша-лун.

ша

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

шу

Шуруп, шутить, чешуя.

ши

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

 

3. Слова со стечением согласных в слоге.

Образец: шляпа, штука.

Шве, швы, шка, шко, шку

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.

Шла, шле, шли, шлю, шля

Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шме, шни, шну, шпа, шпи

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.

Шта, што, шту, шты

Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

Упражнение. Назвать предметы, изображенные на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Маша, Миша, малыши. Даша моет шею.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Лёши лан­дыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Лёша ел пшённую кашу.

 

Ум хорошо, а два лучше. (Пословица.)

В гостях хорошо, а дома лучше. (Поговорка.)

Дальше в лес — больше дров. (Поговорка.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.


Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Потешки

Петушок, петушок,

Отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу.

Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот пришёл на нашу крышу.

Шалун Миша

Миша — шалун. Шалил с котёнком. Котёнок мяукал. Бабушка отняла котёнка. Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

Ландыши

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на неко­шеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у ре­чушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей — и домой. Хороши ландыши!

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: а—ш—, о—ш —, уш—, ыш —, яш —, ёш —, ю—ш, иш—,еш —.

 

аш — ош — уш — ыш ыш — у ш — ош — аш

яш — ёш — юш — иш — еш еш — иш — юш — ёш — яш

аш — яш — уш — юш ыш — иш — еш — аш

яш — аш — юш — уш иш — ыш — аш — еш

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударными слогами.

Образец: наш —, кошка, камыш —.

аш

Ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ро­машка, букашка, карандаш.

ош

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

уш

Душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радуш­ный, ракушка.

ыш

Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш.

яш

Яшка, бляшка, гуляш.

Ш, ёшь

Даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка.

Еш, ешь, иш, ишь

Пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.

 

2. С безударными слогами.

Образец: у—шли, пе-ту—ш—ки.

аш

Башмак, башлык, кашне, каштан.

Уш, ыш

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, тушканчик, ландыш, детёныш, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко.

Юш, ишь, иш

Брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

 

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: В поле рома —ш— ки. У Антошки каран-даш —.

Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает у окошка. Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошко. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют «в кошки-мышки». Бега­ют ребятишки-малышки — Мишки, Наташки да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

 

В одно ушко вошло, в другое вышло. (Поговорка.)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

(Поговорка.)

Загадки

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.


Кошка и мышка

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и

прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка её до­гнала.

На опушке

Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках бу­кашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то ква­кают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла

дальше.

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

Яша и Алёнушка

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Берёт Алёнушка Малыш­ку. Кормит её ложкой из чашки, поит из кружки. Потом надевает на Малышку рубашку, башмаки.

А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватруш­ку, немножко даёт и кошке. Съел Яша ватрушку. Глядит в окошко. Видит Яша, что идёт мама.

Вошла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша иг­рают.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ И

ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь неболь­шой шалаш. На ладони — башня, крошечная башенка, в бе­лый цвет окрашена игрушечная башня. На опушке неболь­шой домишко.

 

Шила в мешке не утаишь. (Поговорка.)

Напишешь пером — не вырубишь топором. (Пословица.)

Загадки

В большой избе — избушка — а в избушке — щебетушка.

(Птица в клетке.)

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.

(Яма.)

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

С неба падают ледышки, Кто стоит на крепкой ножке

Прямо падают в ладошки. В бурых листьях у дорожки?

Есть ледышки меньше крошки. Встала шапка из травы,

Есть ледышки — больше шишки. Нет под шапкой головы!

(Град.) (Гриб.)

Потешки

Петушок, петушок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку!

Шапка да шубка —

Вот он, наш Мишутка!

Маша в лесу

Пошли бабушка и Маша в лес. На опушке кругом были ромашки и ландыши. Хотела Маша их рвать. Но бабушка повела её дальше. Вошли они в лес. Где-то куковала кукуш­ка. Бабушка собирала грибы в лукошко. Маша находила их меньше. Она не была раньше в лесу. Кругом порхают, поют пташки. Вот юркнула в норушку мышка. Вот промелькнул зайчишка. Длинные у него уши. Вот белка орешки шелу­шит. Хорошо в лесу. Вышла бабушка опять на опушку. Устала Маша. Неохота ей рвать ландыши и ромашки. Об­ратный путь домой дольше.

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Петушок

Петушок, петушок!

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано поёшь,

Детям спать не даёшь?

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать тексты.

Рёвушка

Вышла Машенька на крыльцо и ревёт.

Подошёл к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревёшь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ре­вёшь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошёл к Машеньке телёнок и говорит: «Давай, Ма­шенька, реветь со мной».

«Давай», — сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Бурёнушка-рёвушка и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревёт.

(По И. Мазнину.)

Домик-ракушка

Шёл я по бережку, камешки искал. Увидел ракушку. В ней рак-отшельник шевелит клешнями. Ракушку он пре­вратил в домик. Раньше там была улитка.

Поднял я ракушку. Рак втянул клешни. Решил я вы­гнать его. Положил ракушку подальше от воды. Придавил ногой. Рак шевелит клешнями: я мешаю ему двигаться. «Найдёшь другую ракушку», — думаю.

Решил рак уйти, отдать мне ракушку. Пошагал в море. Ножки в панцире, а брюшко мягкое. Потому и прятал его в раковине.

Нахлынула волна. Мелькнул рак брюшком. Больше я его не видел. Шёл домой и думал: где рак нашёл другую ракушку?

(По Г. Снегирёву.)


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ж В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: жа, жо, жу, жи, же.

жажожужиже

жожажужиже

жужажожиже

жижажо — жуже

жежажожижу

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. Слова с ударением на слоге.

Образец: жар, ле-жатъ, дру-жок.

жа

Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник.

Жо, жё

Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

жу

Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, аба­жур, тужурка.

же

Женя, уже, уважение, этажерка.

жи

Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

. Слова без ударения на слоге.

Образец: то-же, жур-нал.

жа

Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

Жу, жи

Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

 

3. Слова со стечением согласных в слоге.

Образец: ждать, джем.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: У лужи сидит жаба. Трава уже по-желтела.

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. У вожатого рожок. Покажи свой ножик, Женя. Жора выбе­жал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. В саду крыжовник и ежевика. Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живёт на пятом этаже. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Дети не обижают животных, и животные

любят их. Снежок ле­жал, лежал, потом побежал, журча.

Загадки

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух.)

Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Потешки

Ель на ёжика похожа, Лежебока, рыжий кот,

Еж в иголках, ёлка тоже. Отлежал себе живот.

Подарил утятам ёжик Жук упал и встать не может,

Восемь кожаных сапожек. Ждёт он, кто ему поможет.

Встретил в чаще ёж ежа:

— Как погода, ёж?

— Ой, свежа!

И пошли домой, дрожа,

Горбясь, ёжась, два ежа.

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса: А доктор ёж сказал ужу:

Ужа ужалила оса, «Я ничего не нахожу.

Ужалила его в живот, Но всё же, думается мне,

Ужу ужасно больно, Лежать вам лучше на спине,

Вот! Пока живот не заживёт,

Вот».

(Н. Воронель, Р. Муха.)

Женя-рыбак

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждёт клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Уже две дюжины в ведре. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Же­ня идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

 

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Над Жорой жук, жужжа, кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем лее Жора так дрожит?

Совсем нестрашно жук жужжит.

(А. Стародубова.)

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать текст.

Рыжик

Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий. Женя звал его Рыжиком.

Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребёнка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику.

Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок.

Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал ря­дом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.

За лето Рыжик окреп.

Пропажа на пляже

Однажды на пляже случилась пропажа. У краба украли жабры. Жить без жабр краб не хотел. Кто же украл жабры? Многие видели, как жёлтая жаба что-то жевала. Жёлтая жаба — жадина! Жаба украла жабры. Подал краб на жабу жалобу. Но жаба, однако же, утверждала, что не брала жабры. Но жёлтой жабе не верили, и никто её не жалел. Привела эта жаба целую дюжину жаб. Дюжина жаб утвер­ждала, что у краба даже не было жабр.

(По Н. Воронелъ и Р. Мухе.)


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ж В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ажма, ожма, ужма, ыжма, яжма, ёжма, южма, ижма, ежма.

ажма — ожма — ужма — ыжма

ыжма — ужма — ожма — ажма

яжма — ёжма — южма — ижма — ежма

ежма — ижма — южма — ёжма — яжма

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударными слогами.

Образец: нужно, важный, лыжник.

Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, прежний, веж­ливый, прилежный.

 

2. Без ударения на слоге.

Образец: де-нежный.

Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужни­ки, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Одежда в шкафу. Каждый день идут дожди.


Октябрята дружны. Нужно ценить дружбу. Вова — веж­ливый ребёнок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажный голубь. Не играй с ножницами. Сапожник починил обувь. В таёж­ных районах много комаров. Монтажники выполняют важ­ную работу. Победитель-лыжник награждён подарком. В книжном магазине можно найти нужную книгу. На этой неделе мы были в Лужниках дважды. Булыжник был мок­рый от дождя.

 

Упражнение. Произносить (читать) текст.

Я стоял у книжной витрины, когда стал капать дождик. Каждый хотел укрыться от дождя. Кто у книжной витрины, кто в ближних домах. Нужно обождать. Недалеко я уви­дел знакомого мальчика. Брат у него — лыжник, учится на художника. Отец — монтажник. Мальчик — прилежный уче­ник. Он тоже ждал окончания дождя. А дождик капал. Дождевая вода текла по булыжнику. Я обождал, пока дож­дик кончится. Обходя дождевые лужи, добрался до дому.

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения с прямыми и обратными слогами.

 

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец — монтажник, а у Жени — художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке эта­жерки лежат журналы. Жора бережёт одежду. Женя ожи­дает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды — жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Вьюга, снежная пурга, напряди нам пряжи. Ну, чего мы затужили? Будем жить, как прежде жили. Дружно падают жёлуди! Идёт желудё­вый дождик.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш—Ж

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Жа — ша

жар — шар жаба — шапка ложа — лошадь

жаль — шаль ежата — мышата лужа — Луша

жатка — шаткий лежать — мешать лёжа — Лёша

вожатый — лошадка кожа — ноша

Же — шё; жо — шо

жёлоб — шёпот лужок — пушок должок — мешок

жёлудь — шёл дружок — вершок пирожок — порошок

жёлтый — шёлк рожок — горшок дружок — петушок

жонглёр — шофёр

Жу — шу

жутко — шутка вяжут — пашут

дрожу — дышу лижут — пишут

брожу — брошу мажут — машут

Же — ше

Женя — шея ближе— дальше ложечка — кошечка

сажень — мишень ниже — выше бумажечка — букашечка

Жи — ши

жить — шить пружинка — пушинка ужин — уши

жир — ширь пружина — машина лыжи — мыши

жила — шило наживка — нашивка

 


важный — башня каждый — кашка

нужно — душно окружной — пушной

дружный — радушный Лужники — наушники

нежный — вешний нижний — лишний

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Луша обходит лужу. Ты бежать мне не мешай. Лёша, читать лёжа вредно. Нельзя шалить с пчелой: она ужалит. В нашем доме живут шофёр и жонглёр. Летит снежок, лёгкий, как пушок. Мой дружок от земли вершок. Ешь, дружок, вот этот корешок. У мамы платье из жёлтого шёлка. Малыши встали на лыжи. Серёже подарили каран­даши. Без этой пружины не поедет машина. Как будешь ты один в глуши? С кем будешь ты дружить? Наживка на крючке, а нашивка на одежде. Женя, помой хорошо шею. Подальше положишь — поближе возьмёшь.



Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Жадина

Жадину я Не выйдет из жадины

Ни о чём Друга хорошего,

Не прошу. Даже приятелем

В гости я жадину Не назовёшь его.

Не приглашу. (Я. Аким.)

Жёлудь больше дуба

Школьники рисовали дуб. Жора хорошо помнил, как он нашёл жёлудь, а дедушка сказал, что из него вырастет большой дуб.

«Неужели из маленького жёлудя может вырасти боль­шой дуб?» — думает Жора. И он нарисовал дуб и рядом большой жёлудь.

— Жёлудь волшебный — в нём дуб, — говорит Жора.

Живой уголок

В нашей школе живой уголок. Сначала там только были белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уго­лок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и

жаб.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Дождик

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко.

Упражнение. Произнести (читать) и пересказать тексты.

Жираф

Жёлтый жираф Рыжие Пятнышки решил построить дом. Жирафий дом с пятнышками.

Брал жираф светлые и тёмные кирпичи. И вышел дом жёлтый с рыжими пятнышками. А большая труба — как длинная шея. Жираф в доме, а голова над трубой. Когда идёт дождик, жираф вешает на трубу большую шляпу. Когда нет дождя, жираф надевает шляпу — и шагает гу­лять.

Помог жираф шлагбаум починить, дом делать. Дальше пошёл.

Подарили жирафу большой бинокль. Теперь жираф — пожарник, а жирафий дом — пожарная каланча.

Однажды решил жираф, что пожар, и поднял шум. При­бежали — никакой беды. Это солнышко шло спать и шутило с жирафом.

(По Г. Цыферову.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ С, 3

Нормальная установка при произнесе­нии твёрдых звуков.

1) Кончик языка упи­рается в нижние передние зубы.

2) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

3) Зубы сомкнуты или сближены.

4) Воздух выдувается с силой посере­дине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

5) Звук с глухой, з звонкий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...