Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология в составе научного знания

Оглавление

Часть 1. Методологические основы психологии:

Определение предмета психологии и достижение объективности психологического знания.

Глава!. Методология в науке..................................................... 4

1.1. Методология в составе научного знания................. 4

1.2. Общефилософский уровень методологии................ 6

1.3. Общенаучный уровень методологии........................ 9

 

1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания....................... 9

1.3.2. Структура современного научного знания.......................... 15

1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий... 20

1.3.4. Законы в составе научного знания.................................... 31

1.4. Язык современной науки:
знаково-символические средства в науке.............. 38

1.4.1. Проблема интерпретации обмена сообщениями между
людьми в психологии и в теории информационных
процессов...................................................................
38

1.4.2. Структурно-функциональные характеристики
знаково-символических средств и способов

их использования в науке................................................ 42

1.5. Проблемы, связанные с овладением научными
знаниями.................................................................... 47

7.5.7. Отношение научного исследования и научных знаний
к объективной реальности. Валидность в организации
научного исследования и его результатов...........................
47

7. 5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями.. 48

Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии.
Различные подходы к пониманию и определению
предмета психологии................................................. 52

2.1. Конкретно-научный уровень методологии
в психологии. Развитие научных взглядов
на сущность психических явлений
в исторической перспективе................................... 52

330


2.2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема

Глава 3. Проблемы научного исследования психических

Явлений. Как добиться верности, правдоподобности,

Объективности знаний, получаемых

в ходе исследования?................. 64

64

3.1. Научное познание психических явлений

и его результаты..................

3.2. Эмпирические и теоретические трудности

в исследовании психических явлений....... 97

3.3. Основные методологические принципы
отечественной психологии............. 99

103

Часть 2. Теоретические основы научной психологии: многообразие психологических теорий...

106 109

Глава 4. Теории эволюции живых организмов. Эволюция
ипсихика...............................................................

4.1. Альтернативные теории эволюционирования
живых организмов..................................................

4.2. Теории эволюционного формирования

и развития психики................................................

Глава 5. Психофизиологические подходы и теории, оказавшие
значительное влияние на развитие отечественной
теоретической психологии...................................... 120

Глава 6. Альтернативные общепсихологические теории
и теоретические подходы
к объяснению психических явлений....................... 136

6.1. Строгий естественно-научный подход

к анализу и объяснению психических явлений
в психологии поведения. Классический
бихевиоризм............................................................ 136

6.2. Информационно-кибернетический подход

к анализу и объяснению психических явлений

в когнитивной психологии................................... 140

331


л л


238

243 254

254

258 269

285

285 285

 

288

297

301 301

304

306

. 319

333

6.3. Культурно-исторический

и системно-деятельностный подходы к анализу
и объяснению психических явлений................... 144

Глава 7. Альтернативные теории личности.......................... 176

7.1. Альтернативные теории личности....................... 178

7.2. Теория личности в деятельностном подходе

к анализу и объяснению психических явлений. 190

Глава 8. Теории психических свойств и образований.... 198

8.1. Теории темперамента............................................. 198

8.2. Теории характера.................................................... 201

8.3. Теории способностей............................................. 203

Глава 9. Теории эмоциональных явлений. Теории

мотивационной и волевой регуляции....... 205

9.1. Мотивы человека и их формирование................. 205

9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации......... 207

9.1.2. Деятелъностный подход к объяснению

процессов мотивации............................................................. 213

 

 

9.2. Психологические теории эмоциональных
явлений.................................................................... 216

9.2.1.   Предположения о значении эмоций и их связях

с физиологическими и психическими функциями............. 217

 

 

9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций............. 219

9.2.3. Различные содержательно-психологические подходы
к теоретическому анализу и объяснению
эмоциональных явлений............................................................
220

9.2.4. Теоретический анализ и объяснение функционального
значения эмоциональных явлений в контексте
деятелъностного подхода......................................................
222

9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности

и поведения............................................................. 226

Глава 10. Психологические теории ощущений

и восприятий........................................................ 232

10.1. Что такое ощущения? Как организованы

сенсорные процессы?.......................................... 234

332


10.2. Что такое восприятия? Как организованы

перцептивные процессы?..............................

10.3. Деятельностный подход к анализу

и объяснению сенсорных и перцептивных

процессов..............................................................

Глава 11. Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека....

11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу
и объяснению процессов мышления

в исторической перспективе................................

11.2. Теории мышления в современной зарубежной
психологии............................................................

11.3. Теории мышления в отечественной психологии.

Глава 12. Структурные, функциональные

и генетические теории памяти человека...............

12.1. Теории и модели памяти в когнитивной

психологии...........................................................

12.1.1. Модели организации процессов памяти

в когнитивной психологии..................................................

12.1.2. Теории (модели) структурной организации
знаний (информации) в долговременной памяти

и репрезентации знаний....................................................

12.2. Теории организации человеческой памяти

в культурно-историческом и деятельностном
подходе к анализу и объяснению психических
явлений................................................................

Глава 13. Структурные, функциональные

И генетические теории внимания человека....

13.1. Теории и модели внимания в когнитивной

психологии......................................  ......

13.2. Культурно-исторический и деятельностный
подход к объяснению процессов внимания.

Глава 14. Теории сознания человека...................................

Литература


 



 

 

Глава 1 Методология в науке

Методология в составе научного знания

Что такое методология науки?

Методология науки это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного по­знания, а также о способах установления степени достаточ­ной обоснованности и верифицированности знаний, полу­чаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Когда рассматриваются методологические основания со­временной научной психологии, часто собственно методо­логические проблемы смешиваются с проблемами теорети­ческими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разво­дить. Укажем основания такого разведения.

Методологические проблемы психологии, как правил о, свя­зываются с поиском ответов на два центральных для психо­логии вопроса:

• Что выступает предметом исследования в психологии? Что
такое психика?

• Как добиться научной достоверности и объективности
знаний, получаемых в процессе исследования психиче­
ских явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психо­логических теорий, направленных на объяснение опреде­ленной группы психических явлений, и с ответами на вопро­сы:


 

• Как объяснить особенности состава, структуры, функций,
происхождения, формирования и развития различных
психических явлений?

• Какие закономерные, причинно-следственные связи ле-
жат в основе формирования, развития психических явле­
ний?

Методические проблемы связаны с планированием, орга­низацией и анализом конкретных способов получения но­вых научных результатов, с ответами на вопросы:

• Какие существуют конкретные способы (методы) получе­
ния новых научных данных?

• Как могут быть организованы конкретные условия и какие
средства могут быть использованы для получения новых
научных данных?

Как правило, выделяется три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов — научных знаний: общефилософский, общенаучный и конк­ретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориенти­ровки определяется теми философскими позициями, кото­рые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых фило­софских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые резуль­таты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в ана­лизе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...