Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Цели, задачи и основные принципы создания ГИС ЧС РТ




 

Цели создания ГИС ЧС РТ – снижение до минимального уровня риска воздействия на человека и территории факторов техногенного и природного характера, минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

Основные задачи ГИС ЧС РТ:

обеспечение межведомственного взаимодействия и информационно-аналитической поддержки принятия решений для предупреждения, снижения рисков возникновения и ликвидации ЧС на основе сбора информации, моделирования развития ЧС и прогнозирования их последствий;

повышение оперативности реагирования администраций и оперативных служб на угрозу или возникновение ЧС, обеспечение эффективного взаимодействия привлекаемых сил и средств, постоянной готовности и слаженности их совместных действий.

Достижение этих целей позволит обеспечить:

повышение оперативности и эффективности принятия решений и организации работы Правительства Республики Татарстан, исполнительных органов государ-ственной власти, предприятий и организаций Республики Татарстан в области защиты населения и территорий в случае ЧС;

информационно-аналитическую поддержку работ экстренных оперативных служб в сфере мониторинга и прогнозирования происшествий и ЧС различного характера;

оптимизацию механизмов координации управления в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры, окружающей природной среды от угроз природного и техногенного характера;

снижение бюджетных расходов на обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от ЧС за счет превентивных мероприятий, а также за счет организации взаимодействия и обмена информацией министерств, ведомств и организаций в едином информационном поле.

В рамках достижения поставленных задач необходимо реализовать следующие направления:

развитие системы мониторинга источников ЧС, опасных природных про-цессов, опасных производственных объектов, систем жизнеобеспечения населения;

создание программного и технологического обеспечения ГИС ЧС РТ;

развитие научно-методических основ для проведения моделирования и прогнозирования;

обеспечение совместимости различных ведомственных и территориальных информационных систем;

автоматизация и интеграция различных элементов системы принятия решений в единую информационную сеть;

развитие системы оповещения населения.

В рамках первого направления планируются:

расширение набора и проведение регламентного обновления информацион-ных ресурсов, повышение их достоверности и актуальности за счет расширения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, составной частью которой являются учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации, Министерства сельского хозяйства Российской федерации, Федеральной службы по гидро-метеорологии и мониторингу окружающей среды и других ведомств;

применение новых технологий для выявления источников ЧС;

снятие избыточных ограничений в сферах действия законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об авторских правах на определенные виды данных;

развитие и совершенствование комплексных систем мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов, явлений и процессов.

В рамках второго направления планируется разработка программного продукта ГИС ЧС РТ: его архитектуры, функциональных модулей, технологической схемы, технического обеспечения, определение участников межведомственного взаимодействия, определение механизмов увязки с другими государственными информационными системами. Данное направление должно обеспечить программно-технологическое единство и взаимодействие технологических компонентов ГИС ЧС РТ на основе единых протоколов обмена информацией и совместимого программного обеспечения.

В рамках третьего направления необходимо провести систематизацию научно-методического и математического (аналитического) аппаратов, предусматривающих универсальность алгоритмов обработки информационных показателей и тем самым обеспечивающих согласованность результатов расчетов.

В рамках четвертого направления планируется разработка информационно-лингвистического единства взаимодействия субъектов ГИС ЧС РТ. Это направление определяет необходимость: принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, а также технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов, регулирующих сферы ответственности в рамках функционирования единого информационного ресурса; разработки правил унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных ведомственных средств.

В рамках пятого направления планируются: развитие механизмов координации принятия решений в сфере обеспечения комплексной безопасности, обеспечения доступа к ГИС ЧС РТ органам управления; создание программных комплексов поддержки принятия решений, оценки последствий и планирования мероприятий по предотвращению ЧС; фиксирование (отслеживание) в единой государственной информационной системе «ГЛОНАСС+112».

В рамках шестого направления планируется интеграция ГИС ЧС РТ с системой информирования и оповещения населения. В системе оповещения должна быть предусмотрена возможность ее автоматического запуска по команде органа управления через региональных операторов связи.

 

V. Компоненты ГИС ЧС РТ

 

ГИС ЧС РТ образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

 

организационная структура;

функциональная структура;

нормативно-правовое обеспечение;

технологическая структура.

 

Организационная структура

Организационную структуру, определяющую участников информационного взаимодействия, предлагается определить следующими субъектами:

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан – обеспечение согласованности действий органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений Республики Татарстан в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности;

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан – осуществление специальных и управленческих функций по координации деятельности и управлению единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС на территории Республики Татарстан;

территориальные структуры исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по Республике Татарстан, исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, предприятия и организации – выполнение задач по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС в рамках своих компетенций;

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан – координация работ по созданию и развитию геоинформационных систем республиканских органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение функционирования единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС + 112» на территории Республики Татарстан;

региональный оператор баз данных – нормативно-техническое регулирование и согласование порядка создания, актуализации, предоставления и использования базовых и отраслевых (тематических) данных и метаданных; техническое обеспечение информационного взаимодействия и партнерства при ведении баз данных; ведение геопортала и обеспечение геосервисов, реализующих государ-ственные и муниципальные услуги, связанные с поиском и предоставлением метаданных и пространственных данных;

хозяйствующие субъекты – организация сбора и своевременное предостав-ление информации в дежурно-диспетчерские службы, а также предупреждение и ликвидация ЧС на объектовом уровне;

население.

 

Функциональная структура

ГИС ЧС РТ должна обеспечивать функции сбора и структурирования информации (система мониторинга), моделирования и прогнозирования (аналитический блок), принятия управленческих решений (блок управления), оповещения населения.

 

 

Рис.1. Функциональная структура ГИС ЧС РТ [1]

ГИС ЧС РТ должна разрабатываться как составная часть инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан. Использование единой картографической основы и исходных для нее базовых пространственных данных должно гарантировать совместимость информационных ресурсов, их актуальность, легитимность. База данных ГИС ЧС РТ должна строиться согласно методологии создания инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан.

Система мониторинга на сегодняшний день строится на основе сети наблюдений и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, в которую входят ведомственные системы мониторинга и системы наблюдений и контроля источников и предпосылок возникновения ЧС.
ГИС ЧС РТ должна систематизировать процесс получения первичных данных мониторинга и сети наблюдений и контроля на основе единой программно-технологической платформы. Формируемая база данных ГИС ЧС РТ должна оптимизировать порядок сбора, обобщения, обработки и хранения информации, расширить набор и инструменты по ее вводу и выводу в различных форматах при сохранении различных степеней секретности, отрегулировать периодичность обновления и визуализацию, определить набор показателей, типы данных и формат представления.

Для обеспечения легитимности ГИС ЧС РТ должна быть выстроена на основе существующих нормативных правовых, справочных и методических документов федерального, республиканского и местного уровней. Нормативно-справочная и методическая база должна предоставлять основу, определяющую структуру, состав информационной базы, источников и потребителей информации, сферы ответственности в обновлении информации, порядок сбора, обобщения и предоставления информации, а также правила учета, хранения информации и доступа к ней.

Интегрированным документом, который служит основой управления территорией для экстренных служб, является паспорт территории, включающий информацию присущих рисков и опасностей с отображением всех сил, средств, характеристик, решаемых задач, контактной информации.

Для формализации баз данных предлагается ведение реестров опасных производственных объектов, реестра опасных процессов и явлений, реестра сил и средств всех ведомств и организаций, в обязанности которых входит реагирование в случае ЧС.

Все перечисленные информационные системы должны быть включены в информационную структуру ГИС ЧС РТ. Информационная структура должна опираться на распределенные источники информации, что позволит обеспечить легитимность и актуальность данных для принятия решений.

Аналитический блок. Прогнозирование и моделирование ЧС и вывод готовых типовых решений являются функциональным блоком ГИС ЧС РТ для расчетных задач по химически опасным, взрыво-, пожароопасным объектам, гидротехническим сооружениям, зонам поражения, а также сведений о привлекаемых силах и средствах на локализацию и ликвидацию ЧС. Во исполнение этого круга задач должны быть проведены работы по систематизации официальных методик, разработка методов прогнозирования, моделирования и реализации системы принятия решений, основанных на формализованных и технологических решениях этого блока ресурса.

Для унифицированной обработки информации и расчета основных возможных сценариев развития ЧС необходима разработка регионального реестра специализированных методик и алгоритмов, сертифицированных и утвержденных уполномоченными органами.

Средства прогнозирования и моделирования должны быть включены в геоинформационную систему.

 

Блок поддержки управленческих решений. ГИС ЧС РТ должна обеспечить информационную поддержку и автоматизацию процесса формирования, передачи подчиненным уровням и объектам управления, а также приема от вышестоящих уровней и объектов управления формализованных и неформализованных команд, сигналов, приказов, директив, распоряжений, а также отчетов, докладов и донесений об их получении и исполнении.

ГИС ЧС РТ должна стать организационной и технической основой взаимодействия соответствующих компонентов управления, фиксирующей всю цепочку принятия решений на всех иерархических (вертикальных) и структурных (горизонтальных) уровнях и обеспечивающей их визуализацию на едином геопортале.

В систему принятия решений на основе информации, полученной в результате ГИС-анализа, должна быть адаптирована система электронного документооборота.

 

Нормативно-правовое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение процесса создания и внедрения ГИС ЧС РТ состоит из следующих этапов:

разработка нормативно-правовой основы создания, развития и функционирования ГИС ЧС РТ, включая установление ее правового статуса, полномочий задействованных субъектов;

разработка технических регламентов, стандартов и прочих нормативных актов в области создания, оценки качества, хранения, предоставления и использования информационных ресурсов в системе мониторинга, в том числе:

положение о ГИС ЧС РТ:

состав, порядок создания, владения, распоряжения и использования информационных ресурсов ГИС ЧС РТ;

состав справочников и классификаторов ГИС ЧС РТ;

порядок направления сведений в ГИС ЧС РТ;

положение об актуализации данных ГИС ЧС РТ;

положение о защите информации ГИС ЧС РТ;

гармонизация отраслевых нормативно-технических документов в области защиты населения территорий.

 

 

Технологическая структура

ГИС ЧС РТ должна развиваться как территориально-распределенная автоматизированная система, состоящая из информационных систем объектового, районного и республиканского уровней. Объединение ведомственных информационных ресурсов различных уровней должно осуществляться с использованием специально задействованных систем и средств телекоммуникации с учетом необходимости обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к базам данных с использованием технологий электронно-цифровой подписи. Для обеспечения безопасности следует разработать подсистему комплексной защиты информации, охватывающую как локальный, так и удаленный обмен информацией.

Основу ГИС ЧС РТ должны составлять: единая система классификации и кодификации рисков, показателей и критериев оценки состояния защищенности потенциально опасных объектов, базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений, а также единая геоинформационная система.

 

 

Рис.2. Иерархическая структура, схема организации технологических процессов и межведомственное взаимодействие в рамках ГИС ЧС РТ

 

Для обеспечения возможности модульного наращивания и модернизации, структурного и функционального развития ресурса все его структурные элементы должны быть построены на единых унифицированных программных, информационных и технических средствах, что обеспечит полную их технологическую совместимость.

Таким образом, система должна включать три взаимосвязанных модуля, которые можно использовать как совместно, так и по отдельности:

ГИС-оболочка, содержащая цифровую картографическую основу с нанесенными тематическими слоями, и прикладное программное обеспечение по моделированию последствий ЧС, дополненное возможностью печати картдокументов (на платформе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112»);

система управления базами данных;

подсистема моделирования.

 

Краткое описание технологических модулей системы

ГИС-оболочка и ее наполнение.

Цифровая картографическая основа служит основой для выполнения пространственного анализа, моделирования ЧС, нанесения тематических слоев.

Тематические слои создаются на основе табличной, текстовой, графической информации, баз данных, результатов моделирования с целью анализа обстановки и прогноза рисков ЧС. Для отображения тематических слоев должен быть разработан классификатор.

Также ГИС-оболочка должна содержать ряд программных модулей для оперативного прогнозирования развития ЧС.

 

Рис.3. Схема информационных потоков ГИС ЧС РТ

и взаимодействие с другими системами

 

 

Информационная составляющая ГИС ЧС РТ (система управления базами данных) должна содержать следующие базы данных:

реестр потенциально опасных объектов;

данные по ЧС;

данные по силам и средствам по гражданской обороне и ЧС;

паспорт территории;

нормативно-справочная информация.

Подсистема моделирования представляет собой комплекс математических моделей и реализующих их компьютерных программ по технологически единой схеме, обеспечивающей решение задач моделирования ЧС и прогнозирования их последствий.

В этой подсистеме все моделирующие программы используют одни и те же, с точки зрения источника информации, данные: атрибутивные – из распределенной базы данных, картографические – из ГИС, что обеспечивает сопоставимость результатов моделирования, получаемых различными методами.

Результаты моделирования представляются в виде отдельных картографи-ческих покрытий, согласованных по координатам как с исходными данными (места источников возникновения ЧС, дислокации сил и средств ликвидации ЧС, проживания людей и т.п.), так и с результатами моделирования, получаемыми по другой модели. При этом отдельные составляющие процесса моделирования (исходные данные, компьютерные программы, результаты моделирования) могут находиться на различных вычислительных установках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...