Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Petit battement sur le cou-de-pied




ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Позиции ног

 

Эти пять исходных положения ног общеизвестны. Их пять, потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения — позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные) являются основны­ми для классического танца.

 

Для читателей, не знающих танца, привожу описание позиций ног: I — обе ступни, повернутые совершенно вы­воротно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию; II — ступни также на одной линии, но между пятками — расстояние величиной в длину одной ступни; III — ступни соприкасаются (выворотно) пятка­ми, которые заходят одна за другую до полуступни; IV — аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями — расстояние маленького шага; V — ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги {рис. 2).

 

 

PLIE

PLIE— общепринятое французское название для дви­жения ног, которое по-русски обозначается словом «при­седание».

Рlie исполняется на пяти позициях; сначала оно де­лается в половинном размере — Demi-lie, а затем пере­ходят на grand plie, или большое приседание, но не рань­ше, чем будет хорошо усвоено demi-plie.

Plie присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом танцевальном pas, ему нужно уде­лить совершенно особое внимание при исполнении эк­зерсиса Если у танцующего нет plie, исполнение его сухо, рез­ко и не пластично. Однако, если недостаточность plie бу­дет замечена у ученика, этот недостаток до известной сте­пени можно исправить. Выработать ученику plie можно, налегая на эту часть экзерсиса. У богато одаренных танце­вальными способностями от природы ахиллово сухожи­лие очень податливо и нога легко образует острый угол со ступней. У других же еле-еле гнется. В таком случае приходится изменять их природную организацию, и тут необходима большая осторожность и последовательность. Поэтому, если на первых порах у учащегося, которому plie дается с трудом, начнут болеть ноги, особенно связ­ки, лучше на время отложить выработку plie и подойти к этой работе снова через некоторое время, осторожно и постепенно.

При изучении pile необходимо соблюдать следующие правила: распределять тяжесть тела не только равномер­но на обе ноги, но и на обе ступни, т. е. не налегая на переднюю, часть ступни, что мы часто замечаем у уча­щихся, имеющих природный икс (генувальгум). Изуча­ют plie, как весь экзерсис, у палки, держась за нее одной рукой (рис. 3).

Сначала нужно тщательно изучить demi-plie, кото­рое исполняют, не поднимая пятки от пола. За этим надо внимательно следить, так как именно удерживание пят­ки на полу прекрасно развивает сухожилия и связки го­леностопного сустава. Не следует приступать к изучениюplie непосредственно за demi-plie, нужно закрепить его развитие путем упражнений battements tendus на I и V позициях с demi-plie.

Как при demi-plie, так и при большом plie чрезвы­чайно важно усиленно открывать колени, т. е. соблюдать полную выворотность всей ноги, причем особенно надо следить за верхней частью от бедра до колена. Колено сгибается всегда по направлению к носку.

Как можно дольше удерживать пятки, не отрывая от пола при большом plie. Когда дальше уже невозмож­но растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола
не сразу толчком, а поднять их мягко и постепенно. Долго задерживать пятки поднятыми от пола нельзя; начиная подниматься, следует опустить пятки без вся­кой задержки.

 

На II позиции пятки не поднимаются от пола, по­скольку в таком положении можно присесть глубоко, не отрывая пяток. Ноги раздвинуты на расстояние одной ступ­ни — такое небольшое раздвижение ног наиболее выгодно для развития их гибкости. Но при этом plie отнюдь не следует выпячивать ягодицы, так как это дает неправиль­ную форму движению и не вырабатывает достаточной выворотности бедра, которая должна достигаться этим plie.

Достигнув крайней точки plie при опускании вниз, не следует задерживаться на ней ни одной секунды, а немедленно начать выпрямляться. Оставаясь «сидеть» на plie, вы не только не вырабатываете энергии мускулов, пружинистости всей ноги, а, наоборот, даже приобретае­те вялость этих рычагов прыжка, что танцовщицы назы­вают «посадить себя на ноги». Так же опасны для неко­торых танцовщиц plie в чрезмерном количестве, ими можно «посадить на ноги».

Опускание до крайней точки plie длится столько
же времени, сколько и поднимание, и происходит равно­
мерно (рис. 4).

Когда plie делается на середине зала, к нему присое­диняются следующие движения рук: перед тем как на­чать делать plie, открыть руки на II позицию, по общему правилу, через подготовительное положение и I позицию. Начиная plie, кисти чуть вскинуть и опускать руки вниз. Когда plie доходит до своей предельной точки, руки схо­дятся внизу. Поднимаясь, открывать руки через I на II позицию так же равномерно, как двигаются ноги, ниг­де не передерживая и не спеша.


 


раз два три

Рис. 4. Plie на I позиции

 


 


Croise Efface

Рис. 5. Demi-plie на IV позиции и plie на V позиции

Таково движение рук для всех позиций (кроме IV) при исполнении их face.1. Когда уже имеется представление об epaulement, croise и efface, тогда вводится IV позиция, руки принимают следующую форму: если правая нога впереди, то левая рука на I позиции, а правая — на П. С другой ноги — другая рука, также противоположная ноге (рис. 5). В каком бы повороте ни находился корпус (т. е. croise или efface), руки нужно оставлять в указан­ном положении на все время plie. Впоследствии, при уме­нии владеть руками, можно делать plie и с port de bras.

 

 

EPAULEMENT

Epaulement — первая черта будущего артистизма, ко­торая вносится в упражнения начинающего и ребенка. На­чинают заниматься с учеником с движений ног, оставляя его face, пока он не привыкнет делать экзерсис, держа кор­пус спокойно, что бывает к концу первого года обучения. Тогда уже можно ввести некоторую игру корпусом и сухо­му экзерсису сообщить намек на артистическую окраску.

I и II позиции делаются в свойственном им положении face. Но Ш и V позиции делаются уже с поворотом плеча: если правая нога впереди, правое плечо поворачивается вперед и голова — направо. IV позиция допускает двоя­кий поворот: если взять ее на croise, то правое плечо впереди и голова направо; при efface — правая нога бу­дет впереди, вперед поворачивается левое плечо, а голова

Когда мы будем говорить о положении face, это означает, что корпус остается прямым, в. противоположность epaulement (когдакорпус повернут).


налево {рис. 5). Таким образом, вводится с самого начала обучения основная черта классического танца, который весь построен на croise и efface. Из них он черпает богат­ство своих форм, которое не могло бы так пышно расцве­сти, если бы мы имели только скучноватое и однообраз­ное face.

Говоря об epaulement, т. е. о поворотах плеч в ту или иную сторону, надо не забывать, что направление головы в позах croisee, efface, ecartee и др. играет доминирую­щую роль, являясь составной его частью. Умение свобод­но поворачивать шею должно быть включено с детских лет в учение всякого танца — не только классического.

Иногда на сцене приходится наблюдать, как артист при исполнении какого-либо pas держит натянутыми шею и голову, исполнение получается напряженное, легкость его потеряна, нет должного выражения в самом рисунке танца. В таком случае мускулы лица также не принима­ют участия, замирая в одном положении, не отражая дол­жного настроения и не развивая танцевального образа.

ПОЗЫ CROISEE И EFFACEE

Говоря об epaulement, мы подошли к этим двум основным понятиям классического танца, указывая на их необ­ходимость при развитии многообразия и отделанности форм танца. Здесь я разберу основные типы поз croisee и efface. Поза croisee. В переводе croise означает — скре­щивание. Поза croisee бывает вперед и назад (рис. 6, а, б).

Croisee вперед. Стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми пальцами, корпус повернут в точ­ку 8 плана класса (рис. 1, б), голова направо — получа­ется скрещивание ног. Левая рука наверху, в III пози­ции, а правая отведена в сторону, на II позицию, — это основное положение croisee вперед, но положение рук и головы можно комбинировать различно.

Предположим, вы правую руку подняли наверх, а ле­вую отвели на II позицию, — чтобы дорисовать это дви­жение, вы можете наклонить голову вперед, заглядывая под правую руку.

Можно, держа руки, как в первом варианте, повер­нуть голову налево, смотря под левую руку, или же поднять

 



А Б В Г

Рис. 6. а — Croisee назад; б — Croisee вперед;

в — Efface вперед; Г —Efface

назад глаза на левую руку, причем в этом случае голова должна отклониться немного назад. При этом переходе взгляда невольно изменится выражение лица: если в пре­дыдущих позах опущенная голова собирает черты лица, то переведенный наверх взгляд, откинутое лицо расправ­ляют черты, выражение строже, одухотвореннее. Ввести в танец как можно раньше эти перемены выражения лица очень желательно, чтобы не иметь впоследствии одного окаменевшего раз и навсегда выражения или вечно зас­тывшей улыбки. И то и другое мы нередко встречаем на сцене.

Croisee назад. Стать на правую ногу, с тем же поворо­том корпуса и головы, левая нога с вытянутыми пальца­ми сзади. В croisee вперед для основной позы наверх под­нималась рука, противоположная вытянутой ноге, здесь поднимается та же рука, что и отведенная нога, т. е. ле­вая рука наверх, правая в сторону, голова направо.

И тут можно различно комбинировать голову и руки. Например, правая рука наверх, левая в сторону, корпус подать вперед, и с наклоном головы взгляд под правую руку. Можно одну руку поднимать наверх, другую со­гнуть в I позицию и т. д.

Поза efface. В этой позе, в противоположность croisee, нош открыта и вся фигура развернута (рис. 6, в, г).

Effacee вперед. Стать на левую ногу, правая открыта впе­ред с вытянутыми пальцами, корпус в точку 2 (рис. 1,6), голова налево, левая рука на III позиции, правая открыта на II позицию, корпус отклонен назад. Это основная поза. Но можно наклонить корпус вперед и смотреть под левую

руку. Возможны и другие комбинации, например, кисти рук могут быть раскрыты наружу и т. д.

Efface назад. Стать на правую ногу, левая — с вытя­нутыми пальцами назад, направленная носком в точку 6 (рис. 1, б). Голова, руки и корпус в том же положении. Но корпус немного наклонен вперед, поза получает оттенок полета. И тут возможны дальнейшие комбинации.

 

 

EN DEHORS И EN DEDANS

En dehors. Понятием en dehors определяются вра­щательные движения, направляющиеся «наружу». Всем занимающимся танцами это понятие и противоположное ему en dedans прививаются с самого начала обучения. Те элементарные объяснения, которые я здесь даю, пред­назначены для желающих уяснить себе эти понятия и для педагогов как подспорье при занятиях со взрослы­ми, которым зачастую трудно растолковать en. dehors и en dedans, если они никогда прежде не учились танцам.

Возьмем первый пример en dehors, с которым уча­щийся сталкивается с первых же шагов, — это rond de jambe par terre (см. описание на с. 53). Тут не представ­ляется никаких затруднений: нога двигается наружу, опи­сывая дугу вперед, на II позицию и назад.

Понять rond de jambe en l'air en dehors гораздо труднее. Начинающего сбивает то, что нога, выброшенная на II по­зицию, в начале упражнения двигается по полукругу как бы внутрь, проходя заднюю половину круга. Мне удава­лось на уроке быстро и прочно втолковать направление rond de jambe en l'air не понимающим его ученицам следующим образом. Я предлагаю им перенести мысленно rond de jambe en l'air на пол. Если нога во всех частях круга идет в том же направлении, как в rond de jambe par terre en dehors, — мы имеем и rond de jambe en l'air en dehors. Тогда ученица легко поймет, что en l'air она заканчивает движением на­ружу, a par terre наружу начинает, но в обоих случаях en dehors приходится передняя дуга круга (рис. 23).

Для объяснения понятия en dehors в tours и вообще в поворотах вокруг своей вертикальной оси самое простое, элементарное объяснение будет и самым понятным. En dehors поворачиваешься, когда вертишься от ноги, на которой стоишь, т. е. если стоишь на левой ноге, а вер­тишься направо, — поворот будет en dehors, и с другой ноги — наоборот — налево (рис. 7).

En dedans. Обратное понятие — вращение внутрь. Для ronds de jambes объяснение аналогично, только со­ответственно изменяется направление.

В tours поворот будет к ноге, на которой стоишь, т. е., если стоишь на левой ноге — поворот налево, с другой ноги — наоборот — направо.

Усвоив эти основные понятия en dehors и en dedans на первоначальных движениях, в более сложных случа­ях легко будет разбираться, так как в них всегда войдет или элемент rond de jambe, или элемент tour.

Понятием en dehors обозначается также выворотное положение ноги, принятое в классическом танце. Так как про выворотность говорится очень много ложных и бессмысленных вещей людьми, с классическим танцем не знакомыми, я остановлюсь на выяснении ее проис­хождения с большей подробностью, прибегая к помощи анатомии, что я вообще делать избегаю, не желая загру­жать изложение деталями.

Выворотность — анатомическая неизбежность для вся­кого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выво­ротности. Выворотность заключается в том, что колено


 

 

б в г

с правой нош елевой ноги

Рис. 7. Повороты: в — En dehors; б — En dedans; в — En dekors; г — En dedans

выворачивается наружу значительно дальше, чем ему свой­ственно; вместе с ним поворачивается наружу и ступня — это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота — повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость. Вследствие этого поворота получается свобода дви­жения в бедренном суставе, ногу можно свободнее отво­дить в сторону, а также скрещивать ноги между собой. В нормальном положении движения ноги весьма ограни­чены строением тазобедренного сустава. При отведении ноги бедренная шейка сталкивается с краем вертлужной впадины — и дальнейшее движение невозможно. Если же повернуть ногу en dehors, — большой вертел отходит на­зад, и в соприкосновение с краем вертлужной впадины приходит боковая плоская поверхность бедренной шейки, что имеет следствием возможность отвести ногу в сторону на 90° и даже на 135°. Выворотность увеличивает поле де­ятельности ноги до объема того тупого конуса, который описывает нога в grand rond de jambe.

Смысл воспитания ног классического танцовщика зак­лючается в строгом en dehors. Это не эстетическое поня­тие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, ли­шенный выворотности, ограничен в движениях, класси­ческий же танцовщик со своим en dehors располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ног

.

APLOMB

Приобрести aplomb — овладеть устойчивостью в танцах — вопрос центрального значения для всякого танцовщика. Aplomb вырабатывается в течение всех лет школьной жизни и достигается только к концу учения. Но я считаю нужным ввести это понятие в число основ­ных: правильно поставленный корпус — основа для вся­кого pas. Читая дальнейшие описания различных pas, надо будет все время иметь в виду, что их правильное исполнение базируется на этой основе.

Вырабатывать aplomb начинают у палки: во время эк­зерсиса корпус должен держаться прямо на ноге так, чтобы в любой момент можно было отпустить руку, которой дер­жишься за палку, не потеряв равновесия. Это послужит задатком правильного исполнения экзерсиса и на середине





Рас. 8 Постановка корпуса: а, б — правильная; в, г — неправиль­наячрезмерный наклон вперед и назад

 

зала. Ступня ноги, стоящей на полу, не должна опираться на большой палец, а вес тела должен равномерно распреде­ляться по всей ее поверхности. Корпус, который не стоит прямо на ноге, а наклоняется к палке, не вырабатывает aplomb (рис. 8). По мере того как aplomb совершенствуется, движения проходятся на полупальцах и на пальцах.

Когда экзерсис делается на полупальцах на середине, устойчивости содействует правильное положение рук. Если руки не соблюдают той постановки, которая мною в дальнейшем указывается, сохранять aplomb очень труд­но. Рука, повисшая в верхней своей части, не дает воз­можности удержать устойчивость. Сказать, что танцов­щица вполне развила свой aplomb, можно лишь тогда, когда она настолько овладеет корпусом, что умеет, стоя на одной ноге, длительно выдерживать одну позу.

Это приобретается в том случае, если танцовщица пой­мет и почувствует ту колоссальную роль, которую играет в aplomb спина. Стержень устойчивости — позвоночник. Надо рядом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в об­ласти спины при различных движениях научиться его ощу­щать и овладеть им. Когда вы сумеете его почувствовать и захватить мускулатурой в области поясницы, вы уловите этот стержень. Тогда танцовщица смело может браться за трудности своего искусства, хотя бы большие полеты на одну ногу (grand jete, cabriole), для исполнения которых необходима правильная манера держать спину.

 

 

2 ЧАСТЬ

II. BATTEMENTS

 

Слово battement обозначает в танцевальной термино­логии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы. В их рассмотрении мы и познакомимся ближе с сущностью этого движения.

 

BATTEMENTS TENDUS

Эти battements — основа всего танца. Они найдены так гениально, что кажется, их создатель проник в са­мую суть строения и функций связочного аппарата ноги. Простой пример из повседневной жизни танцовщицы до­казывает это. Когда танцовщица во время танца слегка подвернет ногу и от ощущения неловкости не может на нее ступить, стоит ей тщательно проделать battements tendus, как нога легко восстанавливает свою работоспо­собность.

Недаром также принято перед танцем делать battements tendus, чтобы «разогреть ноги*, как обычно говорят. Но ноги не только разогреваются этим движени­ем, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности, особенно в allegro. Когда видишь, что нога идет неправильно, легко дога­даться, что танцовщица своевременно не была воспитана на строгих battements tendus.

Battement tendu simple. Для первоначально­го изучения нужно делать этот battement с I позиции,

 

Рис. 9, Battement tendu simple

вила, как и при описываемом далее battement tendu simple с V позиции, только возвращаться всякий раз нужно об­ратно в I позицию.

Ноги в V позиции, правая впереди. Руки раскрыты на II позицию(Перед началом исполнения экзерсисов у палки рука открывается на II позицию).Упор всего тела на левой ноге, правая действует свободно и не несет его тяжести. Правая нога скользит вперед, не отрывая носка от пола. Движение начинают всей вытянутой ногой, сохраняя, насколько воз­можно, выворотной пятку (это дает некоторое ощуще­ние, что начинает движение пятка, а затем продолжает носок).

При небрежном исполнении этого движения часто наблюдается, как нога, скользя носком по полу, ранее, чем достигнуть предельно вытянутыми пальцами и подъе­мом конечной точки, отрывается от пола и затем упира­ется в него. Таким исполнением нарушается достижение правильной выработки этого движения. Нужно все вре­мя строго сохранять выворотность. В момент возвраще­ния ноги на место необходимо как можно выворотнее ставить ступню, достигая тщательно V позиции. Носок следует движению не пассивно, а подчеркивает свое воз­вращение на место — к пятке левой ноги, что и дает ар­тистическую отделанность движению (рис. 9).То же движение делается в сторону II позиции и на­зад- Когда движение делается в сторону, на II позицию, надо усиленно следить за тем, чтобы нога чертила прямую линию, продолжающую линию выворотной левой ноги. Для этого необходимо все внимание ученика обратить на то, чтобы, возвращаясь в V позицию, вести вперед тща­тельно выворотную пятку, носок усиленно держать выво­ротным. Только при тщательной выворотности всей ноги сверху донизу можно избежать зигзагов, которые особен­но легко образуются при проведении ноги со II позиции в V позицию назад. При движении в сторону нога возвра­щается в V позицию вперед и назад, поочередно.

Ведя ногу назад, надо особенно поддерживать колено и верх ноги, чтобы колено не накренялось, и сохранялась полная выворотность. Также необходимо следить, чтобы нога приходилась на одной линии с ногой, стоящей на полу. Battement назад делает нога, находящаяся в V по­зиции сзади.

Battement tendu jete. Как и battement tendu simple, сначала изучается с I позиции, т. е. нога выбра­сывается вперед и назад против I позиции, а затем про­тив V позиции. Скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45° с акцентом от I или V позиции вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрез­мерно верхнюю часть ноги (бедро). Не останавливаясь на крайней точке, нога проходит через I или V позицию и продолжает движение. Французское обозначение этого battement — jete (брошенный) — передает его характер.

Этот battement имеет громадное воспитательное зна­чение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением следующих правил.

При движении вперед каждый раз, когда нога прохо­дит через V позицию, носок должен тщательно соприка­саться с пяткой другой ноги.

К движению в сторону надо подойти особенно внима­тельно, тут решающую роль играет исключительная вы­воротность действующей ноги; кроме того, нога не долж­на терять точку на II позиции, куда носок попадает очень точно каждый раз, как выбрасывается, независимо от того, проходит ли V позицию впереди или сзади. В дви­жении назад опять-таки тщательно поддерживается верх ноги в выворотном положении. Надо, чтобы нога шла так, чтобы ее спереди не было видно, чтобы колено не сгибалось, что

невольно делается учащимися для облег­чения трудного движения. Приводя ногу в V позицию, во всех случаях должно ударять носком до полу.

Считаю нужным подчеркнуть еще раз, какое значе­ние имеет положение именно верхней части ноги. Нога должна быть «убрана» назад, причем колено не должно опускаться и терять крайнюю выворотность. При этом необходимо соблюдать точность прохождения движе­ния — по линии стоящей на полу ноги.

Надо ощущать свою ногу как натянутую струну. Battement tendu jete следует изучать, когда battement tendu simple исполняется в совершенстве, нога окрепла и владеть ею можно свободно, без напряжения.

Battement tendu pour batteries. Это под­готовительное движение для заносок, преимущественно мужских, так как мужское сложение позволяет их де­лать несколько иначе — верхней частью ног. У женщи­ны больше чувствуется заноска икрой, хотя она и стре­мится делать ее по-мужски. Но строение женской фигуры иное, формы бедра и ноги разнятся и подсказывают дру­гое исполнение заносок.

Если я применяю этот battement на своем уроке, он приобретает следующую форму.

Из V позиции правая нога открывается на II позицию на 45°, затем ударяет спереди икрой по левой ноге, со­храняя свое направление и выворотность, едва приот­крываясь, переносится и ударяется сзади икры опорной ноги, отсюда движение заканчивается, нога открывается на II позицию. При ударе об икру назад правая пятка почти прикасается к полу (ступня свободная), обе ноги должны быть энергично вытянуты до самого верха. Нужно чувствовать, что удар идет икрой, нога отталкивается крепко, как пружина, и, вследствие этой натянутости, не может идти дальше III позиции.

Необходимо повторить движение, ударяя сначала на­зад, затем вперед, и открыть на II позицию. Количество переносов ноги можно увеличить в зависимости от того, к какому pas имеют в виду подготовку. Для подготовки к assemble battu делают один перенос, для entrechat — два переноса и более. Говоря об исполнении классических pas, нужно помнить, что они все проделываются с вытянутыми

пальцами и выгнутым подъемом (кроме battement tendu pour batteries) и что всегда, когда мы говорим о вытяну­тых пальцах, не упоминая каждый раз о подъеме, подра­зумевается и вытянутый подъем — вытянуть пальцы нельзя, не привлекая в действие подъем.

GRANDS BATTEMENTS JETES1

Исполняется, как battement tendu jete, но нога продол­жает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°.

При этом корпус не должен производить никаких дви­жений, никаких содроганий, происходящих от неправиль­ных усилий. Корпус останется спокойным, если нога бу­дет работать самостоятельно, не вовлекая других мышц в движение. «Не помогай корпусом! Не поддавай другой ногой!» — говорит педагог. У неопытной танцовщицы напрягаются плечо, шея, руки. Рука, лежащая на палке, не должна менять своего положения с опущенным лок­тем, используя палку лишь как точку опоры (рис. 10,11).

Только когда grand battement jete делается назад, ре­комендуется корпус наклонять слегка вперед и при воз­вращении в V позицию выпрямлять его, так как лишь при этом условии линия остается спокойной и нога рабо­тает правильно.


Рис. 10. Grand battement jete вперед

1. Когда название pas или позы сопровождается словом grand (боль­шой), это значит, что нога в этом pas иле при этой позе поднимается на высоту 90°.

В экзерсисе итальянской школы корпус держат пря­мо и при grand battement jete назад, но тогда нога неизбежно

 

 

сгибается в колене, и вся линия беспокойная, ло­маная.

На уроке начинающих предпочтительно требовать вы­соту этого battement не более 90°, чтобы за счет дешевого эффекта — чрезмерного поднимания ноги — не страдало исполнение. Поэтому педагог должен удерживать тех, у кого по индивидуальным особенностям сложения нога легко идет и на 135°. Хорошо владеющая собой артистка может выбирать при исполнении произвольную высоту.

Grand battement jete pointё. Для начала де­лается grand battement jete, но нога не возвращается на место в V позицию, а опускается вытянутая в колене и подъеме на землю в положение, которое она занимает на крайней точке battement tendu simple- После легкого при­косновения к этой точке носком нога снова поднимается и

 

 



 

Рис. 11. Grand battement jete в сторону II позиции

так продолжает движение, лишь при последнем battement возвращаясь в V позицию. Корпус, конечно, и в этом battement остается тот же, что и в предыдущем (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Grand battement jete pointe.

Grand battement jete balance. Применяет­ся в экзерсисе у палки.

Для начала отвести ногу назад с вытянутыми пальца­ми; скользящим движением нога через I позицию выбра­сывается вперед на 90°, и от сильного броска корпус от­клоняется назад. Затем нога бросается через I позицию назад, корпус наклоняется вперед. Получается качание взад и вперед, причем корпус следует отклонять назад настолько же, насколько наклонять вперед, равномерно, оставляя спину прямой и плечи совершенно ровными. Кисть руки, держащаяся за палку, не должна менять сво­его места при наклонении и отклонении корпуса.

Начинающие довольствуются тем, что наклоняются вперед, избегая отклонения назад, которое труднее, и тем лишают это упражнение его формы и смысла (рис. 13).

 

1 2 3

Рис. 13. Grand battement jete balance

 

Для II позиции балансирование может применяться толь­ко на середине зала и имеет другой вид. Заброшенная на II позицию нога подменивается через I или V позицию другой ногой на Л позицию, причем при быстрой смене ног корпус также отклоняется каждый раз в сторону опорной ноги.

BATTEMENT FRAPPE

Исходное положение правой ноги — на II позиции, с вытянутыми пальцами, правая нога бьет левую sur le cou-de-pied впереди и возвращается на II позицию, уда­ряя вытянутым носком в пол, причем акцент падает на II позицию. Когда battement frappe делается назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Sur le cou-de-pied вперед — положение нога на щиколотке другой нога, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами нос­ком охватывает эту щиколотку. Sur le cou-de-pied назад — подъем, а пальцы в том же положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади. При постановке ноги sur le cou-ds-pied с первых же шагов надо сле­дить, чтобы нога не принимала скрюченного положения, а соблюда­лось бы вышеописавЕоа правило.

 

Рис. 14. Battement frappe

Подобная форма служит для первоначального изучения этого движения (рис. 14).

В более старших классах, когда этот battement ис­полняется на полупальцах и нога достигает II позиции, находясь в воздухе на 45°, в ней должен чувствоваться тот же акцент в ту же точку II позиции. Колено напряже­но и упруго, соприкосновение же с левой ногой — корот­кий удар, нога отскакивает, как мяч, верх ноги неподви­жен и выворотен, нога работает, не сотрясаясь в колене.

Battement double frappe. To же движение, но нога ударяется не один раз о левую ногу впереди, а переносится вторым проходным ударом sur le cou-de~pled назад таким же приемом, как это делается при исполне­нии petit battement sur le cou-de-pied, и отсюда открыва­ется в сторону (на II позицию). Если первый удар прихо­дится назад, второй, проходной, будет вперед

PETIT BATTEMENT SUR LE COU-DE-PIED

В исходном положении нога sur le cou-de-pied. Она разгибается по направлению ко II позиции, но ко II, но на по­ловину расстояния, так как колено не вытягивается. Затем нога переносится назад, прикасаясь к левой ноге

у щиколотки, снова так же разгибается и возвращается вперед.

При первоначальном изучении petit battement нужно проходить совершенно равномерно, без акцента.

В момент перехода студни надо обращать внимание на указанное выше правило положения ступни sur le cou-de-, т. е. чтобы подъем не сокращался, и в ступне не было никакой скрюченности.

Рис. 15. Petit battement зиг le cou-de-pied

Верхняя часть ноги от колена до бедра должна быть крепка, неподвижна и выворотна, ниж­няя же часть ноги исполняет движение свободно.

При переходе на быстрый темп разгибание ноги дела­ется все мельче и мельче, ко никогда не должно стуше­вываться.

Хотя для глаза почти неуловим переход ноги с cou-de-pied спереди назад, движение не теряет своей отчет­ливости и требует такого же раздельного исполнения, как при медленном темпе (рис. 15).

 

BATTEMENT BATTU

Исходная точка sur le cou-de-pied. Отсюда правая нога делает ряд быстрых коротких ударов по пятке ле­вой ноги, сохраняя положение sur le cou-de-pied. Уда­рять следует носком, нога должна двигаться свободно в части ниже колена.

К этому упражнению приступают, когда нога уже хо­рошо развита. Его начинают делать обыкновенно лишь в старших классах (рис. 16).

BATTEMENT FONDU

Из V позиции правая нога идет sur le cou-de-pied, ле­вая делает одновременно demi-рИё, соблюдая выворотность колена; затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одновре­менно с правой. Правая нога возвращается sur le cou-de-pied, и движение повторяется на II позицию и назад, при­чем в последнем случае нога проходит sur le cou-de-pied сзади.

Следует обратить внимание на то, что при этом battement колено не поднимается и нога не вынимается, что применимо только в том случае, если упражнение делается на 45° или на 90° (рис. 1 7).

Надо соблюдать и при petit, и при grand developpe ту же тщательную выворотность, как и для battement tendu;

 

 

Рис. 17. Battement fondu

например, делая движение назад, следить, чтобы колено не опускалось и верх ноги доддерживался.

Это движение принадлежит к стадии более сложных упражнений, так как и та нога, на которой вы стоите, принимает участие в работе, исполняя plie одновременно с ногой, делающей battement.

BATTEMENT SOUTENU

Из V позиции одновременно правая нога вынимается вперед, на II позицию или назад, левая делает plie; затем левая поднимается на полупальцы, а правая одновременно подтягивается к ней, и обе вытянутые ноги соединяются в V позиции на полупальцах, откуда движение повторяется или делается в другую сторону (рис. 18). При этом вынима­емая нога не должна сгибаться и подниматься высоко (если это движение делается на полу, а не на высоте 45" или 90°).

 

 


 

 

Рис. 18. Battement soutenu

 

 


BATTEMENTS DEVELOPPES

Из V позиции ступня вынимаемой правой ноги с вы­тянутыми пальцами скользит по левой ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении. Если вынимаемая нога не доводится до колена, движение имеет небрежный вид. Достигнув крайней точки (90°), нога опускается в V по­зицию. Когда ногу открывают назад, корпус слегка на­клоняется вперед, так же как и при grand battement jete назад {рис. 19).

Battement developpe входит в экзерсис во всевозмож­ных вариантах. Привожу здесь несколько примеров:

1) со сгибом ноги к колену: открываемая нога в ка­ком-либо направлении сгибается к колену, и отсюда дви­жение много раз повторяется;

 

 

Рис. 19. Battement developpe

2) с маленьким balance вытянутой ногой, поднятой на 90°, которое надо стремиться делать одним носком, сохраняя колено вытянутым, так, чтобы вся нога не опус­калась низко, а только слегка покачнулась;

3) нога, вытянутая вперед, быстрым движением отво­дится на II позицию и возвращается обратно совершенно вытянутая с акцентом вперед, совершая таким образом движение balance в один темп; то же назад; то же — со II позиции вперед и назад;

4) с поворотами корпуса: сделав developpe вперед, по­вернуться en dedans на опорной ноге на 2-й arabesque и возвратиться на той же ноге обратно en dehors, повернув и ногу вперед. Назад исполняется следующим образом: developpe назад, поворот на опорной ноге en dehors, нога поворачивается вперед. Обратно — поворот en dedans. На II-позиции: сделав developpe на II позицию, быстро под­менить ногу, перевернувшись и открыв другую ногу на II позицию; проделав еще раз эту фигуру, возвратиться обратно, открыв ногу на II позицию. При смене рук на палке следует свободной рукой браться за палку и ме­нять руки одновременно с поворотом корпуса.

Developpe — это движение из adagio, ему присущ мед­ленный темп, его следует исполнять с задержкой на край­ней точке, особенно в младших классах.

Нога, на которой стоишь, должна быть вытянута в струну с совершенно выворотным коленом. Рука, лежа­щая на палке, должна быть свободно согнута в локте, на что надо обратить внимание при движении вперед; часто рука напрягается, давая упор ноге. Стоять тогда легче, но пользы от такого исполнения нет.

Из большого количества возможных разновидностей battement developpe разберу здесь еще две наиболее слож­ные.

 

Battement developpe tombe. Этот battement относится по типу к маленькому adagio. Делается чаще на середине зала, но также и у палки. Движения следующие.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...