Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи художественного образования.




Ц е л ь художественного образования - формирование художественной культуры учащихся. Это предполагает: умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей; умение пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа; умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры; совершенствование учениками своей личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в различных видах искусства, участия в культурной жизни школы, страны и мира.

Таким образом, формирование художественной культуры включает четыре рода процессов: умение понимать и ценить, умение пользоваться плодами культур (богатствами природы и искусственными, рукотворными природными комплексами, музеями, библиотеками, музыкой, театром), но, главное, умение посильно участ­вовать в поддержании, развитии и совершенствовании культуры человечества через развитие самого себя путем художественного общения со взрослыми и сверстниками, с произведениями искусства, а также путем собственного участия в художественном творчестве.

Итак, во-первых, понимать культуру; во-вторых, опираться, на её богатства для своего развития; в-третьих, поддерживать и совершенствовать культуру путем активного участия в культурогенных процессах, в том числе, через собственное художественное творчество, то есть, в-четвертых, через совершенствование своей личности. Понимать, уметь пользоваться и совершенствовать культуру и себя в ней. Таковы четыре составляющих процесса формирования культуры учащихся.

Первые три элемента этого определения относительно традиционны, за исключением понятия «культура», которое прежде раскрывалось через понятия «эстетическое» и «художественное» воспитание. Понятия эти часто трактовались созерцательно как сублимация детьми того, что достигнуто философской эстетикой, профессиональными искусством и отраслями искусствознания. Поэтому до сих пор задача блока «Культура» и культурологии для школы трактовались через понятие «п а м я т и»: возрождение культурной памяти, воскрешение забытых национальных традиций и памятников. Понималось это информационно, как насыщение сведениями, закладываемыми в память. Такой акцент на прошлое едва ли оправдан, ибо культура всегда нацелена в б у д у щ е е, на совершенствование людей и жизни, устранение нынешних пороков, на перенесение будущего в настоящее и даже в прошлое человечества. Искусство, по сути, это будущее, перенесенное в настоящее.

Лучше, когда содержание школьных программ определяется через сами носители культуры: через полотна, скульптуру, книги, музыку, библиотеки, театры, музеи, архивы, парки и ансамбли, центры культуры древних и живых народов, через жизнь и творчество творцов, а не через усвоение терминов и понятий эстетики и искусствознания.

Но школа не должна забывать, что инициатива культурообразующих процессов и содержание школьных программ определялась до сих про не ею, не закономерным развертыванием детской личности и её культуры, а профессионально-искусствоведческими источниками. Существует мнение, что школа ничего не создает, что она лишь «транслирует» данные науки и искусства. На самом деле, школа творит, создает культуру личности и культуру будущего. Она основной участник культурогенных процессов.

Главным в нашем определении является не потребление культуры (теория «конносье» – культурного, обывателя и покупателя, заказчика), а собственные усилия ученик по совершенствованию им своей личности и собственного художественного творчества. Из объекта культурогенных процессов ученик становится их субъектом, предметом, в то время как раньше предметом выступало окружающее ребенка профессиональное культурное пространство, художественная среда, потребление чужого искусства и приобщение к нему.

Важным и новым является приобщение ребенка к культуре через его собственное художественное творчество (не без усвоения, конечно, художественного наследия), а также саморазвитие, его собственное внимание к своему художественному и духовному росту - и не только в искусстве. Государственная школа ещё не формулировала таким образом задачи культуры и искусства в школе. Богатства национальной и мировой культуры должны быть преображены, переплавлены через собственные усилия детей.

В прежней системе художественного образования детское творчество было нужно, пока дети глупы: изо прекращалось в 6 классе, музыка - в 7-м. Сегодня мы настаиваем на противоположной тенденции: чем более зрелым становится ученик, тем больше его собственной работы над собой и его творчества.

Задачей начальной ступени является раскрытие сенсорной сферы ребенка, умения видеть и чувствовать цвет, звучание, уметь двигаться, учитывая пространство действия, пространство своего тела и пространство партнера; знать основные виды художественной деятельности и их общие особенности, уметь включиться в работу и завершить её продуктивно, формировать воображение ребенка, умение сочетать имеющиеся в распоряжении средства и возможности, инструменты для достижения задачи работы, уметь взаимодействовать с партнерами в коллективной деятельности, получать представление о разных видах произведений искусства уметь их воспринимать, зачем нужны музеи, библиотеки, театры, и другие сведения о сфере культуры, понимать связь искусства с окружающим миром, значение художественной деятельности в жизни людей и труде. Критическими для младшего возраста являются работа с цветом (до 9 лет), фонетикой слова и речи (до 10 - 12 лет), развитие двигательной сферы и ориентировки в пространстве, освоение формы и объема в лепке и конструировании, техника работы различными материалами и инструментами искусства.

В среднем звене школы акцент приходится на развитие самостоятельности работы, коллективное развитие замысла работы во взаимодействии с товарищами, особое внимание приходится на качество результата, продукта, технику и технологию процесса, умение пользоваться сведениями об искусстве, умение пользоваться носителями и источниками сведений о культуре и искусстве - журналами, книгами, библиотекой, видеолентами, музейными собраниями. В практическом плане важно собственное художественное творчество подростка, переход к замыслу и программе деятельности, процессу, вместо импровизации и наращивания элементов работы у детей младшего возраста.

Критическими для среднего возраста являются качество конечного результата (при неудаче и низком уровне результата происходит отход от деятельности), признание товарищей, пространственно-пластическое и композиционное мышление и их воплощение в деятельности, иллюзорное и метафорическое выражение замысла. Важным является применение результатов творчества в реальной жизни, их общественное значение и признание. Критическим к окончанию основной школы является формирование устойчивого интереса к искусству и культуре, выраженный интерес к определенной сфере, соответствующей внутреннему миру школьника, выбор любимого искусства и углубленные занятия им. Выраженный интерес свидетельствует об успешности труда педагогов.

В старших классах главным становится работа самого ученика под совершенствование культуры своей личности, умение выбрать позицию в потоке культурных явлений, событий и знаменитостей, опираясь на традиции высокой классической культуры, связь искусства и общества, гуманная миссия искусства и культуры, исторический взгляд на культуру человечества, судьбы национальной и местной художественной традиции, духовность культуры – как общеобразовательные задачи.

заделы, на научном и практическом уровнях.

 

 

Конец формы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...