Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

 

  УТВЕРЖДАЮ
  Проректор по учебной работе ___________Г.П. Иванова
  «____»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория языка

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль: «Русский язык», «Литература»

Форма обучения: очная, заочная

Срок освоения ООП: очная –5 лет, заочная – 5,5 лет

Кафедра: теории, истории и методики преподавания русского

языка и литературы

Разработчики:

 

Профессор кафедры теории, истории и методики

преподавания русского языка и литературы __________________ Е.Б. Артеменко

 

Заведующий кафедрой теории, истории и методики

преподавания русского языка и литературы, доцент __________________ С.И. Доброва

 

Начальник учебно-методического управления __________________ Т.В. Майзель

 

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры теории,

истории и методики преподавания русского языка и литературы

от «___» ________________ 2011 г. Протокол № ___

 

Заведующий кафедрой __________________ С.И. Доброва

Воронеж – 2011

Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины

 

Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол №___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

 

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Ведущий преподаватель_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели освоения дисциплины «Теория языка»:

· ознакомление студентов-филологов с общетеоретическими проблемами науки о языке (знаковый характер языка, язык и речь, язык и мышление, системная организация языка, язык и общество, развитие языка);

· подготовка специалистов, способных осмыслять отдельные узкопрофессиональные вопросы с позиций фундаментальной науки;

· преодоление опасности узкого прагматизма и ограниченного эмпиризма в подготовке учителя-словесника и, шире, преподавателя языка вообще;

· формирование у студентов-филологов определенных мировоззренческих позиций;

· выработка навыков самостоятельного анализа и оценки литературы по теоретическим вопросам языкознания;

· выявление методической зависимости объема школьного курса языка и методики его преподавания от состояния и уровня развития науки о языке.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2).

Специальные:

способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

2.1. Учебная дисциплина «Теория языка» входит в модуль «Теория языка и литературы» и относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3. В. ОД 1.3.).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: философия, культурология, введение в языкознание, история русского языка, современный русский язык, русская диалектология, исторический комментарий к современному русскому языку, семиотика искусства, устная речь.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: современный русский язык, языковой анализ в школе и вузе, стилистика русского языка, комплексный анализ текста, методика и методология филологических исследований.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. В результате изучения учебной дисциплины «Теория языка» студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками.

Знания:

- основных проблем современного языкознания;

- основных направлений и школ в лингвистике;

- основных понятий и терминов науки о языке;

- специфики системного характера языка;

- основных функций языка, знаковых основ коммуникативных процессов, вербальных и невербальных средств передачи информации;

- философских концепций соотношения языка и речи, языка и мышления, психофизиологических и нейролингвистических исследований проблемы соотношения языка и мышления;

- специфики становления языковой системы в филогенезе;

- основных особенностей языка как средства коммуникации и мыслительно-познавательной деятельности;

- характера обусловленности особенностей форм существования языка формами общественной жизни на различных этапах развития социума;

- о развитии и эволюции в языке как результате действия в нем внешних и внутренних законов.

Умения:

- анализировать языковые явления;

- освещать основные вопросы общего языкознания;

-сопоставлять разные концепции и объяснять причины различной интерпретации однотипного языкового материала;

- работать со словарями и справочной литературой.

Навыки:

- владениянаучной терминологией и основными понятиями научного языковедческого аппарата;

- интерпретации языковых явлений;

- самостоятельной работы с лингвистической литературой;

- репрезентации знаний в вербальной форме;

- интерпретации знаний предметной области;

- демонстрации лингвистической компетентности в междисциплинарных исследованиях;

- представления результатов проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания.

3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций.

 

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-1

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Знает:
- объём и смысл понятий, определяющих культуру мышления - знает сущность понятий: информация, культура мышления, восприятие, анализ, синтез, обобщение - знает основные методы доказательного построения умозаключений
- имеет базовые представление о взаимосвязи языка и мышления  
- общие закономерности познания и переработки информации - знает сущность основных мыслительных операций, специфику теоретического мышления - знает различные методы обработки информации
  - знает содержание понятий опыта, памяти, воображения, мышления; четко различает понимание, объяснение, рефлексию
- имеет представление о естественнонаучных и гуманитарных методах и формах научного познания (философские, общенаучные, специальные) - знает содержание и специфику различных способов познания мира; сущность основных методов научного познания  
- знает различные методы исследования условия поставленной задачи - знает диалектику цели и средств
  - знает особенности соотношения различных единиц языка и единиц мышления, различных способов и приемов восприятия, анализа и обобщения информации, передаваемой в языковой форме
- основные научные понятия изучаемых дисциплин - знает основные этапы развития изучаемых дисциплин; - знает факты, события, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность изучаемых дисциплин - знает предмет, цель, задачи и методы изучаемых дисциплин, их место в системе наук, фундаментальные теории и законы; - понимает сущность явлений и процессов, изучаемых в рамках дисциплин, - знает приёмы и методы решения предметных задач
- различает и объ­ясняет основные понятия, кате­гории и закономерности изучаемых дисциплин - отбирает и классифицирует основные понятия, категории и закономерности изучаемых дисциплин
- использует основные понятия, категории при изложении тем изучаемых дисциплин - экстраполирует, модифици­рует и адекватно использует в зависимости от целей деятельности основные понятия, кате­гории и закономерности изучаемых дисциплин
Умеет:  
- обобщать, анализировать и воспринимать информацию, делать выводы - обобщает, анализирует и структурирует информацию и учебный материал, историю развития понятий и обозначений из предметной области, в том числе, используя современные информационные и коммуникационные технологии; - анализирует источники, работает с литературой, грамотно оформляет список литературы; - обобщает и классифицирует изучаемый материал; разбирает по смысловым единицам учебный текст, классифицирует аргументы; - логически верно строит устную и письменную речь; - находит информацию на заданную тему, готовит сообщение; - учитывает различные мнения, суждения, кон­цепции при объяснении явлений, объектов, процессов изучаемых дисциплин; - анализирует основные формы и виды получения, анализа и обобщения вербальной информации и использует их для решения образовательных и профессиональных задач; - умеет анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов - умело применяет пройденный материал к анализу источников; - оценивает степень релевантности собранных материалов, уточняет спорные моменты и проверяет достоверность материала; - интерпретирует противоречия на основе известных элементов и свойств контекстов, имеющих отношение к изучаемому предмету; - анализирует особенности различных форм и видов восприятия, анализа и обобщения вербальной информации и использует наиболее адекватные из них для решения тех или иных образовательных или профессиональных задач; - использует в профессиональной деятельности междисциплинарные подходы и знания, сформировавшиеся в процессе изучения дисциплины; выносит аргументированные суждения; - способен к познанию себя и окружающего мира, к рефлексии самооценке уровня культуры собственного мышления
- ставить цели и выбирать пути их достижения - умеет формулировать цели, соотносить их с потребностями и условиями; выбирать средства, соответствующие целям; - создает и использует информационные модели изучаемых явлений и процессов - способен формулировать проблемы и находить адекватные варианты их разрешения; - использует информационное моделирование при решении образовательных или профессиональных задач; - умеет применять методы доказательств при построении умозаключений
Владеет:  
- методами мышления, соответствующими нормам «культуры мышления» - способен использовать понятийный аппарат профессиональной деятельности; - владеет технологиями приобретения, использования, структурирования и обновления знаний в соответствии со спецификой актуального пространства (среды); - владеет принципами диалектической логики - владеет приемами сравнения, сопоставления, систематизации, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации информации; - владеет научными достижениями современных наук, современными методами интеллектуального развития; - владеет комплексом различных способов получения, анализа и обобщения информации и обладает способностью к их эффективному использованию
- методами и средствами постановки цели, выбора пути её достижения - владеет системным подходом при решении прикладных задач, связанных с профессиональной деятельностью - применяет различные методы и приемы для решения по­ставленной задачи - владеет методами доказательства от противного, методом логического следования, методом силлогизма, методом исключенного третьего; - владеет способностью сочетания теоретического мышления с прагматическим поиском оптимального способа решения проблемы
- современными методами исследования и получения с их помощью достоверных и надежных знаний - владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); - владеет навыками применения знаний для решения прикладных задач, навыками проведения наблюдений и экспериментов - владеет навыками применения методов обработки информации при формализации условия

 

Планируемые уровни сформированности компетенции ОК-2

Знает:

Структура компетенции Основные признаки уровня  
Базовый уровень Повышенный уровень  
Знает:    
- основные мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы - знает научную терминологию гносеологии, онтологии, социальной философии и основные типы мировоззрений, этапы развития и направления философской мысли - знает способы постановки и решения философских проблем, теорию и историю их осмысления, парадигмальную принадлежность направлений и школ, специфические особенности авторских решений  
- знает взаимосвязь естественнонаучных представлений и социально значимых философских и мировоззренческих проблем;    
- знает основные методы научно-философского анализа - знает методы теоретических и эмпирических исследований;  
- знает выдающихся представителей изучаемых наук, основные достижения их научного творчества и роль в развитии знания - знает основные этапы развития и достижения наук, включая современную научную картину мира;  
Умеет:    
- сравнивать содержание понятий; оперировать философскими категориями - дает определение основного вопроса философии, базовых философских понятий - разбирается в ключевых проблемах и концепциях современной философии  
- умеет применять категориальный аппарат философии к анализу поставленных проблем и делать выводы - умеет применять принципы диалектической логики к анализу философских идей и прослеживать их преемственность  
- проводить логический анализ мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем - умеет анализировать мировоззренческие и социально значимые проблемы с использованием различных философских подходов, прибегая к теориям и концепциям, необходимым для их постановки и решения - умеет использовать теоретические и эмпирические методы исследований для внедрения современных технологий в процессы решения мировоззренческих и социально значимых философских проблем;  
- способен логически анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы на основе последних научных достижений в контексте педагогической деятельности  
- умеет переходить от общих закономерностей к конкретным мировоззренческим и социально-философским проблемам  
Владеет:    
- методами и способами анализа мировоззренческих и социально значимых философских проблем - владеет способами анализа фундаментальных законов и принципов современной научной картины мира    
- методами системного анализа для выявления сущности проблемы - находит и выделяет сущностные моменты проблемы - владеет особенностями индуктивного и дедуктивного методов познания, содержанием и спецификой принципов верификации и фальсификации  
- владеет сущностным содержанием философских проблем и способностью проводить аналогии с современной действительностью  
- находит сущностное содержание проблемы и проводит аналогии с современной действительностью  

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-1

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка Знает основные этапы развития русского языка; разбирается в вопросах происхождения русского литературного языка Умеет определять рефлексы исторических и доисторических процессов в современном русском языке Владеет основными приёмами перспективного и ретроспективного анализа языковых явлений Имеет целостную систему знаний о происхождении русского литературного языка как феномена русской национальной культуры   Умеет определять функцию рефлексов исторических и доисторических процессов в современном русском языке Владеет навыками перспективного анализа языковых явлений

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-2

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Способен выделять и анализировать единицы различных уровней системы современного русского языка (СРЯ) в единстве их содержания, формы и функций     Знает основные типологические признаки и основные особенности функционирования единиц русского языка различных уровней. Имеет целостную систему знаний и представлений о типологических признаках и особенностях функционирования единиц русского языка различных уровней.
Знает основные понятия, относящиеся к лексическому, фонетическому и грамматическому уровням системы СРЯ; основные методы и приемы лексического, фонетического, грамматического и стилистического анализа единиц СРЯ. Имеет целостную систему знаний и представлений о методах и приемах лексического, фонетического, грамматического и стилистического анализа единиц СРЯ.
Умеет выделять единицы современного русского языка различных уровней; выполнять лексический, фонетический, грамматический и стилистический анализ единиц СРЯ (с точки зрения синхронии и диахронии). Умеет проводить различные виды полного лексического, фонетического, грамматического и стилистического анализа единиц СРЯ (с точки зрения синхронии и диахронии).
Владеет основными приемами выделения и разбора единиц СРЯ различных уровней в единстве их содержания, формы и функций (с точки зрения синхронии и диахронии). Владеет методикой разбора единиц русского языка различных уровней в единстве их содержания, формы и функций (с точки зрения синхронии и диахронии); способен объяснить природу языковых явлений различных уровней системы СРЯ и системные отношения между единицами СРЯ

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-3

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Знает основные особенности языка как средства коммуникации и мыслительно-познавательной деятельности; основы научных представлений о соотношении языка и мышления; основные закономерности эволюции и развития системы языка Имеет представление о знаковых основах коммуникативных процессов; знает характеристики языковых и неязыковых знаков; знает основные функции языка; знает общественные функции языка; понимает связи между общественными функциями, формами существования языка и формами общественной жизни; имеет представление о речи как процессе и продукте порождения и восприятия на базе единиц языка конкретных высказываний; имеет представление об отражательной и познавательной функциях языка, о системе языковых знаков как генетически и онтологически базовой знаковой субстанции абстрактного мышления; знает основные единицы абстрактного мышления в их соотношении с единицами языка; знает основные концепции соотношения языка и мышления; владеет информацией о психофизиологических и нейролингвистических исследованиях по проблеме языка и мышления; имеет представление о концептосфере (когнитивной картине мира) народа и языковой картине мира (ЯКМ); владеет информацией о становлении языковой системы в филогенезе; понимает характер обусловленности особенностей форм существования языка формами общественной жизни на различных этапах развития социума; имеет представление о развитии и эволюции в языке как результате действия в нем внешних и внутренних законов Устанавливает связи между знаниями о языковой системе и информацией других наук коммуникативного цикла; знает законы трансляции информации в социуме; оценивает особенности различной информации в СМИ с точки зрения соответствия требованиям коммуникационного канала; знаком с результатами современных лингвокогнитивных исследований; имеет представление о проблеме вербальности / невербальности мышления; знает топологию головного мозга как материального субстрата мышления; знает о влиянии структурно-семантической организации языка (ЯКМ) на мыслительно-познавательную деятельность народа; дифференцирует внешние и внутренние причины (законы) языкового развития; имеет представление о проблеме активного вмешательства человека в развитие языка; понимает границы и возможности сознательного прогнозирования и регулирования языковых процессов
Умеет освещать основные вопросы общего языкознания Умеет корректно излагать основные вопросы предметной области знаний в устной и письменной формах; выделяет главные смысловые аспекты в доказательстве; распознает ошибки в рассуждениях Представляет информацию лингвистического характера в различных графических формах; умеет сопоставлять различные научные концепции и выявлять особенности аргументации в их рамках; оценивает сильные и слабые стороны той или иной лингвистической концепции; понимает различие требований, предъявляемых к доказательствам в естественных, социально-экономических и гуманитарных науках
Владеет научной терминологией и основными понятиями научного языковедческого аппарата Владеет терминологией предметной области знания; способен корректно представить знания в вербальной форме; интерпретирует знания предметной области Корректно употребляет термины, обозначающие соотносительные понятия в разных научных традициях; критически осмысляет полученные знания; способен проявить лингвистическую компетентность в междисциплинарных исследованиях; способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания

 

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-4

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Знает: генеалогическую и типологическую классификации языков, характеристику славянских языков и их объединений в составе индоевропейской семьи языков Дает определения основных понятий; раскрывает принципы генеалогической и типологической классификаций языков; имеет представление о составе индоевропейской семьи языков; определяет место славянских языков в составе индоевропейской языковой семьи; воспроизводит генеалогическую и типологическую классификации славянских языков Определяет генеалогические и типологические связи и соотношения между языками индоевропейской семьи; понимает способы реконструкции и изучения праязыков; имеет представление о времени, обстоятельствах и целях создания генеалогической и типологической классификаций индоевропейских языков
Умеет: находить сходства и различия славянского и неславянского языков индоевропейской семьи может объяснить причины возникновения и развития индоевропейской семьи языков; может объяснить причины возникновения и развития славянской группы языков Различает сходства и различия между индоевропейскими языками, обусловленные разными факторами (генетическими, типологическими, социокультурными, контактированием языков и др.); умеет определять с помощью словарей и научной литературы происхождение и исторические изменения тех или иных языковых явлений
Владеет терминологией предметной области знания Интерпретирует знания предметной области Владеет профессиональным языком предметной области знания; способен проявить лингвистическую компетентность в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде)

Планируемые уровни сформированности компетенции СК-5

Структура компетенции Основные признаки уровня
Базовый уровень Повышенный уровень
Знает: основные научные парадигмы в языкознании, методы лингвистических исследований и основные этапы развития науки о языке. Имеет представление об основных этапах истории развития языкознания и основных достижениях каждого из них; ориентируется в основных направлениях и школах лингвистики; воспроизводит имена крупнейших представителей основных лингвистических направлений и школ, названия и темы их главных научных трудов; имеет представление об основных лингвистических методах, средствах и приёмах изучения языка и их возможностях; ориентируется в основных дискуссионных проблемах лингвистики, этапах развития лингвистики, современных представлениях о языке и принципах его изучения Знает основные научные парадигмы в языкознании, методы лингвистических исследований и основные этапы развития науки о языке; понимает специфику языка и объективные трудности его изучения; понимает различия в изучении живых и мёртвых языков; понимает границы применения к исследованию языка и речи основных лингвистических методов; устанавливает связи между лингвистическими идеями, теориями, дисциплинами и т.д.
Умеет: применить полученные знания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности (при подготовке научных докладов, написании научных статей, при написании курсовых и дипломных работ). Понимает особенности современного языкознания; может найти и отобрать необходимую научную информацию по определённой теме (проблеме); может выявить и сопоставить разные точки зрения учёных на определённую проблему, оценить характер приводимой аргументации; умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения, высказываемые в своей научно-исследовательской работе Умеет применить полученные знания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности (при подготовке научных докладов, написании научных статей, при написании курсовых и дипломных работ); может оценить соотношение конкретной научной информации с теми или иными областями и научными направлениями лингвистики; способен определить соответствие тех или иных методов и приёмов исследования конкретному материалу; критически осмысливает полученные знания; видит перспективы своего научного исследования
Владеет: методами и приёмами изучения проблем языкознания Владеет терминологией предметной области знания; способен корректно сформулировать объект, предмет, цели и задачи лингвистического научного исследования; владеет техникой сбора и обработки языкового материала; способен применить в своей научной работе основные методы и приёмы лингвистического исследования; интерпретирует знания предметной области Владеет профессиональным языком предметной области знания; способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания; способен проявить лингвистическую компетентность в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...