Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О психологии межгрупповых отношений




Группы, социальные системы могут быть не только малыми, но и необозримо большими (нации, политические партии, Движения, слои).

Если в рамках малых групп различные мнения, взгляды на окружающее, представления о важных вещах воспринимаются все же как нечто личное, чье-то, что нетрудно иной раз и оспаривать, в больших группах аналогичные явления приобретают статус общественного мнения, более или менее непререкаемого жизненного принципа (освященного традицией или высокими авторитетами), гласа народного, позиции государства, нормы закона, требования морали, божественной заповеди и т.д.

На культивирование соответствующих мнений, взглядов, эмоциональных отношений (симпатии, антипатии, ненависти, уважения к чему-либо) направляются специальные силы (радио, печати, телевидения, художественной литературы, искусства). В результате такой массовой материализации явлений психики (в сущности, иногда и ложных, неполных представлений и иных выдумок) отдельный человек сталкивается с информационной продукцией как с непреложной истиной или, во всяком случае, как с трудноодолимой реальностью. Многое при этом кажется кому-то само собой разумеющимся: «Кто на чем сидит, тот тем и кормится», «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют».

Типичным для больших общностей является культивирование вполне определенных представлений, образов эмоциональных отношений, касающихся «наших» и «других», должного и запретного, достойного и неприличного, жизненно важного и второстепенного и т.д. Несходство этих проявлений психики у представителей разных народов, культур и субкультур, слоев общества несет потенциальную опасность конфликтов, нервных заболеваний, даже самоубийств, возникновения «горячих точек» в обществе. Предметы конфликтов «со стороны» или «с одной стороны» могут казаться несущественными. Так, например, американская студентка, приехавшая на время в Россию и помещенная для проживания в здешней семье, оказывается в ситуации конфликта (иногда говорят «культурного шока») потому, что в отведенную для нее комнату хозяева входят без стука (у себя на родине она привыкла к тому, что даже родители по отношению к детям так не поступают, признавая их право побыть одним); конфликт усугублялся тем, что хозяева не видят в своем поведении ничего особенного, и это еще более обижает приезжую1. Жизнь заставляет придумывать и осуществлять психологически обоснованные учебно-воспитательные программы, полезные для тех, кто оказывается в ситуациях межкультурного взаимодействия (беженцы, визитеры, эмигранты, сепаратисты, шовинисты). Один лишь сатирический образ бессмысленной войны «тупоконечников» и «остроконечников», созданный еще Джонатаном Свифтом в его «Путешествии Гулливера» (1626 г.), увы, не помогает.

Мало помогут просветительские мероприятия, инструктажи, тренировки (тренинги), если у людей не воспитывается плюралистическое отношение к разным культурам как равно достойным; а это предполагает формирование и соответствующих убеждений, идей.

Разновидностью межгрупповых отношений являются отношения между законными и противозаконными сообществами, политическими объединениями, партиями. Дело здесь осложняется тем, что взаимодействуют люди, находящиеся вблизи от рычагов законотворчества, реальной (располагающей силовыми средствами) исполнительной власти. То, что вчера было незаконным, сегодня может быть провозглашено правомерным, ибо законы в правовом смысле (в отличие от законов природы, общества, психики, открываемых наукой) есть дело рукотворное (проголосовали, подписали – и вот закон! Не исполняешь – преступил; вчера был лояльным, а сегодня – нарушитель, злоумышленник).

Все это ставит задачи разработки и трансляции подрастающим поколениям правовой и политической культуры, формирования и коррекции гражданского, политического сознания, правосознания, общественной активности.

Политика как деятельность по упорядочению существования и развитию больших человеческих общностей тесно связана с действием известных или пока не известных психологических явлений и закономерностей. В зависимости от того, учитываются они или не учитываются, политика становится более успешной или менее (ситуация, принципиально аналогичная тому, что мы имеем относительно законов природы и их применения в технике). Разница только в том, что естественно-научные закономерности относительно стабильны и им часто можно придать количественное выражение; законы жизни общества и психики людей очень разнообразны по частным проявлениям и не столь вечны, как законы неживой природы; они так часто складываются и исчезают, что люди с трудом поспевают, а часто и не поспевают за их научным отслеживанием. Многое становится понятньгм уже «задним умом», когда события произошли, а новые события опять бьют в глаза своей уникальностью, неповторимостью. Но было бы не совсем верным мнение, что с помощью законов физики, химии, биологии, можно де лишать людей жизни и влиять на распределение благ в обществе, а на основе законов психики это де невозможно. В конце концов, Хиросиму разрушили не открытия физиков, а решения, сложившиеся в головах политиков; здесь не последнее место играли и такие психические явления, как образы врага, явления национального самосознания и сложившиеся эмоциональные отношения к своим и чужакам.

Основные психические явления, существенные для политической жизни общества, следующие (они могут быть предметом рассмотрения не только в рамках психологии, но и философии, истории, социологии, этнографии, географии и т.п., поскольку политика – предмет междисциплинарный): общественное мнение, заведомо ложные образы о ситуации в мире (политические мифы, например, о «великости» какой-то страны и пр.), отношения личности к государству, побуждения человека в ситуации властных отношений, поведение человека как представителя большой группы, усвоенные человеком моральные и правовые нормы (моральное и правовое сознание), ценностные представления (о том, ради чего жить, за что и против чего бороться), система потребностей, интересов преобладающего количества людей, отношения «героев и толпы», личные качества политически активных людей, стремящихся к лидерству в больших группах, образ мыслей, стиль мышления, мысленные схемы принятия решений в условиях неопределенности1.

В зависимости от преобладающего психологического типа граждан (а он в свою очередь обусловлен особенностями экономического базиса общества) складываются разные типы политических культур. Специалисты теоретически выделяют такие: патриархальный (единовластное управление вождей при подчинении граждан и отсутствии у них интереса к политической деятельности), подданнический (культивируется почтение нижестоящих к вышестоящим; это может сочетаться с выраженным гражданским сознанием и добровольным личным участием граждан в политических процессах), активистский (граждане стремятся быть активными в политике, хотят достаточно знать о ней). В жизни фактической имеют место смешанные типы логических культур.

Упражнение.

Какие явления вы отнесли бы к политически существенным, а какие целесообразно учитывать при ориентировке руководителей в рамках малых групп:

1. Упоминания о выдающихся людях изменились следующим образом (в % к числу опрошенных россиян): писатель М. Горький в 1993 г. – 5; в 1994 г. – царь Николай II – соответственно 0 и 5. И. Сталин – 12 и 20.

2. Британцы продолжают считать себя представителями Великой империи, хотя Великобритания утратила свои колонии.

3. Актив студенческой группы задумал диспут на тему «О культурном субстрате политики»; диспут состоялся, но четверо студентов группы в это время все же пошли в кино.

4. Исследователи отмечают, что ориентации большинства россиян на единоначалие остались прежними, несмотря на многолетнюю перестройку, (неважно, кто руководитель – царь, генеральный секретарь или президент, мэр и пр.).

Задание.

Какими бы личными психологическими качествами вы наделили воображаемого (идеального) политического лидера?

Вопросы и темы для размышления

1. Организационная реальность существует, но при чем тут психика?

2. Моя психика это работа мозга; как и в чем может она (а это электрохимические процессы!) зависеть, скажем, от мнения обо мне других?

3. Не вытеснит ли психику искусственный интеллект? (Не начнется ли деградация психики?).

Тема 1. Структура моей среды.

Тема 2. Возможости и ограничения в моем жизненном

мире.

Тема 3. Явления власти и я.

Литература

1 Андреева Г.М. Социальная психология – М., 1996.

2. Базаров Т Ю Управление персоналом развивающейся организации. М, 1996.

3. Бобнева М И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.

4. Бодалев А А Личность и общение – М, 1995

5. Донцов А И. Проблемы групповой сплоченности.– М., 1976

6 Кричевский Р Л Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1993.

7. Назаретнн А П. Интеллект во Вселенной. Очерки междисциплинарной теории прогресса. – М., 1991.

8 Основы социально-психологической теории/ Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова – М, 1995.

9. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. – М., 1985.

10. Соколова Е.Т., Николаева ВВ. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

11. Шабелышков В.К. Психика как функциональная система. – Ал-; ма-Ата, 1986.

12. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.

 

Человек «сам с собой».

Психика человека и обеспечивается телесными его * системами и в то же время влияет на них. Хулительные и тяжкие переживания, вызванные чисто социальными, моральными обстоятельствами (утрата общественного признания, шок отставки, идейные, научные разногласия), закономерно ведут к телесным деструкциям., заболеваниям. И наоборот, болезни тела и даже беспечное отношение к «соме» – путь к утратам, психического статуса (ялы не говорил*, уж о заболеваниях, нарушениях нервной системы, которые напрямую влияют на психику).

Существование и развитие организма в среде обеспечиваются процессами познания (гнозиса) и исполнения (праксиса), системой психических регуляторов поведения. Q-lo социальная среда так изменчива, необозримо сложна и распределена во вреллени за пределы длительности человеческой жизни, что нужен особый блок регуляции – личность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...