Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологический эксперимент – основной метод преподавания биологии. Методика подготовки и проведения школьного биологического эксперимента.




Понятие «методы преподавания». Различные классификации методов обучения биологии (Верзилина-Корсунской и др.). Методы и методические приёмы. Метод как система приёмов. Развитие и сочетание методов.

Метод – способ достижения цели. Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно усвоение их учениками. Метод – процесс двусторонний. Функции методов: образовательная, воспитательная, развивающая. Классификация по Райкову: 1. по характеру восприятия материала (словесные, наглядные, двигательные) 2. по направлению логического процесса: утверждающие, открывающие (знания добывающиеся самостоятельно), словесно-утверждающие, наглядно-утверждающие, моторно-утверждающие, словесно-открывающие, наглядно-открывающие, моторно-открывающие.

По Верзилину - Корсунской: 1. словесные (информация передается словом. Виды: беседа, лекция, рассказ, объяснение.) 2. наглядные (виды: демонстрации а) опытов или их результатов; б) изобразительных пособий; в) натуральных объектов) 3. практические методы (виды: распознавание и определение, наблюдение, эксперимент).

Метод осуществляется на практике через методические приемы. Методические приемы – элемент метода, отражающий отдельные действия учителя и ученика. Делят на: 1. логические (сравнение объектов, выявление признаков, анализ, определение) 2. организационные (запись плана, беседа по плану, работа групповая) 3. технические (использование различного учебного оборудования).


Словесные методы обучения биологии: беседа, рассказ, объяснение, лекция. Требования к построению беседы, рассказа, объяснения. Лекция как более сложный способ изложения. Требования к слову и культуре речи учителя.

Метод обуч. - система целенаправленных действий учителя, организующих позна­вательную и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую усвоение им содержания образования и тем самым достиже­ние целей обучения.

Классификация методов об-я. по Верзилину: 1) словесные 2) на­глядные 3) практические. Словесными называют методы, в которых главным источником знаний является слово, и применяются они преимущественно при сообщении учащимся нового материала. 1) Рассказ - последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме, проводится учителем при активном внимании учеников. Основная трудность – поддержание интереса к рассказу. Применяется когда речь идет о биографии, истории выдающихся открытий. Пути поддержания интереса: новизна излагаемого материала, демонстрация наглядных пособий во время рассказа, включение элемента беседы. Длительность его учитывается возрастными особенностями учащихся. Рассказ ученика: сообщение. Тема д.б. конкретной и не объемной, ограниченное время вступления 3-5 мин, учитель рекомендует лит. и дает план сообщение, сообщение рассказывается, осознается учеником.

2)Объяснение — четкое изложение мате­риала на основе анализа фактов с формулировкой выводов. Применяется в тех случаях, когда рассказ учителя и даже по­каз, не могут обеспечить ясное понимание, когда необходимо доказать правильность ка­ких-либо положений и объяснить их.

3)Беседа - «вопросно-ответный» метод обучения. Она характеризуется участием в решении вопросов как учителя так и учеников. Бе­седа используется с целью сообщения новых знаний, актуализа­ции старых и закрепления вновь полученных, для проверки и оценки знаний, при обсуждении результатов фронтальных и ла­бораторных работ и т.д.

Вопросы учителя должны быть краткими и точными; задавать­ся в логической последовательности; будить мысль ученика, за­ставить его задуматься, вспомнить, выделить из общего знания требуемое, произвести сравнение, анализ.

1.Вступительная беседа -проводится или в начале изуч. темы или в начале урока если не было опроса к новому материалу.

2.Заключительная беседа – в конце изученной темы или в конце урока, цель-закрепление и выявление уровня усвоения материала.

3.Проверочная беседа=фронтальный опрос.

4.Объяснительноиллюстративная – вопросы ставятся к знакомому материалу.

5.Поисковая или проблемная – учитель ставит вопрос к материалу, который еще не изучен.В результате возникает дискуссия.

4)Лекция -комбинирванный словесный метод (рассказ,объяснение,беседа), характеризуется большей длительностью изложения учебного ма­териа. Школьная отличается от вузовской, она=20 мин., прерывается другими методами, чаще используется в старших классах, т.к. этому возрасту характерна большая устойчивость внимания. Д.б. большое количество наглядности(ветки, шишки, картины, таблицы). В урок д.б. введен соревновательный момент: составление лучшего конспекта лекции.

Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики), умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов, речь д.б. доступной.

Голос – важнейший элемент техники речи. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей. С помощью голоса учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

Важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, выносливость, выразительность.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.


 

Вопрос № 7

Наглядные методы и пособия это понятия разные, не тождественные друг другу.

При словесных методах наглядность служит как ил­люстрация в подтверждение слов учителя или для усиления образности его рассказа.

При проведении урока наглядными методами наглядные по­собия служат источником информации для учащихся, а не слово учителя. Наблюдая демонстрируемые по­собия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя уча­щиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключе­ния. В этом отличительная особенность использования нагляд­ности при наглядных методах.

Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной (объекты природы живые и препарирован­ные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляжи, кино). К видам наглядных методов относятся демонстрации: опытов, натуральных объектов,изобразительных пособий.

Натуральные средства наглядности - растения и животные. Наиболее доступные - расте­ния. Их демонстрируют на уроках ботаники и общей биологии.

Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии и отчасти физиологии человека(птицы и млекопитающие).

Опыт. Учащиеся зарисовывают постановку опыта, записы­вают выводы в тетради. На многих уроках демон­стрируют заранее проведенный опыт.При демонстра­ции опытов, живых растений, таблиц и кинофильма, поставленный вначале вопрос застав­ляют учащихся сосредоточить внимание на виденном, активно наблюдать, подмечая явления или характерные признаки, и де­лать из своих наблюдений умозаключения.

Демонстрацию микроскопических объектов применяют в про­цессе преподавания всех биологических курсов. Учащиеся и сами изготовляют микроскопические препараты, лучшие из которых демонстрируются всему классу.

Используют микропроектор — прибор для демонстрации на экране микропрёпаратов. Он позволяет всем учащимся увидеть то, что демонстрирует учитель.

Изобразительные средства наглядности — таблицы и картины — дают учащимся представление о строении, форме, окраске изучаемых объектов, их природном окружении, образе жизни и т. п. Сложность представления величины объектов т. к. в одних слу­чаях на таблице их изображают увеличенными, в других — уменьшенными. Учитель изготовляет из плотной, бумаги контуры этих животных в естественную величину.

Вывесив таблицу, дать возможность уча­щимся изучить ее в течение нескольких секунд и после этого задавать вопросы о ее содержании.

Рисунок позволяет последователь­но и полно изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя.Особенное значение рисунок строится на глазах учеников, синхронно сопровождаемый изложением.

Интерес представляют коллективные рисунки.При участии всего класса могут быть составлены сложные схемы по систематике, эволюции.Монтировка схем способствует развитию понятий.

Демонстрация учебных кинофильмов. Преимущества: показ.действия, движения, процесса.

К демонстрации кинофильмов готовить учащихся путем постановки вопросов.

Задача учителя развитие умения демонстрировать пособия при ответе, сравнивать их.

Использование учащимися наглядных методов при ответах дает им возможность практиковать приобретенные знания.


 

8. практические методы преподования биологии….

Практические методы представляют собой сложное взаимодействие слова,наглядности и практической работы,организуемое и направленное учителем,приследующее развитие мысли учащихся.Применение связано с активной деятельностью рецепторов и эффекторов,учащихся с развитием их общей трудовой активности. Задания для выполнения практических работ особенно ценны в учебно-воспитательном отношении,когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо решить учащимся, применяя на практике ранее приобретенные знания: умения буд; развиваться не механически, а основываться на знаниях.Именно при этом условии практические работы будут источники I знаний.Развитие самостоятельности идет постепенно.Взависимости от степени развития у школьников умения выполнять пактические работы учитель руководит ими:расчленяет процесс работы на отдельные операции, вывешивает инструктивном таблицу, дает инструкцию-задание на руки учащимся.Правильно проведенные практические работы заставляет учащихся проделать ряд логических операций:выявлениес ходстваиразличия,классификация,вывод,обобщение,умозаклга чение.Распознаваниеи определение как виды практических методов наиболее распространены в преподавании. Учитель на первых уроках показывает по таблице органы животного,предлагает учащимся найти их, а затем на после дующих — самостоятельно разбираться в строении,пользуясь рисунком в учебнике и таблицей.Учитель проверяет правильность работы, обходя учащихся. Практические работы по определению проводятся во всей курсах биологии. Различая отдельные части растения, органы животных, затем целые растения и животных, учащиеся подходят к пониманию организмов в целом, на основе чего и учатся определять, классифицировать их по определенным при­знакам.Работы по различению и определению проводятся не только на уроках, но и на экскурсиях в природу.Учитель дает задания по различению и сбору растений, по определению возраста растений, способов вегетативного размножения, разрезов почвы, приспособленности, изменчивости.По распознаванию и определению растений и форм их органов могут выполняться учащимися и как домашние задания.Летние задания предусматривают не только сбор натураль­ного материала, но и его определение, а также фиксацию наблюдений за жизнью и местообитанием растений и животных.Среди многих методов,применяемых в научном биологическом исследовании, наиболее частыми являются наблюдение и эксперимент.Наблюдение — это целенаправленное, непосредственное,чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях.Наблюдения по срокам их выполнения разделяются на две группы: кратковременные и длительные. Кратковременные полностью включаются в урок и выполняются с раздаточным материалом. Длительные в основном выполняются во внеурочное время, но ход их выполнения и результаты демонстрируются на уроке(образование плода у цветка,почкование гидры,заселение домиков птицами около школы).Кратковременные наблюдения учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях (например, описание разреза почвенных изменений в природе, сбор растений, произрастающих в определенных условиях).Этапы наблюдения:1Постановка вопроса, обусловливающего цель работы. 2.Инструктаж тех­нический и организационный. 3.Выполнение работы (определение, наблюде­ние, постановка опыта).4Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).5Выводы, отвечающие на поставленный вопрос.6Отчет или сообщение о своей работе на уроке.


 

Биологический эксперимент – основной метод преподавания биологии. Методика подготовки и проведения школьного биологического эксперимента.

Б. Э. – научное или учебное познание исследуемого явл-я в точно учитываемых усл-х, позволяющих следить за его ходом и воссоздать его каждый раз при повторении этих усл-й.

Б. Э. делится на демонстрационный, репродуктивный, исследовательский. Эксп-т способствует повышению интереса к предмету, активирует познавательскую деят-ть, развив-т логич. мышл-е и т. д. Бывает кратковременный (на уроке) и длительный (на участке во время своего обучения). Пр. влияние мин. удобр. На рост и развит. Урожая моркови, влияние густоты посева на урожай свеклы и т. д. О рез-тате творческой работы сообщают на конференциях, на праздниках урожая, а также на уроках. Пр. при изучении темы «Условия прорастания семян» исп-ся рез-таты опытов, проведенных на участке.

Эксп-т пров-ся в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на орг-м, отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.

Научное биологич. исслед-ние требует мн-х технич-х приемов проведения и фиксации (опыт, контроль, повторность, взвешивание, измерение, записи, зарисовки, сбор необходимых объектов, гербаризация, коллекционирование, изготовление микропрепаратов и т. д.).

Эксп-т проводят большей частью при изуч. Физиологич. пр-сов.

Пр. кратковр. эксп-та или опыта, проводимых на уроках ботаники, явл-ся общеизвестные работы по изуч. состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие как усл. прорастания семян, испарение воды листьями, учащиеся выполняют дома. Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, м. назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока.

Б. Э. требует большей частью длит. времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют т. постановку опыта и его рез-таты.

По общей биологии ставят длит-е опыты по выяснению влияний различных экологич. факторов на орг-мы, по скрещиванию жив-х (лабораторные мыши, крысы, голуби).

Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.

Наиб. многообразны эксп-ты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, кот. решают путем сравнения рез-татов опыта и контроля (опытные и контрольные раст. или жив-е ставятся в одинаковые усл. Кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение им-т правильная фиксация наблюдений и рез-татов опыта в спец. табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных раст. и подводящих к выводам. Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях.

Учащиеся приучаются к постановке эксп-та. Начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длит-м опытам на школьном учебно-опытном участке.

Длит-е опыты и наблюдения над жив-ми связаны с изучением их поведения. Очень разнообразны опыты по выработке тех или иных условных рефлексов у позвоночных. Работы эти тоже проводят во внеурочное время, но рез-таты их исп-т на уроке.


 

10 Экол. обр-е и восп-е - спец. целенапр., систематич-й, пед. процесс формиров-я системы экол. знаний, умений, навыков, взглядов, убежд-й нравственных качеств, обеспеч. ответственное отношения к природе у детей. Цель формир-е экол. к-ры уч-в. Задачи:1.Усвоение понятий и научн. фактов, на основе кот. опред-ся воздействие ч-ка на природу и природы на ч-ка; 2. понимание ценности природы;

3 Овладение знаниями, умениями навыками рацион-го природопользов-я; преодолевать негативные влияние на природу; 4 Не допускать ее ущерба, разрушения

5. Развитие духовной потребности в общении с природой. Значение: изучение взаимосвязи организма с окружающей средой, развитие у уч-в чувства прекрасного при общении их с природой во время экскурсий, приобщение уч-ся к приктич-й деят-ти по охране окруж. среды, формирование у них ответственного отношения к природе, осознание ими места и роли чел-ка в биосфере

Принципы 1. Единство сознания и действия; 2. Принц прогностичности – повседневная забота о сохранении целостности окружающей среды; 3. Связь предмета с реальной жизнью 4. Процесс форм-я отв-го отнош-я к природе строится на взаимосвязи соврем. эк-х проблем:.глобальных (загрязнение мирового океана), региональных (осушение Полесья), локальных (утилизация тверд. бытовых отходов, могильники скота). 5. Принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности.

Формы экологической работы в школе: 1. Исследоват-е (составление экол. паспорта школы, выпуск экол.газеты, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы); 2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, проведение экологических олимпиад и др.);

3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – бумеранг и др.); 4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

5.Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.)

Модели экол. обр-я: 1.а) однопредметная (введение отдельного курса экологии), б) межпредметная (экологизация всех предметов); в) смешанная. 2. а) традиц-я (передача специальных знаний от уч-ля уч-ку во время урока-лекции, беседы) б) гуманистич-я (личностный рост уч-ся при проявлении заботы об окруж. среде).

Природоохр-я деят-ть уч-в:1 По защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц,); 2 Участие в патрулях, рейдах в природу); 3 По улучшению пр. среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка); 4. По пропаганде идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов); 5 По сохранению и использ-ю эстетических ценностей природы (сбор прир-о материала, изготовл. поделок из природного материала).


 

11. Экологич-ое образование и воспитание уч-ся на уроках биологии, во внеклассной и внеурочной работе по биологии.

Цели экологич-го образ-ия: 1. Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов на базе кот-х определяется оптимальное воздействие человека на природу. 2. Овладение прикладными знаниями и умениями, изучение и оценка окр. среды. 3. сознательное соблюдение правил и норм поведения в природе. 4. Активизация деят-ти по улучшению окр. Среды, активное участие в пропаганде – идея охраны природы.

Принципы: 1. Междисциплинарный подход. 2. Непрерывность образования и воспит-я. 3. Взаимосвязь глобального, эмоционального и краеведческого подходов в раскрытии экологич-х проблем.

Глобальные проблемы: антропогенные изменения климата, загрязнение грунтовых вод, сокращение озонового экрана в атмосфере, кислотные осадки, сокращение биоразнообразия, мелиорация заболоченных земель.

Модели экол-го образ-я по Суровегеной: 1. Однопредметная модель – введение в школ-й курс интегрированной научной дисциплины экол-й направленности – экологии. 2 Многопредм-я модель подразумевается эколонизация уже имеющихся курсов и дисциплин. 3. Смешанная.

Формы организации учеб. процесса: 1. Урок. Можно выделить две группы уроков с экологич-м содержанием: а) уроки по темам прикладного хар-ра (изучение значения грибов, бактерий и др.); б) все остальные уроки, где возможно формирование экол-х понятий. 2. Именно на экскурсии нагляднее всего можно выявить взаимоотрицания и взаимосвязи живых организмов м/ду собой и окр. средой. 3. Д/з (агроценоз). 4. Внеклассная работа (массовые вечера, групповые внеклассные занятия, индивидуальная работа, внеурочная работа).

Умение и навыки по изучению охраны окр. среды: 1. Умение критически оценивать состояние местности ближайшего природного окружения (уметь дать физикогеогр-ю хар-ку, анализ воды, почвы). 2. Умение, связанное с правилами собственного поведения в природе (правило сбора грибов, ягод, уборка территории). 3. Умение по ликвидации уже возникших негативных явлений. 4. Умение работать с широкими массами по пропаганде знаний охраны природы.


 

12.Урок —основная форма организации УВР с классом(с постоянным,однородным по возрасту и подготовке коллективом детей) по гос.программе,твердому расписанию,в школьном помещении.Классификация уроков(Конюшко):1.специализированные(на уроке решается 1 дидактическая задача).Типы:а)урок изучения нового материала;б)применение знаний на практике и формирование умений;в)контроль и учет знаний.в зависимости от преобладающих методов выделяют виды спец-х уроков:лекция,беседа,лаб.занятие,сам.работа,практ.занятие,семинар,обзорная лекция,теле- и киноуроки.2.комбинированные(на уроке решается несколько задач).Типы:а)традиционный(весь объем мат-ла прорабатывается по схеме:проверка знаний,изуч.нового мат-ла,закрепление знаний).б)поэлементный(схема применима не кл всему объему изуч.мат-ла,а к одной ее части.в)синтетический(изучаемый мат-л имеет связь с ранее изученным). Вводные уроки проводятся в начале курса и егл крупных разделов.Учитель формулирует задачи,значение,стр-ру и содержание курса,устанавливает связи с пройденными темами.Учитель должен создать у уч-ся псих.установку на предстоящую учеб.работу,пробудить интерес к биолог.знаниям,раскрыть ведущие понятия,их роль.На ввлдном уроку уч-ся знакомятся с требованиями,предъявшляемыми к ним,с учеб.пособиями,иногда повторяется пройденный мат-л,знания кот-го имеет знач.при изуч.нового мат-ла. Обобщающие уроки преследуют цели повторения и закрепления пройденного мат-ла,но не путем воспроизведенияв памяти уч-ся к-л раздела,а путем обзора темы по основным ее вопросам с обобщением понятий(в виде письм.работ,беседы,»летучек»).Цель:повторение пройденного мат-ла,уточнение и обобщение приобретенных понятий.Имеют значение для развития понятий—обобщение простых понятий в сложные. Структура урока — это совокупность его элементов,обеспечивающих целостность.Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке,уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. Структура комбинированного урока:орг. момент, проверка домашнего задания, постановка цели урока, изучение нового материала,закрепление изученного,обобщение и систематизация знаний и умений,подведение итогов и результатов урока,задание на дом. Типы уроков по биологии:уроки систематического содержания(показывают многообразие жив-х и раст.,их роль в природе и жизни чел-ка);морфологического (изуч. внешнего строения орг-ов.. Исп-т нагл. материал-нат. объекты(живые и фиксированные-чучела, гербарии). Формируем морфолого-экологич.;анатомического содержания. Исп-т влажные или микропрепараты. Объяснение по схемам и таблицам. Науч. идея-связь строения с выполн. ф-цией.Физиологического-изуч. Процессы жизнед-ти (обмен вещ-в). Методы-эксперимент. Науч.идея-связь строения с процессами жизнед-ти.


 

13.Особенности уроков биологии с морфологическим, анатомическим и физиологическим содержанием.Выбор методов преподавания биологиидолжен производиться при соблюдении2-х важнейших педагогических требований:1)соответствовать учебному материалу;2)возрастной психике детей.При выборе методов главное на что надо обратить внимание-это содержание(по содержанию более 80%уроков ботаники оснащаются живым демонстрационным и раздаточным материалом).

Содержание:1) анатомическое:методы—практические(при распознавании и определении натуральных объектов); практические и наглядные(при распознавании и определении влажных препаратов и микропрепаратов. При отстсутствии микроскопов-демонстрация таблиц);Науч.идея:связь строения с выполняемыми функциями. 2) морфологическое(изучен.внешнего строения орг-ов): методы:практические(при распознавании и определении на живом и гербарном материале.Пр.-р:чучела,гербарии).Форм-м морфоло-экологические понятия(связь внешнего строения со средой обитания); 3) физиологическое(изучен.процесы жизнедеят-ти—обмен вещ-в): методы-наглядные(при наблюдении демонстрируемого опыта или его результатов.Показ кинофильма).Науч.идея:связь строения с процессами жиз-ти.

При проведении уроков ботаники лучше использовать:практические,наглядные и словесные методы. При преподавании зоологии:наглядные,практические и словесные м-ды. Возрастные особенности детей требуют применения на уроке нескольких методов. Чаще всего выбор методов учителем происходит интуитивно. При изучении морфологических,анатомич-х и системат-х понятий предпочтение отдается практическим методам, физиолог-х понятий—наглядным методам, эволюционных и экологических понятий—словесным методам. При выборе м.нужно учитывать сложность материала, наличие времени для его изучения. Ориентиром при выборе методов м.б.учебн.программа.В ней содер-ся указания на необходимость демонстрации нагл.пособия, провед-я лаб.работ, экскурсий, демонст-и эксперимента, наблюдения,работы с книгой.

 


 

14. Проблема – противоречивая ситуация, выражающаяся в виде противоположных позиций, в объяснении каких-то проблем, процессов и требующая адекватной теории для ее решения. Учебная проблема – задание, способ выполнения и рез-ты уч-ку заранее неизвестны, но уч-к обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осущ.поиск этого рез-та или способа решения задачи. Проблемное обучение – вид развивающего обучения в кот. сочетается систематическая самостоятельность, поисковая деятельность уч-ся с усвоением ими готовых выводов, а с-ма методов построена с учетом принципа проблематичности. Проблемный подход – один из способов активации познавательной деятельности уч-ся, состоящий в такой организации учебного процесса при которой предполагается значительная степень самостоятельности учащегося в решении учебной задачи, сформулированной на основе анализ исходной поставленной проблемной ситуации. Признаки проблемного обучения: 1) знания не передаются в готовом виде, а приобретаются самостоятельно в процессе познавательной деятельности. 2) центральный инструмент – создание проблемной ситуации. 3) изменение структуры учебной и познавательной деятельности детей. Ф-ции проблемного обучения: 1) усвоение уч-ся с-мы знаний и способов умственной и практич.деятельности. 2) развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей детей. 3) формирование научного мировоззрения. 4) повышение уровня качества знаний уч-ся. Уч-к может принмать активное участие в решении проблемы в том случае, если: 1) видит проблему и осознает ее, 2) умеет сформулировать проблему, выдвигает предположения, обосновывает гипотезу, способы решения, 3) применяет на практике свои способности. Требования к учебной проблеме: 1. учеб.проблема д.б. связана с изучаемым материалом и логически из него вытекать, 2. должна отражать?3. сама проблема должна указать путь ее решения. 4. должна быть посильной 5. должна оказывать эмоциональное побуждение к активной деятельности. 4 уровня проблемного обучения: 1. уровень несамостоятельной активности, 2. уровень полусамостоятельной активности (участие в поиске), 3. уровень самостоятельной активности (инструкция), 4. уровень творческой активности. Проблемная ситуация: 1. Проблемная ситуация в основе которой противоречие между научными фактами (птицы приспособлены к полету, но не все летают). 2. противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые на основе этих имеющихся знаний невозможно объяснить(мутации вредны, но есть + роль). 3. противоречия между житейскими представлениями и научным объяснением фактов (повышение температуры, рвота). Приемы создания проблемной ситуации: 1. постановка учебной проблемы уч-лем в форме проблемного? (сфагнум) 2. демонстрация рез-ов опыта заранее подготовленного уч-лем или по его заданию уч-ся (проведение воды в корень). 3. сообщение уч-лем парадоксального факта противоречащего жизненным представлениям, 4. приведение 2 противоположных цитат, мнений, гипотез. 5. Показ готового рисунка и задание объяснить его 6. постановка проблемного? учащимися7. использование исторических фактов8. преднамеренное подведение уч-ся к видению проблемы формулировка проблемного? 9. чтение отрывков из научно-популярных книг 10. демонстрация схем, таблиц, картин.

В теме папоротники учитель формулирует проблемный вопрос: «Почему папоротники произрастают в сырых местах под пологом леса?» В результате постановки проблемного вопроса создается проблемная ситуация. На протяжении урока учитель подводит учеников к самостоятельному решению данной проблемной ситуации. Он объясняет следующий моменты: 1. внешнее строение папоротника, отсутствие корневой системы (корневище, крупные перистые листья (большая площадь испарения воды). 2. Внутреннее строение (слабо развита проводящая система). 3. Цикл развития папоротника нужна вода). Изучив это все ученики в состоянии ответить на проблемный вопрос урока.

Способы решения учебной проблемы: 1. демонстрация уч-лем конкретного объекта или его изображения 2. самостоятельное наблюдение уч-ся над натуральным раздаточным материалом. 3. демонстрация уч-лем эксперимента4. самостоятельное выполнение лабораторной работы, длительное наблюдение за жизнью растений и животных5. решение учебной проблемы с/х путем выполнения агротехнических и зоотехнических опытов (пасынкование)


 


 

16. Подготовка учителя к уроку. Образовательная, развивающая и воспитательная задачи урока, содержание и методы его проведения. Составление плана-конспекта урока.

1. Разработка системы уроков по теме. 2. Определение образовательных, воспитательных и развивающих задач урока. 3. Определение оптимального объема учебного материала, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков. 4. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов обучения на уроке. 5. Нахождение связей данного урока с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала (межпредметные связи). 6. Подбор дидактических средств урока (кинофильмы, диафильмы, карточки, таблицы, схемы). 7. Планирование записей и зарисовок на доске и в ученической тетради. 8. Определение объема и формы самостоятельной работы. 9. Выбор форм и приемов закрепления материала на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. 10. Определение форм и методики контроля знаний учащихся. 11. Определение содержания объема и форм домашнего задания. 12. Выбор форм подведения итога урока. 13 Определение внеклассной работы по данной теме.

Общая схема поурочного плана: 1) Класс, тема программы, № урока. 2) Тема урока. 3) Задачи урока: а) образовательные ( обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) след. основных понятий, законов, теорий ); сформировать (продолжить формирование) след. спец. умений, сформировать след. обобщенные умения и навыки (навыки работы с книгой, умение быстро писать); б) воспитательные (содействовать в ходе урока след. мировоззр. идей, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию); в) развивающие ( умение сравнивать, заключать, развивать логическое мышление, развивать самостоятельность и волю школьников, эмоции у учащихся и познавательный интерес ). 4) Тип урока (по Звереву). 5) Методы: словесный, наглядный, практический. 6) Оборудование: демонстрационный, раздаточный материал. 7) Структура урока с указанием времени. 8) Ход урока: содержание, методы и методические приемы. 8) Рефлексия. 9) Домашнее задание.


 

17. Организац. проверки знаний учащ-ся. При подгот.к конкрет.ур. помимо продумыв. цели, отбора содерж., подбора мет.и наглядностей, продум-ся формы проверки Д.з., она позвол.устан. степень подготовки и усвоения. Формы проверки: 1.традиц.вопросы и зад.; а) индивид.опрос б) фронт.опрос. 2.нетрадиц. ф.контроля: а) тесты(«-» возмож-ть угадывать, «+» быстрая проверка) б) програмиров.контроль с пом.компьют.программы. Традиц. вопросы и задан.в наст.время принято разбивать на ур-ни. Три ур-ня проверкизнаний: 1-репродуктивный(зад.на воспроизвед.), 2-частично поисковый(обь-ть причину, сравнить, проанал-ть), 3-творческий (примен.знан. в нестанд. ситуации) Пример: задание 3-х ур-ней для темы «Исскуств. отбор». 1-й ур-нь: а) рассмотрим рис. пород голубей и кур в учебнике, найдем черты сходства и различия, какие формы изменч-ти служ.исх. матер. для исскуств. отбора; б) в чем творческая роль их отбора? 2-й ур-нь: а) приведите док-ва, что многочисл. породы голубей происх. от дикого предка; б) почему дикий скалистый голубь, от котор. произошли все породы домашн. голубей сам ост-ся таким как и был. 3-й ур-нь: представьте, что вы селекционер и вы должны вывести новые породы. Используя знания об исскуств.отборе составьте план последов-х действий на 5 лет для выведения породы, скрещивание исключ-ся. Письмен. проверка (Контрольная работа) Министерство образов. РБ разреш.проводить по биологии 1 К.р. на 45 мин. в четверти.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...