Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д. Отдел биологии растений




I – семейства;

II – хвойные и споровые растения;

III – весенние растения;

IV – морфология растений;

V – цветочные часы;

V – цветочный календарь;

VII – приспособленность;

VIII – альпийская горка;

IX – дикорастущие полезные растений;

X – опыты по общей биологии;

XI – дарвиновская площадка;

XII - водоем

11 ВОПРОС.

Методика организации работ учащихся на пришкольном участке.

Тщательно продуманное планирование работ в соответствии с программно-методическими требованиями — важное условие успеха в организации и содержании опытно-практических работ учащихся на участке.

Основные разделы планирования работ на учебно-опытном участке:

1. Постановка цели и задач работы учащихся на учебно-опытном участке.

2. Итоги работы на учебно-опытном участке за прошлый год.

3. Организация земельной площади.

4. Отделы учебно-опытного участка и их площадь (чертеж).

5. Тематика опытов (по классам).

6. Общественно полезный труд на учебно-опытном участке.

7. Агротехнический план работы по отделам учебно-опытного участка.

8. Необходимые для работы инвентарь, удобрения, посевной и посадочный материал.

9. График летних работ учащихся на учебно-опытном участке.

10. План сбора растений и изготовления наглядных пособий по биологии.

Основные требования к постановке опыта следующие:

1. Тема опыта должна отвечать требованиям программы, в соответствии с которой проводится опыт, обязательным условием закладки сельскохозяйственного опыта является его хозяйственная ценность.

2. Участок, выделенный под опыт, должен быть выровненным,
с одинаковой почвой по своему составу и плодородию. Для выравнивания почвы по плодородию необходимо проводить уравнительные посевы, особенно после опытов с применением удобрений.

3. Нельзя закладывать опыт на участках, засоренных многолетними сорняками.

4. На участке, выделенном под опыт, должен быть один и тот же предшественник. Разные предшественники на делянках одного опыта не допустимы. Это снизит его достоверность.

5. Необходимо четко определить варианты опыта. При этом для учащихся среднего и тем более младшего возраста целесообразно закладывать опыт в двух вариантах: опыт и контроль.

6. Обязательным условием постановки опытов является наличие опытной и контрольной делянок. На опытной делянке изучается влияние нового агротехнического приема, новый перспективный сорт, на контрольной отсутствует исследуемый прием выращивания районированного сорта.

7. Для постановки опыта должна быть выделена достаточная площадь. Минимальная площадь для сельскохозяйственных опытов под делянкой 20 м2, однако посевы новых культур и сортов при небольшом количестве семян могут быть произведены и на меньшей площади.

8. Чтобы опыты были более достоверными, необходимо ставить их не менее чем в трех повторностях, т. е. иметь две опытные и две контрольные делянки.

9. Для своевременного проведения всех работ на опытных и контрольных делянках с соблюдением агротехнических требований нужно разработать четкий агротехнический план с указанием видов и сроков проведения работ.

10. Посевной и посадочный материал для закладки опытов должен быть сортовым и одинакового высокого качества как для посева (посадки) на опытных, так и контрольных делянках, если различие его не обусловлено темой опыта.

11. Все работы на контрольных и опытных делянках должны проводиться на высоком агротехническом уровне в одни и те же сроки на опытной и контрольной делянках, если срок проведения какой-то работы не является целью исследования.

12. За растениями на контрольных и опытных делянках нужно систематически вести фенологические наблюдения, проводить необходимые измерения учеты

13. Сбор урожая с контрольных делянок надо проводить одновременно. Перед уборкой урожая растения на делянках осматриваются и при наличии выпадов и повреждения растений на делянках отмечаются места «выключен» и защитных полос. На выключенных из учета площадях делянок урожай убирается отдельно.

14. После учета урожая с опытных и контрольных делянок подводятся итоги по схеме, данной в приложении к дневнику опытнической работы.

Дневник является первичной формой планирования и учета опытнической работы учащихся. Записи в нем делают члены звена, проводящего опыт.

В дневник должны быть записаны:

1. Культура, сорт, тема опыта.

2. Цель проведения опыта.

3. Размер делянок, число повторностей, варианты опыта.

4. Описание биологических особенностей подопытной культуры.

5. Календарный план работы по проведению опыта.

6. Содержание выполненных учащимися работ по уходу за растениями.

7. Наблюдения за ростом и развитием растений.

8. Сроки уборки и учет урожая с опытных и контрольных делянок, пересчет урожая на гектар.

9. Выводы по итогам опытной работы

10. Перечень учебно-наглядных пособий, изготовленных в результате проведения опыта.

В дневник записывают также фенологические наблюдения за опытными и контрольными растениями:

— зерновые культуры — время сева, появления всходов, появление третьего листа, кущения, выхода в трубку, колошения или выметывания, цветения, наступления молочной, восковой и полной спелости;

— овощные, бобовые, технические культуры — время посева или посадки, появление единичных всходов (10 %), массовых всходов (75 %), появление первого и третьего листа, начала цветения, начала образования плодов, начала созревания плодов, конца плодоношения;

— плодовые деревья и ягодные кустарники — время набухания почек, распускания почек, появления листьев, обособление бутонов, начала цветения, образования завязи, созревания плодов, пожелтения листьев, листопада;

— цветочно-декоративные растения — время посева, появление всходов, время посадки рассады в грунт, начало цветения, конец цветения, продолжительность цветения, начало созревания семян, время уборки семян, конец вегетации.

 

12 ВОПРОС.

Организация и содержание контроля за достижениями учащихся в процессе обучения биологии.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качество обучения учащихся. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Задачи:

1. Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.

2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.

3. Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Критерии:

1. уровень обученности

2. качество обучения

3. познавательная активность.

Ожидаемый результат:

1. возросла познавательная активность учащихся

2. уровень обученности составляет 100%

3. качество обучения выросло на 10%

4. увеличилась доля учащихся, занимающихся учебно-

исследовательской деятельностью.

 

 

13 ВОПРОС

Формы обучения биологии: система форм,урок,экскурсия,внеурочная и домашняя работы,внеклассные занятия.

По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской, форма организации обучения - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения (в классе, экскурсия в природу и т. п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения.

Процесс усвоения определенной системы знаний и умений, воспитания и развития учащихся реализуется в различных формах организации учебного процесса. В методике обучения биологии установились такие многообразные формы: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, групповые или кружковые и массовые). Все вместе они представляют систему форм организации обучения биологии в средней школе, связующим звеном в которой выступает урок - основная форма обучения.

Система форм обучения сформировалась в истории отечественного школьного естествознания в связи с изменением и развитием содержания биологического образования, появлением новых задач обучения и воспитания, совершенствованием методов и средств обучения школьников.

Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклассные занятия - все они решают определенные задачи: постановку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обучения и пр. Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие - это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические - те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса. Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга.

Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реализуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор не является случайным, он обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитательные задачи обучения биологии. Изучение анатомического, физиологического учебного материала может быть успешно организовано в классе, а формирование и развитие экологических понятий нельзя осуществить только на уроке, необходимы экскурсии в природу, внеурочные работы, внеклассные занятия (индивидуальные, групповые и массовые).

На выбор форм оказывает влияние производственное и природное окружение. Например, преподавание ведется в сельской школе, и у учителя нет возможности провести экскурсию в научно-исследовательское учреждение. В этом случае показ учебного кинофильма на уроке дает возможность познакомить учащихся с методами познания живых объектов, со специальными приборами и материалами, помогающими их изучению. В школах крупных городов не всегда есть возможность выехать в лес (луг, поле, озеро) для проведения экскурсии, поэтому ее проводят в районе школы, используя газоны, скверы.

На выбор формы обучения биологии влияет также оснащенность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения. В программе по биологии даны конкретные рекомендации, ориентирующие на использование определенных форм организации обучения.

В типовой и авторских программах в различных темах всех учебных курсов названы темы экскурсий (в природу, на производство, сельскохозяйственную выставку). При этом для таких экскурсий выделяется определенное учебное время, их проведение является обязательным. Нередко программа предлагает несколько тем экскурсий для выбора по желанию учителя.

В программе также перечислены летние задания, практические работы, которые учитель использует при планировании учебных занятий.

Выбор формы организации обучения определяется спецификой контингента учащихся конкретного класса.

Таким образом, выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся. Однако решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе.

Многообразие форм организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую природу.

Важнейшей организационной формой обучения является урок, так как большая часть учебного материала по биологии изучается на уроках. Учитель, используя словесные, наглядные и практические методы, строит уроки с учетом последовательного познания объектов живой природы, начиная с более доступных для учащихся тем (растений) и заканчивая общими закономерностями.

Однако отдельные вопросы биологии только на уроках изучить невозможно, например длительные наблюдения за развитием организмов, совместным существованием разных групп организмов на небольшой территории в естественных условиях и др. Поэтому уроки биологии дополняют другие формы обучения.

Наиболее тесно урок связан с домашней работой. Она является логическим продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Учащиеся выполняют задания, связанные с разными видами деятельности. Прежде всего они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе, проводят наблюдения в природе, знакомятся с дополнительной литературой, подготавливая доклады и выступления.

По особым заданиям учащиеся выполняют внеурочные работы, которые являются обязательными. Они могут быть даны отдельным ученикам или небольшой группе. Дети проводят наблюдение над заданным объектом или эксперимент, подготавливают специальные приборы и другое необходимое оборудование. Задания выполняются в классе, уголке живой природы, на учебно-опытном участке, дома, на даче, в природе. Эти работы могут иметь предварительный характер и демонстрируются самими учениками на уроках. Преподаватель дает задания школьникам в течение всего учебного года, многие из них можно выполнить в любое время, в том числе летом (летние задания). На последнем уроке учитель напоминает о том, как и где их выполнить, как составить отчет об их выполнении. Летние задания имеют определенную систему, так как их результаты могут быть использованы при изготовлении наглядных пособий.

Экскурсии - одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, закономерностями и законами, основными положениями теорий, касающихся живой природы, со спецификой методов ее изучения. Знания, получаемые на экскурсии, могут вводить школьников в изучение новой темы, способствуют закреплению, уточнению пройденного, помогут углубить, обобщить новые понятия, полученные на уроках. Но есть экскурсии, которые влияют на совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Ученики получают групповые и индивидуальные задания, при выполнении которых надо применять имеющиеся знания и натуралистические умения. На экскурсиях собирают природный материал, фиксируют его и оформляют в виде гербария или коллекции для применения в учебном процессе.

 

Экологически правильно проводимые экскурсии в природу способствуют накоплению знаний о местных биогеоценозах, разнообразии растительных и животных объектов, позволяют использовать на уроках местный природный материал, прививают любовь к природе, развивают эстетический вкус, воспитывают бережное отношение к природе.

В преподавании биологии большое значение имеют такие необязательные формы организации учебного процесса, как внеклассные занятия. Их посещают школьники, стремящиеся углубить свои познания в области биологии. К этой форме обучения относятся: индивидуальная работа (исследовательская работа, чтение научно-популярной литературы), групповая работа (факультативы, кружки), массовые кампании (праздники урожая,

Между всеми формами организации обучения биологии существуют постоянная, прямая и обратная связи, обеспечивающие целостность учебно-воспитательного процесса. Для повышения педагогической эффективности каждой организационной формы в отдельности и всей учебно-воспитательной работы в целом важно оптимальное сочетание многообразных форм.

 

14 ВОПРОС.

Внеклассные занятия по биологии: значение, виды, особенности,содержание работы.

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся.

Внеклассную работу по биологии проводят во внеурочное время. Она не обязательна для всех школьников и организуется главным образом для тех из них, которые проводят повышенный интерес к биологии. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходят за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии.

Внеурочную работу, как и внеклассную, учащиеся выполняют вне урока или вне класса и школы, но обязательно по заданиям учителя при изучении какого-либо раздела курса биологии. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты выполнения внеурочных заданий используются на уроке биологии и оцениваются учителем

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...