Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Социалистические миражи эпохи НТР (1960-80-е гг.).




Нарастание кризисных явлений .

Рекомендуется обратить внимание, что по существу брежневская эпоха стала периодом борьбы партийно-государственной номенклатуры за сохранение системы, за собственное самосохранение при наличии необратимых и дестабилизирующих процессов в экономике и обществе. Этот период вошел в историю СССР как период стагнации, резких переходов во внешнеполитической сфере от «холодной войны» к разрядке международной напряженности, а затем вновь к усилению конфронтации СССР со странами блока НАТО.

При рассмотрении событий эпохи «застоя» следует получить ясное представление, почему в условиях НТР, мощного экономического потенциала в СССР нарастали весьма глубокие кризисные процессы в жизненно важных сферах развития общества. В эти годы государство старалось поддерживать наиболее важные социальные сферы – образование, здравоохранение, жилищное строительство и т. д. При этом все чаще в социальную сферу направляли те средства и ресурсы, которые оставались после финансирования приоритетных задач. В литературе это получило название остаточный принцип.

В ходе экономической реформы 1965 года удалось решить серьезные вопросы жизни общества – ощутимо выросла заработная плата (на 41% к 1970 году) всех слоев населения. Завершился пере­вод всех рабочих и служащих на пятидневную рабочую неде­лю без снижения заработной платы. Пенсионный возраст был понижен на пять лет. Новые квар­тиры получили около 50 млн. человек, хотя в очереди за жильем, которого хронически не хватало, оставались еще десятки миллионов семей. Высокие темпы ин­дустриального развития страны сопровождались образованием новых городов, быстрым ростом городского населения. В течение 1966-1970 годов в стране возникло более 100 новых городов. Эта практика продолжится и в 70-80-х годах, когда в поисках новых источников природных ресурсов и освоения ранее безлюдных регионов люди начнут их обживать.

Созданная в прошлые десятилетия система образования продолжала формировать высокий образовательный уровень общества. К началу 70-х годов из каждой тысячи рабочих 550 имели высшее, среднее и непол­ное среднее образование. Однако к началу 80-х годов образование уже начинало испытывать нехватку финансирования, школьных зданий, кадров учителей, профессия которых ушла из разряда престижных. Компьютеризация, охватившая развитые страны, практически не затронула систему среднего образования, ставшего обязательным. Не помогло и реформирование школы в 1984 году.

На фоне ухудшающегося положения в промышленности и сельском хозяйстве своеобразным «чудом» была лавина нефтедолларов, получаемых страной. Только за 1974-1984 годы было получено минимум 180 млрд. долларов. Огромные средства оказали скромное влияние на удовлетворение нужд и запросов населения и экономики. Чаще всего они направлялись на гонку вооружений и осуществление очередных бесперспективных или экологически гибельных долгостроев. Росла социальная апатия населения, серьезно влиявшая на темпы роста производительности труда в экономике страны.

На годы «застоя» выпала исключительно активная внешняя политика СССР. Курс на тотальную конфронтацию с капиталистическими странами, прежде всего с США, был отвергнут. Высшим приоритетом стало сохранение мира. В числе приоритетных направлений оставались отношения со странами социалистического содружества и поддержание международной безопасности.

Вехами во внешнеполитической деятельности СССР стали: поддержка Северного Вьетнама в войне с США (1964-1973 гг.); помощь арабским государствам в противостоянии с Израилем; конфликт с Китаем (1969 г.); подавление «пражской весны» в Чехословакии (1968 г.); подписание Договора о нераспространении ядерного ору­жия (1968 г.), Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) (1993 г.) и Заключительного акта Совещания по проблемам безопасности и сотруд­ничества в Европе (1975 г.); ввод войск в Афганистан (1979 г.) и 10-летняя советско-афганская война; кризис в отношениях с Польшей (1981 г.).

В 1980-е годы на новые рубежи вышла и гонка вооружений. Решение правительства США о про­изводстве нейтронного оружия, программа «химического пере­вооружения», планы размещения на европейском континенте новых американских ракет - эти и другие факты свидетель­ствовали о возрастании военной опасности. Особое место заняли планы разработки систем оружия космического базирования, стоимость которых даже не поддавалась подсчету. В контексте ответных мер СССР создал и произвел испытания космического корабля многоразового использования «Буран».

Следует обратить внимание на две группы факторов, с которыми столкнулся СССР к началу 1970-х гг. – это внешние и внутренние вызовы. Внешние вызовы были напрямую связаны со статусом СССР как мировой сверхдержавы. Это предполагало необходимость тяжелого бремени военных расходов, помощь «дружественным» государствам, но самое главное, проявление и демонстрацию жизнеспособности советской системы, конкуренцию с развитыми странами на всех уровнях. Важнейшим обстоятельством, ускорившим события, стал геополитический кризис, в котором оказалась страна. Советский союз был встроен в систему международных отношений, являясь одной из сверхдержав, поддерживавших самим своим существованием геополитический баланс. Однако этот баланс постоянно нарушался в результате более высоких темпов развития стран Запада, обладавших гибкими общественными системами.

К внутренним вызовам относилось несоответствие механизмов управления социалистической экономикой потребностям ее динамического развития, соответствующего развитию капиталистических стран Запада. Ситуация была порождена системой жесткой централизации социалистического хозяйства, характером труда, во многом сориентированного на внеэкономическое принуждение, засекреченностью существенной части необходимой для общества информации. В истоках внутреннего системного кризиса лежали: спад экономического производства; дефицит политической легитимности советской системы; противоречия культурных и этнических взаимоотношений; кризис марксистско-ленинской идеологии.

Попытка Ю.В. Андропова вырваться из кольца усиливавшегося системного кризиса, сменившаяся кратковременным восстановлением застоя в период руководства К.У.Черненко, продемонстрировала, что время застоя истекало. Эти перемены в жизни огромной страны стали прелюдией перед последовавшими событиями, именуемыми перестройкой.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем проявляется начало застойных явлений во всех сферах жизни советского общества 1960-80-х годов?

2. Как объясняется феномен отставания СССР от развитых стран мира, если удалось по ряду основных в недавнем прошлом показателей обогнать США?

3. Почему сельское хозяйство не могло обеспечить страну продовольствием, несмотря на беспрецедентный рост инвестиций?

4. Сила и слабость советской внешней политики застойного периода.

5. Каким образом командно-административная система влияла на экономические, социальные, экологические проблемы общества?

6. В чем была противоречивость экологической политики в жизни совет­ского общества в период «застоя»?

Литература

Основные учебники:

1. Соколов, В.В. Отечественная история. Россия имперская. Россия советская. Россия изменяющаяся. / В.В. Соколов. – Т. 2. - СПб., 2005.

2. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М., 2008.

3. История России с древнейших времен до наших дней / под ред. Н.Д. Козлова. – М., 2009.

4. Шумилов, М.И. История России: конец XIX- начало XXI веков / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб., 2008.

 

Дополнительные учебники:

1. Барсенков, А.С. История России. 1917-2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М., 2008.

2.История России (IX – начало XXI в.). Учебник. / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика [и др.]. – М., 2007.

3. Медведев, Р.А. Андропов / Р.А. Медведев. – М., 2006.

4. Млечин, Л.М. Брежнев / Л.М. Млечин. – М., 2008.

5. Новейшая история Отечества. XX век: в 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – Т 2. – М., 2004.

6. Пихоя, Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985 / Р.Г. Пихоя. – М., 2007.

7. Шубин, А.В. Золотая осень или период застоя СССР в 1975-1985 гг. / А.В. Шубин. – М., 2005.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...