Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм подготовки учителя к уроку




1. Вчитайся в раздел программы, который надлежит изучить на уроке. Определи тему урока и место его в системе уроков по теме.

2. Изучи материал по учебнику и дополнительным источникам. С помощью программы и учебника выдели главное. Определи необходимость в дополнительном материале.

3. Сформулируй цель урока, ответив на вопрос, чего ты хотел бы достигнуть в результате урока.

4. Мысленно представь конкретных учеников данного класса. Постарайся наметить их путь к поставленной цели (мотивации учения).

5. По методической литературе ознакомься с возможными вариантами проведения данного урока.

6. Выбери из всех методических приемов самые результативные для изучения данного материала с данными учениками. Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями.

7. В соответствии с замыслом урока, его содержанием и выбранными методами и приемами определи необходимое оборудование урока.

8. Продумай структуру урока и его ход. Смоделируй свои действия и действия учеников на уроке.

9. Зафиксируй все найденное в план или план-конспект урока.

10. Подготовь необходимые наглядные пособия и учебное оборудование, проверь исправность ТСО.

11. Подбери дополнительный материал к уроку.

12. Повтори про себя или вслух узловые элементы плана.

План урока – это личный документ учителя. Поэтому никаких обязательных форм и схем поурочного плана не существует. Каждый может писать план так, как считает нужным.

Обычно в плане урока указывают его тему, учебно-воспитательные цели, оборудование, описывают ход урока по его основным этапам. Описание каждого этапа включает: постановку перед учащимися класса цели обучения; конспективное изложение основного содержания изучаемого материала; формулировку вопросов и заданий, выводов; указание на используемые методы и приемы обучения.

Ход урока записывают в виде текста или таблицы. План должен отражать основные особенности урока и иметь необходимый к нему материал. Всю работу по подготовке плана каждого урока каждый год выполнять не обязательно. Если тема сложилась уже давно и не подвергалась коренной переработке, то достаточно эту работу обстоятельно провести один раз. Но пользоваться несколько лет подряд одними и теми же планами нельзя. Изменяются требования к процессу обучения, приходят другие ученики, появляется новое оборудование, изменяются методические взгляды учителя. Все это должно находить отражение в подготовке и планировании урока.

Следовательно, рабочий план должен обладать определенной гибкостью, позволяющей без больших затрат времени и труда приспосабливать его к конкретным условиям. Созданию такого мобильного плана препятствует существующая традиция – записывать его в тетради.

Современным способом поурочного планирования являются карточки. При составление поурочных картотек для каждого урока биологии заводят отдельный конверт, внутри которого помещен набор карточек. На каждой карточке отражают только один из параметров урока: ход урока, оборудование, что писать на доске, вопросы для устной проверки знаний, программированный контроль, вопросы поисковых бесед, формы таблиц для самостоятельных работ, инструкции к лабораторным работам, вопросы для закрепления материала, выводы по материалу урока, дополнительные сведения по теме, рекомендуемая литература и т.д.

Перечень карточек зависит от целей и содержания урока. Кроме карточек в каждый конверт вкладывают: слайды, рисунки, схемы, игровой материал, вырезки из газет и журналов.

Чтобы изменить план при такой форме оформления урока достаточно переставить местами отдельные карточки, какие-то отложить в запас, если нужно добавить новые. Поурочная картотека позволяет гибко маневрировать содержанием и методикой урока. Большие затраты времени на создание такой картотеки компенсируются тем, что впоследствии учитель избавляется от ежедневной писанины. Работа по подготовке урока приобретает творческой характер.

В настоящее время имеется довольно обширная литература, в которой спланированы уроки по каждому курсу биологии. Однако их рекомендации еще не являются планами уроков и нуждаются в переработке.

Как правило, полностью провести урок по четкой методической разработке почти невозможно, однако важно сохранить её основные линии. План – это лишь контуры будущего урока. План служит только ориентиром. Для того чтобы он успешнее выполнял эту функцию, в плане делаются разнообразные контрастные пометки. Например: около наиболее важных вопросов ставят восклицательный знак; материал, который нужно дать ученикам для записи, обводят рамкой и т.п.

Мало написать хороший план урока, его нужно ещё реализовать. Поэтому в работе учителя всегда есть элемент импровизации. Сухомлинский В.А. говорил: «Без предвиденья и плана работа немыслима. Но контуры хорошего урока рождаются в представлении учителя лишь вчерне, в общих чертах, - хороший же урок, как подлинное творчество учителя, создается уже на самом уроке…

Подготовка к уроку – самая трудоемкая часть работы учителя. При добросовестном отношении к делу даже опытные педагоги тратят на подготовку одного урока около двух часов. Затраты времени при этом зависят не только от отношения к делу, но и от сложности материала и умения рационально организовать свой труд.

В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

 


16. Типы и виды школьных уроков по дидактическим целям

 

В уроке биологии взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения – «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Таблица. Различия современного и традиционного уроков

При-знаки Традиционный урок Современный урок
Цель урока Цель урока связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности Мотивация учения (цель-мотив-деятельность-результат)
Содер-жание урока Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз Выделение главного (генерализация материала) Многократная вариативная проработка главного  
Сред-ства обуче-ния     Максимальное количество разнообразных средств на уроке Учебный комплекс – минимум необходимого в сочетании
Мето-ды обуче-ния Ориентация на сообщение готовых знаний Заучивание материала Ориентация на среднего ученика Слабая обратная связь Контроль только со стороны учителя Организация познавательной деятельности учащихся Осмысление материала Дифференцированный подход Оперативная обратная связь Само- и взаимоконтроль
Формы органи-зации обуче-ния Четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом) Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учащихся Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу «Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет) Взаимное проникновение этапов урока   Групповая или коллективная работа учащихся   Усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки

 

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются.

Все многообразие уроков можно классифицировать по разным признакам: исходя из дидактических задач, которые решаются на уроке, методов и приемов обучения, особенностей организации учебной деятельности школьников и др. Наиболее распространенной является классификация уроков в зависимости от решаемых дидактических задач.

В процессе обучения биологии решаются следующие дидактические задачи: 1) подготовка учеников к восприятию нового материала; 2) организация первичного восприятия нового материала; 3) глубокое осмысление изученного; 4) закрепление усвоенных знаний; 5) упражнения в их применении; 6) обобщение и систематизация полученных знаний; 7) проверка результатов обучения.

Решению каждой из перечисленных дидактических задач соответствует какому-то структурному элементу урока. Из упорядоченного набора структурных элементов создается конструкция урока.

Структура урока – это перечень основных элементов урока, которые связаны между собой и расположены в определенном порядке.

Уроки, на которых решаются сходные дидактические задачи, объединяют в своеобразные группы – типы уроков. В зависимости от решаемых дидактических задач различают специализированные и комбинированные уроки.

Специализированные уроки

На уроке может решаться одна или несколько дидактических задач. Если на уроке решается только одна дидактическая задача, то мы имеем дело с группой специализированных уроков. В неё входят: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки обобщающего повторения, уроки проверки результатов обучения. Такие уроки обычно бывают простыми по структуре – решению основной дидактической задачи соответствует основная структурная часть урока.

Вводные уроки проводятся в начале курса или его крупных разделов. На этих уроках учитель характеризует задачи, значение, структуру и основное содержание курса или раздела. Цель вводных уроков – создание у школьников соответствующих психологических установок на предстоящую учебную работу, пробуждения интереса к биологическим знаниям, раскрытие практической роли знаний. На вводном уроке могут быть также раскрыты ведущие понятия и категории. Вводный урок может быть посвящен организационной работе и проводимой по курсу внеурочной работе. На нем учащиеся знакомятся с требованиями, которые к ним будут предъявлены, с учебными пособиями и т.п. Также на вводном уроке могут повторяться ранее пройденные вопросы, знание которых имеет существенное значение для изучения нового материала.

Урок изучения нового материала целиком посвящен изучению нового, достаточно большого по объему и сложного материала, требующего серьезной глубокой проработки. Обычно для изучения такого материала требуются два комбинированных урока, но разрывать материал представляется не целесообразным.

Уроки самостоятельных (практических) работ. Основная цель этих уроков – формирование у учащихся специфических для биологии практических умений и навыков, развитие их творческой самостоятельности. Поэтому уроки этого типа ещё можно назвать уроками закрепления знаний и формирования умений. На уроках этого типа школьники овладевают следующими приемами школьной работы: сравнение, сопоставление, умение делать выводы. На лабораторном уроке используется предметная наглядность, значительную часть времени занимает работа учащихся с биологическими объектами. Эффективность лабораторного урока в о многом зависит от степени самостоятельности учащихся, умелого руководства учителем их познавательной деятельности, обеспечивающего большую активность школьников в усвоении новых знаний, в формировании умений.

Уроки обобщающего повторения предусмотрены школьной программой по всем курсам биологии. Их проводят в конце изучения большой темы или раздела программы. Поэтапная систематизация нужна для установления логических связей между пройденным и новым материалом. Эти уроки имеют большое значение для усвоения учащимися теоретических основ и главных идей курса, для подведения их к мировоззренческим выводам.

Уроки проверки и учета знаний. Обычно в школьной биологии на этих уроках всегда наряду с проверкой знаний происходит обобщение и повторение. Такие уроки проводятся в конце четверти, главным образом в средних классах, обычно в виде фронтальной беседы или фронтальной письменной работы. В старших классах эти уроки могут носить характер уроков-зачетов.

Комбинированные уроки

Чаще всего учителю биологии приходится на одном уроке решать несколько дидактических задач. На решение каждой задачи выделяется определенная часть урока. Урок становится сложным по структуре, поэтому его называют комбинированным.

В состав комбинированного урока чаще всего входят следующие структурные части: вводная, включающая разъяснение задач урока и проверка школьников к работе; установление связей между предшествующими темами и новым материалом; изучение нового материала; закрепление изученного и проверка результатов работы на уроке; задание на дом и инструкция по его выполнению.

Раз и навсегда установленная схема этого урока и частое использование его в учебном процессе не всегда дают возможность удерживать познавательный интерес школьников и приводят к снижению эффективности обучения. Это обстоятельство вынуждает менять местами или различным образом комбинировать структурные элементы урока. Современная дидактика отвергает стандартную структуру комбинированного урока. В зависимости от места урока в курсе, его содержания и дидактических целей структура урока может быть различной.

Комбинированный урок может начинаться с повторения и проверки ранее усвоенных знаний и умений. Такое начало целесообразно, когда материал прошлого урока служит опорной базой для изучения нового материала. Закрепление на комбинированном уроке обычно проводят после объяснения нового материала. Но если материал состоит из логически законченных частей, каждую из которых можно анализировать отдельно, то закрепление можно проводить по ходу изучения нового материала (по звеньям – логически законченным частям).

Возможен комбинированный урок, в котором вообще отсутствуют четко выраженные структурные элементы. На таком уроке все этапы настолько органически взаимосвязаны, что их трудно выделить. Тесное переплетение всех этапов урока весьма целесообразно с психологической точки зрения, так как способствует активной деятельности учащихся, ожидающих в течение всего урока возможности контроля со стороны учителя.

В конце урока учитель обычно делает обобщение и выводы, дает домашнее задание. Домашнее задание не является обязательным элементом урока. Многие учителя работают без домашних заданий, обеспечивая усвоение основной части учебного материала на самом уроке.

Уроки на одну и ту же тему могут отличаться друг от друга по учебно-воспитательным задачам, по отбору содержания, по структуре и методической подаче материал. Выбор того или иного варианта урока – дело учителя и определяется им с учетом различных факторов, как объективных (цель всего курса, задачи раздела и темы, обеспеченность учебными и наглядными пособиями), так и субъективных (своего опыта, индивидуальных способностей в использовании разных методов и приемов работы). Таким образом, структура урока – это производное от его целей и содержания, она подвижна и не может считаться раз и навсегда установленной.

Проведение уроков разных типов – одно из свидетельств методического мастерства учителя.

 


17. Наблюдение и эксперимент как основные формы обучения биологии

 

Наблюдение в ходе практической работы обеспечивается не созерцанием объекта, а его непосредственным, деятельностным изучением: обследованием, измерением, препарированием, ощупыванием, оцениванием. Наблюдение по срокам выполнения делят на две группы: кратковременное (может включаться в урок или применяться на экскурсии) и длительное (вынесены за пределы урока – например, прорастание семян, фенологические наблюдения).

Эксперимент как вид практического метода чаще всего применяют при изучении физиологического и экологического материала. Эксперименты также могут быть кратковременными и длительными. Проведение экспериментов, требующих длительного времени, обычно начинается на уроке (на кружке, дома). Результаты эксперимента рассматриваются во время урока.

Вопрос об опытном изучении природы как новом принципе естественнонаучного познания, т. е. экспериментальный метод, впервые был поставлен еще в XVI- XVII вв. английским философом Ф. Бэконом (1561- 1626). По Ф. Бэкону, эксперимент - это одна из основ в познании природы. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что Ф. Бэкон - родоначальник «...всей современной экспериментирующей науки...»К Экспериментальный метод позволяет активно изучать то или иное явление. Любой эксперимент (лат. experimentum - проверка, опыт) связан с наблюдением, однако эксперимент и наблюдение не тождественны. В отличие от описания и сравнения, основу которых составляет наблюдение, эксперимент позволяет изучать не только то, что бросается в глаза и сразу видно экспериментатору, но и то, что скрыто в глубине предмета, явления. Эксперимент позволяет изучать явления целенаправленно, в условиях, которые можно точно учитывать качественно и количественно, а также воссоздавать заново.

Начало введения экспериментального метода в биологию восходит к XVII в. и датируется работами В. Гарвея (1578-1657), который использовал эксперимент для изучения кровообращения. Чтобы определить направление движения крови и выявить роль сердечных клапанов, этот выдающийся естествоиспытатель ставил эксперименты с зажимом или перерезкой сосудов. В XVIII в. швейцарский естествоиспытатель А. Галлер (1708- 1777) выполнил- первые опыты по простейшему моделированию на животных ряда физиологических процессов,, что способствовало упрочению эксперимента как метода исследования.

Однако экспериментальный метод широко вошел в биологию лишь в начале XIX в., причем через физиологию, в которой стали использовать инструментальные методики, позволявшие регистрировать и количественно характеризовать приуроченность функций к структуре. Благодаря трудам Ф. Мажанди (1783-1855), Г. Гельмгольца (1821 - 1894), И. М. Сеченова (1829-1905), а также выдающихся классиков эксперимента К. Бернара (1813-1878) и И. П. Павлова (1849-1936) физиология, вероятно, раньше всех биологических наук стала экспериментальной наукой

 


18. Внеклассная учебная деятельность учащихся

 

Запросы школьников, увлекающихся биологией, гораздо шире программных. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. В рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной.

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширении и дополнении школьной программы по биологии.

Содержание внеклассных занятий не ограничивается программой. Во многом оно определяется интересами учащихся.

Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию исследовательских умений. При этом необходимо ориентировать детей на четкое оформление хода наблюдений и их результатов.

Правильно организованная внеклассная работа не перегружает школьников. Вместе с тем необходимо предостеречь учителя от ошибки в организации внеклассных занятий наподобие школьных уроков и других обязательных занятий, от превращения внеклассной работы в своеобразные дополнительные уроки биологии. Внеклассные занятия должны вызывать натуралистический интерес у школьников, активизировать их творческие способности и вместе с тем способствовать их отдыху. Поэтому внеклассная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную работу в школе.

Значительное место во внеклассной работе отводится труду: изготовлению коллекций, гербария, поделок из природного материала и т.д., что имеет большое воспитательное значение.

К внеклассной работе относится выпуск биологической газеты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполнение общественно-полезных работ, проведение экскурсий в природу с учащимися младших классов, с дошкольниками.

В проведении индивидуальной работы очень важен учет индивидуальных особенностей учащихся для углубления и развития их интересов в соответствующих направлениях. Внеклассные занятия также могут способствовать выбору будущей профессии, оказывают непосредственное влияние и на профильную направленность обучения в школе, на выбор специальности и на послешкольное образование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...