Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надписи на фоне реальных предметов




 

Если у вас есть лист оконного стекла, тюбик зубной пасты (и желание получить оригинальные титры), можно добиться успеха.

Способ, о котором идет речь, одинаково пригоден как для черно-белого, так и для цветного фильма, однако на цветной пленке такие надписи более эффектны.

Итак, для съемки нужен прежде всего чистый, без цара­пин, лист оконного стекла размером не более 40 х 60 см. Его укрепляют на какой-то временной опоре (на столбиках, кольях и т. д.) так, чтобы стекло стояло, не качаясь (рис. 20, А). Расстояние от кинокамеры — 100 — 120 см. Если сделать надпись на стекле краской или обычной зубной пастой или наклеить на него буквы, вырезанные из бумаги, то при диа­фрагме 8 — 11 резкими получатся и титры на стекле, и фон за ними.

При съемке на цветную пленку буквы, конечно, не обяза­тельно должны быть белыми, а в зависимости от фона могут иметь свою окраску.

 

Рис. 20. Титры на фоне реальных предметов

 

Эффектный результат можно получить, если название фильма, состоящее из нескольких слов, разбить на отдельные слова — кадры со своим особым фоном (рис. 20, Ь), напри­мер: «Петя ищет клад». На стекле пишем слово «Петя», а позади стекла — сам герой фильма на таком расстоянии, чтобы в кадре он был на крупном или среднем плане. Взгляд Пети устремлен на землю, чувствуется, что он занят какой-то физической работой.

После съемки этого кадра пишем на стекле слово «ищет». Его можно снять, допустим, на фоне ног мальчика, который большой лопатой копает землю.

Следующую надпись «клад» снимем на фоне общего плана довольно большой ямы, из которой Петя продолжает выбрасывать лопатой землю. Этот кадр может перейти в начальный кадр фильма, для чего стекло с надписью надо забрать из поля зрения кинокамеры, тогда в изображении останется только мальчик, копающий яму.

При наличии трансфокатора можно постепенно прибли­зиться к мальчику.

Так, исходя из названия и содержания фильма, можно начинать его действие еще на титрах. В некоторых случаях это будет не только эффектным началом, но и отпадет не­обходимость в излишних объяснениях того, что происходит на экране.

Следующий способ съемки титров на фоне реальных предметов отличается от предыдущего и самим характером получаемого эффекта и тем, что достигается этот эффект только с помощью осветительных приборов.

Применение такого рода титров может быть особенно успешным в фильмах учебных, научно-популярных и других, где есть отдельные разделы, которые должны начинаться с определенной надписи.

Например, после вступительных титров, которые прошли на нейтральном фоне и закончились медленным затемнением, начинается первый раздел учебного фильма.

На экране появляется надпись белыми буквами, допустим: «Кактусы». Фоном для нее служат несколько различных по форме кактусов, которые чуть-чуть подсвечены заднебоковым светом. Они выглядят полусилуэтами на фоне стены, освещенной двумя-тремя неяркими световыми пятнами. На таком приглушенном фоне надпись читается ясно и четко. Но вот надпись постепенно гаснет и исчезает совсем, и одно­временно фоновое изображение (кактусы) становится свет­лее, четче и наконец вырисовывается объемной светотенью. Такой кадр с изображением кактусов держится на экране еще несколько секунд, затем его сменяют последующие кадры эпизода.

Рис. 21. Переход от надписи к реальному фону

 

Снимаем это так.

Во-первых, съемочная кинокамера должна позволять об­ратную перемотку пленки, во-вторых, желательно, чтобы визир ее был беспараллаксным.

Установите камеру на устойчивом штативе, направьте ее на фоновый объект (в нашем примере несколько кактусов на столе), определите нужную композицию этого кадра и прочно закрепите камеру на штативе (рис. 21).

Поставьте перед объективом камеры кусок чистого окон­ного стекла (на прочной подставке) с наклеенными на нем (или нарисованными белой краской) белыми бумажными буквами.

Размер стекла должен быть не меньше 24 х 30 см, так как маленькое стекло и мелкая надпись потребуют приближения титров к объективу камеры так близко, что придется пользо­ваться насадочными линзами, а в данном случае этого делать не стоит. Найдите точное положение стекла с надписью (передвигать только стекло, а не камеру — она уже установ­лена на фоновое изображение).

После того как найдено точное положение стекла, проверь­те горизонтальность строк и фокусируйте объектив на над­пись. Подсвечивайте ее небольшим осветительным прибором сбоку.

Затем установите освещение на фоновом объективе. Но, как было сказано, оно должно быть приглушенным, чтобы полусилуэты предметов лишь напоминали об их очертаниях. На таком фоне хорошо будет читаться над­пись.

Когда найдете соотношение освещенности фона и над­писи, приступайте к съемке. Ее лучше начинать высвет­лением (или, как говорят, «из затемнения»).

После времени, необходимого для прочтения титра, сде­лайте «затемнение». Если ваша кинокамера позволяет, то лучше всего затемнение делать уменьшением щели обтюра­тора, если же нет — то постепенным закрыванием диафраг­мы или другими способами, о которых будет рассказано далее в главе «Особые приемы киносъемки».

В конце затемнения камеру выключите и (не трогая ее с места!) при закрытом объективе отмотайте назад столько пленки, сколько ее ушло на затемнение (например, при съем­ке с частотой 16 кадр 1с затемнение длилось 2 с, значит, нужно отмотать обратно 32 кадрика).

Потом стекло с надписью убирают. На фоновых предме­тах устанавливают нормальное освещение, переводят фокус на фоновый объект и «выходят из затемнения», т. е. включа­ют кинокамеру и постепенно открывают обтюратор или диафрагму опять в течение 2 с, после чего фиксируют этот объект еще столько секунд, сколько нужно по вашему за­мыслу.

Таким образом, предметы, которые служили фоном для надписи, становятся основным объектом первого кадра каж­дого раздела фильма.

Техника здесь совсем не сложная, а эффект часто бывает поразительным.

ТИТРЫ С ПОДВИЖНОЙ МАСКОЙ

 

А теперь расскажем о создании эффекта движения в кадре, хотя и буквы и фоновое изображение будут совершен­но неподвижны.

Допустим, ваш титр в окончательном виде будет выгля­деть, как на рис. 22, А (лучше, если на черном фоне будут белые буквы и рисунок). Сделайте четыре прорези, как пока­зано пунктиром на рис. 22, Б. В эти прорези вставьте две по­лоски бумаги точно такого же тона, как фон, на котором сделана надпись.

Начните съемку с того, что одна полоска закрывает надпись «Ни пуха» (7), а вторая — «ни пера...» (2). А потом медленно протягивайте первую полоску в направлении, ука­занном стрелкой, пока она полностью откроет надпись «Ни пуха», а потом в таком же темпе вытяните вторую по­лоску, чтобы появилась надпись «ни пера...».

 

 

Если надпись и контур охотника сде­ланы белой краской на черном фоне, мож­но такой титр второй экспозицией вписать в пейзаж, соответствую­щий по содержанию (снятый ранее и непро­явленный).

Прорези и бумаж­ные подвижные маски могут быть различной формы. На рис. 23, А и Б показаны еще два варианта, выполнение которых не требует дополнительных по­яснений.

Примечания: 1) вся заготовка сни­маемого титра долж­на быть накрыта чис­тым листом стекла; 2) лучше снимать такие титры покадрово, что даст возмож­ность точно определить длину кадра, а также более равно­мерно, без рывков, передвигать маску; 3) прорези делайте острым лезвием бритвы, они не должны быть заметны на экране. Следите, чтобы освещение не подчеркивало, а, на­оборот, сглаживало эти прорези.

«ВЫТЕСНЕНИЕ» БЕЗ КОМПЕНДИУМА

 

Этот способ, предложенный кинолюбителем из ГДР, значительно отличается от известных уже приемов вытесне­ния при съемке титров. Он рассчитан на кинолюбителя, ко­торый не имеет сложных приспособлений, необходимых для создания такого эффектного монтажного приема, как вытеснение. Важно, чтобы станок для съемки титров был вертикальной конструкции (так как титры лежат на столе), и его следует точно отрегулировать и проверить в работе.

Прежде всего титры должны быть написаны на прямо­угольниках тонкого картона. Потом эти заготовки разрезают на полоски одинаковой ширины. Полоски могут быть гори­зонтальными (рис. 24, А) или вертикальными.

Допустим, весь текст разместился на трех отдельных листах картона (фонах). Начинаем съемку первой надписи (вторая и третья находятся под ней). Включаем камеру на время, достаточное, чтобы прочесть первую надпись, а за­тем, снимая по одному кадрику, понемногу вытягиваем по­лоски в разные стороны. После двух-трех включений камеры полоски 7, 3, 5 будут вытянуты вправо, а полоски 2, 4, 6 — влево, примерно на 1/5 своей длины (рис. 24, Б).

Так продолжают, пока все полоски не выйдут совсем из кадра и полностью откроют текст второго титра (рис. 24, В).

Точно так же происходит съемка и последующих надпи­сей. Нужно следить, чтобы отдельные полоски не налезали одна на другую и не коробились от тепла осветителей. По­этому целесообразно покрывать заготовки титров куском чистого стекла. На стекле не должно быть бликов от освети­тельных приборов, блики могут попасть в объектив и испор­тить изображение.

 

 

При вытягивании полосок верхней заготовки нижние не должны сдвигаться с места. Для этого края нижних загото­вок, выступающих за границы кадра, нужно временно при­жать к столу канцелярскими кнопками.

Можно намного упростить этот прием (или использо­вать его в комбинации с приведенным ниже): разрезать титры лишь на две половины (горизонтальные, вертикаль­ные или по диагонали) и, точно гак же вытягивая их в разные стороны, открывать новый, лежащий снизу титр (рис. 24, Г).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...