Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №4. Визуальная ориентировка.




 

1. Визуальная ориентировка (ВО) – это способ сравнения местности или отдельных ориентиров на карте с их действительным изображением, наблюдаемым визуально.

Для планеристов ВО – это основной способ ориентировки во время полета.

С помощью ВО в маршрутном полете контролируется путь, текущее место и направление полета.

Ведение ориентировки осуществляется при помощи масштабных карт 1:5км, 1:10км.

 

Характеристика ориентиров.

 

Ориентирами называются объекты на земной поверхности, которые выделяются на окружающей местности и отличаются от нее.

Для ведения ВО используют естественные ориентиры: населенные пункты, реки, дороги.

По конфигурации естественные ориентиры разделяются на линейные, площадные, точечные.

К линейным ориентирам относятся следующие: реки, железные дороги, шоссейные и грунтовые дороги, береговая черта моря и т.д.

К площадным ориентирам относятся следующие: крупные населенные пункты, участки леса, озера (т.е. такие, которые выделяются на местности своими контурами).

К точечным ориентирам относятся следующие: перекрестки дорог, мелкие населенные пункты, отдельные строения, мосты, железнодорожные станции, разъезды, резкие излучины реки.

Каждый ориентир имеет основные и дополнительные признаки, по которым он отличается от ему подобны.

К основным признакам относятся: размеры, конфигурация, цвет.

К дополнительным признакам относятся: характер, количество и направление подходящих к населенному пункту дорог, наличие и взаимное расположение вблизи ориентира других ориентиров и т.д.

 

2.Правила ведения ВО:

 

-сориентировать карту по полету;

-следить за курсом и вести счисление пути, чтобы создать благоприятные условия для сличения карты с местностью;

-ожидать появление ориентира в пределах видимости, заранее определяя, какой ориентир и где должен появиться;

-опознать сначала крупные, а затем более мелкие ориентиры, при этом ориентир опознается не одному признаку, а по нескольким;

-ориентироваться по нескольким ориентирам.

Определение места ЛА можно производить, если имеется твердая уверенность в правильном опознании ориентира.

 

3.Условия ведения ВО определяются:

 

-характером и видимостью ориентиров; - характером местности;

-метеоусловиями полета; - временем года и суток;

-высотой и скоростью полета; - условиями обзора;

-масштабом карты.

 

4.Порядок ведения ВО.

 

Прежде чем сличить карту с пролетаемой местностью, ее ориентируют по компасу, т.е. располагают так, чтобы направление истинного меридиана на карте совпало с направлением на север. Когда истинный курс, мысленно отложенный на карте, будет направлен параллельно оси ЛА в сторону полета, тогда ориентиры, расположенные на ней, будут соответствовать их расположению на местности.

На карте следует определять характерные ориентиры в районе, в котором выполняется полет.

Карту сличают с пролетаемой местностью и уточняют местонахождение планера.

 

5.Ориентирование карты (т.е. сориентировать карту по полету).

 

По показанию компаса мысленно прокладывают на карте направление полета.

Карту поворачивают так, чтобы направление полета на ней было параллельно оси планера.

Если полет происходит по заданному маршруту, карту поворачивают так, чтобы линия заданного пути (ЛЗП) была направлена вдоль продольной оси планера.

 

6.Определение места планера по земным ориентирам.

 

1 случай: планер находится над характерным ориентиром (на ориентир ставится точка).

2 случай: если по курсу следования характерных ориентиров нет, а стороне имеется один или два опознанных ориентира, место планера можно определить так:

а).по направлению ориентира на планер и по удалению от ориентира:

-измеряется глазомерно курсовой угол ориентира, на карте откладывается направление от ориентира на планер.

-определяется глазомерно расстояние от ориентира, откладывается его на линии направления от ориентира. Полученная точка является местом планера.

б) определение места планера по взаимному расположению ориентиров и планера:

-На карте мысленно прокладывают направление от ориентиров на планер, точка пересечения двух направлений и будет местом планера.

 

7.Прокладка пути.

 

Прокладкой пути называется способ определения места планера путем графического построения на карте элементов пути.

Два способа ведения прокладки пути:

1.Прокладка на карте средних курсов и расстояний, рассчитанных по воздушной скорости (истинная прокладка).

2.Глазомерная или графическая прокладка на карте фактических путевых углов и пройденных расстояний, рассчитанных по путевой скорости.

 

V (воздушная скорость)

 
 


U (скорость ветра)

 

 

W (путевая скорость)

 

V x tполета

Х

U x tполета


Х

W x tполета

Штилевая прокладка пути – рассчитать в уме по воздушной скорости и времени перехода расстояние, пройденное планером, и отложить его на карте в направлении полета. Найденная точка называется штилевой точкой. От штилевой точки откладывают в направлении ветра отрезок, равный произведению скорости ветра и времени перехода. Конец этого отрезка является расчетным местом планера.

Х

U x tпер. Мп

 


Штилевая

точка

S=Vx tпер

 

 

ЛЗП

 

8.Счисление пути.

 

Счислением пути называется способ вычисления текущих координат места планера по скорости и направлению его движения.

Подбор курса по линейному ориентиру и по створу ориентира.

 

А Курс = 111*

 

 
 


ЛЗП

Ветер

 

 

Б

 

 

Если скорость планера 90 км/час, то нужно скорость ветра умножить на три, получим угол сноса, но это не универсально.

Курс перехода зависит от заданного путевого угла и от влияния ветра. Для подбора курса удобно пользоваться линейными ориентирами или створом нескольких ориентиров, если они расположены на ЛЗП.

Переход вдоль линейного ориентира совершают так, чтобы планер не уклонялся от него, добиваясь совпадения линии фактического пути с ориентиром плавными доворотами планера. После этого замечают курс по компасу и идут с этим курсом.

При полете по створу двух-трех ориентиров планер направляют так, чтобы ориентиры находились на одной линии, а планер не сходил с линии створа. Если дальний ориентир уходит вправо, доворачивают влево и снова выходят на линию створа. Если ориентир уходит влево – доворачивают вправо. Добившись положения, при котором планер будет следовать по линии створа, замечают показания компаса и идут с этим курсом до конца перехода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...