Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы реализации интеллектуальной собственности и их причины

Идейные обоснования интеллектуальной собственности

Существуют некоторые причины для выделения интеллектуальной собственности в отдельное понятие и создания правовой защиты интеллектуальных продуктов:

·посредством предоставления охраны создать побудительный мотив для проявления различных созидательных усилий мышления;

·дать таким создателям официальное признание;

·вознаградить творческую деятельность;

·содействовать росту как отечественной промышленности или культуры, так и международной торговли, посредством договоров, предоставляющих многостороннюю охрану.

 

. 1.4Общественные цели интеллектуальной собственности

Финансы;

Права на интеллектуальную собственность позволяют владельцам интеллектуальной собственности извлечь выгоду из собственности, созданной ими, предоставляя финансовые стимулы для создания интеллектуальной собственности и инвестиций в неё, и, в патентных случаях, оплату исследований и разработки.

Экономический рост;

Защита прав интеллектуальной собственности крайне важна для поддержания экономического роста. Например, в Торговом соглашении по борьбе с контрафакцией говорится, что «эффективная защита прав интеллектуальной собственности имеет решающее значение для устойчивого экономического роста во всех отраслях и во всем мире».

Мораль;

В соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право на защиту своих моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Писательница Айн Рэнд утверждает, что защита интеллектуальной собственности является моральной проблемой. Она убеждена в том, что человеческий разум сам по себе является источником богатства и выживания, и что все имущество, им созданное, является интеллектуальной собственностью. Нарушение интеллектуальной собственности, следовательно, не отличается нравственно, от нарушения иных прав собственности, что ставит под угрозу сам процесс выживания и, следовательно, является аморальным актом.

. .2.1Рост пиратской продукции

К настоящему моменту в развитых странах преодолели проблему признания и реализации интеллектуальной собственности. Но, к сожалению, вопрос о надежной правовой защите во многих из этих стран остается всё еще не решенным. Законы и правил, ограничивающие действия посторонних лиц в отношении интеллектуальной собственности, конечно, существуют, однако их далеко не все соблюдают.

Самыми распространенными примерами нарушения авторских прав на интеллектуальную собственность являются плагиаты и пиратские копии, т.е. «создание подделок с использованием произведений науки, литературы, искусства без разрешения авторов или правообладателей или нарушением договора о использовании таких произведений».

Создание пиратской продукции активно распространяется во многих странах. Причем раньше преступники ограничивались дисками, фильмами, аксессуарами и другой мелкой продукцией. Сейчас же «пираты» перешли даже на подделывание запчастей транспорта, лекарств и продуктов питания.

«Проблема заключается в том, что изначально изготовление фальшивой продукции, как правило, было сконцентрировано на предметах роскоши. Но в последние годы проблема обострилась, так как копировать стали практически всё. Например, раньше создавались подделки на продукцию таких компаний как Louis Vuitton, Hermes, Rolex и т.д. А к настоящему моменту никто не может быть полностью уверен в оригинальности любого приобретенного продукта. Магазины косметики и парфюмерии не могут поручиться за качество поставляемых им косметических товаров. Так же как и авиакомпании не всегда могут быть уверены в том, что получают оригинальные детали.

Очевидно, что ущерб от контрафактной продукции несут как производители (компании, производящие оригинальные товары), так и потребители. Со стороны производителей ущерб проявляется в снижении репутации, доверия среди потребителей и в потере или недополучении огромных сумм. По подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей ведущие промышленно развитые страны, ущерб от пиратства составляет по всему миру ежегодно не менее 200 млрд. евро. Для сравнения - годовой бюджет Германии, экономически крупнейшей страны Европы, составляет примерно 290 млрд. евро. Однако ущерб существует не только экономический. Уже в 2008 году Европейский союз забил тревогу из-за резкого увеличения потока фальшивых лекарств, косметических средств и игрушек.

Тем не менее, с каждым годом на границах Европейского Союза конфискуют всё больше и больше поддельных продуктов, как правило, лекарственных. Член Европейской комиссии Ласло Ковач, который занимается вопросами таможни и налогов, говоря о такой статистике, заметил: «Мы имеем дело с новыми, крайне тревожными тенденциями». Основная масса поддельной продукции является безобидной для человека, так как не оказывает на него никакого воздействия. Но всё же есть часть препаратов, которые содержат вредные субстанции. Ужасен и тот факт, что среди поддельной продукции немалую часть составляют медикаменты от болезней сердца, остеопороза и повышенного уровня холестерина в крови. Поэтому Ласло Ковач подчеркнул: «мы имеем дело с серьезной угрозой для здоровья, безопасности и жизни потребителей». Помимо лекарственных средств в число подделок входят и косметические средства. Согласно данным по 2009 году число конфискованных тюбиков, бутылочек и флаконов с контрафактными кремами, одеколонами и духами возросло в три с половиной раза. Причем известно, что косметику наиболее активно подделывают в Турции. Во избежание приобретения поддельной продукции Европейская комиссия советует по возможности воздержаться от покупок косметических и лекарственных средств по Интернету и на уличных ярмарках»

 

.2 .5 Международная защита интеллектуальной собственности

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности, основанная в 1967 году, которая занимается развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире и вопросами творчества. Деятельность ВОИС заключается в подписании новых международных соглашений, усовершенствовании национальных законодательств, способствовании сотрудничества между странами, предоставлении технической помощи развивающимся странам и службам, которые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промышленных образцов. С 1999 года

 

Проблемы реализации интеллектуальной собственности и их причины

На данный момент в нашей стране очень остро стоит проблема признания и реализации продуктов интеллектуальной деятельности. Во-первых, после создания новшеств встает задача их реализации в целях получения нового или улучшения производимого продукта (работы, услуги), способа его производства, а так же для эффективного удовлетворения общественных потребностей в новых товарах и услугах. Во-вторых, механизмы реализации патентного права в России еще не до конца проработаны, хотя качество патентного законодательства в РФ не хуже, чем в развитых странах; многие сопутствующие подзаконные акты еще даже не приняты. Так же, как следствие несовершенства механизма патентования, мы имеем проблему нарушения прав интеллектуальной собственности, поскольку владельцу патента не гарантирована защита его исключительных прав. С приведенными выше проблемами мы имеем дело по следующим причинам:

1) В России патентование проходит 3 основных этапа: патент идеи, патент научно-исследовательских разработок, патент опытно-конструкторских разработок. На любом из этих этапов можно взять за основу уже запатентованную разработку, немного изменить её и запатентовать как собственную. В тех случаях, когда интеллектуальная собственность запатентована, но не реализована, часто происходит так, что какая-нибудь компания, снабженная и научными и финансовыми ресурсами, берет запатентованный продукт на разработку и исследует его. Как следствие данный товар будет запатентован данной компанией как научно-исследовательская разработка и представлен на продажу в России и за границей. А настоящему автору в этой ситуации будет очень сложно защитить свои права.

2) Патенты в России долго регистрируются. Пока идет анализ разработанного интеллектуального продукта, вполне возможна утечка информации. Фирма или компания, завладевшая информацией, патентует продукт за границей. В этой ситуации истинный владелец патента не сможет уже вывезти свой продукт за границу.

 

. 3.2Правовая защита интеллектуальной собственности и конкурентных отношений и проблемы, связанные с ними

Результаты интеллектуальной деятельности составляют важнейший компонент национального богатства России. С переходом к рыночной экономике львиная доля этих результатов выходит на рынок, чаще всего не имея объективной стоимостной оценки и необходимой правовой защиты. До сих пор у нас нет научных методик оценки интеллектуального продукта. Также из-за несовершенства законодательной системы существуют проблемы, связанные не только с охраной и передачей прав интеллектуальной собственности, но и с конкурентными отношениями.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим конкурентные правоотношения в Российской Федерации, является Закон РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Несмотря на то, что этот закон определяет общие правовые основы регулирования конкурентных отношений, он не обеспечивает их эффективного регулирования применительно к объектам интеллектуальной собственности.

Законодательство, отражающее специфику отношений в инновационной сфере и научно-технических областях, выражается в следующих законах: Патентный закон Российской Федерации, Закон Российской Федерации О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон Российской Федерации О правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон Российской Федерации О правовой охране программ для вычислительных машин и баз данных, Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, Закон Российской Федерации О селекционных достижениях и др. Однако эти законы не в силах обеспечить необходимые условия для взаимодействия в инновационной сфере, т.к. в них отсутствуют нормы, стимулирующие использование объектов интеллектуальной собственности в инновационной деятельности, и эти законы не регулируют те ситуации, когда созданная с помощью государственного финансирования интеллектуальная собственность используется в инновационной деятельности.

В рамках действующего законодательства предпринимаются попытки сохранить определенную степень государственного контроля над использованием объектов интеллектуальной собственности, созданных на основе финансирования из государственного бюджета, путем включения в соответствующие нормативные документы (или в контракты на государственное финансирование разработок) условий о передаче имущественных прав организации, уполномоченной этими органами.

Поскольку патентное законодательство является немаловажным в правовом регулировании отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, и основная его часть излагается в Патентном законе РФ, то об этом законе можно сказать в отдельности.

Данный закон регулируют имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объекты промышленной собственности). Также закон рассматривает условия патентоспособности авторов и патентообладателей, исключительное право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также порядок получения патента и прекращение его действия, защиту прав патентообладателей и авторов. Объектами изобретения согласно Закону, могут быть: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Не признаются патентоспособными изобретениями:

научные теории и методы;

методы организации и управления хозяйством;

условные обозначения, расписания, правила;

методы выполнения умственных операций;

алгоритмы и программы для вычислительных машин;

проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;

решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

топологии интегральных микросхем;

сорта растений и породы животных;

растения противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признаётся физическое лицо, творческим путём трудом которого они созданы. Если в создании объекта промышленной собственности участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяются соглашением между ними. Патент удостоверяет приоритет, авторство на изобретение, полезную модель или промышленный образец и исключительное право на их использование.

Патентообладателем выступает лицо, которому выдан патент. Патент выдаётся: автору интеллектуальной собственности; физическим и юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца. Право на получение патента на продукт интеллектуальной деятельности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом автор (в данном примере работник) имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ними.

Правовая охрана предоставляется всем изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, которые не признанны государством секретными.

. 3.3Проблема «утечки умов» в России

В нашей стране среди прочих проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, на пути к развитию стоит проблема «утечки умов», т. е. проблема выезда высококвалифицированных трудовых кадров за границу. Задача государства состоит в том, чтобы разрешить эту проблему путем разработки системы программ и проведении правильной политики по регулированию рынка труда квалифицированной рабочей силы и разрешению вопросов связанных с ним, а так же некоторых других вопросов.

«В современном обществе все уже свыклись с мыслью о том, что права на результаты интеллектуальной деятельности (будь это собственно сочинения, стихи, приобретенная компьютерная программа или пришедшая в голову удачная идея) столь же естественны, как и права на зубную щетку, компьютер или автомобиль. Хотя очевидно, что эти права разные по своей природе. Если, например, украдут компьютер, то хозяин останется без него, а если незаконно скопируют компьютерную программу, у кого-то появится еще один экземпляр. Американцы по этому поводу говорят следующее: «Если у нас есть по яблоку, и мы обменяемся, то у нас вновь будет по яблоку. Но если у каждого есть идея, то после обмена у каждого их будет две». Различаются также и способы восстановления украденной вещи. Тот же украденный компьютер можно, по закону, вернуть, изъяв у похитителя, а незаконно приобретенной программой, прибегнув к защите закона, можно лишь запретить пользоваться».

Интеллектуальная собственность имеет особое значение и для страны. Чтобы страна нормально развивалась, стала экономически развитой страной, государство должно быть заинтересовано в поддержке и развитии своего интеллектуального потенциала, оно должно контролировать рынок интеллектуального труда и не допустить выезд за границу высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др.

Как следствие, «погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях современной международной конкуренции. Лидером в этой области является США, которые за последние 20 с лишним лет привлекли из развивающихся стран 250.000 высоко квалифицированных специалистов, из Западной Европы - порядка 20.000 человек лишь за 1968-1978 годы. Активно привлекают иностранных специалистов и сами западноевропейские страны.

Причины интеллектуальной миграции и её последствия:

Миграция специалистов обусловлена в первую очередь тем, что различен уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов за границу имеет тяжелые последствия для одной страны и позитивные для другой. При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров, теряет перспективы развития в будущем. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Процесс оттока квалифицированных кадров в нашей стране происходит двояко: как широкое перемещение специалистов из сфер, связанных с наукой в другие сферы в нашей стране - внутренняя утечка; как продолжительный или постоянный отъезд за границу (эмиграция) - внешняя утечка;

В том и в другом случае результаты одни и те же:

·гибель создававшихся десятилетиями школ и коллективов;

·резкое торможение научных разработок и их внедрения;

·снижение эффективности инвестиций в фундамент и прикладную науку;

·дезорганизация рынка труда научных кадров;

·политика государства лишается в научно технической сфере устойчивости и перспективы;

·социальные последствия:

·быстрое падение привлекательности научной деятельности в общественном сознании, прежде всего молодежи;

·разрушается заинтересованность во вложениях в нашу науку у зарубежных инвесторов.

Программа регулирования «интеллектуальной миграции»

Основные мероприятия программы представляется реализовать в 3 этапа:

) На первом этапе выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.). Также на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной экспертов России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров. На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан. Помимо этого следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан.

) Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новых свойств в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Преобразование науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящими наукоемкую продукцию. Это позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.

) Третий этап - перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия, преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (такое развитие науки преобладало в нашей стране в дореволюционное время).

Предложенный организационно-экономический механизм позволит эффективо управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и сможет отстаивать национальные интересы России.

 

Основные проблемы права интеллектуальной собственности:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...