Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап 6. Окончательная постановка задачи на создание новации




СУБЪЕКТЫ: Заказчик, ЛПР, Экспертолог, Организатор.

ЦЕЛЬ – сформулировать окончательную постановку задачи на создание новации.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПА:

Организатор и экспертолог должны тщательно подготовить и провести опрос ЛПР с целью выяснить и четко сформулировать все требования к новации и сформулировать окончательную постановку задачи на создание новации. С учетом информации, полученной на пятом этапе, экспертолог решает задачи этапа и преобразует системно-образующие элементы технологии разработки нового в ее системно-составляющие.

ЗАДАЧИ ЭТАПА:

После того, как задача поставлена, необходимо решить следующие вспомогательные задачи:

1. Определить априорную оценку, как сложности, так и обширности поставленной задачи на основе соответствующих процедур [8, 14]. Наличие такой информации позволит экспертологу более четко определиться с наиболее подходящим креативным методом, способом отбора экспертов, необходимых для ее решения и способом формирования экспертной группы, включая такой вырожденный случай как требование не создавать такую группу. Такая информация чрезвычайно важна [Экспертолог].

2. Указать форму, структуру и объем технического задания на разработку новшества и документа (инструкции по использованию новации), с учетом основных положений теории принятия решений [Экспертолог, ЛПР и/или Заказчик].

3. Указать источники, механизм, принципы, ограничения и объемы финансирования разработки новшества в целом, подготовить смету расходов на его разработку [ЛПР и/или Заказчик].

4. Определить минимально необходимые уровни квалификации субъектов привлекаемых для разработки новшества и оценить возможность (при заданных трех основных условиях подбора элементов) их привлечения. (По сути, это прогноз). [ ЛПР и/или Заказчик].

5. Указать начало разработки новшества и затраты времени на его разработку исходя из имеющихся временных ограничений, сложности нового продукта (по сути, это тоже прогноз) [ЛПР].

6. После выполнения перечисленных выше задач, дать предварительную экспертную оценку возможности разработать новшество [ЛПР].

7. Уточнить сферу деятельности, в рамках которой необходимо новшество и, по возможности, исследуемый объект или процесс с той степенью детализации, которая необходима для разработки нового, проанализировать информацию и рассмотреть его специфику [Эксперт ].

8. Определить, эффективно ли использовать МФО при указанной постановке задачи и цели исследования[2]. В том случае, когда решение положительно, выделить фокус – ключевое слово (выражение), которое идентифицирует объект (систему) и отражает сущность задачи. В случае, если наша задача: постановка научных проблем и их строгая формулировка, то при использовании МФО, таким фокальным объектом является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности [Экспертолог]. Данная задача формулируется с учетом того, что мы уже зафиксировали используемый креативный метод, например: МФО, мы тем самым определились с видом оценок ― вербальные. Но, так как разновидностей вербальных оценок более двух, то выбор возможен. Кроме того, в этом же случае, выбрать и рассмотреть, исходя из цели исследования, некоторые функции и (или) свойства и (или) характеристики и (или) параметры системы (объекта), выделенной как фокус (ФО). Это, помимо прочего, позволит четче сформулировать общие ограничения и критерии для отбора [Экспертолог].

9. Выбрать элементы технологии как системы, обладающие «системоопределенными» свойствами. При этом нужно каждый раз ставить и отвечать на вопрос: «Почему выбрали тот или иной элемент?». Выбор необходимо осуществлять с учетом решения задач, рассмотренных на третьем и четвертом этапах, по выделению вариантов, подходящих для ЛПР, Заказчика и Экспертов из множеств, обладающих «системозначимыми» свойствами. Тем самым мы окончательно определим:

9.1.Принципы проведения экспертизы. Для этого, необходимо выявить тип и статус экспертизы, и, в зависимости от этого определить какой из принципов не является обязательным [Экспертолог].

9.2. Способ формирования экспертных (ой) групп (ы) [Экспертолог].

9-3. Способ опроса экспертов [Экспертолог].

9.4. Критерии отбора специалистов в экспертную группу [Экспертолог].

9.5. Вид(ы) экспертных оценок, которые будут использованы экспертами. [Экспертолог].

9.6. Алгоритмическую операцию (метод), позволяющую получить выбранный вид экспертных оценок [Экспертолог].

9.7. Процедуру организации деятельности экспертных групп, позволяющую получить новое знание от экспертов [Экспертолог].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Известно, что велика роль отбора экспертов для решения задач различного уровня сложности. Согласно работам [8, 14] эта роль качественно видоизменяется при переходе от одного уровня сложности к другому. При отборе эксперта для решения задачи IV-го уровня сложности самым важным является не уровень его познаний в предметной области, а в большей степени принципиальная способность к диалектическому снятию. Вопрос, как находить таких экспертов, пока остается открытым, так как он должен и диалектическое снятие интенсифицировать хотя на «четверку», и предметную область знать тоже хотя бы на «четверку». А это довольно редкое сочетание. Можно переформулировать этот вопрос и по-другому: как спроектировать «социальные лифты» таким образом, чтобы эксперты, обладающие вышеперечисленными качествами, собирались в одном месте.

2. Роль обучения/тренировки экспертов при решении задач IV-го уровня сложности чрезвычайна важна. Согласно работе [15], эксперты по ряду причин, идеально годящиеся для систематического решения задач IV-го уровня сложности, встречаются довольно редко. Поэтому актуальной становится задача обучения и тренировки экспертов, хотя бы потенциально годящихся на эту роль. Какие ступени он должен проходить в этом обучении/тренинге? Чем будет эксперт замотивирован для прохождения этой тренировки вообще, и переходить с одной ступени на другую в частности? Каковы минимальные требования для перехода на следующую ступень? Эти и другие вопросы еще ждут своего решения.

Этап 7. Опрос экспертов

СУБЪЕКТЫ: Организатор, Экспертолог.

ЦЕЛЬ – на основе опроса экспертов выявить новую информацию.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПА

Провести предварительную работу Организатора с экспертами, включая обеспечение экспертов ориентирующей информацией (по завершении этой Части этапа у экспертов должна возникать определенная ориентация в отношении поставленной задачи и их дальнейшей работы). Решить нижеуказанные задачи этапа.

ЗАДАЧИ ЭТАПА:

1. Обеспечить независимость экспертов от других субъектов на следующей основе: соответствующего правового обеспечения (установления прав, обязанностей и ответственности субъектов экспертизы); разработки правил отбора и вывода субъектов из состава экспертных советов; формирования механизмов, которые нейтрализуют и/или компенсируют факторы, способные односторонне повлиять на мнение экспертов.

2. Нацелить экспертов на системный анализ объекта [Экспертолог ]. Для этого, в частности: установить границы, в рамках которых будет рассматриваться объект; выявить противоречия в развитии объекта; исследовать внешние связи объекта.

3. Уменьшить влияние конформизма экспертов на их суждения [Экспертолог ].

4. Получить определенный вид экспертных оценок либо явным образом, либо на основе выбранной алгоритмической операции [ Экспертолог].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Опрос экспертов как определенный этап их работы, к сожалению, часто воспринимается ЛПР либо как некий «нулевой», либо, наоборот, как окончательный этап исследования. Необходимо отметить, что это одно из серьезнейших заблуждений ЛПР.

2. Для реализации принципа независимости необходимы диверсификация сферы научно-методического обеспечения экспертизы и обезличивание ее финансирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...