Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты для самоконтроля. Занятие 7. Современная западная философия. Вопросы для обсуждения. Основные понятия. Доклады. Литература




Тесты для самоконтроля

 1. Что, по мнению идеологов славянофильства, является главным фактором превосходства славянской культуры над всеми остальными?

а) трудолюбие славян;

б) нравственные качества славян и русских в особенности;

в) православная религия;

г) географические особенности России.

2. Идеологом какого из течений русской философии считают П. Я. Чаадаева?

а) славянофильства;

б) нестяжательства;

в) западничества;

г) политического радикализма.

3. Кто из перечисленных мыслителей является родоначальником философии всеединства?

а) Ф. М. Достоевский;

б) В. С. Соловьев;

в) П. И. Новгородцев;

г) М. В. Ломоносов.

4. В чем сущность понятия «всеединства»?

а) единство души и тела;

б) свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия;

в) единство бытия и сознания;

г) единство знания и веры.

5. Кто из перечисленных мыслителей является автором работы «Философия общего дела»?

а) Н. Ф. Федоров;

б) Е. Н. Трубецкой;

в) Н. А. Бердяев;

г) Н. А. Радищев.

6. В чем заключается сущность человека в философии Н. А. Бердяева?

а) в борьбе за существование;

б) в свободе;

в) в познании действительности;

г) в бессознательном влечении.

7. Концепцию обретения бессмертия, направленную на изменение законов природы, разрабатывал...

а) Ф. Тютчев

б) Н. Фёдоров

в) В. Вернадский

г) Н. Бердяев

д) К. Циолковский

8. Будущее социалистическое общество в романе " Что делать? " нарисовал...

а) Н. Чернышевский

б) Ф. Достоевский

в) К. Аксаков

г) И. Киреевский

д) А. Герцен

е) В. Ленин

Занятие 7. Современная западная философия

Вопросы для обсуждения

1. Особенности философии XX в.

2. Иррационализм и волюнтаризм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

3. Философия марксизма и неомарксизм.

4. Философия науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Сциентизм в философии и его эволюция от позитивизма О. Конта до постпозитивизма Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса и П. Фейерабенда.

5. Проблема человека в философии экзистенциализма. Антропологическое направление современной философии: философия жизни, экзистенциализм и философская антропология.

6. Аналитическая философия.

7. Феноменология.

8. Постмодернизм в современной философии.

9. Религиозное направление в философии: неотомизм и персонализм.

10. Социально-критическое направление философии: Франкфуртская школа, фрейдизм, Римский клуб.

Основные понятия

Аналитическая философия, Архетип, Бессознательное, Верификация, Волюнтаризм, Герменевтика, Иррационализм, Неопозитивизм, Неотомизм, Парадигма, Персонализм, Позитивизм, Постмодернизм, Постпозитивизм, Прагматизм, Психоанализ, Структурализм, Фальсификация Феноменология, Экзистенциализм, Экзистенция   

Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, У. Джеймс, А. Камю, Т. Кун, О. Конт, Ф. Ницше, М. Полани, К. Поппер, Ж. -П. Сартр, З. Фрейд, П. Фейерабенд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, К. Ясперс.

Доклады

1. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ф. Ницше.

2. Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.

3. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж. -П. Сартр).

4. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.

5. В чем причина повышенного внимания философии ХХ в. к проблеме языка?

6. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

7. Гуманистическое направление в психоанализе: Э. Фромм.

8. История становления герменевтики.

9. Прагматизм Ч. Джемса.

10. Зигмунд Фрейд

11. Эдмунд Гуссерль

12. Гадамер Ханс-Георг.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 192-194, 205-208, 211-213, 217-262.

2. Ильин В. В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 387-454.

3. Катаева О. В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 130-166.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 145-178.

5. Титов В. Ф., Смирнов И. Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 294-310.

6. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 149-172.

7. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 439-497.

8. Философия: Учебник / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников, В. В. Юдин; под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2011. – С. 203-225.

9. Философия: Учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 221-330, 572-593, 598-612.

10. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 665-740, 760-796.

11. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 576 с.

Контрольные вопросы

1. Какова специфика западной философии ХХ века по сравнению с классической западноевропейской философией?

2. Что такое бессознательное и как оно соотносится с сознанием, согласно З. Фрейду?

3. Какова структура психики в концепции З. Фрейда?

4. В чем отличие коллективного бессознательного от индивидуального бессознательного?

5. Что такое архетип?

6. Что такое герменевтический круг?

7. Какова роль предпонимания в герменевтике?

8. Что такое структура в структурализме?

9. Основные этапы в развитии структурализма.

10. Каковы основные положения западной религиозной философии?

11. В чем заключаются важнейшие идеи различных направлений современной западной философии?

12. Сделайте анализ философии позитивизма, выявите его достоинства и недостатки.

13. Как решается проблема сущности и существования в философии экзистенциализма?

14. Определите причины живучести неотомизма и привлекательность персонализма.

15. Что такое «отчуждение» и как его понимают в немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель), философии марксизма, философии экзистенциализма и философии Франктфуртской школы?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...