Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление первобытного общества и первобытного




ПРЕДИСЛОВИЕ

«Ученик— это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», — говорили древние греки. Преподавание истории науки как нельзя лучше способствует воплощению в жизнь этой благородной цели.

История медицины изучает закономерности развития и историю врачева­ния и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижени­ями естествознания и культуры. Являясь составной частью всемирной исто­рии науки и культуры, история медицины отражает развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа раз­вития медицинской науки и практики здравоохранения.

Как учебная дисциплина история медицины — самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (или курсах) истории медицины высших меди­цинских учебных заведений в нашей стране и за рубежом. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей бу­дущей профессии. Курс истории медицины раскрывает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и ме­дицины с древнейших времен до современности, выявляет достижения каж­дой новой эпохи в области медицины в контексте духовной культуры челове­чества, показывает взаимодействие и единство национальных и интернацио­нальных факторов в формировании медицинской науки и практики в разных регионах земного шара, знакомит студентов с историей и основными положе­ниями врачебной этики в различных странах мира.

Завершив изучение общей истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических, профилактических и клинических кафедрах медицинских вузов. Из года в год, овладевая каждым предметом, они знако­мятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдаю­щихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важ­нейших открытий и т.д.). Эти знания должны преподноситься студентам на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических, профилактических и клинических кафедр, — ибо именно специа­листы-профессионалы могут дать верную интерпретацию и взвешенную оцен­ку научным достижениям и открытиям в каждой конкретной области медици­ны, определить их место в развитии данной области медицинской науки.

В основу учебника положена новая Примерная программа дисциплины «Исто­рия медицины», утвержденная в 2002 г. Учебно-методическим объединением по


медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России и Департамен­том образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Российской Федерации (сост. Т. С. Сорокина).

Весь учебный материал систематизирован в соответствии с принятой в со­временной исторической науке периодизацией всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на пять основных периодов (табл. 1).

Последовательное применение исторического метода в преподавании исто­рии медицины имеет своим следствием изложение истории отечественной ме­дицины в контексте всемирной истории. С одной стороны, это соответствует концепции исторического развития наук как единого всемирно-историческо­го процесса, а с другой — позволяет наглядно продемонстрировать достиже­ния отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры, четко определять приоритеты научных открытий, прослеживать преемственность в передаче медицинской информации и, в конечном счете, логику развития медицинского знания в целом.

Третье издание учебника «История медицины» существенно отличается от второго (1994). В него введены новые научные данные, появившиеся за послед­нее десятилетие; в результате объем учебника увеличился на половину. Весь текст существенно переработан, — нет такого раздела, который бы не подвергся серьезному, а иногда кардинальному пересмотру.

Количество иллюстраций возросло на треть; многие из них публикуются впервые. При подборе иллюстративного материала особое внимание уделялось его наглядности и художественности, что, с одной стороны, дополняет или раскрывает содержание текста, а с другой — способствует расширению обще­го культурного кругозора будущих врачей.

Текст сопровождают 24 авторские таблицы, которые способствуют систе­матизации и лучшему усвоению учебного материала.

Таблица 1. Периодизация и хронология всемирной истории*

 

Период истории Хронологические рамки* Длительность периода
Первобытное общество Около 2 млн лет назад — 4-е тысячелетие до н.э. Около 2 млн лет (20000 ве­ков)
Древний мир 5-е тысячелетие до н.э. — середина 1-го тысячелетия н.э. Около 4 тыс. лет (40 веков)
Средние века 476 г. — середина XVII в. Около 1200 лет (12 веков)
Новое время Середина XVII — начало XX вв. Около 300 лет (3 века)
Новейшая история 1918 г. — начало XXI в. Около 100 лет (менее века)

* Здесь и далее даты всемирной истории весьма условны вследствие неравномерности соци­ально-экономического и культурного развития народов в разных регионах земного шара.


Для облегчения поиска необходимых фрагментов текста в учебнике исполь­зованы три уровня выделений и два шрифта: крупным представлен основной учебный материал, раскрывающий положения учебной программы; мелким даны дополнительные материалы, которые могут быть интересны и полезны студентам, увлеченным предметом истории медицины, а также аспирантам, ординаторам и соискателям. Таким образом, учебник имеет два уровня подачи учебного материала.

В конце каждой главы приведены вопросы для самоконтроля. В учебник включен указатель имен, необходимый для оперативного поиска учебного материала.

Автор выражает сердечную благодарность коллегам — специалистам в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: В.И.Бородулину (Москва) — история клинической медицины, А. А. Вигасину (Москва) — история Древней Индии, С. П. Глянцеву (Москва) — история хирургии, А. А. Грандо (Киев) — история медицины Украины, Э.Д.Грибанову (Москва) — история медицины и нумизматика, Н.А.Григорьян (Москва) — история физиологии, Sir Barry Jackson (Лондон) — хирургия, история сестринского дела, В.И.Долгинцеву (Тюмень) — общественное здоровье и история медицины, И. В. Егорышевой (Москва) — история российского здравоохранения, Н. С. Елмановой (Москва) — история Средних веков, А. В. Иткису (Москва) — биология и общая генетика, Lawrence Conrad (Лондон) — история арабской медицины, Кан-Вен Ма (Пекин—Лондон) — история медицины Китая, Н. Н. Марчуку (Москва) — история Латинской Америки, Г.Л.Микиртичан (Санкт-Петербург) — история педиатрии, Patricia Moubrey (Лондон) — история сестринского дела, Vivian Nutton (Лондон) — история античной медицины, Г.М.Перфильевой (Москва) — сестринское дело, Thanos Psimitis (Афины) — история античной Греции, Л.В.Сорокину (Москва) — информатика, А. М.Сточику (Москва) — история медицинского образования, Carlos Viesca Trevino (Мехико) — история медицины Мексики, В.А.Фролову (Москва) — патологическая физиология, Омару Шаару (Алепо—Москва) — история арабского Востока, О.П.Щепину (Москва) — общественное здоровье и здравоохранение, а также отделу истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН (зав. отделом М. Б. Мирский).

Особая благодарность российским и иностранным студентам медицинского факультета Российского университета дружбы народов, увлеченность которых предметом истории медицины и интерес к ее изучению на протяжении многих лет способствовали созданию нового по своей концепции и содержанию учеб­ника по нашей дисциплине.

Советы и замечания по совершенствованию данного издания будут с благо­дарностью приняты.


ЧАСТЬ I ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Глава 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

История человечества начинается с появления человека на Земле. Совре­менная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бес­письменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысяче­летия до н.э.).

История первобытной эры охватывает период от появления человека (око­ло 2 млн лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.).

Несмотря на отсутствие письменности (и письменной истории), этот пери­од является неотъемлемой составной частью всемирно-исторического процес­са развития человечества и не может определяться как «доистория», «праисто­рия» или «предыстория», а первобытный человек — как «доисторический».

В ряде западноевропейских языков слово «первобытный» является синонимом англ. primitive, что несправедливо для оценки первоначального, и к тому же сложнейшего, этапа человеческой истории. Для своего времени первобытное общество не было при­митивным и на исходе доклассовой эры создало предпосылки для становления буду­щих высоких цивилизаций.

В русском языке слова «первобытный» и «примитивный» синонимами не являют­ся — российские ученые используют термин «первобытная история», ибо она «на всех своих этапах первична, первоначальна, первобытна по отношению к последующим историческим эпохам»1.

Все народы нашей планеты, без исключения, прошли этот этап историче­ского развития, — вот почему первобытно-общинный строй (в отличие от всех последующих общественных формаций) является универсальным. В его недрах формировались истоки всех последующих духовных и материальных достиже­ний человечества: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятель­ность, речь и языки, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этикет, врачевание и гигиенические навыки. Анализ этого пути от самых истоков — необходимое звено объективной оценки исторического развития медицины в целом.

Периодизация первобытной эры и первобытного врачевания. По своей про­должительности первобытная эра охватывает более 99 % всей истории челове-

1 Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов — 5-е изд., испр. — М: Высш. шк., 1999. — С. 4.


чества. Все последующие периоды истории до нашего времени занимают не более 1 % исторического пути человечества (см. табл. 1).

Общая продолжительность первобытной эры около 2 млн лет. Ее заверше­ние связано с формированием первых классовых обществ и государств, кото­рое растянулось почти на пять тысячелетий. Причем на разных континентах Земного шара этот процесс развивался не одновременно (от 4-го и 3-го тыся­челетий до н. э. в долинах Евфрата и Нила до 1 -го тысячелетия н. э. на Американ­ском континенте, а в некоторых отдаленных областях ойкумены вплоть до на­шего времени — начала 3-го тысячелетия).

В истории первобытной эры выделяют три эпохи (табл. 2):

1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобыт­
ного человеческого стада (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад);

2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс.
лет назад — 10-е тысячелетие до н.э.);

3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с 10—
5-го тысячелетий до н.э.)1.

Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда про­
исходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о
приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, живот­
ного и минерального происхождения);

2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­
лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в соци­
альной практике;

3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой
практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины),
продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (кол­
лективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-про­
фессионалов (табл. 3).

Исторические источники. Изученность развития лечебной деятельности че­ловека в разные периоды истории неодинакова и, как правило, находится в обратной зависимости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция пер­вобытной истории: она не оставила письменных источников, а осмысление археологических и этнологических данных имеет вполне объективные трудно­сти и требует постоянного пересмотра в свете современных представлений и новейших научных достижений.

Достоверные научные знания о врачевании в первобытную эру базируются, главным образом, на данных археологии и палеоантропологии, палеопатоло-гии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).

Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

Археологические находки, имеющиеся в распоряжении ученых, составля­ют лишь ничтожную часть тех предметов, которыми пользовался первобытный

1 Приведенные хронологические границы весьма условны, так как в разных регионах зем­ного шара человечество развивалось крайне неравномерно.


Таблица 2. Периодизация и хронология первобытной эры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы первобытной истории Исторические эпохи (развитие человеческого общества) Археологические эпохи Условные хронологические рамки Этапы эволюции человека
Становление первобытного общества Эпоха праобщины (первобытное человеческое стадо) Каменный век Нижний (ранний) палеолит Более 2 млн лет назад — около 40 тыс. лет назад Более 2 млн лет назад — 200 тыс. лет назад Древнейший человек (архантроп)
Средний палеолит 200—40 тыс. лет назад Древний человек (палеоантроп)
Зрелость пер­вобытного общества Эпоха первобытной общины (родовая общи­на, матрилиней-ный род) Ранняя перво­бытная община (присваиваю­щее хозяйство) Верхний (поздний) палеолит Около 40 тыс. лет назад — 12-е тысячелетие до н.э. Человек со­временного вида (неоан­троп — Homo sapiens)
Поздняя родо­вая община (преход к производящему хозяйству) Мезолит 12 — 7-е тысячелетия до н. э.
Разложение первобытного общества Эпоха классообразования (патриархат, поздний матриархат) Неолит 7—5-е тысячелетия до н.э.
Энеолит (медный век) 5 —3-е тысячелетия до н. э.
Бронза (бронзовый век) Конец 3-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.
Раннее железо С 1-го тысячелетия до н.э.

О)


Таблица 3. Врачевание в первобытном обществе


 

 

 

 

 

 

Этапы перв-бытной исто­рии Историче­ские эпохи Эво­лю­ция Врачевание Зачатки гигиены Оперативные приемы Социальные аспекты
Становление первобыт­ного общества Эпоха праобщины (первобытное человече­ское стадо) Архантроп Накопление и обобщение эм­пирических знаний о при­родных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхожде­ния Организация первых жилищ Добывание огня высека­нием и трением, поддер­жание его в очаге Достоверных данных нет Отсутствие погребений Забота о больных сородичах Коллективное врачевание
Палео­антроп Начало целенаправленного применения эмпирического опыта врачевания (поздние палеоантропы, Шанидар) Захоронение умерших вдали от жилищ Лечение ран (?) и пере­ломов (?) Формирование абстрактного мышления Первые погребения умерших (поздние палеоантропы)
Зрелость первобытного общества Эпоха первобытной общины (матрилинейный род) Поздняя родовая! Ранняя родовая община община Неоантроп Целенаправленное приме­нение эмпирического опыта коллективного врачевания Рациональные приемы врачевания Зарождение лечебной магии Одежда из шкур животных Устройство жилищ Гигиенические навыки Лечение ран природны­ми средствами Кровопускания Инструменты для вра­чевания (камень, кость) Шинирование (?) при переломах Коллективный опыт врачевания Первые памятники первобыт­ного (верхнепалеолитического) искусства (полихромная живо­пись, резьба на камне, кости) Зарождение фантастических верований (тотемизм, фети­шизм, анимизм, магия) Зарождение лечебной магии
Дальнейшее развитие приемов рационального врачевания Становление культовой практики врачевания (со­четание рациональных и иррациональных приемов) Устройство неолитических стоянок Трепанации черепа Становление культовой практики врачевания Ритуальные трепанации
Разложение первобытно­го общества Эпоха классо-образова-ния Расширение круга лекарст­венных средств и приемов Развитие местных культов и методов врачевания Гигиенические навыки оседлой жизни Ампутации конеч­ностей (?) Инструменты из метал­ла (медь, бронза, железо) Укрепление культа племенных покровителей Появление профессиональных служителей культа (в том числе и врачевания)

человек. Причины этого двояки. Во-первых, археологическая изученность на разных континентах неодинакова. Во-вторых, достоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет (первобытные же предметы из дерева, кожи, коры или растений до наших дней не сохранились).

Данные папеопатологии. Палеопато-логия изучает патологические измене­ния тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета.

Рис. 1. Позвонок первобытного человека с разрастанием костной ткани вокруг острия бронзовой стрелы, оставшейся после зажив­ления раны. Из коллекции Т. Мейер-Штейнега

До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась лишь в конце XIX в., бытовало пред­ставление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни воз­никли позже как результат цивилиза­ции. Подобной точки зрения придер­живались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо (17121778), который искренне верил в су­ществование «золотого века» на заре человечества. Некоторые болезни чело­века, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продук­том ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума (порой нера­зумной). Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболе­ваний.

Концепция «золотого века» не ставила в центре внимания здоровье челове­ка. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степени способство­вали ее опровержению. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней, таких как артриты, опухоли, туберкулез, искрив­ления позвоночника, кариес и т.п.

Рис. 2. Левая бедренная кость питекантро­па с выраженными патологическими изме­нениями костной ткани (экзостоз) Абсолютный возраст около 700 тыс. лет. Обнаружена Е. Dubois (о.Ява. 1892 г.)

Первое свидетельство тому было представлено в 1892 г. голландским вра­чом и анатомом Юджином Дюбуа (Eugene Dubois). Во время археологи­ческих раскопок близ селения Триниль на о. Ява он обнаружил левую бедрен­ную кость древнейшего человека — пи­текантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего около 700 тыс. лет назад; под головкой этой кости имелись значи­тельные костные выросты — экзостоз (рис. 2).


/ ("'пп/ыгиг!



Последующие исследования показали, что кости каждого четвертого иско­паемого скелета первобытного человека сохранили следы артрита и часто в весьма осложненной форме. Так, во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен най­ден скелет древнего человека — неандертальца (лат. Homo neanderthalensis), шейные позвонки которого срослись в единую кость. Интересно, что послед­ствия артрита обнаружены и на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека.

Однако следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепана­циях черепов, которые начали производить примерно с 12-го тысячелетия до н.э., главным образом в ритуальных целях.

Делать выводы о болезнях мягких тканей значительно сложнее — со време­нем они разрушаются даже в мумиях. Тем не менее атеросклеротические бляш­ки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки, захоро­ненных на территории современного штата Кентукки (США), свидетельству­ют о существовании у них атеросклероза.

Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях. Первобытный человек погибал в расцве­те сил, не успевая состариться, в борьбе с природой, которая была сильнее его. (Отметим, что средняя продолжительность жизни человека сохранялась на этом уровне вплоть до периода Позднего Средневековья.)

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли, с одной стороны, явления биологические, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — социальные, так как определяются конк­ретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра явля­ется бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам пись­менных свидетельств.

В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу у различных народов происходил неодновременно и растянулся почти на 5 тыс. лет. Это позволило народам, раньше создавшим цивилиза­ции и овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства о своих первобытных соседях, не имевших письменности. Более того, во все последующие эпохи путешественники и естествоиспытатели часто писали о первобытных племенах, которые они посещали или иссле­довали.

Данные этнологии {этнографии). Этнологические исследования врачевания в апополитейных (т. е. доклассовых) первобытных обществах весьма затруднены и возможны лишь на основе археологических исследований. В то же время иссле­дование более поздних — синполитейных первобытных обществ (т.е. первобыт­ных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обще­ствами, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнологический материал о первобытном врачевании на соответствующих этапах развития пер­вобытного общества.


Еще до эпохи Великих географических открытий классовые общества уже оказывали влияние на современные им (синполитейные) первобытные обще­ства. Понятно, что этнологические исследования синполитейных первобытных обществ не могут быть использованы для прямых исторических реконструкций первоначальных апополитейных первобытных обществ.

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО

ВРАЧЕВАНИЯ

(более 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...