Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические особенности советского туризма.

Советская власть уделяла совё пристальное внимание туристско- экскурсионной деятельности, понимая, что это- одна из возможностей влияния на массы. Уже в 1918 года создавались курсы для учителей, в целях повышения квалификации, используя при этом вид обучения, как экскурсии.

Главным различием «буржуазного» и советского туризма являлось то, что заграничные буржуа стремились не за яркими впечатлениями, а за экзотикой и авантюрой, в условиях богатейшего комфорта совершают путешествия по разным концам света. В то время, как советский туризм, составлял часть культурной работы, и являлся глубоко политическим явлением.

В 1919 году создаются экскурсионные секции для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций были расположены в окрестностях Петрограда, были разработаны специальные маршруты. Для детей, пребывающих на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной станции 1920го года, возникло ещё 3 опорных центра:в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах, это позволяло ознакомить школьников с лестным ландшафтом и т.д.

В 1920 году создаётся Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР, где разрабатывают планы предстоящих походов и экскурсий.

С 1921 года начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела, и носили они общероссийский характер. И теперь, экскурсии должны были носить не только общеобразовательный характер, но и идеологический, так что стала разрабатываться историко-революционная тематика, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства.

С середины 20х годов на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 года была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие 300 человек, и целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия привели к созданию Бюро туризма в 1927 году, главной задачей которого являлось развитие массового туризма среди молодежи.

В 1930-е годы стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на 2 фронта: против фашистской германии на западе и Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операции». Туристская подготовка многих держав позволяла успешно бороться с противниками в горах и других местностях, так как была хорошая подготовка. И туризм, «являясь по преимуществу массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, т.е, как раз основной массы будущих защитников советского союза, в самой свободной и интересной форме даёт широчайшие возможности для изучения границ». Конечно, «массовый» туризм в приграничных районах осуществлялся, опираясь на довольно жесткие правила во избежание разведывательной деятельности под видом туризма.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы, пытавшиеся раскрыть перед западным обывателем облик новой Росси. Так же считали, что знакомство с Советской Россией «неизбежно ускорит крах капитализма во всём мире». В самом начале, обязанности по обслуживанию иностранных туристов были возложены на «Совторгфлот», но эта организация больше занималась иностранной валютой, должной организации так и не было.

В 1929 году возрос поток иностранных туристов, и создаётся Всесоюзное акционерное общество «Интурист», которое со временем становится монополистом в области организации иностранного туризма в СССР. «Интурист» создаёт свои представительства как заграницей, так и в ряде российских городов, заключает договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями. Туристам предлагались экскурсии не только по Москве, но и другим крупным городам России. Естественный спад начинается с 1938 года, как следствие мирового кризиса, и ощущался дух предстоящей войны. В иностранном туризме в связи со Второй мировой войной, а потом и Холодной войной, наступает длительный перерыв, и заканчивается только в 50ых годах.

Но выезжали ли совграждане заграницу в довоенный период? Основной формой выезда за рубеж были, конечно же, заграничные командировки. За рубежом побывали такие люди как, Цветаева, Маяковский, Есенин, Горький и т.д.

Организованный, или, как его стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 году, когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам читали лекции о международном положении, проводились политинформации, но также давался страноведческий журнал по всем странам и берегам, вдоль которых происходило путешествие.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 40ых годов, и в послевоенный период получили широкое распространение такие виды туризма как, плановый, самостоятельный, детский, семейный и спортивный.

С 1957 года начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал 2 судна- «Победу»и «Грузию», на которых осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. В 1960ом году теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. Позже, морской туризм стал развиваться и на Балтике.

В 1964 году создаётся Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960х годов создаётся специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, гидов и переводчиков. Основными туристическими центрами были: Ленинград, Сочи, Ялта, Иркутск и др.

С 1964 года «Интурист» стал принимать туристов с целью оздоровительного отдыха в таких местах как Пятигорск, Кисловодск, Сочи, Ессентуки.

Неизменно большой интерес вызывала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы до Владивостока через весь СССР. Быстро завоевал всеобщий интерес и экзотический круиз по Каракумскому каналу. Также многим туристам предлагали поход по прибалтийской тайге.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области. Т северо-западный, включающий в себя Ленинград, Новгород и Псков. Более половины всех маршрутов были проложены в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье.

С 1970х годов наступает этап нормативно-планового развития туризма. Основными задачами являлись: массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующего повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине и т.д. В то же время планирование в туризме стало приобретать тотальный характер, разрабатывались и утверждались планы на 5, а иногда и 10 лет вперёд. Всё также активно продолжалась пропаганда туризма среди молодёжи, в 70х.годах была разработана программа всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР увеличился спрос на оздоровительные услуги, и в связи с этим появляются новые форма обслуживания, например курсовое лечение в санаториях. По этим путёвкам отдыхающие получали лечебные и оздоровительные услуги в санаториях, с питанием и проживанием в частном секторе.

В 1970-1980г.г. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с морскими и речными круизами, когда совершались путешествия по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, наблюдается разработка самостоятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из самых популярных форм отдыха среди советских граждан.

Также стал развиваться социальный туризм, когда рабочие покупали путёвки через свои профсоюзы всего за 30% от их стоимости, иногда и больше.

Уже с 1960ого года появляется первый организованный автомобильный туризм, но реальное развитие он получает только в 80х годах. В 1985 году существовало 5 всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород-Пярну, от Смоленска до Кара- Бугаза.

СССР приняло участие во всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Филиппинах в 1980 году. Руководство советского союза от лица Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов. Также туризм становился важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносил значительный вклад в поддержание мира во всём мире.

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960х, постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью многих маршрутов того времени.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 80х годах авиатуризм. Причём услугами авиации пользовались не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия.

В 1960-1980 годы туризм уже не носил того принудительного идеологического характера, как это было в довоенные годы. Различными туристическими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги превышал предложение. И многие туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путёвки всем желающим.

Начавшаяся во второй половине 1980х перестройка и последующий распад СССР привели к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...