Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды коррозии. Факторы скорости коррозии




 

Под коррозией (от латинского corrosio – разъедание) металлов понимают разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой. При химической коррозии окисление металла и восстановление окислительной компоненты окислительной среды протекают в одном акте; при электрохимической коррозии взаимодействие металла с коррозионной средой (раствором электролита), ионизация атомов металла и восстановление окислительной компоненты коррозионной среды протекают не в одном акте и их скорость зависит от электродного потенциала.

Коррозионный процесс является трех стадийным гетерогенным процессом на границе двух фаз: перенос реагирующих веществ к поверхности раздела фаз на первой стадии, собственно реакция на второй, отвод продуктов из реакционной зоны на последней, третьей стадии.

Интенсивность коррозии зависит главным образом от скорости процессов: диффузии реагентов к поверхности металла и продуктов реакции в обратном направлении; химических и электрохимических реакций, которая обусловлена энергией активации воздействия металла с коррозионной средой или ее компонентами.

Коррозионный процесс обусловлен электротоком, величина, которого зависит от разницы потенциалов, участвующих в процессе веществ

 

J = (VR – Va)/R, (2.130)

 

где VR, Va – эффективные электронные потенциалы; R – омическое сопротивление.

Разность потенциалов на границе, например, капли атмосферной влаги и поверхности металла достигает 6В. Исключение составляет газовая коррозия, где электроток не возникает из-за отсутствия разницы потенциалов.

Закономерности протекания химической коррозии такие же, как и в процессе окисления металлов. На поверхности металла либо образуется пленка кислорода (рис. 2.116), адсорбированного на чистой поверхности (химическая адсорбция) – а, либо молекулярный кислород закрепляется на поверхности предыдущего слоя (физическая адсорбция) – б, либо увеличивается толщина пленки окисла (реакция окисления) - в.

в
б
а
1
1
1
3
2
2
2

 

Рис. 2.116. Схема строения поверхностных плёнок на металле: 1 – атомы металла; 2 – атомы кислорода; 3 – молекулы кислорода.

 

Из многочисленных видов коррозии (рис. 2.117) [1, 3, 82, 88] детали кузовов и кабин разрушаются в основном от химической коррозии, и в частности, от атмосферной. Схема процесса химической коррозии такова же, как и окисления. На поверхности металла образуется пленка либо адсорбированного кислорода (химическая адсорбция), либо возрастает толщина пленки окисла (реакция окисления).

Показателями коррозионного разрушения могут быть: концентрация очагов коррозии, площадь поражения, толщина пленки окислов (или наоборот, толщина непораженного металла). В процессе эксплуатации все эти показатели возрастают по определенной зависимости. Интенсивность коррозии во многом зависит от защитных свойств покрытия деталей кузова, климатических условий, концентрации вредных примесей (соль), величины и характера приложения нагрузок.

Процесс электрохимической коррозии можно рассматривать как результат работы коррозионных гальванических элементов. Взаимодействия металла с электролитом, с переносом вещества по законам электролиза. Частичными случаями химической и электрохимической коррозии является газовая, в не электриках, в электролитах, атмосферная, контактная, щелевая, под напряжением, фреттинг-коррозия.

Газовая коррозия является частным случаем химической коррозии в активных газовых средах при повышенной температуре. В таких условиях работают клапаны, цилиндры, поршни и выхлопные трубы двигателей. Агрессивными свойствами обладают не только кислород, но и пары воды, углекислота, сернистый газ, хлор, сероводород. Уровень их воздействия зависит от металла. Устойчивость меди гораздо выше, чем железа, никеля, кобальта.

При циклических напряжениях и изменениях температуры в окисной пленке (окалине) возникают внутренние напряжения (из-за большой разницы коэффициентов линейного расширения – у окалины он гораздо меньше, чем у металла), окалина разрушается.

Механизм коррозии в неэлектриках также химический, наблюдается при воздействии агрессивных органических веществ: растворителей (бензол), жидких топлив (бензин, керосин, мазут), смазочных масел и др. Коррозионная активность смазочных масел зависит от содержания среды в свободном состоянии, в виде соединений, агрессивных продуктов окисления масла, хлора, йода и других активных элементов присадок. При попадании в масло воды механизм процесса – электрохимический.

Коррозия в электролитах возникает при наличии агрессивных электропроводящих жидкостей (вода, водные растворы и др.). От атмосферной коррозии потери металла составляют более половины общих коррозионных потерь металла.

Контактная коррозия возникает при наличии электролита в зоне разнородных металлов и однородных соединений сварной, пайкой, болтами, заклепками. Одна из деталей может быть неметаллической. Разрушается металл с более отрицательным потенциалом, со скоростью, значительно большей скорости коррозии в отсутствии контакта.

При наличии щели между контактирующими металлами и электролитом в ней происходит щелевая коррозия. Этот процесс может быть и при контакте металла с неметаллом (гильзы цилиндров в сопряжении с резиновыми уплотнительными кольцами, клапанные устройства). При этом разрушение сопровождается действием механических сил от давления накапливающихся продуктов коррозии (давление до 280-490 МПа).

Одновременное воздействие деформации и коррозионной среды способствует коррозии под напряжением. При деформировании металл запасает энергию и тем самым снижается его термодинамическая стабильность, повышается реакционная способность (активность) деформированных металлов при коррозии. При наличии в металлах внутренних напряжений нагружается сплошность защитных пленок на поверхности металла, что повышает скорость коррозии. Такому виду коррозии подвержены оси автомобилей, рессоры, клапаны двигателей.

Фреттинг – коррозия возникает при колебательном перемещении двух поверхностей относительно друг друга в коррозионной среде. Коррозионные разрушительные процессы интенсифицируется вибрацией. Поэтому необходимо поддерживать работоспособность демпфирующих элементов (опоры, амортизаторы и др.).

Коррозия разрушает кузова легковых автомобилей, автобусов, снижает усталостную прочность деталей. В настоящее время разработаны методы защиты от коррозии деталей машин, которые позволяют значительно снизить скорость коррозии и увеличить ресурс особенно базовых элементов автомобиля.

Важными факторами, определяющими скорость атмосферной коррозии, являются влажность воздуха и загрязненность поверхности и воздуха [1, 3, 40, 82, 88]. По степени увлажненности коррозирующей поверхности атмосферную коррозию можно разделить на три основных вида [1, 3, 40, 88]:сухая, влажная, мокрая (рис. 2.118).

Процесс сухой атмосферной коррозии (область 1 на рис. 2.118) протекает при полном отсутствии влаги на поверхности металла. В чистой атмосфере при нормальной температуре на поверхности металла возникают невидимые окисные пленки. При сухой атмосферной коррозии процесс разрушения металла происходит вследствие химического взаимодействия кислорода воздуха и других газообразных реагентов с поверхностью металла (химическая коррозия). Для автомобильных кузовов такая коррозия практически не наблюдается. Этот вид коррозии приводит обычно к потере декоративных свойств поверхности, не вызывая серьезных разрушений.

При наличии паров воды в атмосфере с относительной влажностью ниже 100% процесс коррозии протекает под видимым слоем влаги, образующимся на поверхности в результате конденсации. Скорость влажной коррозии увеличивается (область 2 на рис. 2.118) и зависит от относительной влажности окружающего воздуха и состояния поверхности металла. Для каждого металла существует критическая влажность, выше которой скорость коррозии резко возрастает (рис. 2.119). Так, для железа критическая влажность составляет около 70%, а при наличии в атмосфере SO2 или других газообразных реагентов снижается до 50% [1].

Коррозия металлов при наличии на поверхности видимой пленки влаги, образующейся при непосредственном попадании дождя, снега, называется мокрой [88] (область 3 на рис. 2.118). Дальнейшее утолщение пленки до десятков и сотен микрон вызывает некоторое снижение скорости коррозии из-за затруднения диффузии кислорода через утолщающийся слой влаги. Более толстый слой влаги незначительно замедляет коррозию (область 4 на рис. 2.118).

Очень неблагоприятно на процесс коррозии влияют загрязнения воздуха и поверхности металла. Соединения серы, хлора в промышленных газах, а также из-за обработки дорог солью, повышают концентрацию электролитов, ускоряя электрическую коррозию. Поэтому в городах скорость коррозии кузовов в 3,5 раза выше, чем в сельской местности (рис. 2.120).

Загрязнения поверхности металлов пылью также повышают скорость коррозии. Это объясняется тем, что мелкие твердые частицы служат центрами концентрации влаги, а крупные сами адсорбируют влагу [40]. Поэтому грязный или не высушенный кузов, особенно в плохо вентилируемых помещениях (в том числе и отапливаемых) коррозирует быстрее, чем чистый и сухой (в том числе и в не отапливаемых помещениях).

Скорость коррозии определяется диффузией реагентов к поверхности металла и продуктов коррозии в обратном направлении. Поскольку диффузия является термически активируемым процессом, то с повышением температуры скорость окисления и коррозии возрастает, что выражается уравнением Аррениуса[1, 3, 40, 88] (рис. 2.121)

(2.131)

 

где U - скорость окисления; А – постоянная; e - основание натурального логарифма; W - энергия активации процесса окисления; R - газовая постоянная; T - абсолютная температура.

Данный характер зависимости подтверждается и экспериментальными данными И.Л.Розенфельда [40] (рис. 2.121) для питтинговой коррозии стали.

Образовавшийся на поверхности слой окислов может либо препятствовать дальнейшему окислению, либо тормозить его. Если в процессе роста в пленке возникают значительные внутренние напряжения, а пленка обладает незначительной плотностью и пластичностью или имеется недостаточное сцепление с металлом, то она разрушается. Основные виды разрушения сплошности пленок показаны на рис. 2.122 [88].

При неизменных климатических условиях, агрессивности окружающей среды интенсивность коррозии зависит от свойств материала и защитных свойств окисных пленок. В условиях статических нагрузок или без нагрузки интенсивность коррозии железных деталей со временем сокращается вследствие возрастания защитных свойств пленки окисла. Однако, как показывают экспериментальные данные [40], для деталей кузовов автомобилей наблюдается рост интенсивности коррозии в процессе эксплуатации. Это во многом обусловлено переменным характером приложения нагрузок на детали и их вибрацией. При таких условиях работы пленка окислов разрушается и приобретает рыхлый характер, что способствует большему адсорбированию атмосферной влаги, повышающей скорость коррозии [88] автомобилей (рис. 2.118).

 
Плотность пленок можно приблизительно определить по отношению объема эквивалента полученного окисла Vок = m/ρ (m - масса; ρ - плотность) к соответствующему объему металла, то есть, коэффициент увеличения объема (Критерий Пиллинга-Бедворта)

 

. (2.132)

 


 

Коррозия
Характер повреждаемости поверхностей
Условия протекания процесса
Механизмы протекания процесса
Сплошная
Местная

 

Рис. 2.117. Классификация видов коррозии


Рис. 2.118. Зависимость скорости атмосферной коррозии от толщины слоя влаги на поверхности металла: 1 –10-100А; 2 – 100А-1мкм;

3- 1мкм-1мм; 4-более 1мм

 

Рис. 2.119. Коррозия железа в воздухе, содержащем 0,01% SO2; выдержка 55 дней, показана критическая влажность [40].

Рис. 2.120. Зависимость массы коррозии от времени для стали 3: 1 –в промышленном и 2 – в сельском районе [40]

Рис. 2.121. Влияние температуры электролита

на число питтингов на стали [40]

 

Рис. 2.122. Основные виды нарушения сплошности пленок в процессе роста: а – пузырь без разрыва; б – пузырь с разрывом; в - газонепроницаемые микропузыри; г – отслаивание; д – растрескивание при сдвиге; е – растрескивание на углах и рёбрах.

 

Так, для железа коэффициент Δ составляет 2,14, для алюминия 1,28, для магния 0,81 [88]. Если Δ<1, то объем образующегося окисла меньше объема металла, в результате чего возникают растягивающие напряжения. Пленка становится пористой и обладает низкими защитными свойствами. Если Δ несколько больше 1, то образуются плотные пленки, имеющие защитные свойства. Если Δ>2,3, то пленки вновь теряют свои защитные свойства. При этом возникающие в них высокие сжимающие напряжения вызывают их разрушение [88].

Кинетика роста пленок окислов может подчиняться различным законам в зависимости от их защитных свойств [1, 3, 40, 82, 88]. Линейный закон роста пленок (рис. 2.123, а) наблюдается при окислении металлов, на которых образуются пленки с низкими защитными свойствами. В этом случае скорость окисления постоянна, то есть

 

dy/dτ = k и y = kτ + const, (2.133)

 

где k - параметр; y - толщина пленки окисла; τ - время.

 

 

Рис. 2.123. Различные законы роста толщины пленки y

как функция времени окисления τ

 

Такой закон роста пленок характерен при окислении щелочных и щелочноземельных металлов (K, Na, Ca, Mg.), а также металлов, образующих летучие, легковозгоняющиеся окислы (W, MO, V и др.) [1, 88].

При параболической зависимости скорость роста пленки окисла определяется диффузией ионов или миграцией электронов через слой пленки и, следовательно, обратно пропорциональна толщине этого слоя [88], (рис. 2.123, б).

(2.134)

 

Это уравнение справедливо для пленок с хорошими защитными пленками и применимо для описания высокотемпературного окисления таких металлов как: Cu, Ni, Fe, Cr, Co.

Для относительно тонких защитных пленок, образующихся на начальных стадиях окисления или при низкотемпературном окислении, доказано, [1, 88] что

(2.135)

 

Это уравнение называют логарифмическим (рис. 2.123, в). Оно впервые получено Тамманом и Кестером [40] и отражает поведение многих металлов (Cu, Ni, Fe, Zn, Pb, Cd, Sn, Mn, Al, Ti, Ta) на начальных стадиях окисления.

В ряде случаев с ростом толщины пленки окислов ее защитные свойства могут ослабляться и тогда скорость коррозии увеличивается, а зависимость y от становится двухстадийной (рис. 2.123, г) [88].

Приведенные параболический и логарифмический характеры кривых подтверждаются экспериментальными данными для различных видов коррозии [1, 40, 88] (рис. 2.124). В работе [113] отмечается для кузовов легковых автомобилей повышение скорости коррозии в зависимости от времени, что соответствует двухстадийной логарифмической кривой. В этом случае использованы экспоненциальные уравнения. Для количества очагов коррозии n в кузовах легковых автомобилей во времени τ

(2.136)

а для площади коррозионного поражения Fк

(2.137)

Данные уравнения получены путем обработки экспериментальных данных и носят аппроксимирующий характер, что требует аналитического обоснования.

 

Время, лет
Рис. 2.124. Зависимость атмосферной коррозии стали от времени (промышленная атмосфера) [88]: 1- Сталь 0,2% Си, 0,006% Р; 2 - Сталь 0,2% Си, 0,011% Р; 3 - Сталь 3,2% Ni, 0,02% Р; 4 – низколегированные стали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...