Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие идеологии: историческая ретроспектива




Содержание

Введение 5

Примерный тематический план курса 8

Тема 1. Идеология и ее общественное предназначение 9

Тема 2. Основные идеологии современности 14

Тема 3. Государственная идеология как социально-политический феномен 21

Тема 4. Белорусская этносоциальная общность, национальная идея и государственность 29

Тема 5. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа 35

Тема 6. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства 42

Тема 7. Институциональные основы формирования идеологии белорусского государства 51

Тема 8. Социально-экономическая составляющая идеологии белорусского государства 70

 


Введение

Современный этап развития гуманитарного образования в высшей школе характеризуется кардинальными изменениями. Активно осваивается преподавание новых учебных дисциплин. Высшая школа призвана воспитывать политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические события, делать осознанный политический выбор. Духовные ценности молодежи, ее взгляды и принципы сегодня оказывают все более заметное влияние на общественно-политические и экономические процессы в республике. Поэтому наше государство уделяет большое внимание развитию у молодого поколения чувства патриотизма, приобщению его к идеалам и ценностям белорусского народа.

Первостепенную роль в формировании духовно-нравственных качеств Беларуси принадлежит высшим учебным заведениям страны. Цель вузов – создать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, сформировать активную гражданскую и личностную позицию у молодых людей в деле построения сильной и процветающей Беларуси.

В 2003 г. во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь, в том числе и в Белорусском национальном техническом университете, был введен курс «Основы идеологии белорусского государства».

Цель курса – усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии белорусского государства, необходимого для их осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан.

Задачами курса «Основы идеологии белорусского государства» являются:

- объяснение природы и сущности идеологии, классификация ее форм;

- выяснение исторических традиций, изучение исторического прошлого белорусского народа, которые легли в основу становления и развития белорусской государственности;

- определение места идеологии белорусского государства в системе духовных и национальных ценностей белорусов, формирование национального самосознания народа;

- характеристика политической системы Республики Беларусь и ее политических институтов;

- анализ белорусской модели экономического развития, выделение существующих проблем и сложностей в протекании экономических процессов в Беларуси.

Данная работа представляет собой краткое изложение учебного курса «Основы идеологии белорусского государства», материал дается в концентрированном виде, доступном изложении и отражает все основополагающие вопросы типовой программы. Методические указания дадут возможность студентам эффективно и быстро закрепить знания по базовым темам учебного курса, что будет способствовать более качественной подготовке к зачёту студентов всех форм обучения технического вуза.

Для углубленного изучения курса предлагается использовать следующую литературу:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн., 2006.

2. Послания Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. Национальному собранию Республики Беларусь. 1997 – 2011 гг.

3. Бабосов, Е.М. Идеология белорусского государства: теоретические и практические аспекты / Е.М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2009. – 488 с.

4. Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства /Л.В. Вонсович. - Мн.: Тетра Системс, 2010. – 188 с.

5. Гребень, В.А. Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. комплекс / В.А. Гребень. 2-е изд.. – Минск: Изд-во МИУ, 2009.

6. Екадумова, И.И. Основы идеологии белорусского государства: конспект лекций / И.И. Екадумова, И.А. Кузнецова. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 125 с.

7. Лученкова, Е.С. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб. пособие / Е.С. Лученкова. – Мн.: Высш. шк., 2010.

8. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: учебное пособие / В.А. Мельник. – Минск: Выш. шк., 2010. – 343 с.

9. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие / С.Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С.Н. Князева, В.И. Чуешова. – Минск, 2005.

10. Панченко А.В. Идеология социальной справедливости: пособие по основам идеологии белорусского государства и политология / А.В. Панченко. – Минск: Амалфея, 2011. – 152 с.

11. Паречина С.Г. Основы идеологии белорусского государства: учебно-методическое пособие / С.Г. Паречина. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 128 с.

12. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. Вопросы и ответы. Мн.: Тетра Системс, 2004. – 303 с.

13. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн.: Тетра Системс, 2003. – 430 с.

 

 


Примерный тематический план курса

№№ Название раздела и темы Количество учебных часов
    Лекции Семинар. занятия
I. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества
1. Идеология и ее общественное предназначение    
2. Основные идеологии современности   2*
II. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства
3. Государственная идеология как социально-политический феномен   2*
4. Белорусская этносоциальная общность, национальная идея и государственность    
5. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа    
III. Политическая и социально-экономическая составляющая идеологии белорусского государства
6. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства   2*
7. Институциональные основы формирования идеологии белорусского государства    
8. Социально-экономическая составляющая идеологии белорусского государства   2*
Итого учебных часов: 32 (24)   16 (8)

 

* Примечание: расчасовка дана для 8 семинарских занятий


Тема 1. Идеология и ее общественное предназначение

Основные категории: идеология, деидеологизация, реидеологизация, власть, массовое сознание, миф, пропаганда, субъекты политики.

Понятие идеологии: историческая ретроспектива

Желание привнести в жизнь политические идеи и принципы известно с древних времен. Ни в период античности, ни в средние века политика не существовала как самостоятельная сфера деятельности, политические взгляды людей являлись частью их философско-мировоззренческих представлений. И только в Новое время, время буржуазных революций и становления капиталистического способа производства, политические идеи стали играть преобразующую роль в обществе и государстве.

Термин «идеология» ввел в научный оборот французский экономист и политический деятель Антуан Луи Клод Дестют де Траси, который возглавлял оппозиционную группу мыслителей по отношению к режиму Наполеона. Данное понятие имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «учение об идеях» (idea – идея, образ; logos – слово, учение). Наиболее известные произведения де Траси, в которых излагаются его взгляды на идеологию, – «Этюд о способности мыслить», доклад «Проект идеологии» и объемный четырехтомный проект реорганизации системы образования «Элементы идеологии». В своей концепции Дестют де Траси рассматривал идеологию в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова идеология – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки. В узком смысле слова идеология – наука о человеческих способностях (чувства, память, способность суждения, воля) и об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта. По его мнению, идеология социально полезна и должна стать точной, как естественные науки. Наполеон Бонапарт запретил учение Дестюта де Траси, считая, что любая идеология не имеет смысла и содержания, а сами идеологи, по его мнению, мечтатели и опасные авантюристы.

Взгляды на идеологию как полезную науку разделяли и другие мыслители того периода, такие как К.Ф. Вольней, Ж. Кабанис и др. Так Ж. Кабанис предложил физиологическое обоснование идеологии, полагая, что мозг «выделяет» мысль также, как печень желчь. Следовательно, понять и изменить общественные явления можно изучив строение и деятельность человеческого организма. Основное его произведение «Отношение между физической и нравственной природой человека».

К. Маркс и Ф. Энгельс подошли к анализу идеологии с классовых позиций и отстаивали точку зрения, что бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. К. Маркс противопоставлял идеологию науке и рассматривал ее как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал свое положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию. Основные работы К.Маркса и Ф.Энгельса, анализирующие идеологию с классовых позиций, – «Немецкая идеология» и «Святое семейство».

Заслуживают внимания и взгляды на идеологию итальянского социолога В.Парето, который трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический характер политических действий. Но при этом В.Парето признавал за идеологиями важное социальное значение и мобилизующую силу.

На современные представления об идеологии оказали влияние взгляды немецкого социолога К. Маннгейма (Мангейма, Манхейма), который в идеологии видел способ социально-группового мышления, создающий различные концепции социального мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. К. Маннгейм считал идеологию скорее заблуждением, чем ложью. В XX веке К. Маннгеймом и В.И. Лениным была пересмотрена теория научного социализма. В.И. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, которая способствует усвоению соответствующей идеологии. Но это не имеет отношения к пролетариату, так как его идеология не возникает стихийно, а является результатом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Так впервые вводится используемое В.И. Лениным понятие «научная идеология», носителем которой может быть только пролетарская партия, несущая эту идеологию в массы. Следует отметить, что в это же время развивались и противоположные взгляды на идеологию. Так Э. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

В середине XX века такими западными учеными как Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский и др. была провозглашена, навеянная позитивизмом и технократизмом, теория деидеологизации или отказа от идеологии. Общество откликнулось на концепцию деидеологизации, так как устало от классовых разногласий, Второй мировой войны и ее последствий и поверило, что «благо» скорее достигается научно-технической революцией, нежели социальной. Теория деидеологизации была опровергнута буквально через два десятилетия, так как материальные богатства не решили проблем западного общества с его гедонистическим образом жизни. Теория реидеологизации, т.е. восстановления идеологии вытеснила теорию деидеологизации, что нашло свое отражение в таких работах как «Грядущее постиндустриальное общество», «Опыт социального прогнозирования» Д. Белла и «Шок будущего» Э. Тоффлера.

До сегодняшнего дня понятие «идеология» является одним из сложнейших и противоречивых. Идеологию определяют и как совокупность мифов, и как совокупность идей, и как философскую концепцию, и как программные документы политических организаций и т.д. Чаще всего используется понятие идеологии в следующих значениях:

- специфическая система убеждений;

- искаженные или ложные идеи и убеждения;

- любая совокупность идей и убеждений, как истинных, так и ложных.

Большинство рассуждений ученых об идеологии в системе социальных наук Европы представляют собой стремление совместить два первых значения, так как это позволяет под идеологией понимать совокупность взглядов, теоретически оформленных и содержащих в себе верования, принимаемые ее носителями бездоказательно. Мы предлагаем разделить точку зрения авторского коллектива под руководством С.Н. Князева, понимая под идеологией социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. И помнить, что идеология является объединяющим систематизированным способом социально-группового мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...