Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия (семинары)




 

№ п/п № темы Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. 1.1 1. Понятие культуры. 2. Соотношение культуры и цивилизации. 3. Различные подходы к определению культуры. 4. Культура как система и объект социального познания.  
2. 1.2 1. Объект и предмет социологии культуры. 2. Понятие социокультурной системы. 3. Общество как социокультурная система. 4. Проблемное поле социологии культуры.  
3. 1.3 1. Культура в социологической традиции. 2. Развитие культурно-аналитического подхода 3. Структурно-функциональный подход к исследованию культуры 4. Структурно-символическое направление в понимании культуры  
4. 1.4 1. Понятие социального и культурного взаимодействия. 2. Особенности культурного взаимодействия. 3. Восточная культура. 4. Западная культура. 5. Диалог культуры. 6. Толерантность в современном обществе  
5. 1.5 1. Понимание творчества на обыденном и научном уровнях. 1. Творческая личность. 2. Творчество как атрибут культуры. 3. Художественное и научное творчество: общее и особенное.  
6. 1.6 1. Особенности социологических методов при социокультурном исследовании. 2. Раскрытие основных методов социологического и социокультурного исследования. 3. Методы кросс-культурного и этнокультурного исследования. 4. Сфера применения результатов социокультурных и кросс-культурных исследований. 5. Описание основных методологических подходов в социологии культуры.  
7. 1.7 1. Искусство ради искусства или искусство на продажу. 2. Основные каналы коммерциализации искусства. 3. Виды и особенности массовой культуры. 4. Феномен моды. 5. Коммерциализация искусства и её последствия. 6. Искусство в «обществе потребления».  
8. 1.8 1. Понятие духовности. 2. Соотношение ментальности и духовности. 3. Носители духовности, духовность в современном российском обществе. 4. Мировоззрение, духовность и национальный характер.  
9. 1.9 1. Структура и функции СМИ. 2. Социализация и СМИ. 3. Роль СМИ в формировании массовой культуры. 4. Позитивные и негативные стороны рекламы. 5. Российские СМИ: общее и особенное в сравнении со СМИ других стран. 6. Принципы и целевая аудитория современного телевещания.  
10. 1.10 1. Теоретические подходы к изучению российской культуры. 2. Российская культура в контексте общемирового развития. 3. Особенности российской культуры. 4. Самобытность национальных культур в рамках полиэтнического общества. 5. Перспективы сохранения отечественной культуры в контексте процесса глобализации.  
11. 1.11 1. Зарождение и развитие Интернета. 2. Интернет как научный и социокультурный феномен. 3. Социализация, мораль и Интернет. 4. Роль интернета в процессе глобализации. 5. Искусство, общение и «жизнь» в виртуальном пространстве. 6. Возможные социальные и культурные последствия виртуализации социальной жизни. 7. Положительные и отрицательные аспекты развития интернета. 8. Интернет-коммуникация в пространстве культуры  
12.   1. Роль искусства в жизни социума. 2. Основы социального функционирования искусства. 3. Художественное творчество. 4. Творческая личность  
13.   1. Постмодернизм и современная культура. 2. Основные смыслы, концепты и конструкты модернизации и развития России. 3. Содержание категории «Партнерство» как одного из видов взаимодействия на представление, поддержку, продвижение целей, идеалов и ценностей. 4. Социокультурные особенности развития России в условиях глобализации.  
14.   1. Личность в контексте индивидуалистской философии и культуры. 2. Коллективизм и личность. 3. Социализация личности 4. Социологические подходы к пониманию личности  

 

 

Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14
1. Современные социологические теории     +               +   + +
2. Социология общественного мнения и массовых коммуникаций           +     +   +      
3. Социальная антропология     +             +     + +

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).


 

Показатель Требования ФГОС, % Фактически, %
1. Удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, социологические и иные тренинги, организация интерактивных семинаров-дискуссий), % Не менее _20_   32,4
2. Удельный вес занятий лекционного типа, % Не более _40_ 23,6

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

 

Вопросы для самопроверки (по темам)

 

Тема 1.1 Предмет социологии культуры

1. В чем заключается сущность понятия феномена «культура»?

2. Суть и содержание понятий «культурные универсалии», «социальные взаимодействия», «социальное конструирование реальности»?

3. Каковы социальные функции культуры?

 

Тема 1.2. Общество как социокультурная система

1. Существует ли различие между цивилизацией и культурой?

2. В чем суть понятий, смыслов, определяющих действия?

3. Как вы понимаете фундаментальные характеристики культуры?

 

Тема 1.3. Теоретические направления изучения культуры в социологии

1. Назовите объект, предметное поле и функции социологии культуры?

2. Какова сущность функционирования и развития общества О.Конта?

3. В чем специфика социологического подхода к культуре?

4. В чем сущность структурно-функционального подхода?

5. Определите смысл символического интеракционизма в культуре?

6. Какова роль семиотики в понимании социально-культурных процессов?

 

Тема 1.4. Взаимодействие культур

1. Какие категории применяются при анализе процессов взаимодействия культур?

2. Что вы понимаете под диалогом культур?

3. В чем заключается отличие и сходство культур Запада и Востока?

4. Что такое толерантность?

 

Тема 1.5. Творчество как явление культуры

1. Что означает творчество и креативность?

2. Назовите основные парадигмы в искусстве?

3. Интеллигенция и власть в России?

 

Тема 1.6. Методы социокультурного исследования

1. Какие методы изучения культуры существуют в современной социологии?

2. Что такое опрос общественного мнения?

3. Что такое метод фокус-группы?

4. В чем суть метода контент-анализа информации?

5. Как влияет культура на интерпретацию результатов кросскультурного исследования?

6. Как выявить с помощью социологических процедур латентную фазу конфликта?

7. Какова роль исследователя при проведении опроса?

 

Тема 1.7. Массовая культура и феномен коммерциализации искусства

1. В чем заключается сущность массовой культуры?

2. Какое влияние оказывает массовая культура на молодежь?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны массовой культуры?

4. Массовая культура и субкультура, контркультура?

5. Что общего между высокой культурой и элитарной культурой?

 

Тема 1.8. Духовность субъекта жизни

1.Определите своими словами «духовность»?

2. Дайте характеристику российской ментальности?

3.Что такое менталитет, культура, общественное сознание?

4. Какова структура убеждающего воздействия?

 

Тема 1.9. Средства массовой информации и культура

 

1. Каковы социальные функции телевидения?

2. Что означает манипуляция сознанием масс?

3. Знакомы ли вы с законом о рекламе?

4. СМИ и общественное мнение?

 

Тема 1.10. Самобытность отечественной культуры

 

1. Влияет ли телевидение на формирование отечественной культуры?

2. Что такое «аккультурация»?

3. Почему необходима забота о безопасности духовной жизни народа?

4. В чем суть и содержание взаимодействий в сфере отечественной культуры?

 

Тема 1.11. Интернет и виртуализация социальной жизни

 

1. Чем характеризуется сущность Интернета?

2. Какую роль выполняет Интернет в современном обществе?

3. Какие функции выполняет Интернет?

4. Информационная безопасность, ее цели?

 

Тема 1.12. Социальное функционирование искусства

 

1. Что значит перцептуальный фактор творчества?

2. Попробуйте дать анализ взаимоотношений художника и рынка?

3. Каковы основные черты творческой личности?

4. Проанализируйте основные субкультуры современной России?

 

Тема 1.13.Социальная динамика культуры

1. По каким ценностям могут отличаться разные культуры?

2. Каковы критерии ценностей культуры?

3. В чем сущность постмодернистского дискурса к изучению культуры?

4. В чем заключается смысл социально-культурной динамики по П.Сорокину?

Тема 1.14. Личность в культуре и многообразие ценностей

1. Что означает социализация личности?

2. Назовите этапы становления личности?

3. Как влияет культура на становление личности?

4. Каковы методы изучения личности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...