Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическое управление. Экологическая экспертиза

 

Экологическое управление –это процесс,направленный наобеспечение экологической безопасности, благоприятной окружающей среды и обеспечивающий надзор, контроль, планирование, экологический аудит, мониторинг, информационное обеспечение, ответственность и другие функции. Целью обеспечения процесса экологической безопасности является достижение максимально благоприятных показателей здоровья человека и высокого качества окружающей среды.

 

Здоровье человека – это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства. Показателем здоровья в первую очередь является средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (СОППЖ). Продолжительность жизни в различных странах зависит не только от уровня развития медицины, но и от уровня социально-экономического развития общества и состояния окружающей среды. В последние годы средняя продолжительность жизни россиян сократилась и в настоящее время составляет у мужчин 58–59 лет, у женщин 71–72 года.

Так как целью экологической безопасности является также и защита окружающей среды, то необходимо давать оценку соответствующими количественными показателями её состояния и качества. К таким показателям относят степень близости состояния экосистемы к границе её устойчивости. Оценку устойчивости осуществляют с учетом скорости восстановительных процессов по отношению и темпам антропогенного нарушения окружающей среды. При этом природно-экономическое состояние систем может определяться как естественное, равновесное, кризисное, критическое, катастрофическое и состояния коллапса.

 

Решение задачи обеспечения экологической безопасности осуществляется через систему мер защиты жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

 

Для осуществления экологической безопасности разработана система управления. В структуре экономического управления выделяют управление на государственном уровне предприятия (организации, компании). В структуре федеральных органов исполнительной власти Министерству природных ресурсов РФ и его территориальным органам поручено проведение единой государственной экологической политики по вопросам охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов через систему природоохранительных целей, задач и приоритетов, а также политической воли к их достижению с помощью законодательных,

экономических и административно-правовых механизмов.

На уровне предприятии (организации, компании) экологическое управление осуществляет природоохранная служба (служба охраны окружающей среды). Функции и задачи природоохранной службы показаны на рис. 1. Основополагающим документом в системе управления является Руководство по экологическому управлению –системный документ,имеющийстатус стандарта предприятия, и устанавливающий форму, структуру системы экологического управления на предприятии, включающий экологическую политику предприятия, программу мер по обеспечению экологической безопасности и др.

 

Одной из задач природоохранной службы является проведение экологического инструктажа.

 

Экологический инструктаж –это один из видов обучения различныхкатегорий работников по охране окружающей среды; который проводят специалисты природоохранной службы периодически, не реже одного раза в год.

 

Надзор –это одна из форм деятельности государственных органов пособлюдению законности. Обычно выделяют общий и административный надзор. Общий надзор за соблюдением законодательства в области защиты окружающей среды и использования природных ресурсов осуществляют органы прокуратуры. Предметом общего надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральных органов исполнительной власти, законодательства органов исполнительной власти субъектов РФ, органов управления коммерческих и некоммерческихорганизаций, соответствие законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами.

 

Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (например, Государственный ветеринарный надзор России, Государственный санитарно-эпидемио-логический надзор России, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному

 

надзору и др.). Они могут применять меры административного принуждения.

Деятельность органов надзора надведомственна – т. е. она распространяется на все поднадзорные объекты независимо от

ведомственной принадлежности и форм собственности.

 

Органы, осуществляющие административный надзор, имеют соответствующие полномочия по предупреждению правонарушений; по пресечению правонарушений; по привлечению к ответственности виновных лиц; по нормотворчеству.

 

Экологический контроль –это деятельность государственный органов,предприятий, общественных организаций, иных некоммерческих организаций и граждан, направленная на соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов. Согласно действующему законодательству экологической контроль осуществляется на трех уровнях: государственном, производственном и общественном.

 

Государственный контроль осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, его территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов федерации.

 

Производственный экологический контроль проводит природоохранная служба предприятия (организации, компании). Данный контроль направлен на соблюдение мероприятий по защите окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и соблюдение законодательства.

Общественный экологический контроль осуществляют общественные

и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане согласно законодательству. Общественные контрольные функции реализуются:

при проведении общественной экологической экспертизы;

организации и проведении общественных слушаний по вопросам проектирования, размещения объектов;

 

при разработке федеральных программ в области экологического развития России и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов России.

 

Определение путей решения проблем экологической безопасности остается задачей весьма актуальной. Это связано с многообразием факторов, влияющих на состояние окружающей среды и сложностью его оценки. Эффективность решения экологических проблем в настоящее время значительно повысилось на основе применения созданной в мире системы экологического мониторинга.

 

Под мониторингом окружающей среды понимают долгосрочные наблюдения, оценку, контроль и прогноз состояния и изменения компонентов окружающей среды, природных ресурсов, антропогенных и техногенных воздействий и др.

 

Экологический мониторинг представляет собой область человеческой деятельности направленной на оптимизацию отношений человека с природой, экологическую ориентацию хозяйственной деятельности.

 

В России в соответствии с действующим законодательством источником объективной информации о состоянии окружающей среды является единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

 

В соответствии с основными задачами в ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем.

 

ЕГСЭМ функционирует на четырех основных уровнях: федеральном, региональном (бассейновом), субъектов Российской Федерации (территориальный уровень), локальном.

Для обеспечения гласности в работе государственной природоохранной системы, прав граждан и общественных организаций на необходимую и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране в системе Миприроды России образовано Российское экологическоефедеральное информационное агентство (РЭФИА).

 

Экологическое планирование –это одна из составляющих системыуправления окружающей средой, включающая разработку и осуществление программ управления и др. для предотвращения или снижения негативного воздействия на окружающую среду, эффективного использования природных ресурсов и т. п.

 

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития России и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов России.

 

Порядок разработки, финансирования и реализации программ устанавливается в соответствии с законодательством России.

 

В последние десятилетия в административных районах составлялись различные виды территориальных программ по планированию в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

К настоящему времени большинство разработанных ранее территориальных программ утратили актуальность в силу изменения экологической ситуации на местах, социально-экономических условий и принципов взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В то же время в большинстве регионов России медленно развертывается работа над новыми эффективными инвестиционными программами, базирующимися на методах рыночного регулирования.

 

Выбор подходов к разработке программы на территории конкретного местного образования производят с учетом экологической, социальной и экономической ситуации, уровня изученности природных и экологических характеристик территории и характера сложившейся политико-психологической обстановки.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

 

Экологическая экспертиза

 

Понятие экологической экспертизы. При осуществлении различныхпроектов, особенно крупномасштабных, важно предусмотреть все возможные негативные воздействия планируемой хозяйственной деятельности на природные экосистемы, элементы техносферы и естественно, здоровье самого человека. Поэтому почти одновременно с оценкой риска отдельных инженерных систем и сооружений формировалась процедура, получившая название «оценка воздействия на окружающуюсреду» (ОВОС) или,как её часто называют, «экологическая экспертиза».

 

Ныне экологическая экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области охраны ОПС и управления природопользованием в РФ. Работы по её проведению и оценке риска хозяйственной деятельности базируется на Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) и Федеральном законе «Об экологической экспертизе». (1995)

 

Согласно последнему, «экологическая экспертиза» -это оценкауровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы».

 

Заявленная цель экологической экспертизы определяет и ее главную функцию: экологическое обоснование как только намечаемых, так и уже принятых решений (для их корректировки и даже отмены, если реализация таковых может повлечь за собой негативные воздействия на здоровье населения и качество среды обитания).

 

Принципы, критерии объекты экологической экспертизы. Принципами проведения экологической экспертизы являются: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности (поэтому ее инициатор должен предварительно доказать ее экологическую безопасность); первоочередность проведениягосударственной экологической экспертизы (только при получении ее заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности); комплексность оценки воздействия на ОПС и ресурсы намечаемой хозяйственной или иной деятельности; обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны ОПС; независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения; научная обоснованность, объективность и законность заключений; достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу; ответственность должностных лиц, заказчика объекта экспертизы за организацию и проведение ее; гласность проведения экологической экспертизы, учет общественного мнения по объекту экспертизы.

 

На уровне принятия решения: быть или не быть реализованным намечаемому виду деятельности обязательно придерживаться двух принципов:

 

1. Пока не доказана безвредность любого проекта, на него должен быть наложен запрет. Таким образом, экологической экспертизе придается

 

Императивный характер.

 

2. Из всех видов безопасности приоритет должен быть отдан медико-биологической безопасности, т.е. обеспечение здорового и безопасного существования человека есть не обсуждаемая ценность.

 

Объектами экологической экспертизы определены: 1)проекты итехнико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы;

 

2) нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование; 3) проекты нормативных и административных актов, а также действующее законодательство.

 

В зависимости от того, кто проводит экологическую экспертизу, последняя подразделяется на государственную, ведомственную, научную и общественную.

 

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляетсобой, с одной стороны, самостоятельный вид экологического контроля, который государство оставляет за собой, а с другой – в определенной степени может рассматриваться как составная конкретная часть экологического прогнозирования, оценки воздействия того или иного вида хозяйственной деятельности на охрану природной среды.

 

Перечень объектов, которые подлежат ГЭЭ, установлен ст. 11 Закон РФ «Об экологической экспертизе».

 

Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется всоответствии с приказом руководства министерства, ведомства. Ее выводы имеют силу только внутри соответствующей ведомственной структуры (например, системы МСХ РФ) и при условии, что они не входят в противоречие с выводами ГЭЭ.

 

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативенаучных учреждений, вузов или по инициативе отдельных групп ученых.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется поинициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами.

 

Цели общественной и государственной экологической экспертизы в принципе совпадают, однако, задачи у них разные. Как правило, общественная экспертиза призвана привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической обоснованности, и т.п. Законом запрещается препятствовать проведению общественной экологической экспертизы. Должностные лица виновные лица

 

в этом, а также отказывающиеся предоставить необходимую для работы общественных экспертов информацию, привлекаются к эколого-правовой

 

ответственности.

Экологический аудит. Одной из главных функций системыуправления экологической безопасностью является определение

экологической обоснованности как намечаемых, так и уже принятых решений, если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения и качество окружающей среды. Такая оценка проводится на основе послепроектной экологической экспертизы.

 

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) – это объективный, независимый анализ, оценка и разработка соответствующих рекомендаций и предложений для действующего оборудования, предприятия и учреждения, а также применяемого законодательства. Экологический аудит проводится непосредственно в ходе производства:

 

при составлении финансовой отчетности о плате за природопользование и воздействие на окружающую среду;

 

анализе финансово-хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;

консультировании по оценке и управлению экологическими рисками;

разработке и анализе инвестиционных программ;

экологической сертификации;

оценке воздействия намечаемой производственной деятельности на

окружающую среду;

экологической паспортизации;

оценке экологического ущерба;

 

разработке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, нормативов образования и лимитов по размещению отходов и др.

 

Заказчиками экологического аудита могут выступать федеральные, региональные, местные органы управления, природоохранные, контролирующие, лицензионные органы, прокуратура, судебные органы, предприятия – природопользователи.

 

Активное развитие экологический аудит получил с 1998 г. после введения системы подготовки и аттестации аудиторов-экологов. Аудитор-эколог –это лицо,квалифицированное в области экологии для проведенияэкологического аудита. Он должен иметь, как минимум, законченное среднее

образование или эквивалентное ему и иметь опыт работы не менее 5 лет в данной области.

При проведении экологического аудита рассматриваются общиевопросы, вопросы по охране атмосферы, водных объектов, земельных ресурсов по природоохранной деятельности.

Результатом проведения экологического аудита является аудиторскоезаключение –официальный документ,предназначенный для аудируемоголица – предприятия (организации, компании), составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности отчетности аудируемого лица и о соответствии отчетности и природоохранной деятельности законодательству России.

 

 


Контрольные вопросы к лекции 4

 

1. Какие правовые основы государственной политике отражает ФЗ «Об охране окружающей среды»?

 

2. Сущность декларирования безопасности промышленного объекта.

 

3. Чему способствует экосертификация объекта?

 

4. Виды и объекты экологического страхования.

 

5. Сущность экологического управления.

 

6. Что является предметом общего надзора государственных органов в области охраны труда?

 

7. Полномочия органов административного надзора.

 

8. Уровни экологического контроля.

 

9. Задачи производственного экологического контроля.

 

10. Значение системы экологического мониторинга.

 

11. Роль и задачи экологического аудита.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...