Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение женщины в обществе

Подготовила студентка 1ст курса 5 группы Соломеник Алена

Положение девушки до брака

В двух изученных религиях девушкам не запрещается, а наоборот, рекомендуется учиться, получать образование.

Христианка может уйти в монастырь. В исламе такого понятия вообще нет. В христианстве же монашеский путь рассматривается как идеальный, более желательный, чем вступление в брак.

Ислам не разрешает «свиданий», т.е. до брака между будущими супругами не должно быть никакой близости, не допускаются даже рукопожатия и поцелуи. Будущим супругам разрешается встретиться и увидеть друг друга, если они того пожелают, но их встречи должны происходить в присутствии других людей. Христианство также выступает за благочестивые отношения между будущими супругами, категорически запрещая близость (прелюбодеяние) между ними, но об обязательном присутствии третьих лиц на их свиданиях церковное предание не говорит.

Положение женщины в браке

И в христианстве, и в исламе, мужчина - глава семьи, женщине же следует смиренно встать на второе место. Но в христианстве при этом муж с женой остаются «одной плотью». «Муж не должен высокомерно смотреть на неё, как на подчинённую, потому что она - тело его» (Иоанн Златоуст); «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф 5, 28); «…Снисходя к её немощи, доставляй ей всё, всё ради неё делай и терпи: это необходимо тебе» (Иоанн Златоуст), - так заповедует Церковное предание относиться к жене своей, что в корне отличается от мусульманского способа воспитания жены - «побивать» её, как советует мужьям Коран.

Исламский шариат разрешает мужчине иметь четырёх жён, хотя это и не носит обязательный характер. В христианском браке одна женщина предназначается для одного мужчины.

Только христианство смотрит на брак как на вечный союз, который останется таковым и после телесной смерти. Лишь в христианстве, в отличие от ислама, раскрывается и осмысливается духовная сторона семьи, ибо в христианстве открываетсявечность связи членов семьи (что никак невозможно в мусульманстве с его многожёнством).

Христианство рассматривает союз мужа и жены, как союз Христа и Церкви. Более высокого представления о браке нет ни в одной другой религии. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 25).

Христианство подчёркивает, что жена мужу - друг; она помощница мужу, но эта помощница ему подобна.

Величайшая мудрость христианского брака скрыта в том, чтобы дать полную свободу тому, кого любишь. Подобного взгляда нет в исламе.

Ислам предписывает женщине благодарить своего мужа за всё хорошее, что он для неё сделал. В христианстве такого одностороннего подхода нет. (В нашей религии приветствуется взаимная благодарность супругов). Христианство, в отличие от ислама, не использует рабский термин «подчиняться» по отношению к женам. Но как в исламе женщина имеет право не подчиниться мужу, если приказ мужа противоречит закону Аллаха и Его посланника, так и в христианстве жена всегда должна поступать в согласии с Заповедями Божьими, даже если они противоречат желанию супруга.

Что касается ограничений в сфере интимной жизни супругов, то ислам в качестве наказания советует мужу избегать близости с женой, в то время как жена не имеет права отказывать мужу в близости, когда он этого пожелает. В христианстве нет таких жестких требований к соблюдению срока нечистоты женщиной. По этому поводу есть наставление Апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление». (1 Кор 7, 5-6). В христианстве даже во время поста, если кто-либо из супругов (по неверию или иной причине) желает близости, то другой не должен отказывать.

Другая сфера, где мусульманка должна повиноваться мужу, касается общественной жизни: муж решает, кого принимать или не принимать в их доме, и, разумеется, с кем может общаться жена. Очевидно, что она не должна свободно общаться с мужчинами, не являющимися ей близкими родственниками, не говоря уже о том, чтобы приглашать их домой, но могут быть случаи, когда муж не одобрит и общение с определенными женщинами. В христианстве подобных предписаний не имеется.

Ислам также рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода. Для христиан же брак является, прежде всего, Таинством.

В исламе есть правила, согласно которым муж при вступлении в брак обязан дать гарантию того, что он обеспечит ей материальное благополучие. В христианстве такого нет. Православные супруги, наоборот, дают обет разделить друг с другом и «радость и горе».

В исламе подчеркивается, что женщина после замужества должна подчиняться больше своему мужу, нежели родителям. Похожая ситуация и в христианстве: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19, 5-6)

Коран открыто заявляет, что «…мужья выше их [женщин] по положению». Только христианство действительно выступает за равенство мужчины и женщины, подчеркивая, что оба пола равны в силу того, что и он, и она есть образ Божий.

Только мусульманин имеет право убить человека (любого), если он нашёл его у жены. Такого кощунственного закона нет ни в христианстве.

Возможность развода

Ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно. Если брак начинает разваливаться, супругам следует приложить все усилия, чтобы достичь примирения, но если он действительно подошел к своему завершению, Ислам не осуждает их на вечную жизнь в несчастливом браке. Развод - это крайнее и последнее средство. Начать процедуру развода вправе любой из супругов, или же оба они могут прийти к взаимному решению расстаться друг с другом. Женщина также может иметь право начать развод (Талак), если об этом была договоренность до заключения брака, а также особо оговорено в брачном контракте. Или получить развод (Хул'), при этом выплатив мужу компенсацию.

Самым непреложным поводом для развода Православная Церковь признает, согласно словам Самого Спасителя в том случае, если один из супругов совершил грех прелюбодеяния. Христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины так же недопустима, как и измена женщины. Женщина может стать инициатором развода, и получить его даже без согласия на то супруга. В то же время, действуя в духе икономии, кроме указанного Спасителем повода для развода, Православная Церковь говорит и об иных случаях, так как понимает Евангелие не как талмуд, как говорил митрополит Сергий (Страгородский) на Поместном соборе 1917-1918 гг., Древняя Церковь «понимала Евангелие не как какой-то талмуд, не как сборник отдельных предписаний, которые нужно вгонять в человека, как гвозди, а как жизнь, которая начинается из зерна и возрастает в дерево, но и в том и в другом случае есть по существу тоже Христова новая жизнь. В своих дисциплинарных требованиях Церковь исходила из того, что усвоение жизни Христовой разными людьми может быть различно, но что и зачаточное усвоение христианства спасительно». Во всех трёх изученных религиях разведённым женщинам разрешается вновь выходить замуж.

Положение женщины в обществе

В христианстве (напомним, что мы рассматриваем только православие) нет женщин-священников. Но женщины могут участвовать в совершении богослужения в качестве певчих и чтецов. В мусульманстве мулла - это всегда мужчина.

В христианстве нет какого-либо труда (естественно, если этот труд благопристоен и не противопоставляется Заповедям Божиим), который был бы для женщины запрещённым. В мусульманстве, как мы видели, на эту область вводятся ограничения.

Что касается внешнего вида, мусульманка не имеет права выходить из дома без покрывала, которое закрывает всё её тело, кроме лица и кистей рук. Христианке не положено ходить в мужской одежде (брюки), не приветствуется макияж, ношение нескромного одеяния, в храм следует входить с покрытой головой.

Что касается правил приличия, мусульманская женщина должна выходить из дома только в сопровождении близкого родственника. В христианстве такого нет.

Только христианство из двух религий говорит о женщине как о «живом источнике любви», призывает её к милосердию, заботе и другим подобным добродетелям, считая их одним из главных деланий её жизни.

В заключение хочется обратить внимание на то, что в исламе очень большое внимание уделяется внешней, материальной стороне религии. Это касается омовений, подобающего ношения одежды и других многочисленных правил и запретов. В то время как христианство предписывает основные силы устремить к вечному, духовному, внутреннему, а не наружному.

Христианство не требует от женщины, чтобы она перед каждым выходом из дома тратила время на одевание своего покрывала таким образом, чтобы не был виден ни один волосок; оно не требует омовения перед каждой молитвой, ровно как и тщательного омовения в специально отведённых для этого «микве»; не требует ежемесячно почти двухнедельного воздержания от супружеской жизни; не даёт оно ей и гарантий от мужа, что она будет обеспечена подобающим образом, - как всё это происходит в исламе. Но оно хочет, чтобы женщина, вместо того, чтобы становиться рабой всяческих предписаний насчёт внешнего поведения, была наполнена внутренней любовью, являлась «живым её источником», святилась ею, исполняя при этом Святые Божьи Заповеди.

Заключение

Изучая вопрос о положении женщины в христианстве и исламе, мною было выявлено, что в каждой из этих религий выработано свое особенное, отличное от других отношение к женщине.

Изучая положение женщины в исламе я выяснила, чего ждет от женщины и предписывает ей шариат. Так, характерным для ислама является явное неравенство, абсолютно разное отношение общества и исламского закона к мужчине и женщине. Изучая Коран, знакомясь с законами шариата, можно заметить, насколько часто встречаются слова «должна», «не должна» по отношению к женщине и насколько редко - к мужчине. Мусульманская женщина должна ходить только в хиджабе, не должна выходить на улицу без сопровождения близкого родственника, ей гораздо труднее, чем мужчине получить развод по собственному желанию. А мужчина, оказывается, может ее «побивать», может, помимо первой, привести в дом еще трех жен (при этом, у этого мужского права есть удивительное (особенно для православного мировоззрения) оправдание: оказывается, это лучше, чем иметь незаконную связь или оставить первую жену одинокой), он решает, с кем его жене можно общаться, а с кем нет (это право доходит, с христианской точки зрения, до абсурда: мужу дозволяется убить любых людей, найденных у своих жён). Из всего изученного мною я выяснила, что брак в исламе - это отнюдь не союз двух равноправных людей, как часто можно прочитать у исламских авторов. Скорее - это союз обладающего всевозможными правами мужчины и носительницы разнообразных обязанностей - женщины.

Следующим объектом моего исследования было положение женщины в христианстве. Христианство смотрит на женщину как на помощницу мужчине. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его» (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Христианство смотрит на брак как на Таинство, на нерасторжимый (в идеале) союз. То, что должно возникнуть из брака, есть, прежде всего, духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни.

Как писал В.В. Зеньковский, «лишь в христианстве раскрывается и осмысливается духовная сторона семьи, ибо в христианстве открывается вечность связи членов семьи».

Христианский брак предписывает каждому свое место: жене следует смиренно встать на второе место, мужу - подъять тяжесть и ответственность быть главой семьи. Но при этом от мужчины ожидается снисходительное, терпеливое отношение к ней, к «ее немощи».

Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что Царство благодати есть Царство любви, а не рабского страха. Мужьям же заповедано любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». (Еф 5, 22-33)

Христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины так же недопустима, как и измена женщины. Развод в некоторых случаях Церковью разрешается, причем его инициатором (при наличии оснований для него, как, например, измена супруга) может быть как мужчина, так и женщина.

Православная Церковь не прекращает призывать супругов к хранению великой святыни - церковного брака, показывая им всю порочность развода, но и в то же время, действуя в духе евангельского милосердия, не оставляет грешников без утешения, позволяя после покаяния начать все сначала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...