Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение руководства и лидерства




 

Менеджер   Администратор Поручает Работает по целям других План – основа действий Полагается на систему Использует доводы Контролирует Поддерживает движение Профессионален Принимает решения Делает дело правильно Уважаем   Лидер Инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Видение – основа действий Полагается на людей Использует эмоции Доверяет Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решения в реальность Делает правильное дело Обожаем  

 

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидер­ство – это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

Является ли человек лидером, зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств его превос­ходства над ними: более высокого интеллекта, значительного опыта, воли, инициативы в межличностных отношениях, принятии и выполнении решений.

Успешное руководство организацией или ее частью является одним из признаков и свидетельств эффективности менеджера. Настоящее лидерство по своему определению подразумевает желание сотрудников следовать за сво­им руководителем, быть руководи­мыми. Если лидерство плохое или отсутствует как таковое, члены группы или организации демонстрируют все признаки низкой мотивации. В таком случае они не являются добровольными последователями и выполняют свои обя­занности лишь в минимальном объеме. В противоположность этому, в ситуа­ции, когда стандарты лидерства на высоком уровне, мотивация и отдача от работы сотрудников также велики.

 

Стили руководства и лидерства

Эффективное лидерство и эффективное руководство – не одно и то же. Стиль руководства это индивидуальный способ общения руководите­ля со своими подчиненными. Он зависит от понимания руководителем задач своей деятельности и личных качеств. Выделяют несколько разновидностей стилей руководства. Некоторые теоретики разделяют стили руководства на две широкие катего­рии: стиль, при котором руководитель главным образом обращен к людям и их нуждам, и стиль, при котором руководитель в первую очередь думает о работе и ее выполнении.

Руководство, ориентированное на людей, означает, что менеджер, прежде всего, заботится о том, чтобы его подчи­ненные знали, что все их потребности находятся в поле зрения руководства и будут удовлетворены по мере возможности. Менеджер, выбирающий данный стиль руководства, считает, что если все члены команды довольны, то руководить ими легче.

Руководство, ориентированное на выполнение работы, означает, что для руководителя главное – достичь в организации поставленные цели.

Эти стили руководства представляют диаметрально противоположные взгляды, но совершенно ясно, что существуют и многие другие стили. Иная классификация была предложена двумя ав­торами, Тамменбаумом и Шмидтом, которая приобрела значительную популярность и получила название «континуум руководства». В нее входят следующие стили ру­ководства:

* Автократический стиль, при котором руководитель диктует свою волю;

* Убеждающий стиль, при котором руководитель убеждает подчинен­ных в правоте своих идей, используя моральный климат и энтузиазм в коллективе;

* Консультативный стиль, при котором руководитель сначала обсуж­дает все вопросы с подчиненными, а затем принимает решение сам;

* Демократический стиль, при котором руководитель вовлекает подчи­ненных в обсуждение вопросов и принятие решений. В полном виде континуум руководства представлен на рис. 2.46.

Выбор целесообразного стиля руководства для максимальной мотивации подчиненных зависит от ситуации, в которой находится руководитель. Ситуация характеризуется рядом факторов, к которым, как правило, относятся:

ü размер организации;

ü уровень квалификации рабочих и служащих;

ü степень взаимодействия и сотрудничества между работниками;

ü особенности характера и черты личности сотрудников

ü знания и способности руководителя;

ü требуемые сроки принятия решений;

ü взгляды коллектива на удобство работы;

ü текущее состояние организации (на подъеме она или на спаде?);

ü

 
 

обычный стиль руководства в организации.

В зарубежной практике было замечено, что более эффективно действующие организации обычно имеют руководителей, пробывших в фирме долгое время и знающих ее скрытые движущие силы. Питерс и Уотерман утверждают, что руководителями не рождаются, а становятся в случаях, когда организации стоят перед лицом новых задач и что эффективное руководство может вести организацию в будущее. Другими словами, эффективное руководство необходимо для продвижения вперед

ü Фактически перед руководителем стоит триединая цель:

ü определять задачи и выполнять их

ü строить и поддерживать в хорошем состоянии взаимоотношения в коллективе

ü развивать положительные качества подчиненных, т.е. «растить людей»

Понятие «задача» связано с определением целей, стра­тегии и тактики. Понятие «коллектив» относится к группам и сообществам ра­ботников, и их сплочению и к взаимной выручке и взаимопомощи в них. Аспект «человек» относится к мотивации, образованию и обучению членов коллектива с тем, чтобы каждый был компетентен, уверен в своих силах и способен вы­полнять трудные задачи. Если какой-либо из этих трех аспектов не получает дол­жного внимания и заботы и затормаживается в своем развитии, тогда достичь поставленных целей очень трудно, если это вообще возможно.

Одним из важнейших аспектов управленческой работы менеджера, ко­торый нужно постоянно держать под контролем, является манера обращения к людям, причем как устного обращение к ним, так и письменного. Хорошие менеджеры, которые забо­тятся о мотивации подчиненных, тщательно подбирают слова и стремятся избегать отрицательного отношения к подчиненным во время разговора с ними. Конечно, бывает и так, что руководителю приходится говорить отдельным людям или рабочим группам весьма неприятные вещи. В такие моменты большинство людей ожидает и хочет прямого и откровенного разговора, но в то же время работники, считают, что отношение должно быть достойным, а не как к провинившимся детям, и чтобы им оказали реальную помощь, когда она им нужна. В помощь менеджерам разработаны специальные мето­ды, такие как «ведение дела», помогающие менеджеру найти другие способы сказать то, что он думает, таким образом, чтобы слушатель вместо плохого настроения вынес из разговора заряд оптимизма, что является важным составным элементом мотивации.

Р Олдкорн советует запомнить эту цитату: «Невозможно сделать довольным жизнью экипаж корабля, если он не действует слаженно и эффективно; впрочем, так же невозможно заставить экипаж действовать слаженно и эффективно, если он не доволен жизнью». (Адмирал Нельсон)

 

Вопросы для контроля знаний

1. Что такое власть?

2. Что такое лидерство?

3. Чем власть отличается от лидера?

4. Какие формы власти вы знаете? Охарактеризуйте их.

5. Какими ресурсами власти обладает руководитель?

6. Что нужно делать, чтобы поддерживать власть руководителя?

7. Какие качества отличают эффективного лидера?

8. Что такое стиль руководства?

9. Какие стили руководства вы знаете?

10. Почему необходим ситуационный подход к выбору целесообразного стиля руководства для максимальной мотивации подчиненных?

11. Какими факторами определяется ситуация выбора стиля руководства?

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...