Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ внешней среды и её влияние на процесс принятия управленческих решений




Функции решения в методологии и организации процесса управления

Решение – это выбор альтернативы.

Существует ряд функций решения, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Управленческое решение в повседневной практике является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека.

 

Типология управленческих решений

Все многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода.

Системный подход позволяет раскрыть строгую систему и иерархию решений, соподчиненносъ и цикличность. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.

Существует следующие виды классификаций управленческих решений:

1) По объективно-субъективному признаку: решения, принимаемые государством и решения принимаемые субъектом, который одновременно выступает и как объект. Решения принимаемые государством в свою очередь делятся на законы, акты верховных и местных выборных органов, акты органов государственного управления.

2) По содержанию, времени действия: экономические, политические, решения по организационным вопросам.

3) По степени охвата и регулирования общественных отношений: всеобщие, особенные, единичные решения.

4) По юридическому аспекту: решения, имеющие директивный, обязательный характер, и решения, имеющие рекомендательный характер.

5) В зависимости от стадииуправленческого процесса и задачи: постановочные, регулятивные, контрольные, организационные.

6) Классификация решений по форме: письменные решения, устные управленческие решения, решения, применяющиеся в автомати­зированных системах - кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, табуляграммы, различные магнитные носители и др.

7) В зависимости от порядка разработки и принятия: индивидуальные, групповые, смешанные, коллективные.

8) Классификация решений по времени действия: длительного действия, среднесрочные, кратковременные и разовые.

9) Классификация решений по их месту и функциям в процессе управления: информационные, организационные, технологические.

 

Условия и факторы качества принимаемых решений

Решение – это выбор альтернативы.

Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:

  • качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
  • оптимального или рационального характера принимаемого решения;
  • своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
  • соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
  • квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
  • готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Анализ альтернатив действий при принятии управленческих решений

Управленческое решение - это сознательный выбор одной наилучшей (оптимальной, наиболее предпочтительной) альтернативы (или нескольких лучших из множества всех исходных альтернатив) либо упорядочение выбранных лучших (или всех альтернатив), которые осуществляет (или утверждает после выработки специалистами проекта - решения) лицо, принимающее решение, в результате анализа альтернатив, исходя из поставленных целей и с учетом ограниченности ресурсов в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных задач организации.
Лица, принимающие решения, часто не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно очевидно, что в конечном счете может быть выбрана не самая лучшая альтернатива из числа рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено качеством альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся альтернатив оказывает большую помощь при принятии решений.
Принятие решений есть выбор одной из альтернатив, и составление их списка является неотъемлемой частью это процесса. В некотором смысле составление списка альтернатив совершенно аналогично определению задачи при инженерном анализе. Когда альтернативы неопределенны, список их неполон или даже непродуман, принять решение невозможно. Однако когда альтернативы четко перечислены, задача больше не является неосязаемой.
Имеется одна альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае, в самом начале, присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать решения вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет отложить принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых фактов. Если же цель должна быть достигнута немедленно, то, разумеется, обычно нельзя откладывать принятия решений на неопределенно долгий срок.

 

Анализ внешней среды и её влияние на процесс принятия управленческих решений

Под внешней средой понимаются факторы, которые оказывают воздействие на функционирование управленческой структуры или от которых зависит сам процесс управления.

Все факторы внешней среды можно разделить на факторы, не оказывающие влияние на реализацию альтернатив, и факторы, оказывающие влияние. Факторы оказывающие влияние на реализацию альтернатив в свою очередь делятся на неподдающиеся воздействию и поддающиеся воздействию.

Факторы внешней среды неоднородны, так как одни из них действуют на систему прямо, а другие косвенно.

К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы и их предписания и законы, партнеры и партнерские связи, источники силового давления, профсоюзы.

Под факторами косвенного воздействия понимают внешние факторы, которые оказывают влияние только непосредственно или в каких-либо определенных ситуациях. К ним относят: политические факторы, научно-технические достижения, состояние экономики страны, социокультурные факторы нации, изменения в мире.

При проведении анализа внешней среды сталкиваются со следующими трудностями:

· структура факторов довольно сложна;

· разный уровень воздействия каждого из факторов;

· одни факторы действуют постоянно, другие – краткосрочно;

· изменения во внешней среде носят постоянный подвижный характер, что затрудняет процесс их отслеживания.

При анализе внешней среды необходимо выявить значимые факторы и определить интенсивность их влияния. В теории принятия УР внешняя среда – это величина, структура и механизм влияния которой не требуют анализа, а внимание концентрируется на сравнительной оценке результатов реализации альтернатив в условиях неопределенности внешней среды.

Кроме того, при анализе факторов окружающей среды нужна адаптация субъекта управления к внешней среде, которая осуществляется в несколько этапов:

1) выявление неуправляемых факторов, влияние которых на УР поставленной задачи возможно оценить теоретически;

2) количественное моделирование и эмпирическое измерение интенсивности влияния неуправляемых факторов на управляемые и на реализацию альтернатив;

3) определение объективно обусловленного уровня результатов реализации альтернативы по конкретным значениям неуправляемых факторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...