Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИЭ и ХМ

_____________/С.В. Белуков/

«____»______________201_г.

 

Рабочая программа дисциплины

Метрология, стандартизация и сертификация

 

 

Направление подготовки

Горное дело

 

 

Специализация подготовки

Маркшейдерское дело

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

 

 

Форма обучения

Заочная

 

Москва

 

Цели освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» преследует следующие цели: подготовку студентов к решению задач по обеспечению качества продукции и технологических процессов; развитие творческого мышления студентов, повышение их интеллектуального уровня.

 

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина относится к дисциплинам базовой части математического и естественнонаучного цикла С.2.

Основные задачи изучения дисциплины состоят в получении студентами основных научно-практических знаний в области метрологии, технического регулирования, стандартизации и сертификации, необходимых для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции; метрологическому и нормативному обеспечению разработки, производства и эксплуатации; планирования и выполнения работ по стандартизации и сертификации продукции и процессов разработки и внедрения систем управления качеством.

Изучение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» основано на знании студентами материалов дисциплины «Математика», «Физика» и специальных дисциплин по специализации 130400.04 «Маркшейдерское дело». Полученные знания необходимы студентам при подготовке, выполнении и защите выпускной квалификационной работы и при решении научно- исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических, организационно-управленческих задач в будущей профессиональной деятельности.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные понятия, цели и задачи технического регулирования стандартизации, сертификации и метрологии;

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по стандартизации, метрологии и управлению качеством;

- систему государственного надзора и контроля, межведомственного ведомственного контроля за качеством продукции, стандартами техническими регламентами и единством измерений.

уметь:

Работать с нормативной документацией по техническому регулированию, метрологии, стандартизации, сертификации и применять полученные знания в процессе обучения по специализации 130400.04 «Маркшейдерское дело» и в дальнейшем профессиональной деятельности.

владеть:

- порядком разработки, утверждения и внедрения стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации;

- организацией и технической базой метрологического обеспечения предприятия, правилами проведения метрологической экспертизы, методами поверки средств измерений, методики выполнения измерений;

- виды, системы и порядок проведения сертификации продукции производства;

- системой качества, порядком их разработки, сертификации, внедрения.

- схемой методов контроля продукции на основе комплекса технических регламентов, стандартов отрасли.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы,144 часа (Приложение 1).

Содержание разделов

1. Предмет и содержание Метрологии
2. Техническое регулирование
3. Международная и региональная стандартизация
4. Сертификация
5. Закон «О защите прав потребителя»

Образовательные технологии

Лекционные занятия проводятся в аудиториях с использованием электронных проекторов при параллельной демонстрации различных структур, блок-схем, технологических схем и приемов работы машин и механизмов. Основные моменты лекционных материалов конспектируются. Отдельные вопросы и темы предлагаются для самостоятельного изучения.

При проведении занятий используются интерактивных характер изложения материала. По ходу чтения лекций с участием студентов совершается экскурс в соответствующие разделы дисциплин, предшествующих изучаемой дисциплине. С участием студентов выполняется также экспресс-анализ основных зависимостей с использованием элементов теории размерностей, что позволяет им избежать ошибок при выполнении расчетных работ.

Практические занятия проводятся в лаборатории и направлены на изучение методов расчета основных параметров отдельных производственных процессов и построение нормативной технической документации горного производства. Возможна работа в компьютерном классе с использованием прикладного программного обеспечения (математические пакеты и пакет имитационного моделирования).

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- самоподготовку к сдаче зачета по конспектам, учебной литературе и с помощью электронных ресурсов;

- выполнение контрольных работ с вычислением ведомостей координат, точек теодолитного хода и оценка точности.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В соответствии с требованиями ФГОС для аттестации обучающихся по дисциплине «Геодезия» предусмотрены:

 

- перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к зачету;

- контрольные работы для специализации.

 

Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету

Вопросы по теме: «Введение. Метрология»

1. История развития метрологии.

2. Роль измерений в современном обществе.

3. Научные основы метрологии.

4. Организационные вопросы метрологии.

5. Правовые основы метрологии.

6. Физические величины и их измерение.

7. Эталоны единиц физических величин.

8. Средства и методы измерений.

9. Погрешности измерений.

10. Международная система единиц физических величин (СИ).

11. Эталоны и перспективы их развития.

12. Виды средств измерений.

13. Государственная система измерений.

14. Закон «Об обеспечении единства измерений».

15. Государственный метрологический контроль за средствами измерений.

16. Государственный метрологический надзор.

17. Методы поверки и поверочные схемы.

18. Сертификация средств измерений.

19. Метрология в странах Западной Европы.

20. Международная организация мер и весов.

21. Международная организация законодательной метрологии.

22. Основные международные нормативные документы.

23. Показатели качества средств измерений.

24. Метрологические характеристики средств измерений.

25. Классы точности средств измерений.

26. Обработка результатов измерений.

27. Государственные испытания средств измерений.

Вопросы по теме: «Техническое регулирование»

1. Уровни технического регулирования.

2. Законодательные основы Российской Федерации в области стандартизации.

3. Цели и задачи стандартизации.

4. Основные положения Государственной системы стандартизации.

5. Документы по стандартизации (в соответствии с законом «О техническом регулировании).

6. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации.

7. Организация работ по стандартизации.

8. Права и функции Ростехрегулирования.

9. Совершенствование Государственной системы стандартизации (ГСС) и перспективы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). (Концепция развития стандартизации).

10. Порядок разработки, обновления и отмены национальных стандартов.

11. Метода стандартизации – унификация.

12. Метод стандартизации – агрегатирование.

13. Комплексная и опережающая стандартизации.

14. Межотраслевые системы стандартизации.

15. Обозначение нормативных документов.

16. Гармонизация стандартов и применение международных стандартов в РФ.

17. Характеристика единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКИ ТЭСИ). Виды классификаторов.

18. Характеристика классификаторов (ЕСКИ ТЭСИ), например: «Общегосударственный классификатор продукции» и др.

19. Штриховое кодирование информации.

Вопросы по теме: «Международная и региональная стандартизация»

1. Международная организация по стандартизации (ИСО).

2. Международная электротехническая комиссия (МЭК).

3. Международные организации, участвующие в международной стандартизации.

4. Европейские региональные организации по стандартизации.

5. Информационное обеспечение работ по стандартизации.

6. Актуальные вопросы в практике международной стандартизации.

7. Каталогизация продукции.

8. Маркировка товаров.

Вопросы по теме: «Сертификация»

1. Сущность сертификации. Основные термины.

2. Основные цели и объекты сертификации.

3. Сертификация в международной практике.

4. Обязательная и добровольная сертификация.

5. Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей.

6. Орган по сертификации. Центр по сертификации.

7. Испытательные лаборатории.

8. Полномочия государственных органов управления по сертификации.

9. Национальная система сертификации РФ.

10. Основные принципы сертификации и правила проведения.

11. Порядок проведения сертификации.

12. Схемы сертификации.

13. Система аккредитации.

14. Знак соответствия.

15. Сертификат соответствия. Порядок выдачи, регистрации, информационного обеспечения и действия.

16. Декларация о соответствии. Порядок выдачи, регистрации, действия.

17. Сертификация импортируемой продукции.

18. Сертификация в ЕС.

19. Экологическая сертификация.

20. Задачи по развитию сертификации.

21. Сертификация производств.

22. Закон «О защите прав потребителя».

23. Отечественный и международный опыт в области сертификации.

24. Санитарно-эпидемиологическое заключение, его особенности, порядок получения.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегерея В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебн. пособие для вузов по направлению «Метрология, стандартизация и сертификация» и спец. «Метрология и метрологическое обеспечение» / 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ЛОГОС, 2010. – 559 с.

2. Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г., Лактионов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. для вузов/ М.: Высш. шк., 2004. – 767 с.

3. Белобрагин В.Я. Основы технического регулирования: Учеб. пособие для вузов. – М. РИА «Стандарты и качество», 2005. – 318 с.

 

Дополнительная литература

1. Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством: Учеб. для инженерных экономических спец. вузов/ Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия. – Телеком, 2001. – 599 с.

2. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. – СПБ: Наука, 2000. – 911 с.

3. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 2001. 263с.

 

Учебный процесс в МАМИ обеспечен:

комплектом лицензионного программного обеспечения MathCAD, Автокад, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.;

интернет-ресурсами:

http://www.twirpx.com/ (электронные технические книги);

http://kniga-free.ru/ (электронная книга бесплатно);

http://www.uchebnikfree.com/ (учебники бесплатно);

http://iqlib.ru/ (электронные учебники);

http://www.bibliotech.ru/ (электронная библиотека учебной и научной литературы);

http://elibraru.ru/ (электронная библиотека в сфере науки, техники и образования);

http://elib.gpntb.ru/ (сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки России).

www. MarkscheiderGeo. Ru. (Образовательный интернет портал кафедры «Маркшейдерское дело и геодезия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...