Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ




УРОК ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ '

Обучение глухих детей произношению осуществляет­ся в различных формах, но основной является урок по технике речи. Его содержанием может быть работа над звуками .речи, над голосом, над речевым дыханием, орфо­эпией, словесным и логическим ударением и т. д. Основ­ная цель уроков по технике речи—совершенствование и автоматизация произносительных навыков. Можно выде­лить следующие основные типы уроков1: объяснение нового материала, смешанный тип, тренировочный кон­трольный урок. Каждый тип урока имеет определенную структуру.

Основными структурными элементами урока, посвя­щенного объяснению нового материала, являются: а) го­лосовые и дыхательные упражнения2; б) повторение ранее пройденного материала; в) объяснение нового ма­териала; г) закрепление вновь полученных знаний и на­выков.

Основными структурными элементами урока смешан­ного типа являются: а) голосовые и дыхательные упраж­нения; б) повторение и закрепление ранее пройденного; в) объяснение нового материала; г) закрепление вновь полученных знаний и навыков и совершенствование ра­нее усвоенных.

1 В литературе и практике примят термин «урок по технике
речи». Мы полагаем, что целесообразнее эти уроки называть «уро­
ками по обучению устной речи», так как обучение произношению
немыслимо без развития речи учащихся в целом. Однако в своем
изложении мы будем придерживаться привычного термина — «урок
по технике речи».

2 Данный структурный элемент в уроках разного типа может
быть представлен и не полностью: на том или ином уроке могут
даваться либо дыхательные, либо голосовые упражнения.


Основными структурными элементами урока трениро­вочного типа являются: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) тренировочные упражнения.

Основными элементами урока контрольного типа: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) контроль­ные упражнения.

На уроках объяснения нового повторяется именно тот материал, который помогает учащимся усвоить новое. Новый материал дается в соответствии с программными требованиями. Учитель должен использовать урок такого типа для того, чтобы дать учащимся усвоить возможно большее количество материала.

На уроках смешанного типа структурный элемент — повторение и закрепление ранее пройденного материа­ла — отличается от подобного структурного элемента на уроках объяснения нового. Это отличие состоит в том, что наряду с повторением материала, который помогает учащимся усвоить новое, здесь предусматривается также закрепление ранее полученных произносительных навы­ков, которые могут не иметь прямого отношения к усваи­ваемому новому материалу. На уроках смешанного типа объем нового относительно сокращается и. вместе с тем отбирается более легкий для усвоения материал.

На уроках тренировочного типа оба этих структурных элемента должны быть представлены в виде ряда трени­ровочных упражнений, соответствующих содержанию

урока.

Наконец, мы выделяем контрольные уроки.

Контрольные уроки должны проводиться не реже од­ного раза в четверть. Содержанием их может быть тот или иной раздел программы, например: звуки речи, темп речи, словесное ударение и т. д. В содержание контроль­ных уроков можно включать одновременно один или не­сколько разделов программы.

Контрольные уроки могут проводиться не только в устной, но и в письменной форме.

Уроки по технике речи существенно отличаются от других уроков. Поэтому мы сочли необходимым осветить их характерные особенности.

При построении и проведении уроков по технике речи нужно учитывать не только общие требования, но и те, которые обусловлены спецификой предмета (обучение произношению),



 



 


ты1. Индивидуальные занятия как форма организации работы имеют определенные задачи, содержание и мето­дику. Главной целью этих занятий является формирова­ние и коррекция трудноусваиваемых произносительных навыков. Кроме того, с нашей точки зрения, в задачу индивидуальных занятий необходимо включать подго­товку учащихся к восприятию материалов предстоящего урока и закрепление материала пройденного урока по технике речи. Это необходимо для того, чтобы к уроку по технике речи все учащиеся были бы подготовлены более или менее одинаково. Содержание индивидуальных заня­тий определяется программными требованиями и особен­ностями произносительной стороны речи учащегося. Сле­довательно, сюда может входить работа над любой сторо­ной произношения — работа над голосом, над дыханием, над орфоэпией, над темпом речи, над звуками речи. По каждому разделу обучения произношению берется то содержание, которое предусмотрено программными тре­бованиями применительно к данному классу. Однако те или иные особенности произношения учащихся приводят к тому, что дети иногда забывают программный матери­ал предыдущих лет обучения. Тогда и он может стать содержанием индивидуальных занятий.

Следует отметить, что по каждому разделу в содер-1 жание работы на индивидуальных занятиях может вклю­чаться первичная работа над произносительными навы­ками. Однако основу содержания работы все же состав­ляет коррекция произношения. Вместе с тем следует заметить, что на индивидуальных занятиях, как правило, осуществляется коррекция трудноисправляемых дефек­тов речи глухих, например: коррекция бокового сигма-тизма, закрытой или открытой гнусавости, фальцета и других. Легко устраняемые дефекты не являются основ­ной частью содержания работы на индивидуальных за­нятиях, эти дефекты обычно корригируются на уроках и во внеклассное время. Кроме того, в содержание инди­видуальных занятий включается и материал урока по технике речи.

Содержание индивидуальных занятий в первую оче­редь зависит от результатов обследования речи глухого

1 См. «Программы для восьмилетней школы глухих детей». Уч­педгиз, 1962.


ребенка в начале учебного года. Каждый учитель обязан в начале учебного года обследовать всех учащихся класса и составить характеристику устной речи (в отношении произношения) каждого из учеников. Речь учащихся должна быть изучена всесторонне (состояние звуков речи, голоса, речевого дыхания, умение соблюдать сло­весное и логическое ударение, нормы орфоэпии, темп речи). По каждому классу обследование определяется программными требованиями.

Остановимся на организации индивидуальных заня­тий. Вначале рассмотрим вопрос о том, как целесообраз­нее организовывать индивидуальные занятия в младших классах школы для глухих.

Известно, что по учебному плану в приготовительном классе для индивидуальных занятий отводится 6 часов в неделю в первом полугодии, начиная со второго полу­годия и во всех последующих классах по четвертый вклю­чительно— 4 часа в неделю. В старших классах учебный план предусматривает 2 часа в неделю.

При организации индивидуальных занятий прежде всего необходимо исходить из того, чтобы между заня-• тиями не было длительных промежутков. Поэтому в пер­вых четырех классах их надо проводить не реже, чем через один-два дня. В старших классах промежутки между занятиями можно увеличить до двух-трех дней.

После того как учитель проверит состояние устной речи учащихся, ему нужно решить, кто из детей нуждает­ся в индивидуальных занятиях. При организации инди­видуальных занятий в приготовительном классе следует учитывать тот факт, что эти дети еще не имеют произно­сительных навыков и, как правило, находятся в сравни­тельно одинаковом положении, так как их речь в первой четверти и даже в первом полугодии еще мало индивиду­ализирована (имеются в виду глухие дети, не обучавшие­ся устной речи в дошкольном возрасте). Учащиеся при­готовительного класса в первом полугодии еще не рас­полагают большим запасом слов. Поэтому в этот период времени с каждым из учеников необходимо заниматься не менее двух-трех раз в неделю.

Приведем график индивидуальных занятий в приго­товительном классе с двенадцатью учениками. Вместо фамилий детей для краткости обозначения мы поставим

номера — 1 —12.


 

 

Дни недели Ученики, выде­ленные дли занятий
Понедельник . . Вторник . . . . 1, 5, 9, !, 5, 9, 2, 6, 10 2, 6, ю, з, 7, 11 3, 7, i И, 4 8 12 4 ? 12
Четверг .... Пятница . . , . Суббота . . . .

С каждым из учащих­ся приготовительном классазанимаются не более 10 минут, так как эта работа вызывает у глухих м'ного трудно"! стей, требует большого^ нервного напряжения..) В старших классах,! где на индивидуальные'

занятия отводится 4 часа в неделю, эта работа органи-1 зуется следующим образом. Прежде всего 'необходимо руководствоваться положением, что каждый ученик в| течение учебного года обязательно должен тфойти оп­ределенный курс индивидуальных занятий. Этот курс-занятий разные учащиеся проходят в разное время I одни учащиеся в первую четверть, другие — во вторую! третьи — в третью, четвертые — в четвертую. Слабые ученики могут заниматься весь год.

Время, отведенное на курс индивидуальных занятий,! будет для разных учащихся различным. Некоторые из них занимаются полтора месяца, другие — два, третьи — четыре и т. д. Все будет зависеть от состояния навыков произношения данного ученика.

Организуя индивидуальные занятия, необходимо соз­дать условия, при которых учащиеся, не выделен-1 ные в данный период времени для систематических инди-1 видуальных занятий, могли бы получить от учителя необ-| ходимую помощь.

Индивидуальные занятия в первых четырех классах целесообразно организовать так: для систематической работы в каждой четверти выделяется 3—4 ученикаJ с каждым из которых работа проводится два раза в не­делю по 15 минут, на каждое занятие берется два уче­ника и на них тратится 30 минут из 45. Оставшиеся от урока 15 минут отводятся для индивидуальных занятий с теми учащимися, которые нуждаются в экстренной помощи. Так, например, если учитель предусмотрел, что в первой четверти он будет заниматься с четырьмя уче-1 пиками (Бахарев, Синицина, Любимова, Николаев), но на одном из уроков обнаружил, что у Сергеева появился] фальцет, он начинает с ним индивидуальные занятия с „цел ью- коррекции этого дефекта. 94


Организацию индивидуальных занятий в первых четы рех классах представим в виде графика (на данный пе риод времени выделено четыре ученика

 

Дни недели Фамилии учащихся, выделен­ных для систематических занятий Фамилии учащихся, выделенных для эпи­зодических индиви­дуальных занятий1
Вторник .... Среда .................... Пятница .... Суббота .... Бахарев, Синицина Любимова, Николаев Бахарев, Синицина Любимова, Николаев Сергеев Сергеев Сергеев

1 В данную графу записываются фамилии учащихся, которым срочно требуется оказать помощь в работе над произношением.

Индивидуальные занятия должны проводиться в оп­ределенных условиях: они должны проходить в комна­те, в которой в этот момент находится только 2—3 уче­ника и учитель.

После того как 'Сурдопедагог выяснит состояние речи учащихся, О'Н составляет план работы по коррекции произношения в целом. В общем плане работы должны быть предусмотрены два момента — во-первых, в нем должно быть отображено, какой дефект корригируется в первую очередь, и, во-вторых, над коррекцией каких дефектов можно работать параллельно. Затем следует уточнить ход работы по исправлению каждого дефекта в отдельности. Поэтому учитель должен составить еще планы работы по коррекции отдельных дефектов речи.

Что'бы составить общий план работы, необходимо руководствоваться определенными положениями. Прежде всего устраняются такие дефекты, которые сильно вли­яют на внятность речи глухого ребенка. К числу таких дефектов следует отнести фальцет, открытую гнусавость, закрытую гнусавость, сигматизмы, сона.нтность и др.

При коррекции звуков речи нужно иметь в виду, что в первую очередь исправляются дефекты в произноше­нии основных звуков' речи. Наконец, следует отметить,

1 Имеются в виду 17 основных звуков по системе сокращенных фонем (см. работы Ф. Ф. Pay и Н, Ф. Слезина в списке литера­туры в конце книги).


что в первую очередь корригируются легко устранимые дефекты произношения, к их числу можно отнести кор­рекцию гласного звука а, если он заменяется гласным звуком 3, и др.

Для одновременной работы берется коррекция таких дефектов, которые по своей сущности резко отличаются друг от друга.

Кроме того, одновременно должны исправляться такие дефекты речи, устранение которых требует использова­ния сходных методических приемов. Так, например, мож­но работать над фальцетом вместе с выработкой пра­вильного речевого дыхания. Это допустимо потому, что и в том и другом случае одним из приемов коррекции] является протяжность произнесения. Приведем еще один пример одновременного устранения нескольких дефектов речи. Работу над словесным ударением целесообразно объединить с выработкой звучности голоса, так как в обоих случаях общим методическим приемом является указание на наличие вибрации голосовых связок и про­тяжность звучания.

При коррекции звуков речи для параллельной работы рекомендуется выбирать те звуки, которые находятся в разных родственных группах. Известно, что согласные звуки делятся на следующие родственные по артикуляции группы:

первая группа — смычные согласные: м — п б; н — т д] к — г;

вторая группа — фрикативные согласные: фв; с—з; ш — ж\ х и;

третья группа — аффрикаты: ц — ч — Щ]

четвертая группа — сопоры: р — л,

Значит, для параллельной работы можно выделить, например, звуки б, 3, ч, р, так как они находятся в разных родственных группах, и не рекомендуется одно­временно работать, например, над звуками ж, х, с, ш, так как они находятся в одной родственной группе. Однако это не значит, что никогда нельзя вести парал­лельной работы над звуками с и ш. Но работать над ними параллельно можно только тогда, когда стоит за­дача сформировать у глухих умение дифференцировать эти звуки. Если же ученик произносит звуки с и ш плохо, то одновременно корригировать их нельзя.

Таковы основные положения, которыми необходимо 96


 


руководствоваться при составлении общего плана рабо­ты с глухими учащимися.

Для конкретизации изложенных положений приведем образцы планов, показывающих ход работы над коррек­цией устной речи в целом.

Допустим, что после обследования речи ученика К. выявлены следующие дефекты: ук — сонантное, б—зву­чит как п, ш — как с (свистящий сигматизм), р — мяг­кое, открытая гнусавость (на все гласные), ц — боковой сигматизм, закрытая гнусавость. Все эти дефекты не мо­гут исправляться одновременно, поэтому необходимо оп­ределить, что исправлять в первую очередь и над чем можно работать параллельно. Руководствуясь изложен­ными положениями, при составлении общего плана не­обходимо рассуждать так: в первую очередь следует уст­ранять дефекты, сильно влияющие на внятность речи. Но у ученика К. много таких дефектов. Чтобы определить, с чего начать работу по коррекции, мы должны посмотреть, какие из дефектно произносимых звуков являются основ­ными. Из звуков с, ц, ш, л основными являются звуки с, ш, х- Таким образом, коррекция звука Ц пока в план работы не включается. Далее мы видим, что звуки с, ш, х находятся в одной родственной группе, следовательно, параллельно над их корригированием работать нельзя. В связи с тем что постановка звуков ш и х строится на базе звука с, становится ясным, что прежде всего нужно исправить произношение звука с. Следовательно, в пунк­те первом общего плана будет стоять: коррекция звука с. Далее встает задача подобрать еще один-два дефекта, которые могут корригироваться параллельно со звуком с. Сильно влияет на внятность речи открытая и закрытая гнусавость. Для параллельной работы над звуком с мо­гут быть взяты оба эти дефекта. Для того чтобы опреде­лить, какой вид гнусавости надо устранять в первую оче­редь, необходимо проанализировать их влияние на внят­ность произношения. Открытая гнусавость у ученика К. связана с неправильным произношением всех гласных звуков. Разумеется, что это очень снижает внятность речи глухого. Поэтому в пункте первом общего плана «Работа над звуком с» необходимо поставить: «Корригирование открытой гнусавости».

Наконец, в первый пункт плана для параллельной работы целесообразно включить исправление звука р

7 Заказ 706 97


(произносится мягко), так как это легко устранимый дефект и звук р не находится в одной родственной группе со звуком с.

При дальнейшем планировании работы необходимо руководствоваться высказанными соображениями. По­этому общий план коррекции произношения ученика К. выглядит примерно так:

1. Коррекция произношения звука с, открытой гну­
савости, произношения звука р.

2. Коррекция произношения звуков ш, б.

3. Коррекция произношения звука ук, исправление
закрытой гнусавости.

4. Коррекция произношения звука х.

5. Коррекция произношения звука Ц,

Контрольные вопросы и задания

1. Какими положениями необходимо руководствоваться при пла­
нировании индивидуальных занятий по обучению произношению?

2. Составьте график индивидуальных занятий для учащихся ва­
шего класса.

3. Обследуйте речь учащихся вашего класса. Составьте на каж­
дого ученика общий план работы.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.