Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Развитие международного частного права




В СТРАНАХ СНГ

 

На развитие МЧП в государствах, которые образовались после распада Советского Союза, влияют основные факторы, характерные для конца XX и начала XXI в. Во-первых, это интернационализация хозяйственной жизни, усиление взаимозависимости государств; во-вторых, резкое усиление миграции населения во всем мире, развитие международного туризма; в-третьих, развитие Интернета и других новых возможностей общечеловеческого общения. Подобные факторы носят для всего мира общий и универсальный характер. Наряду с этим в отношении стран СНГ имеются специфические факторы, влияющие на развитие МЧП в этих странах.

Глубокие экономические изменения, связанные с ликвидацией плановой экономики, административно-командной системы руководством народным хозяйством, привели к переходу ряда этих стран в категорию "государств с переходной экономикой", а затем и "с рыночной экономикой". Распад СССР привел к тому, что неожиданно для советских граждан гигантские группы населения, бывшие ранее гражданами единого государства, оказались по разную сторону границ, стали иностранными гражданами или вообще лицами без гражданства <1>. Резко усилилась миграция населения в силу этнических конфликтов, а в ряде случаев и военных действий. Переход сначала Советского Союза, а затем России и других республик бывшего Советского Союза к открытому обществу, демократизация общественной жизни, стремление к созданию правового государства - все это повлекло изменения и в области МЧП, нормы которого призваны создавать правовую основу для отношений между физическими и юридическими лицами различных государств, и также для отношений с участием государств, когда они не имеют межгосударственного характера.

--------------------------------

<1> Так, в Латвии и Эстонии проживает значительное число бывших граждан СССР, получивших паспорта негражданина Латвии (Эстонии).

 

Особое значение для стран СНГ имели коренные изменения, произошедшие в области внешнеэкономической деятельности. Упразднение монополии внешней торговли, существовавшей в Советском Союзе, привело к выходу на внешний рынок предприятий, а также индивидуальных предпринимателей этих стран. Открылись возможности для привлечения иностранных инвестиций. В новых условиях требовалось существенно изменить гражданское законодательство, а также законодательство, регулирующее международные частноправовые отношения. Для реализации этой задачи в 1991 г. был принят единый кодификационный акт - Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, содержащий разд. VII "Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров" <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см. в гл. 5 "Реформа международного частного права в Украине" (автор - А.С. Довгерт) разд. III настоящей монографии.

 

Несмотря на то что ОГЗ 1991 г. вводились в действие с 1 января 1992 г., а в декабре 1991 г. СССР прекратил существование, в некоторых странах бывшего СССР (например, в России) ОГЗ 1991 г. все-таки вступили в силу и применялись до принятия новых гражданских кодексов. После распада СССР во всех его бывших республиках началась работа над новой кодификацией частного права, включавшая также и кодификацию МЧП. Это было логическим продолжением кодификации гражданского права бывшего СССР на уровне ОГЗ 1991 г.

Ко всем странам СНГ в полной мере применим подход, сформулированный в 1994 г. в докладе Генерального секретаря ООН, в котором обращалось внимание на то, что "в мире, где люди в растущей мере взаимодействуют, выходя за пределы национальных границ, особенно важно, чтобы существовали процедуры и комплексы норм, регулирующие частноправовые отношения международного характера" <1>. В этом докладе подчеркивалось, что совершенствование МЧП "не только полезно для облегчения торговли, но также вносит большой вклад в формирование мирных и устойчивых отношений". Как правило, для доктрины всех стран СНГ господствующей является точка зрения, согласно которой нормы МЧП регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным или международным элементом.

--------------------------------

<1> Report of the Secretary General "An Agenda for Development". A48/435. 6. May 1994. P. 183, 184. Цит. по: Менглиев Ш.М. Международное частное право. Душанбе, 2002. Ч. 1. С. 3 - 4.

 

В этих странах преобладающая доктрина отражает взгляды, согласно которым МЧП не может быть ограничено только коллизионным правом. Коллизионное право составляет часть МЧП, часть наиболее сложную и весьма существенную, но коллизионными вопросами содержание МЧП отнюдь не исчерпывается. В эту сферу обычно включаются материально-правовые нормы, регулирующие эти частноправовые отношения <1>. Традиционно к МЧП относились и относятся вопросы так называемого международного гражданского процесса.

--------------------------------

<1> В литературе этих стран справедливо отмечалось, что коллизионно-правовой способ регулирования и материально-правовой "взаимодействуют, дополняя друг друга" (см.: Хошимов В. Коллизионные вопросы международного частного права и основные способы их разрешения // Гражданское право Республики Узбекистан за десять лет ее независимости: Матер. междунар. науч.-практ. конф. Ташкент, 2001. С. 353).

 

В комментарии к разд. VII "Международное частное право" Гражданского кодекса Белоруссии обращалось внимание на то, что МЧП не ограничивается только коллизионными нормами, а использует и материально-правовой (прямой) метод регулирования правоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь в двух книгах / Отв. ред. В.Ф. Чигирь. Минск, 1999. Кн. 2. С. 585 - 610.

 

Уже в первом международно-правовом акте стран СНГ, а именно в Соглашении о его создании, заключенном Республикой Беларусь, РСФСР и Украиной в Минске 8 декабря 1991 г., было установлено, что каждая из сторон гарантирует гражданам других сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека (ст. 2).

Этот принцип был подтвержден в Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. <1>. В Декларации было констатировано, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Правовой базой для деятельности Содружества стал Устав СНГ. В качестве одной из целей сотрудничества в Уставе было определено "обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ". В качестве другой цели, касающейся правовой области, рассматривается осуществление взаимной правовой помощи и "сотрудничество в других сферах правовых отношений" (ст. 2). Согласно ст. 5 Устава СНГ основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

--------------------------------

<1> Дипломатический вестник. 1992. N 1. С. 6.

 

В дальнейшем в рамках СНГ стали формироваться более узкие группировки <1>. Так, был учрежден Таможенный союз, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. 29 марта 1996 г. государства - члены Таможенного союза подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях <2>. В соответствии со ст. 15 этого Договора стороны координируют законопроектную работу, создают модельные законодательные акты, обмениваются правовой информацией, оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам, содействуют развитию правовой науки и подготовке юридических кадров.

--------------------------------

<1> В юридической литературе они иногда именуются "интеграционные ячейки" (см.: Шинкарецкая Г.Г. Право СНГ: современное состояние // РЕМП. 2001. С. 113. См. также: Она же. Содружество Независимых Государств: правовые основы создания и деятельности: Учеб. пособие. М., 2006).

<2> СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 1915.

 

Межпарламентский комитет четырех государств является органом межпарламентского сотрудничества и в целях сближения и гармонизации законодательства сторон в пределах своих полномочий:

- принимает модельные акты, на основе которых разрабатываются акты национальных законодательств;

- вносит предложения по вопросам развития правовой основы интеграции;

- участвует в иных предусмотренных Положением о Межпарламентском комитете формах законодательной деятельности.

Рекомендательные акты Межпарламентского комитета предлагаются к рассмотрению в парламентах сторон в порядке, установленном их национальным законодательством. Особенностью этой структуры является то, что Межгосударственный совет - высший орган управления интеграцией - вправе принимать решения, имеющие обязательный характер для органов и организаций сторон, обеспечивающих непосредственное их исполнение, либо решения, подлежащие трансформации в национальное законодательство сторон.

26 февраля 1999 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором без конкретизации сроков определили несколько этапов экономической интеграции по обеспечению режима свободной торговли, введению единой системы взимания косвенных налогов, по созданию единого таможенного союза, а затем - Единого экономического пространства.

10 октября 2000 г. в Астане пятью государствами (Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступивший в силу 3 мая 2001 г. В рамках ЕврАзЭС началась работа по учреждению МПА, в задачу которой входит гармонизация национального законодательства государств-членов, а также Суда Сообщества, призванного рассматривать споры экономического характера по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и заключенных договоров. Предпосылками к этому послужило заключение Соглашения о создании таможенного союза 1995 г. и Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях <1>. В 2004 г. был разработан проект Договора о статусе Основ законодательства ЕврАзЭС <2>. В 2008 г. было принято решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В 2009 г. главы правительств Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Меморандум по вопросам формирования таможенного союза, который указывает на приоритет формирования таможенного союза над вступлением этих государств в ВТО.

--------------------------------

<1> См.: Энциклопедия международных организаций. Т. 1. С. 82 - 84; Шинкарецкая Г.Г. Есть ли будущее у ЕврАзЭС?

<2> СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2434, 2475.

 

Другим документом стало Соглашение о формировании Единого экономического пространства, подписанное 19 сентября 2003 г. в Ялте Белоруссией, Казахстаном, Россией, Украиной в целях дальнейшего углубления многостороннего экономического сотрудничества, развития торговли и инвестиций на базе общепризнанных принципов и норм международного права, а также правил и принципов ВТО.

В первые годы существования СНГ определенную положительную роль сыграло заключение многосторонних соглашений, призванных способствовать экономическому сотрудничеству <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см. гл. 6 "Процесс сближения (унификации и гармонизации) права и его влияние на развитие международного частного права в России и Евросоюзе" (автор - С.В. Бахин) разд. I настоящей монографии.

 

9 октября 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств - участников Содружества. Стороны договорились "проводить работу по сближению законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность", по следующим направлениям:

- гражданское законодательство (в части, регулирующей хозяйственную деятельность);

- законодательство об изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках;

- законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности, о порядке рассмотрения хозяйственных споров, антимонопольное законодательство;

- законодательство об охране окружающей среды;

- законодательство о денежной, банковской системе и ценных бумагах;

- законодательство о налогах и ценах;

- транспортное законодательство;

- законодательство о внешнеэкономических отношениях, включая законодательство об иностранных инвестициях и валютном регулировании;

- законодательство, регламентирующее таможенные правила и тарифы.

С точки зрения проблематики МЧП особое значение имело включение в перечень законодательства, регулирующего межгосударственное движение товаров и услуг. В Соглашении было даже предусмотрено осуществление такой далекой цели сотрудничества по сближению законодательства, как устранение несоответствия между нормами действующего законодательства сторон, регулирующего хозяйственные отношения в сфере общих интересов, которые могут отрицательно сказаться на осуществлении сотрудничества (ст. 4). В ст. 6 было предусмотрено, что при проведении работ по сближению законодательства стороны исходят из общепризнанных норм международного права, а также принципов, положенных в основу сближения законодательства стран с развитой рыночной экономикой.

В целях организации и проведения подготовительной работы, связанной с сотрудничеством в области сближения хозяйственного законодательства, стороны создали Правовой консультативный совет в составе министров юстиции и председателей высших арбитражных (хозяйственных) судов. Было утверждено Положение о Правовом консультативном совете государств - участников Содружества <1>. Его решения имеют рекомендательный характер.

--------------------------------

<1> БМД. 1993. N 10. С. 5.

 

К функциям Совета относятся:

- разработка общих принципов и концепций работы по сближению хозяйственного законодательства стран СНГ;

- выработка в соответствии с заключенными соглашениями рекомендаций по сближению хозяйственного законодательства сторон;

- организация работы по подготовке проектов соглашений о сближении хозяйственного законодательства по отдельным направлениям, представление их в Совет глав государств и Совет глав правительства;

- создание комиссий и рабочих групп по направлениям сближения хозяйственного законодательства для проведения анализа законодательства и разработки проектов соглашений и рекомендаций по его сближению;

- координация обмена информацией о принятых и разрабатываемых в государствах СНГ законодательных и иных нормативных актах в области хозяйственных отношений, а также планами законотворческой деятельности и др.

20 марта 1992 г. было заключено Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников Содружества Независимых Государств <1>. В нем были установлены правила, относящиеся к обязанностям органов, регулирующих поставку товаров, покупателей и поставщиков по обеспечению своевременного заключения договоров поставки в рамках осуществления межгосударственных экономических связей. В Соглашении говорилось и о том, что цены и порядок расчетов, качество и комплектность поставляемого товара, количество, ассортимент, сроки и порядок поставки товаров и имущественная ответственность сторон определяются в договорах на поставку товаров по взаимному согласованию между поставщиком и потребителем.

--------------------------------

<1> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 4; Международное частное право: Сб. норм. актов / Сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. 3-е изд. М., 2004. С. 175 - 177.

 

Киевское соглашение 1992 г. <1> исходило из необходимости обеспечения хозяйственным субъектам государств - участников СНГ равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов. Оно разграничивает компетенцию судов этих государств по разрешению дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и другими органами, регулирует вопросы признания и исполнения вступивших в законную силу решений компетентных судов по таким делам, определяет правила применения гражданского законодательства одного государства - участника Содружества на территории другого государства - участника Содружества.

--------------------------------

<1> ВВАС РФ. 1992. N 1.

 

9 октября 1992 г. было также заключено Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности <1>, направленное на создание правовых норм, предотвращающих взаимные претензии участвующих в нем государств Содружества, на обеспечение защиты прав собственности этих государств, их граждан и юридических лиц. Ряд положений Соглашения был посвящен совместным предприятиям. Собственность сторон, их граждан и юридических лиц пользуется полной и безусловной правовой защитой, обеспечиваемой стороной, на территории которой она находится. Эта собственность не может быть подвергнута принудительному изъятию, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами. В случаях ее принудительного изъятия государство выплачивает владельцу компенсацию, соответствующую реальной стоимости изымаемой собственности, в сроки, установленные законодательством стороны ее местонахождения.

--------------------------------

<1> БМД. 1993. N 10.

 

В этот период был заключен и ряд других многосторонних соглашений, в частности Соглашение о совместном использовании научно-технических объектов в рамках СНГ от 13 марта 1992 г. <1>; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. <2>; 28 марта 1997 г. была заключена Конвенция о защите прав инвесторов <3>; 9 сентября 1994 г. была подписана Евразийская патентная конвенция <4>, предусмотревшая создание межгосударственной системы охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территориях государств - участников Конвенции.

--------------------------------

<1> БМД. 1993. N 4. С. 16 - 18.

<2> БМД. 1993. N 1. С. 4 - 10. Соглашение подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина (с оговорками), Узбекистан. См. об этом: Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 22 - 23; Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. С. 373.

<3> ВВАС РФ. 1997. N 8.

<4> БМД. 1996. N 8. С. 3 - 13. О ее содержании и значении см.: Блинников В.В., Григорьев А.Я., Еременко В.И. Комментарий к евразийскому патентному законодательству. М., 1997; Еременко В.И. Пересмотр евразийского патентного законодательства // Законодательство и экономика. 2002. N 1. С. 44 - 53.

 

Двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности были заключены Россией с Арменией (25 июня 1993 г.) <1>, с Украиной (30 июня 1993 г.) <2>, с Казахстаном (28 марта 1994 г.) <3>, с Азербайджаном (18 июля 1994 г.) <4>, с Белоруссией (20 июля 1994 г.) <5>.

--------------------------------

<1> БМД. 1994. N 5. С. 50 - 53.

<2> БМД. 1994. N 3. С. 57.

<3> БМД. 1994. N 7. С. 78 - 80.

<4> БМД. 1995. N 6. С. 30 - 33.

<5> БМД. 1995. N 3. С. 51 - 54.

 

Государства СНГ заключили также 4 июня 1999 г. многостороннее Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (вступило в силу для России 5 ноября 2001 г.) <1>. Соглашение о взаимной охране авторских прав было заключено Россией с Арменией (25 июня 1993 г.) <2>. В области интеллектуальной собственности государства - участники СНГ заключили 24 сентября 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав <3>.

--------------------------------

<1> БМД. 2002. N 3. С. 42 - 48.

<2> БМД. 1994. N 5. С. 46 - 47.

<3> Международное частное право: Сб. норм. актов. С. 92 - 93.

 

В области трудовых отношений государства - члены СНГ заключили 13 марта 1992 г. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения <1>. Между Россией и Украиной было заключено Соглашение от 14 января 1993 г. о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границы своего государства <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 367 - 369.

<2> БМД. 1993. N 3. С. 23 - 26. См. также: Волосов М.Е. Международно-правовые акты о сотрудничестве России с иностранными государствами по оказанию правовой помощи. М., 2003. С. 539 - 543.

 

Был подписан также ряд соглашений, предусматривающих создание единого экономического пространства и единообразного регулирования хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ. 15 апреля 1994 г. было подписано Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений <1>. По этому Соглашению транснациональные финансово-промышленные группы получили возможность создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между юридическими лицами различных государств в соответствии с национальным законодательством. 17 февраля 1996 г. был принят Модельный закон "О финансово-промышленных группах".

--------------------------------

<1> БМД. 1994. N 10; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1994. N 1.

 

14 января 2000 г. вступила в силу Конвенция о транснациональных корпорациях <1> от 6 марта 1998 г., участниками которой являются Армения, Белоруссия, Россия, Украина, Таджикистан. В Конвенции дается следующее определение ТНК: "юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон; образованное юридическими лицами двух и более Сторон; зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с настоящей Конвенцией" <2>.

--------------------------------

<1> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1998. N 1. С. 20 - 25.

<2> Подробнее об этом см.: Международное коммерческое право. Общая и особенная части: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2004. С. 51.

 

В отечественной литературе неоднократно обращалось внимание на недостаточную эффективность этих и других соглашений, предусматривающих создание единого экономического пространства и единообразного регулирования хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ <1>. Более успешной была организация регулирования коммерческой деятельности юридических лиц одних государств СНГ на территории других. Справедливым представляется мнение В.П. Звекова, согласно которому использование странами СНГ международного договора в качестве инструмента унификации права, регулирующего частноправовые отношения с иностранным элементом, представляется явно недостаточным <2>. Интеграция, подразумевающая унификацию правопорядков участвующих государств, тормозится тем, что внутреннее развитие каждого из государств-участников идет по собственному пути и об однотипности экономических или политических систем, по словам И.И. Лукашука и Г.Г. Шинкарецкой, пока говорить трудно <3>.

--------------------------------

<1> См., в частности: Рыбаков О.К. Первое пятилетие СНГ // Международная жизнь. 1996. N 9. С. 17; Уткин Е.А. СНГ в стратегическом курсе Москвы // Международная жизнь. 1996. N 2. С. 11 - 12; Шишков Ю.Н. Судьба Британского содружества наций: воспоминание о будущем СНГ // Общественные науки и современность. 1996. N 3.

<2> См.: Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. М., 2004. С. 99.

<3> См.: Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право: элементарный курс. М., 2000. С. 110.

 

В сфере МЧП, касающейся определения права, подлежащего применению к частноправовым отношениям, другими словами - в сфере коллизионной проблематики, а также в области международного гражданского процесса государствам СНГ, удалось в значительно большей степени, чем в области правового регулирования единого экономического пространства, продвинуться вперед по пути интеграции как при помощи заключения международных договоров, так и путем использования такого специфического инструмента, как модельное законодательство. Остановимся прежде всего на заключении странами СНГ многосторонних соглашений. Особенно важное значение имеют следующие соглашения:

- Минская конвенция 1993 г. <1>. Протокол к ней был подписан 28 марта 1997 г. <2>. Новая редакция Минской конвенции 1993 г. была принята в Кишиневе (Кишиневская конвенция 2002 г.) <3>. Для участников Кишиневской конвенции 2002 г. Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г. прекратили свое действие. Кишиневская конвенция 2002 г. вступила в силу 27 апреля 2004 г. Ее подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Грузия, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина. Россия подписала Конвенцию, но до сих пор не ратифицировала;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

<2> БМД. 2008. N 4. С. 6 - 11.

<3> См.: Евдокимов В.Б., Михайленко К.Е. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам на примере стран СНГ. М., 2004. С. 298 - 365.

 

- Киевское соглашение 1992 г.;

- Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества от 6 марта 1998 г. (Московское соглашение) <1>.

--------------------------------

<1> ВВАС РФ. 1999. Специальное приложение к N 3.

 

Минская конвенция 1993 г. была справедливо названа в западной литературе "кодексом международного частного права" <1>. Остановимся более подробно на ее содержании <2>. В ней находятся коллизионные нормы по вопросам определения подлежащего применению права к правоспособности и дееспособности (ст. ст. 23, 24), признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим (ст. 25). Ряд положений касается определения подлежащего применению права в отношении заключения брака, правоотношений супругов, расторжения брака, признания брака недействительным, установления и оспаривания отцовства или материнства, правоотношений родителей и детей, опеки и попечительства, усыновления (ст. ст. 26 - 37).

--------------------------------

<1> См.: Majoros F. Eine umfassende multilaterale Regelung der Rechtsbeziehungen in Zivil-, Familien- und Strafsachen unter den GUS-Staaten // OST-Europa Recht. 1998. N 1. S. 6.

<2> В ней участвуют 11 государств СНГ, ее также подписала, но не ратифицировала Молдавия.

 

Конвенция содержит детальное регулирование коллизионных вопросов права собственности (ст. 38), формы сделок (ст. 39), доверенностей (ст. 40), прав и обязанностей сторон по сделкам (ст. 41), обязательств о возмещении вреда (ст. 42), исковой давности (ст. 43), а также в области наследственного права (ст. ст. 44 - 50) - этой классической области МЧП.

Следует обратить внимание и на то, что в Конвенции имеются также правила, касающиеся юридических лиц.

Таким образом, в результате заключения Минской конвенции 1993 г. в СНГ была осуществлена унификация коллизионных норм на многостороннем уровне <1>.

--------------------------------

<1> См. обширную литературу по вопросам международного гражданского процесса, в частности: Нешатаева Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс: В 3 ч. М., 2004. С. 360 - 602; Светланов А.Г. Международный гражданский процесс: современные тенденции. С. 114; Матвеев А.А. Россия и международные договоры по вопросам признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений // МЖМП. 2004. N 2.

 

Наряду с этим коллизионные нормы были включены также в двусторонние договоры о правовой помощи. Россия заключила такие договоры с Азербайджаном (22 декабря 1992 г.) <1>, Грузией (15 сентября 1995 г.) <2>, Киргизией (14 сентября 1992 г.) <3>, Молдавией (25 февраля 1993 г.) <4>. Азербайджан и Грузия заключили также договоры с рядом стран СНГ, Молдавия - с Россией и Украиной, Туркменистан - с Арменией, Грузией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизия - с Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном.

--------------------------------

<1> БМД. 1995. N 5. С. 37 - 58.

<2> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 210 - 229. Не вступил в силу.

<3> БМД. 1995. N 3. С. 16 - 36.

<4> БМД. 1995. N 7. С. 36 - 57.

 

Развитие внутреннего законодательства стран СНГ в области МЧП тесно связано с осуществлением многостороннего международного сотрудничества этих стран в области права. Осуществление такого сотрудничества в ряде областей предусмотрено в различных многосторонних соглашениях стран СНГ <1>. К числу важнейших актов такого рода следует отнести Основы таможенного законодательства государств - участников СНГ от 10 февраля 1995 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997.

<2> БМД. 1995. N 9. С. 3.

 

Соглашения, решающие проблемы экономической интеграции стран Содружества, отдают должное "модельным законодательным актам". О значении, которое придается этому механизму унификации разнонационального права, свидетельствуют извлечения из таких соглашений. Например, в ст. 26 Договора о создании Экономического союза 24 сентября 1993 г. <1> модельным актам посвящены следующие строки: "Договаривающиеся Стороны, признавая необходимость достижения единообразного регулирования экономических отношений, согласились привести национальное законодательство в соответствие с нормами настоящего Договора и международного права.

--------------------------------

<1> БМД. 1995. N 1. С. 3 - 11.

 

В этих целях стороны договорились:

разработать модельные акты, регулирующие хозяйственные взаимоотношения;

проводить работу по координации и сближению действующего национального законодательства на основе модельных проектов и норм международного права с целью устранения противоречий в них".

В Договоре между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. говорится о создании единого модельного нормативного гражданского законодательства и государственного регулирования экономики.

Приведем некоторые сведения о сотрудничестве стран СНГ в области правовой информации, касающейся МЧП. 21 октября 1994 г. государства - участники СНГ заключили многостороннее Соглашение об обмене правовой информацией <1>. В Тематический перечень нормативных правовых актов, подлежащих межгосударственному обмену (приложение к данному соглашению), было включено "Международное частное право и процесс. Внешнеэкономические отношения" <2>.

--------------------------------

<1> БМД. 1995. N 2. С. 34 - 36.

<2> Двусторонние Соглашения, включающие такой обмен в этой области, были заключены Россией:

с Киргизией 27 апреля 1994 г. (БМД. 1994. N 10. С. 59 - 62);

Арменией 1 июня 1994 г. (БМД. 1994. N 11. С. 72 - 75);

Азербайджаном 22 июня 1994 г. (БМД. 1995. N 1. С. 69 - 73);

Грузией 23 июня 1994 г. (БМД. 1995. N 3. С. 43 - 47);

Белоруссией 17 февраля 1995 г. (БМД. 1995. N 6. С. 75 - 78);

Украиной 18 апреля 1995 г. (БМД. 1995. N 12. С. 20 - 23);

Туркменистаном 18 мая 1995 г. (БМД. 1996. N 2. С. 14 - 17);

Узбекистаном 6 мая 1998 г. (БМД. 1998. N 10. С. 48 - 50).

 

В рамках СНГ были созданы организационные структуры межгосударственного правового сотрудничества. Основной структурой такого рода стала МПА, образованная 27 марта 1992 г. в Алма-Ате семью государствами Содружества <1>. Эта организация была создана как консультативный институт представительной власти для обсуждения самого широкого круга политических и социально-экономических вопросов, возникших на территории СНГ после распада Советского Союза. В основу деятельности МПА была положена разработка рекомендательных законодательных актов, которые должны способствовать сближению национальных законодательств. На первом пленарном заседании МПА в сентябре 1992 г. был принят ряд основополагающих документов, в том числе Регламент МПА. Тогда же был сформирован механизм межпарламентского сотрудничества, опирающийся на принципы равного представительства и достижения согласия его участников на основе консенсуса. Штаб-квартира МПА разместилась в Санкт-Петербурге, и начиная с декабря 1992 г. все главные мероприятия МПА проводились в Таврическом дворце. Примерно к середине 1995 г. МПА завершила этап своего становления. Эта структура признана всеми межпарламентскими организациями мира и пользуется большим авторитетом в государствах Содружества. Об этом свидетельствует и рост числа ее членов: в состав участников МПА входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Молдавия, Россия, Таджикистан. В качестве наблюдателей в мероприятиях МПА постоянно участвуют представители парламента Украины <2>.

--------------------------------

<1> Соглашение о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1993. N 2. С. 121 - 123.

<2> См.: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. С. 53 - 54.

 

26 мая 1995 г. Совет глав государств СНГ в Минске принял Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств <1> (не подписана Молдавией, Узбекистаном, Украиной, Туркменистаном). В соответствии со ст. 1 Конвенции МПА является межгосударственным органом СНГ.

--------------------------------

<1> Дипломатический вестник. 1995. N 7. С. 38 - 43.

 

В правовой области МПА обладает следующими полномочиями:

- принимает рекомендации по сближению законодательства государств-участников;

- принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств - участников Конвенции;

- принимает рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках СНГ;

- содействует осуществлению обмена информацией правового характера между государствами-участниками.

МПА занимает ведущее место в системе органов СНГ. В своей деятельности МПА особое внимание уделяет разработке и принятию модельных законодательных основ. Эти акты (как их официально называют, "модели") являются основой для сближения законодательной базы государств Содружества. Как отмечал Председатель Постоянной комиссии по правовым вопросам МПА Д. Зоиров, принятие модельных основ призвано способствовать формированию единого правового регулирования отношений между гражданами, юридическими лицами и другими внутригосударственными субъектами государств - участников СНГ. Принятие МПА моделей законодательных актов широко используется парламентами государств Содружества в их законодательной деятельности. На основе этих отдельных законов с учетом местных и социальных условий вносятся поправки в уже действующие национальные законодательные акты <1>.

--------------------------------

<1> См.: Зоиров Д. Деятельность Межпарламентской ассамблеи стран СНГ // Пути к новому праву: Материалы международных конференций в Санкт-Петербурге и Бремене / Под общ. ред. М.М. Богуславского и Р. Книпера. Берлин, 1998. С. 353 - 355.

 

МПА другого образования - ЕврАзЭС - призвана рассматривать вопросы гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств и приведения их в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества, разрабатывать основы законодательств в базовых сферах правоотношений. МПА должна также приним

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...