Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура УМКД по дисциплине для студентов ОФО




Программный элемент Теоретический элемент Практический элемент   Методико-технологический элемент
Рабочая программа дисциплины «ТиММП у детей дошкольного возраста» составитель Жуйкова Т.П. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. А.А.Столяра. – М: Просвещение, 1988.-303с   Практикие задания в составе рабочей программы Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс по дисциплине /сост. Т.П. Жуйкова. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 216 с.

2. Структура и содержание дисциплины

Дидактические единицы ГОС ВПО по дисциплине ДПП. Ф. 11.00

Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста. Содержание математического развития ребенка. Генезис математических представлений у детей. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. Педагогические условия освоения математических представлений. Методы обучения. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах.

 

2.1 Тематический план

 

  Название темы   количество часов
Всего   формы учебной работы
аудитор лекции практич сам. раб
           
           
1. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука.   2. Методологические, психо-физиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.   3. Подходы к разработке содержания математического развития ребёнка. Генезис математических представлений у детей.   4. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений.   5. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой и величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями.   6. Педагогические условия освоения математических представлений.                                      
7. Использование моделирования информационных технологий и других современных методов в обучении детей.   8. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми.   9. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей.   10. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах.                        

100 44 56

2.Структура и содержание дисциплины

 

2.2 Содержание лекций

Тема 1. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста как наука.

«Теория и методика математических представлений у детей дошкольного возраста» как наука об использовании математики во всестороннем развитии детей и специальной подготовке их к школе. Место методики «Теория и методика математических представлений у детей дошкольного возраста» в системе педагогических наук: связь с детской психологией, дошкольной педагогикой, математикой и другими науками.

Основные задачи курса: научное обоснование содержания работы по формированию математических представлений у детей в дошкольном учреждении; разработка и внедрение в практику работы с детьми эффективных методов, дидактических средств и разнообразных форм организации процесса обучения математике; определение содержания и методов работы по подготовке квалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания; разработка методических рекомендаций по развитию математических представлений у дошкольников в условиях семьи.

Теоретические основы курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста»: исходные положения философии и математики; психолого-педагогические исследования; программные материалы; методическая литература; передовой педагогический опыт работы дошкольных учреждений.

Основные понятия: программные материалы, содержание, формы работы, научное обоснование.

Тема 2. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста.

Истоки развития методики. Западная прогрессивная педагогика о необходимости использования математики в воспитании и развитии детей до школы. Требования к отбору содержания и средств обучения математике дошкольников в педагогических системах Я.А.Каменского и И.Г.Песталоцци. Содержание и методы обучения математике в системах сенсорного развития Ф.Фребеля и М.Монтессори.

Русская прогрессивная педагогика об обучении детей математике до школы. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой о содержании и методах обучения арифметике детей дошкольного возраста.

Влияние методов обучения арифметике в школе (монографический и вычислительный) на развитие методики математики в дошкольных учреждениях.

Теория и практика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, разрабатываемых на разных этапах становления отечественной дошкольной педагогики (К.Ф.Лебединцев, Н.А.Яблоков, Н.А.Менчинская и др.).

Вклад Е.И.Тихеевой в теорию и практику формирования математических представлений у детей в детском саду (определение содержания, методов и средств обучения).

Ф.Н.Блехер о формировании математических представлений у дошкольников (определение содержания, методов и средств обучения, разработка системы дидактических игр).

Исследование А.М.Леушиной проблемы математического развития детей. Теоретическое и методическое обоснование содержания, средств и форм организации обучения математике детей дошкольного возраста.

Педагогический опыт работы по формированию математических представлений у детей (З.С.Пикулевская, Ф.А.Михайлова, Н.Г.Бакст, Я.Ф.Чекмарёв, Л.С.Метлина и др.) и его влияние на развитие данной методики.

Содержание понятия «развитие математических представлений у детей дошкольного возраста».

Интеллектуальное развитие детей в процессе обучения математике (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Г.А.Корнеева, А.М.Леушина, З.А.Михайлова, Ж.Пиаже и др.), подготовка их к усвоению математики в школе.

Реализация принципа развивающегося обучения при формировании математических представлений и понятий у дошкольников.

Интеграция и индивидуализация процесса обучения математике детей дошкольного возраста.

Основные понятия: монографический и вычислительные методы, система сенсорного развития, интеллектуальное развитие, развивающее обучение, индивидуализация, интеграция обучения.

Тема 3. Подходы к разработке содержания математического развития ребёнка. Генезис математических представлений у детей.

Понятие о содержании обучения математике детей дошкольного возраста. Разнообразие теоретических подходов к определению содержания обучения математике дошкольников. Современные исследования вопроса о содержании обучения математике детей дошкольного возраста. Анализ современных альтернативных программ.

Содержание понятия «методы обучения». Классификация методов, их характеристика. Понятие об эффективных методах обучения детей математике. Взаимосвязь методов. Ведущая роль практических и игровых методов при обучении математике детей дошкольного возраста. Приёмы активизации умственной активности детей при усвоении математического материала.

Содержание понятия «средство обучения». Средства формирования математических представлений у детей, их характеристика. Наглядный дидактический материал – средство активизации познавательной деятельности детей. Виды наглядного материала, требования к нему. Принципы подбора наглядного материала для занятий по математике.

Понятие о формах организации обучения детей математике. Специфика организации и методика проведения занятий по математике в разных возрастных группах детского сада. Типы занятий, длительность их проведения, структура занятий по математике.

Реализация основных дидактических принципов обучения при развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Организация обучения математике в разновозрастной группе детского сада.

Основные формы организации детской деятельности, направленной на развитие математических способностей у детей: игры, упражнения, экспериментирование и исследование повседневной жизни; самостоятельная творческая деятельность детей (в условиях игротек); взаимосвязь разных форм организации обучения.

Основные понятия: содержание, методы, средства обучения, формы организации обучения.

 

Тема 4. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающегося обучения при формировании математических представлений.

Современные требования к математическому развитию детей. Умственное развитие детей. Умственное развитие детей в процессе обучения математике: формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов, усвоение системы знаний, развитие познавательных операций и речи.

Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация и др.), формирование сенсорных процессов и способностей.

Расширение словаря детей и совершенствование связанной речи.

Формирование начальных форм учебной деятельности: развитие элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, нахождение способов решения её, контроль за выполнением и др.), формирование умений использовать знания по математике в разных ситуациях и разных видах деятельности (игровой, изобразительной и др.).

Основные понятия: амплификация, обследовательские действия, сенсорные эталоны, познавательная деятельность.

Тема 5. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями.

1. Развитие количественных представлений у детей третьего и четвёртого года жизни.

Особенности восприятия, воспроизведения и сравнения количества предметов детьми раннего дошкольного возраста.

Сенсорная основа в формировании представлений о множестве.

Задачи формирования у детей представлений о количестве. Знакомство с отношениями между «много» и «один», «много» и «мало». Соединение элементов в единое целое и дробление целого на элементы.

Обучение детей группировке предметов по разным признакам. Формирование представлений о равенстве и неравенстве множеств. Использование игр и игровых упражнений.

Развитие движений глаз и правой руки слева направо при раскладывании предметов по горизонтали.

Понимание и усвоение детьми выражений: столько – сколько, поровну, больше – меньше «по количеству», по одному, ни одному. Обучение правильному построению предложений.

2. Формирование у детей знаний о числе, обучение счёту.

Особенности развития у детей представлений о натуральном ряде чисел в процессе счёта, измерения. Этапы развития счётной деятельности.

Задачи обучения детей счёту в разных возрастных группах. Образование чисел на основе сравнения множеств и действий с величинами. Обучение детей количественному и порядковому счёту. Правила счёта.

Пересчитывание, отсчитывание указанного количества. Независимость результатов счёта от качественных признаков предметов и их расположению в пространстве. Обобщение совокупностей по признаку числа. Счёт при участии различных анализаторов. Обучение устному счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с цифрами. Деление целого на 2 и 4 равные части, усвоение отношений целое – часть.

Формирование у старших дошкольников вычислительной деятельности. Приёмы ознакомления с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Значение этих знаний для подготовки детей к осмыслению арифметических действий.

Арифметические задачи. Особенности понимания детьми арифметической задачи. Методические приёмы и последовательность в работе над задачами. Знакомство со знаками «+, -, =, <, >». Разные подходы к отбору содержания и обучения (А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, Е.А.Тарханова и др.).

Освоение вычислительных и арифметических действий детьми дошкольного возраста.

Моделирование арифметических действий.

3. Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении.

Понятие о величине. Основные свойства величины. Особенности восприятия величины предметов в раннем и дошкольном возрасте. Чувственное познание – основы формирования представлений о протяженности. Роль слова в восприятии и сравнении величины предмета. Задачи ознакомления детей с величиной предметов.

Обучение детей способам обследования и сравнения предметов по длине, ширине, высоте; приёмы упорядочивания предметов по величине.

Развитие глазомера. Обучение детей способам уравнивания и изменения протяжённости предметов. Развитие способности видеть в предмете три измерения независимо от его положения в пространстве.

Формирование у детей представлений об измерении различных величин с помощью условной меры.

Содержание и методические приёмы ознакомления детей с массой и способами её сравнения.

4. Формирование у детей представлений о форме предметов.

Геометрическая фигура как эталон восприятия форм предметов. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрической фигуры. Обследовательские действия и их роль в познании формы. Роль слова в восприятии и формировании представлений о форме.

Задачи ознакомления детей с формой предметов.

Обучение умению различать и называть геометрические фигуры. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по количеству углов, сторон, измерение их, формирование обобщённых понятий.

Упражнения детей разных возрастных групп в анализе формы предметов и их частей. Роль игры и занимательных упражнений в формировании у детей геометрических знаний.

5. Формирование пространственных представлений у детей.

Понятие о пространстве и пространственных ориентирах. Генезис пространственных ориентировок у детей. Чувственная основа формирования пространственных ориентировок. Роль слова в восприятии и ориентировке в пространстве. Задачи по формированию ориентировки в пространстве.

Различение основных направлений от себя в статике и в движении. Умение ориентироваться в окружающем пространстве «от себя» и «от объектов», определение положения предметов в отношении друг к другу. Освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве. Определения расстояния на основе зрительного восприятия и измерения.

Развитие ориентировки на листе бумаги и тетради в клетку. Роль игровых методов в формировании пространственных представлений.

6. Формирование временных представлений у детей.

Время и его особенности. Особенности восприятия времени детьми разного возраста. Задачи обучения детей ориентировке во времени. Обучение детей развлечению частей суток, умению определять их последовательность. Усвоения понятия «сутки».

Понимание временной последовательности и усвоение значений слов вчера, сегодня, завтра. Ознакомление с календарём как, системой мер времени: сутки, неделя, месяц. Использование моделей с целью овладения детьми умением воспринимать последовательность, длительность, смену суток, времён года.

Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Определение времени по часам.

Развитие способности планировать во времени длительность, регулировать темп и ритм работы в зависимости от отведённого времени и от объёма работ.

Основные понятия: дочисловая, счётная, вычислительная деятельность, воспроизведение количества, величина, непосредственное сравнение, опосредованное уравнение, измерение, функциональная зависимость, геометрическая фигура, форма предмета, пространственные восприятия, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, чувство времени.

Тема 6. Педагогические условия освоения математических представлений.

Значение и задачи методической работы в дошкольном учреждении. Роль заведующего детским учреждением и старшего воспитателя в организации работы по развитию математических представлений у детей.

Основные направления методической работы: создание условий для работы; повышение теоретического и профессионального уровня педагогов; организация контроля за работой воспитателей; изучение, обобщение и распространение передового опыта работы по математике; работа с родителями.

Формы методической работы в дошкольном учреждении по математике: организация и проведение семинара - практикума, консультаций, открытых мероприятий (занятий, игровой деятельности детей, КВН, математических праздников и др.), взаимопосещений, бесед и др.

Методический кабинет - центр организации методической работы. Содержания методических материалов по математике, их оформление и принципы расположения в кабинете.

Значение планирования роботы по математике. Виды планирования.

Перспективное и календарное планирование работы по математике. Требования к планированию занятий по математике.

Основные понятия: планирование, календарное, годовое, индивидуальная работа, развивающая среда, методическая работа.

Тема 7. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов в обучении детей.

Использование моделирования в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Виды моделей, специфика и возможность их использования в дошкольном воспитании.

Структурированные и универсальные дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера. Использование моделей с целью развития представлений о свойствах, отношениях предметов.

Формирование у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов (графический план, круги Эйлера).

Основные понятия: модель, технологии, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Тема 8. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми.

Назначение диагностики.

Содержание понятия «диагностика математического развития». Значение и задачи диагностики математического развития. Психолого-педагогические основы диагностики (методы, формы организации диагностической работы, педагогические условия правильного её проведения). Методическая диагностика, этапы проведения данной работы: определение содержания, разработка диагностических методик, отработка критериев оценки знаний, подготовка наглядных пособий, обработка материалов обследования (составление таблиц, графиков, количественный и качественный анализ результатов). Выводы, методические рекомендации по результатам работы.

Основные понятия: диагностические методы, тесты.

Тема 9. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей.

Содержание понятия «преемственность в работе детского сада и школы по математике». Требования современной начальной школы к математической подготовке детей в детском саду. Преемственность в содержании программ по методике (детский сад - школа), в методах и формах организации обучения. Критерии уровней развития и готовности дошкольника к усвоению школьной программы по математике.

Значение и задачи работы детского сада с семьёй. Ознакомление родителей с содержанием и методами работы с детьми по математике в условиях семьи.

Формы организации преемственности в работе детского сада, семьи и школы по развитию математических представлений у детей: консультации, семинары, семинары – практикумы, индивидуальные беседы, открытые мероприятия (занятия, игра, праздник и др.), организация выставок, собрания и др.

Основные понятия: преемственность в работе, психологическая готовность к обучению в школе, специальная подготовка к обучению в школе.

Тема 10. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах.

Задачи преподавания курса в колледже и педучилище и его место в учебном плане. Содержание курса на основе анализа программы, формы организации студентов. Контроль и учёт знаний студентов по курсу.

Организация и руководство самостоятельной работой студентов (содержание, формы организации, педагогические условия).

Педагогическая практика учащихся в детском саду.

Планирование работы по данному учебному предмету, поурочное распределение программного материала.

Внеклассная работа со студентами по математике.

Оборудование курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогическом колледже и училище наглядными пособиями. Изготовление некоторых наглядных пособий учащимися, использование средств ТСО.

Основные понятия: лекция, занятия, семинарско-практические занятия, лабораторные работы, практика, самостоятельная работа.

2.3 Содержание практических разделов дисциплины

Семинарские занятия

Содержание теоретических разделов дисциплины (семинарские)

№№ Т Е М А кол – во часов
1. Анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» в действующих программах по дошкольному воспитанию  
2. Использование наглядного материала на занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей  
3. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников  
4. Генезис математических представлений у детей. Особенности количественных представлений детей третьего и четвертого годов жизни.  
5. Методы обучения. Методические приемы формирования знаний о количестве у детей младшего дошкольного возраста  
6. Особенности развития количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.  
7. Формирование количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.  
8. Обучение детей подготовительной группы решению арифметических задач.  
9. Особенности представлений детей о размерах и их измерении.  
10. Методика ознакомления детей с размерами предметов и их измерением. Дидактические и игровые упражнения по ознакомлению с размерами предметов  
11. Особенности представления детей о формах предметов и геометрических фигур. Методика ознакомления детей с формами предметов и геометрических фигур. Занимательные игры и упражнения по ознакомлению представлений о геометрических фигурах и форме предметов.  
12. Особенности пространственной ориентации детей дошкольного возраста. Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве, дидактические игры и упражнения по обучению детей пространственным ориентировкам.  
13. Особенности ориентировки детей во времени.  
14. Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.  
15. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми.    
16. Преемственность в работе детского сада и школы по обучению детей математике.  
17. Преподавание ТиМРМП в педагогическом колледже.  
18. Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников.  
Всего  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...