Тема 5. Международные стандарты менеджмента качества
Цели и задачи изучения темы: Изучить структуру международных стандартов менеджмента качества ИСО 9000, элементы и принципы функционирования систем менеджмента качества, рассмотреть сущность методы реализации процессного подхода при построении СМК. Вопросы для обсуждения: 1. Структура международных стандартов менеджмента качества ИСО 9000. 1 балл Овсянникова Серия стандартов объединенных общим названием ИСО 9000 содержит в себе стандарты разных типов. Каждый тип имеет свое назначение. Стандарты серии разделяются на три типа – тип А, тип B и тип C. Такое же разделение на типы применяется и к стандартам других серий, разработанных на различные системы менеджмента (экологического менеджмента, промышленной безопасности и пр.) Стандарты типа А – это стандарты, содержащие требования к системе менеджмента. Данный тип стандартов позволяет различным субъектам экономической деятельности (предприятиям и организациям) демонстрировать свою способность выполнять внутренние и внешние требования за счет разработки и внедрения соответствующей системы менеджмента. Сертификация проводится только по этому типу стандартов. Стандарты типа B – это стандарты, содержащие руководящие указания по системе менеджмента. Стандарты этого типа помогают организациям применять требования указанные в стандартах типа А за счет дополнительных пояснений по тем или иным элементам требований к системе менеджмента.
2. Принципы функционирования систем менеджмента качества. 1 балл Принцип 1 – Ориентация на потребителя
1. Разработана Информационная Система для управления и документационной поддержки функционирования СМК. 2. Из числа сотрудников компании были выделены разработчики процедур СМК и аудиторы, которые прошли специальную подготовку. 3. Сотрудниками компании разработана документация СМК, требуемая стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а также документация, необходимая для эффективного функционирования СМК. 4. Проведено обучение всего персонала основным принципам СМК компании. 5. Выполняются мероприятия по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии СМК.
1. Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах, областях потенциальных улучшений, а также рекомендации по корректирующим и предупреждающим действиям появляется в виде итоговых отчетов на выходе процессов А41 - «Внутренние аудиты СМК», А46 - «Измерение и мониторинг процессов» и А45 - «Измерение удовлетворенности потребителей».
2. Итоговые отчеты анализируются руководством, в результате чего появляются указания о выполнении корректирующих и предупреждающих действий, поступающие на управление процессов А43 - «Корректирующие действия» и А44 - «Предупреждающие действия». В случае необходимости наряду с оперативными решениями руководство принимает стратегические решения, которые закрепляются в виде соответствующих модификаций политики и целей в области качества компании. Изменения в политике и целях затем доводятся до сведения всего персонала. 3. После выполнения корректирующих и предупреждающих действий составляются отчеты о достигнутых результатах, которые направляются руководству. 4. Результаты корректирующих и предупреждающих действий дополнительно верифицируются в ходе очередного внутреннего аудита, итоговый отчет о котором также поступает руководству для анализа. · Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах и областях потенциальных улучшений может поступать из разных процессов СМК и от разных сотрудников компании. · Управленческие решения принимаются, как правило, на специальных совещаниях после учета точек зрения всех заинтересованных сторон. · При измерении результативности процессов СМК и удовлетворенности потребителей продукцией компании предпочтение отдается не качественной, а количественной информации. · Установлены способы верификации информации, поступающей руководству. Для этого применяются внутренние аудиты СМК компании.
· Анализ поставщиков, выполняемый регулярно в рамках процесса А221112 - «Закупать ресурсы». · Принятие управленческих решений с учетом интересов поставщика. Это позволяет сбалансировать краткосрочные достижения и долгосрочные планы компании. · Открытый обмен информацией и совместное планирование. · Решение возникающих проблем с привлечением ресурсов обеих сторон.
3. Сущность процессного подхода при построении СМК и методы его реализации. 1 балл золотухина · выявлять необходимые для системы менеджмента качества процессы и области их применения по всей организации; · определять последовательность и взаимодействие этих процессов; · определять требуемые критерии и методы, позволяющие гарантировать, что функционирование и контроль этих процессов эффективны; · обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых, чтобы поддерживать функционирование и мониторинг этих процессов; · вести мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также · предпринимать необходимые действия с целью достичь запланированных результатов и непрерывного совершенствования этих процессов.
Организация должна управлять указанными процессами в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.
4. Элементы систем менеджмента качества. 1 балл Ермакова a) управление документацией и записями b) ответственность руководства Практические задания Анализ стандартов СМК серии 9000. Посетите портал о стандартах http://www.standart.ru/iso9000. Подберите материалы, которые можно использовать при выполнении следующих заданий. Задание 1. Основные понятия и принципы СМК в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000:2000. Сформулируйте и обоснуйте восемь «антипринципов» и оцените их применение в современной практике менеджеров предприятий. Например, принципу «Вовлечение работников»можно противопоставить антипринцип: «Вовлеченность персонала - метод снять всю ответственность за результаты с руководства и переложить ее на сотрудников, говоря красивые слова про делегирование полномочий и мотивируя их забыть про зарплаты и премии, работая по 8 часов в день с 8 утра до 8 вечера с двумя выходными в месяц, присоединяемыми к очередному отпуску за прошлый год». 2 балла
Задание 2. Определите сущность процессного подхода, опишите модель СМК в соответствии с этим подходом, указав основные требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 к процессам системы менеджмента качества. 2 балла Задание 3. Сравните и представьте в табличной форме содержание одного из разделов (по Вашему выбору) 4 – 8 соответственно в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 9004:2001: 1 балл
Практическое задание 4. Составьте матрицу ответственности за выполнение требований пунктов стандарта ИСО 9001 и\или Руководства по качеству для вашего предприятия. 1 балл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|