Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Международные стандарты менеджмента качества




Цели и задачи изучения темы: Изучить структуру международных стандартов менеджмента качества ИСО 9000, элементы и принципы функционирования систем менеджмента качества, рассмотреть сущность методы реализации процессного подхода при построении СМК.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура международных стандартов менеджмента качества ИСО 9000. 1 балл

Овсянникова

Серия стандартов объединенных общим названием ИСО 9000 содержит в себе стандарты разных типов. Каждый тип имеет свое назначение. Стандарты серии разделяются на три типа – тип А, тип B и тип C. Такое же разделение на типы применяется и к стандартам других серий, разработанных на различные системы менеджмента (экологического менеджмента, промышленной безопасности и пр.)

Стандарты типа А – это стандарты, содержащие требования к системе менеджмента. Данный тип стандартов позволяет различным субъектам экономической деятельности (предприятиям и организациям) демонстрировать свою способность выполнять внутренние и внешние требования за счет разработки и внедрения соответствующей системы менеджмента. Сертификация проводится только по этому типу стандартов.

Стандарты типа B – это стандарты, содержащие руководящие указания по системе менеджмента. Стандарты этого типа помогают организациям применять требования указанные в стандартах типа А за счет дополнительных пояснений по тем или иным элементам требований к системе менеджмента.

 

2. Принципы функционирования систем менеджмента качества. 1 балл

Принцип 1 – Ориентация на потребителя
Для реализации этого принципа разработаны процессы и соответствующие документированные процедуры: А31 - «Маркетинг и реклама», А34 - «Сопровождение продукции», А45 - «Измерение удовлетворенности потребителей». Эти процессы постоянно обеспечивают руководство информацией о требованиях, ожиданиях и удовлетворенности потребителей продукцией компании. На основе анализа данной информации руководство принимает оперативные решения, а также регулярно актуализирует политику и цели в области качества, которые затем доводятся до персонала.
Принцип 2 – Лидерство руководителя
Создание СМК компании было стратегическим решением руководства. Для реализации этого решения были выделены все необходимые ресурсы:

1. Разработана Информационная Система для управления и документационной поддержки функционирования СМК.

2. Из числа сотрудников компании были выделены разработчики процедур СМК и аудиторы, которые прошли специальную подготовку.

3. Сотрудниками компании разработана документация СМК, требуемая стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а также документация, необходимая для эффективного функционирования СМК.

4. Проведено обучение всего персонала основным принципам СМК компании.

5. Выполняются мероприятия по внедрению и поддержанию в рабочем состоянии СМК.
Принцип 3 – Вовлечение работников
Руководством созданы необходимые условия для вовлечения всего персонала компании в процесс создания, внедрения и развития СМК. Для этого регулярно проводятся совещания по качеству, мнения и пожелания сотрудников учитываются при планировании деятельности в области качества, проводятся внутренние аудиты СМК. В компании создана система поощрений для мотивации персонала. Руководство выделяет необходимые средства для обучения персонала и повышения его квалификации. Проектная организация труда в компании создает благоприятные условия для делегирования полномочий и осознания сотрудниками своего вклада в конечный продукт.
Принцип 4 – Процессный подход
СМК компании построена как совокупность взаимодействующих процессов. Таким образом, менеджмент качества ЭНИМЦ МС представляет собой деятельность по управлению процессами: измерение и мониторинг их результативности, анализ и планирование улучшений процессов, распределение ответственности и полномочий сотрудников в соответствии с процессами, в которых они участвуют и т.п.
Процессный подход позволяет ориентировать персонал из разных подразделений на достижение одной цели и улучшает взаимодействие разработчиков программного обеспечения с его потребителем. Например, при реализации проекта его участники, являющиеся сотрудниками разных подразделений компании, ориентированы на одну цель – создать к намеченному сроку максимально удовлетворяющий Заказчика продукт. При этом обеспечивается единое управление проектом в течение всего цикла разработки, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы и своевременно модифицировать создаваемую продукцию по желанию Заказчика.
Принцип 5 – Системный подход к менеджменту
Одна из основных целей создания СМК – обеспечение большей прозрачности и управляемости процессов компании – была бы не достижима без применения системного подхода к менеджменту. Интеграция процессов в одну систему и централизованное планирование развития СМК обеспечиваются процессами: А41 - «Внутренние аудиты СМК», А46 - «Измерение и мониторинг процессов», а также процессами группы А1 - «Ответственность руководства». Основная цель процессов А41 - «Внутренние аудиты СМК» и А46 - «Измерение и мониторинг процессов» состоит в том, чтобы регулярно предоставлять руководству компании информацию о функционировании СМК в целом, на основе которой формируется единая политика и определяются цели ЭНИМЦ МС в области качества.
Принцип 6 – Постоянное улучшение
Данный принцип применяется на практике в рамках следующей схемы принятия и реализации управленческих решений, являющейся связующим звеном всех процессов СМК (схема разработана в соответствии с требованиями пункта 8.5.1 «Постоянное улучшение» ГОСТ Р ИСО 9001-2001):

1. Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах, областях потенциальных улучшений, а также рекомендации по корректирующим и предупреждающим действиям появляется в виде итоговых отчетов на выходе процессов А41 - «Внутренние аудиты СМК», А46 - «Измерение и мониторинг процессов» и А45 - «Измерение удовлетворенности потребителей».

2. Итоговые отчеты анализируются руководством, в результате чего появляются указания о выполнении корректирующих и предупреждающих действий, поступающие на управление процессов А43 - «Корректирующие действия» и А44 - «Предупреждающие действия». В случае необходимости наряду с оперативными решениями руководство принимает стратегические решения, которые закрепляются в виде соответствующих модификаций политики и целей в области качества компании. Изменения в политике и целях затем доводятся до сведения всего персонала.

3. После выполнения корректирующих и предупреждающих действий составляются отчеты о достигнутых результатах, которые направляются руководству.

4. Результаты корректирующих и предупреждающих действий дополнительно верифицируются в ходе очередного внутреннего аудита, итоговый отчет о котором также поступает руководству для анализа.
Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах
Для эффективного управления компанией очень важно обеспечить объективность информации, поступающей руководству для анализа. Объективность информации обеспечивается за счет следующих факторов:

· Информация о несоответствиях, уведомлениях, проблемах и областях потенциальных улучшений может поступать из разных процессов СМК и от разных сотрудников компании.

· Управленческие решения принимаются, как правило, на специальных совещаниях после учета точек зрения всех заинтересованных сторон.

· При измерении результативности процессов СМК и удовлетворенности потребителей продукцией компании предпочтение отдается не качественной, а количественной информации.

· Установлены способы верификации информации, поступающей руководству. Для этого применяются внутренние аудиты СМК компании.
Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Стабильное и предсказуемое развитие компании невозможно без установления долговременных и взаимовыгодных отношений с поставщиками на основе партнерства. Процесс установления партнерских отношений включает следующие компоненты:

· Анализ поставщиков, выполняемый регулярно в рамках процесса А221112 - «Закупать ресурсы».

· Принятие управленческих решений с учетом интересов поставщика. Это позволяет сбалансировать краткосрочные достижения и долгосрочные планы компании.

· Открытый обмен информацией и совместное планирование.

· Решение возникающих проблем с привлечением ресурсов обеих сторон.

 

 

3. Сущность процессного подхода при построении СМК и методы его реализации. 1 балл

золотухина

· выявлять необходимые для системы менеджмента качества процессы и области их применения по всей организации;

· определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

· определять требуемые критерии и методы, позволяющие гарантировать, что функ­ционирование и контроль этих процессов эффективны;

· обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых, чтобы поддерживать функционирование и мониторинг этих процессов;

· вести мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также

· предпринимать необходимые действия с целью достичь запланированных резуль­татов и непрерывного совершенствования этих процессов.

 

Организация должна управлять указанными процессами в соответствии с требовани­ями настоящего международного стандарта.

 

4. Элементы систем менеджмента качества. 1 балл

Ермакова

a) управление документацией и записями

b) ответственность руководства
c) обеспечение ресурсами
d) компетентность, осведомленность и обучение персонала
e) планирование реализации продукции
f) определение требований, относящихся к продукции
g) анализ требований, относящихся к продукции
h) закупки
i) валидация процессов
j) собственность потребителей
к) внутренние аудиты
l) мониторинг и измерение продукции

Практические задания Анализ стандартов СМК серии 9000.

Посетите портал о стандартах http://www.standart.ru/iso9000.

Подберите материалы, которые можно использовать при выполнении следующих заданий.

Задание 1. Основные понятия и принципы СМК в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000:2000. Сформулируйте и обоснуйте восемь «антипринципов» и оцените их применение в современной практике менеджеров предприятий. Например, принципу «Вовлечение работников»можно противопоставить антипринцип: «Вовлеченность персонала - метод снять всю ответственность за результаты с руководства и переложить ее на сотрудников, говоря красивые слова про делегирование полномочий и мотивируя их забыть про зарплаты и премии, работая по 8 часов в день с 8 утра до 8 вечера с двумя выходными в месяц, присоединяемыми к очередному отпуску за прошлый год». 2 балла

Задание 2. Определите сущность процессного подхода, опишите модель СМК в соответствии с этим подходом, указав основные требования стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 к процессам системы менеджмента качества. 2 балла

Задание 3. Сравните и представьте в табличной форме содержание одного из разделов (по Вашему выбору) 4 – 8 соответственно в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 9004:2001: 1 балл

Требование стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Рекомендации стандарта ГОСТ Р ИСО 9004:2001
   
   

Практическое задание 4. Составьте матрицу ответственности за выполнение требований пунктов стандарта ИСО 9001 и\или Руководства по качеству для вашего предприятия. 1 балл

 

Пункт стандарта (руководства по качеству) Директор Зам. директора Гл. бухг. Начальник отдела качества Начальник подразделения Мастер Бригадир
5.6     +   +    
5.6.1     +   +    
5.6.2     +   + +  
5.6.3     +   +    
6.              
6.1 + + +   +    
6.2              
6.2.1 + +   + +    
6.2.2 + +   + + +  
6.3 + +          
6.4              
7.              
7.1 + +       +  
7.2           +  
7.2.1 + +       +  
7.2.2 +         +  
7.2.3 + +          
7.3. + +          
7.4              
7.5              
7.5.1 + + +   + +  
7.5.2 + +          
7.5.3              
7.5.4              
7.5.5              
7.6              
8.              
8.1              
8.2              
8.2.1              
8.2.2              
8.2.3         +    
8.2.4         +    
8.3         +    
8.4         +    
8.5              
8.5.1         +    
8.5.2         +    
8.5.3         +    

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...