Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Предмет и задачи детской психологии





анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувство- вать и понять практически невозможно. В то же время нельзя сомне- ваться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю психическую жизнь: он чего ется, чтоможем наблюдать в поведении детей.

Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только пове-


Детская психология — наука о душе ребенка


дение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания


и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления,


ПСИХОЛОГИЯ — наука о душе. Уже в этом привычном для каждого пси- холога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на получение четких, объективных, рациональных знаний о мире. Научное


а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, дру-


исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, не зависимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность полученных результатов. Это означает, что предмет научного исследо- вания должен быть измеряемым, объективным (то есть восприниматься извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно приложить к душе, поскольку ее нельзя увидеть, измерить и предста- вить как объект, совершенно не зависящий от самого исследователя. Душа человека в принципе ненаблюдаема и неизмерима. В то же время нельзя усомниться в истинности и объективности ее существования. Каждый человек знает о силе и реальности собственных желаний, вос- поминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений, которые, несмотря на свою «невидимость», являются вполне объектив-


гое дело — плач от обиды, третье — если он плачет, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого, четвертое — если у него не по- лучается то, что он задумал, и т. д. Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выраже- ние, — главная и трудная задача детского психолога.

Это трудно потому, что ребенок не похож на взрослого, у него все повзрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может контролировать себя, не может решать поставленные задачи, рассуж- дать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как


но существующими и производят множество вполне ощутимых и внеш- не воспринимаемых форм поведения и изменений в окружающем пред- метном мире. Можно с уверенностью сказать, что наши мысли, чувства, отношения не менее реальны, чем другие объективно существующие предметы и процессы окружающего мира. Но первые существуют не

в окружающем, а во внутреннем, душевном мире человека и поэтому требуют совершенно других методов и подходов, чем те, которые ис- пользуются в естественных науках, изучающих явления внешнего мира (физике, химии, биологии и др.). Конечно, можно и человека рассмат-


неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем его от- ношение к миру, его переживания и поступки. Ведь специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыс- лит и воспринимает мир, а в том, что он качественно по сится к окружающему и к самому себе. Можно перечислить многое, что дети могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в раз- ных персонажей, страдать изили визжать от радости от происходящего на сцене и пр. Все это обыч-


ривать как предмет физики или биологии. При этом мы будем изучать не душевные явления, а строение и функционирование организма чело- века. Психологию же интересуют именно внутренние, душевные явле- ния, недоступные непосредственному наблюдению, но вполне реаль- ные и чрезвычайно важные для жизни каждого человека. Очевидно, что понять, выявить и изучить эти явления чрезвычайно трудно.

Еще труднее изучать душу ребенка. Если о психической жизни взрос- лого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по


но недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, то есть специ- фику их внутренней, душевной жизни.

Понятия роста и развития

Основная специфическая особенность маленьких детей заключается

в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии.


10 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 11


Причем чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Здесь мы должны раз-


Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психи-


личать два важнейших понятия детской психологии — понятия роста

и развития.

Рост — это количественное изменение или усовершенствование того,

что уже есть, какой

ляется вес ребенка, увеличивается его рост, он осваивает все больше действий с предметами, больше слов и пр. Это явления роста, то есть количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только

к количественным изменениям, то есть к увеличению и усилению того,


ческой жизни. Изучение закономерностей психического развития ребен-

ка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная зада-

ча — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, то есть науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охва- тывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская зани- мается только ранними возрастами (от 0 до 7 лет), когда развитие про-


что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого, развитие характеризуется качественными изме-

нениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю

назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно сколь- зил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше ребенок не обращал внимания на оценки окру- жающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие

и в отношении к окружающему, возникло что задний план, то есть изменилась структура его психических процессов. Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни

в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно


исходит наиболее быстро и интенсивно.

Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка.

Что дает ребенку природа?

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести эксперимент, в кото- ром дети с первых дней жизни растут в условиях изоляции от взрослых: не слышат их речи, не видят других людей, не пользуются обычными для человека предметами. Если бы в таких условиях дети развивались примерно так же, как и в окружении людей, то психические способно- сти ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными са-


своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5 денца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Постоянное движение ребен- ка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодея-

тельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими

фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между деть- ми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3 му, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а законо-


мой природой.

Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволят про- вести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Од- нако в истории человечества подобные опыты были. В частности, ши- роко известны истории детей, выросших вне человеческого общества, которые были найдены в логове животных и «воспитаны» ими. Их на- зывают «дети линга.

Так, например, в начале XX века индийский ученый Рид Синх увидел, как волчица выводит на прогулку своих волчат, среди которых оказались две девочки — одна примерно шести, другая — полутора лет. Синх увез дево- чек с собой и попытался их воспитывать. Оказалось, что эти дети были


мерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отстава- нии, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причи- ны. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин — важнейшая задача детской психологии.


лишены всех без исключения специфически человеческих форм поведе- ния. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели ночной образ жизни, выли но ночам, пытались скрыться или огрызались при виде людей. Словом, они значительно больше были похожи на вол- чат, чем на человеческих детей. Младшая из них — Амала — умерла че- рез год, не выдержав человеческих условий жизни. Старшая — Камала —


 



Часть i. Введение в детскую психологию

 

 

прожила до 15 лет. За девять лет ее удалось с большим трудом обучить прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но совершенно невозможным для нее оказалось полноценное психическое развитие. Она


Глава 1. Предмет и задачи детской психологии

 

 

янку учили пользоваться вещами, играть с игрушками, разговаривать

и относились к ней вполне по весьма скромными. Шимпанзе с трудом научился некоторым человеческим



так и не смогла думать, чувствовать и говорить посуществом с типично волчьими повадками.

А что если ребенку не навязывать никаких условий жизни и никако-


навыкам (держать карандаш или веник, стучать молотком и пр.) Но со- вершенно недоступным для него оказался смысл человеческих действий: водя карандашом по бумаге, он не мог нарисовать что


го воспитания? Сможет ли он тогда развиваться по


ное, «подметая» пол, он перекладывал мусор из одного места в другое

и пр. У него отсутствовала какая


на этот вопрос дают наблюдения за детьми, выросшими в условиях гос

питализма. Это явление характеризуется изоляцией детей от взрослых

и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве. Во вре- мя войн часты случаи, когда дети разлучаются со своими матерями

и воспитываются в специальных детских приютах.

Так, немецкий психолог Р. Шпиц описал детей одного приюта, которые

в возрасте трех месяцев были разлучены со своими матерями. Уход, пи- тание, гигиенические условия в этом учреждении были типичными для всех хорошо поставленных заведений такого рода. Однако у всех детей произошла резкая задержка не только психического, но и физического развития. В течение двух лет погибло около половины детей. Оставшиеся

в живых в 3 каким кой и одеваться, не реагировали на окружающих.

Итак, дети, оставшиеся в первые месяцы жизни вообще без внима- ния взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход,


при настойчивой специальной тренировке. Эти данные говорят о том, что без человеческого мозга не могут воз- никнуть те качества психики, которые присущи только людям.

Специфика развития человеческого ребенка

Что же получается? Вроде бы никаких природных предпосылок к че- ловеческому развитию у рожденного у людей ребенка нет, и в то же

время только дитя Homo sapiens может стать человеком. Значит, все

таки есть в нашем организме что

и успешно усвоить все формы собственно человеческого поведения, научиться думать, чувствовать, управлять собой.

Да, есть. Как ни странно, главным преимуществом ребенка оказыва- ется его врожденная беспомощность, его неспособность к какимопределенным формам поведения. Чрезвычайная пластичность чело-


либо просто не выживают, либо перестают развиваться и остаются в эм- бриональном состоянии. Это может свидетельствовать о том, что нали- чие человеческого мозга — далеко не главное условие человеческого

развития. Недостаточно родиться человеком, чтобы стать им. Ребе-

нок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием.

И если эти условия звериные — волчьи, собачьи, обезьяньи, ребенок вырастает зверем соответствующего вида. Если же новорожденный оста- ется один на один с внешним миром, без «воспитывающей» среды он просто не выживает и не развивается. Человеческая психика не возни- кает без особых, культурных условий жизни. Она не заложена в мозге или в организме ребенка.

В то же время установлено, что такая особая внутренняя, душевная


веческого мозга — одна из главных его особенностей, обеспечивающих психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения — в нем закреплены врожденные формы поведения — инстинкты. Мозг ребенка открыт для нового опы- та и готов принять то, что дает ему жизнь и воспитание. Ученые дока- зали, что у животных процесс формирования мозга в основном закан- чивается к моменту рождения, а у человека этот процесс продолжается 7 бенка. Эти условия не просто заполняют «чистые страницы» мозга, но влияют и на само его строение. Поэтому первые, детские годы имеют столь важное, кардинальное значение для становления человека.

Мозг человека практически не изменился со времен наших далеких


жизнь возможна только у представителей Homo sapiens и никакое жи- вотное ни при каких условиях не может стать человеком.

В науке неоднократно делались попытки развить у животных каче- ства, присущие только людям.

Так, например, отечественный зоопсихолог Ладыгина

в своей семье маленького шимпанзе от полутора до четырех лет. Обезь


предков, живших несколько десятков тысяч лет тому назад. В то же время человечество за эти годы сделало гигантский путь в своем разви- тии. Это стало возможным потому, что развитие человека происходит принципиально помире. В животном мире определенные формы поведения передаются по наследству, так же как и строение организма, или же приобретаются


14 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 15


в процессе индивидуального опыта отдельной особи. У человека же свойственные ему формы деятельности и психические качества пере-


данным Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в XVII веке.


даются другим путем — путем присвоения культурноопыта. Каждое новое поколение «стоит на плечах» всей предшествую- щей истории человечества. Оно приходит не в природный мир, а в мир культуры, в котором есть музыка и компьютеры, дома и машины, науки

и литература и многое другое. Есть и представления о том, как должны развиваться дети и какими они должны стать к зрелому возрасту. Все- го этого сам ребенок никогда не изобретет, но он должен овладеть этим

в процессе своего человеческого развития. В этом и заключается куль- турное или социальное наследование.

Развитие беспомощного существа, которым является новорожден- ный младенец, его превращение в полноценного субъекта культуры, имеющего свой внутренний, душевный мир, и составляет основной предмет детской психологии.

Детство как социокультурный феномен

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состояни- ем незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследовать историю детства достаточно труд- но, так как в этой области невозможно проводить наблюдения, а памят- ники культуры, имеющие отношение к детям, крайне бедны. Уникальный интерес в этом отношении представляют работы французского демографа

и историка Ф. Ариеса, который попытался восстановить историю детства на материале произведений изобразительного искусства.

Его исследования показали, что вплоть до XIII века художники вообще не обращались к образам детей. В живописи XIII века изображения де- тей встречаются лишь в религиозных сюжетах (ангелы, младенец Иисус), изображения реальных детей при этом отсутствуют. Попериод детство считалось периодом малоценным и быстро проходящим. Этому, по мнению Ариеса, способствовала демографическая ситуация того времени — высокая рождаемость и высокая детская смертность обу- словливали общее безразличное и несерьезное отношение к детям. При- знаком преодоления такого безразличия служит появление в XIV веке портретов умерших детей, которое говорит о том, что смерть ребенка начинает восприниматься как тяжелая утрата, а не как обычное явле- ние. Преодоление полного равнодушия к детям, если судить по истории живописи, происходит лишь в XVII веке, когда впервые на портретах появляются изображения реальных детей. Как правило, это портреты

цесаревичей и влия тельных особ в детском возрасте. Таким образом, по


Одним из интересных признаков изменения отношения к детям яв- ляется изменение детской одежды. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали во взрослый костюм. Только

в XVI что мальчиков и девочек 2Этот тип детского костюма просуществовал вплоть до начала XX века. Нетересно, что в тех общественных сословиях, где нет больших различий между работой взрослых и детей (как например, в крестьянских семьях до революции), детей одевают во взрослую одежду (разумеется, меньших размеров).

Исследования Ф. Ариеса начинаются со средневековья, поскольку лишь в это время появляются изображения детей в живописи. Однако забота о детях и их воспитание, разумеется, были всегда. Представить особенности воспитания древних народов позволяют описания быта

и жизни примитивных племен, сохранившихся до наших дней. Одно из таких описаний содержится в записках Дугласа Локвуда о его путеше- ствии в пустыню Гибсона (Западная Австралия) и о встречах с абори- генами племени пинтуби.

До 1957 года большинство людей этого племени не видели белого чело- века, их контакты с соседними племенами были сильно ограничены, в ре- зультате чего в этом племени во многом сохранились культура и образ жизни людей каменного века. Вся жизнь этих людей проходит в пустыне

и сосредоточена на поиске воды и пищи. Сильные и выносливые женщи- ны племени пинтуби участвуют в этих поисках наравне с мужчинами. Они могут часами идти по пустыне с тяжелым грузом на голове. Детей они ро- жают лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имеют ника- ких представлений о гигиене и даже не знают причин деторождения. У них нет никакой утвари, кроме кувшинов на голове. Когда Локвуд предложил им зеркальце и расческу, они не смогли воспользоваться ими по назначе- нию, а изображение в зеркале вызвало удивление и страх. Локвуд описы- вает, как девочка 2куски лепешки, то кусочки мяса маленькой гуаны, которые сама испекла на горячем песке. Ее младшая сестра сидела рядом и расправлялась с бан- кой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками. Еще одно наблюдение: маленькая девочка, еще не умеющая ходить, устроила для себя отдельный костерчик и, наклонив голову, раздувала угли, чтобы огонь разгорелся и согрел ее. Она была без одежды, ей наверняка было холодно, но она не плакала. Локвуд отмечает, что хотя в лагере было трое маленьких детей, они ни разу не слышали детского плача.

Свидетельства раннего взросления детей можно обнаружить во мно- гих источниках. Так, в литературе XIX века много примеров отсутствия


16 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 17


детства у пролетариев. Дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, и почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочий день продолжался 14 сов. Вспомним известный персонаж стихотворения Н. Некрасова «Му- жичок с ноготок», который в шесть лет считает себя полноправным му- жиком.

Эти и многие другие материалы позволили выдающемуся отечествен- ному психологу Даниилу Борисовичу Эльконину выдвинуть положе-


в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый психолог, пытающийся изу- чать человека, сознательно или бессознательно, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущ- ности человека. Поэтому философия или философская антропология является фундаментом психологии вообще и детской психологии в част- ности. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением созна- ния, деятельности, личности человека, которые являются центральными


ние об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему обществен- ного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, если основным способом добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребе- нок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости для специальной подготовки к будущей трудовой жизни. Развитие ци- вилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в про- изводительный труд взрослых оказалось невозможным и было отодви- нуто во времени. С развитием человечества детство все более удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем надстраивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода разви- тия, что приводит к «сдвигу во времени вверх» периода включения во взрослую жизнь. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл характер такого вклинивания нового периода на примере возникновения сюжетно


для философии, конкретно и детально разрабатываются в детской пси- хологии. Многие известные отечественные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской пси- хологии и использовали их в создании своих концепций. Поэтому мож- но сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на фи- лософию, а с другой — дает ей необходимый эмпирический материал. Человек развивается не только с момента зачатия, он развивается также в процессе истории человечества. Психология современного че- ловека коренным образом отличается от человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко

чества (филогенезом) занимаются другие науки — история, культуро-

логия, антропология.

Предметом детской психологии является индивидуальное развитие

человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной

историкоУчитывать историко ское развитие, совершенно необходимо детскому психологу. Так, за


левой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современ- ной психологии назван дошкольным.

Вопросы об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества чрезвычайно важны для понима- ния психологии современного ребенка. Следует помнить, что тип вос- питания, который мы наблюдаем в настоящее время, — это всего лишь один из возможных и далеко не единственный.

Место детской психологии в системе смежных наук

Изучение психического развития ребенка возможно только при нали- чии определенных предельно общих представлений о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие пред- ставления дает «царица наук» — философия. Можно напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое вре- мя существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась


последние десятилетия с появлением новых информационных техно- логий существенно изменились условия взросления детей и их психоло- гия. Вместе с тем онтогенез имеет свои глубоко специфические законо- мерности, не зависящие от социокультурного развития.

Качественные изменения в психической жизни (то есть развитие) происходят не только в детстве, а на протяжении всего онтогенеза.

И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятель- ности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы

и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисципли- ны — психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психология имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психо- логии. В свою очередь, детская психология использует закономерности

 

 

педагогический институт

БИБЛИОТЕКА


18 Часть I. Введение в детскую психологию Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 19


психического развития человека, полученные в психологии развития.

Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до

7 лет) и стремится максимально полно описать качественные измене- ния, происходящие с ребенком на протяжении детства.

Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ре- бенка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и других, стало возможным благодаря тому, что они были определены и описаны

в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психоло- гии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без ана-


ную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и вос- питания детей.

Трудно переоценить значение детской психологии для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей

и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно ных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мыш- ления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять

и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать аде- кватные для них формы общения и обучения.


лиза их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна,

в ней одновременно существуют в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невоз- можно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отно- шении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начи- нается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генети- ческий метод общей психологии, который позволяет проследить ста- новление сложнейших форм психической жизни взрослого человека. Вместе с тем детская психология является самостоятельной фунда- ментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология, педагогика и практическая детская психология. Предметом педагогической психологии является разработ- ка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разрабо- тать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения

и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая психология дает не- оценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет вы- яснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. По- этому детская и педагогическая психология являются неразрывно свя- занными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связан

 

Ш14


В последнее время все более широкое распространение получает про- фессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Главной и необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуаль- ные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, проводить диагностику психического развитии отдельных детей и вы- бирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Резюме

Детская психология — это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском воз- расте.

Детство — период наиболее интенсивного и эффективного развития человека.

Это развитие осуществляется как качественные преобразования

в психике ребенка, как смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого, рост ребенка является процессом количественных накоплений, то есть увеличением того же качества.

Психическое развитие ребенка человека отличается от развития де- тенышей животных. Оно происходит не как развертывание врожден- ных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно вращение общественных ценностей и норм деятельности в собствен- ные, индивидуальные способности ребенка.


 



Часть 1. Введение в детскую психологию


наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С од-


Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной


Глава 2


ной стороны, она опирается на философию, культурологию, психоло- гию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой — она является научным фундаментом для педагогиче- ской психологии, педагогики и практической психологии.

Вопросы и задания

1. Что изучает детская психология и каков ее главный предмет?

2. Чем отличается детский возраст от других, более поздних воз- растов?

3. Что дает ребенку природа? В чем главное отличие человеческого мозга от мозга животных?

4. Чем отличается развитие ребенка от его роста?

5. Каково главное условие человеческого развития?

6. В чем главное отличие в развитии ребенка и детенышей живот- ного?

7. С какими науками связана детская психология? Что дают ей фи- лософия, психология развития и общая психология?

8. Зачем воспитателю или практическому психологу нужно знать детскую психологию?

 

xiHH ^oc ^fm^rr 'V' •re.i хч'';тУ' yx^, Vi •••/•:,•, ')lixin ft %


Методы детской психологии

 

 

Прежде всего нужно различать методы и методики исследования.

Метод (от греч. methodos — «путь к чему

ход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения

и общими представлениями о нем. Например, если ученый исследует психическое развитие ребенка и при этом исходит из представления

о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет «очищение» своего предмета, устранение по возможности всех влияющих извне социальных воз- действий. Если же он, напротив, полагает, что это развитие определя- ется влияниями социальной среды, он будет специально организовы- вать эти внешние воздействия и анализировать характер их влияния на особенности психики ребенка. Таким образом, разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования, или разные ме- тоды.

В отличие от этого, методика — это частный, тактический способ по- лучения фактов, который зависит от конкретных условий работы уче- ного, от особенностей его объекта (например, от возраста детей), от изобретательности самого исследователя и пр. Исследовательских ме- тодик в детской психологии великое множество. Основных методов два — наблюдение и эксперимент.

рюя&ыги \№хмжщ&*п? ^^я^сщ'^пФ

Метод наблюдения


ТК^'.'/ f. %\:;ч>: '^'^Ш Г.:И' ^МХЬШ^, ^ V М«ГХЙ >;:V. n 4 0 Witt f;


Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития. Результаты таких наблюдений обычно фиксировались в виде дневни- ковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45 ности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важ- ных фактов.


 



Часть I. Введение в детскую психологию


Глава 2. Методы детской психологии



Первой книгой по детской психологии считается книга немецкого


используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторон-


физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прей ера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению

с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни

и те же временные интервалы. Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психо-


ней проницаемостью (или гизелово зеркало, названное так в честь его изобретателя Гизела). Его помещают между комнатой, в которой нахо- дится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате оно представляет собой обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скры-


лог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, час- то ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор- мирования предметных действий ребенка.

Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н. М. Щелованов организовал

в 1920 году клинику нормального развития детей, в которой жили пре- имущественно подкидыши и сироты. За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, инте- ресные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.

Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все за- висит от того, что и как долго наблюдать. В зависимости от этого выде- ляют несколько вариантов наблюдения.

Во сплошным и выборочным.

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны по- ведения ребенка. Их задача — описать общую картину поведения. Ко- нечно, фиксировать все движения и все слова ребенка нев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...