Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика базы, этапов и методики проведения исследования

Таблица 6

Результаты самостоятельной работы по теме: «Структурная организация живых организмов»

Оценка Кол-во человек %
неудовлетворительно    
удовлетворительно   37,5
хорошо   56,2
отлично   6,2
Всего    

 

Рис. 4.Успеваемость обучающихся по итогам самостоятельной работы на итоговом этапе

По результатам самостоятельной работы по теме «Структурная организация живых организмов» на итоговом этапе педагогического эксперимента в группе выявлено, что неудовлетворительные оценки отсутствуют, наличие удовлетворительных оценок составляет 37,5% (6 обучающихся), оценок «хорошо» – 9 (56,2%), отметок «отлично» – 1 девятиклассник (6,2%).

Анализируя рисунок 4 мы видим, что по результатам итогового эксперимента выявлено повышение успеваемости обучающихся. Это характеризуется отсутствием неудовлетворительных отметок (на начало эксперимента было 12,5%), уменьшением отметок «удовлетворительно» на 6,2%, увеличением оценок «хорошо» на 18,8%.

По итогам педагогического эксперимента использование элементов активного обучения на уроках биологии, показало также, что после формирующего этапа с решением творческого задания (кроссворда) справилось 6 человек (37,5%), это на 25% больше, чем на констатирующем этапе.

Качественная успеваемость учащихся составила 62,5 %, абсолютная успеваемость учащихся составила 100% (на констатирующем этапе – 87,5 %).

Рис. 5.Соотношение качественной и абсолютной успеваемости на констатирующем и итоговом этапах эксперимента

По полученным данным видно, что по итогам педагогического эксперимента длившегося в течение 8 недель качественная успеваемость повысилась на 18,8%, а абсолютная на 12,5% (это объясняется, на наш взгляд, тем, что задания активного характера, используемые в данный период обучения способствовали высокому уровню мыслительной деятельности учащихся, побуждали их на поиск решения проблемы, чем способствовали расширению, осмыслению и закреплению знаний по изучаемой теме, включение заданий игрового, проблемного, дискуссионного характера разнообразило уроки биологии, что повышало познавательный интерес и учебную мотивацию школьников).

Таблица 4

Тематика уроков, проводимых на формирующем этапе эксперимента с использованием активных методов обучения

Тема урока Задачи урока Активные методы и методические приемы

Характеристика базы, этапов и методики проведения исследования

Для проведения педагогического эксперимента по изучению результативности использования дидактических игр на уроках биологии была выбрана группа респондентов – обучающиеся 8 класса (22 человека) МБОУ СООШ № 31. Данное образовательное учреждение находится по адресу: г. Кемерово,проспект Октябрьский, 17А

Школа функционирует как общеобразовательное учреждение где обучение осуществляется в две смены. Продолжительность учебной недели – шесть дней. Продолжительность уроков в соответствии с Уставом школы – 45 минут. Продолжительность перемен между уроками – 10 минут, динамические перемены между 2-3, 3-4 уроками 15 мин. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: для I и II ступеней обучения – 4 раза в год по итогам четвертей.

Учебный план школы создан на основе регионального базисного учебного плана 2004 года, Федерального базисного учебного плана, состоящего из трёх компонентов: федерального, регионального, компонента ОУ.

В 9 классе обучается 16 учеников (1997-1999 года рождения): 8 мальчиков и 8 девочек. Возраст 14-16 лет. В классе двое ребят из многодетных семей, и пятеро из неполных семей. В классе заметны дружелюбное, уважительное отношение друг к другу, каждый из класса всегда готов придти на помощь однокласснику, как в учебном отношении, так и в личном. Взаимоотношения между мальчиками и девочками, в большинстве случаев, уважительные. Большая часть класса на уроках внимательна, проявляет активность в получении знаний, выполняет домашнее задание. Среди учеников класса есть способные учащиеся. Они способны анализировать, обобщать, делать выводы, умеют самостоятельно работать на уроке.

Изучение школьной документации показало, что средний балл успеваемости по биологии за первую четверть 2013-2014 учебного года составил 3,7 балла: оценку «отлично» по биологии имели 3 человека (18,8%), отметку «хорошо» имели 31,2 % учащихся, что составляет 5 человек «удовлетворительно» ‒ 50 % учащихся (8 человек).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2012 г.) ‒ анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, отбор необходимого материала для разработки методических материалов к урокам биологии.

Второй этап (2013 г.) ‒ подбор диагностического материала, методические разработки дидактических заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся, разработка конспектов уроков, проведение педагогического эксперимента, который включал следующие этапы:

Констатирующий – этап, при котором выявляются реально существующие данные по изучаемому вопросу на начало экспериментальной работы. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы

Формирующий – этап, в ходе которого проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

Итоговый – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является проверка полученных выводов и разработанной методики.

Третий этап (2014 г.) - анализ экспериментальных данных, формулирование выводов, оформление дипломной работы.

На констатирующем этапе эксперимента, для выявления уровня знаний по биологии учащимся была предложена самостоятельная работа 1 по разделу «Микро- и макроэволюция», на итоговом этапе – самостоятельная работа 2 по разделу: «Структурная организация живых организмов».

На уроках биологии по разделу «Микро- и макроэволюция» до проведения педагогического эксперимента были использованы традиционные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, демонстрация наглядного материала. Формирующий этап педагогического эксперимента заключался в проведении уроков биологии с использованием активных методов: учебных игр, проблемных задач, дискуссий, круглых столов, опорных конспектов и др.

Задания обеих самостоятельных работ были одинаковы для всех обучающихся. Оценка работ учащихся производилась по следующим критериям:

· «отлично» ставилась при выполнении работы на 91-100%;

· «хорошо» ‒ при выполнении на 75-90%;

· «удовлетворительно», если ученик справился на 51-74%;

· «неудовлетворительно» при выполнении на 50% и менее заданий.

В педагогическом эксперименте также были использованы:

Ø методика «Составление расписания на неделю» автор С. Я. Рубинштейн в модификации В. Ф. Моргуна [цит. по 14];

Ø методика «Диагностика учебной мотивации» Дубовицкой Т. Д. [15].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...