Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое.




Главное в лирике – эмоционально окрашенные размышления и описания. Лирические высказывания не сопровождаются изображение каких-либо событий. Главный объект художественного познания в лирике – это характер самого «носителя речи», прежде всего – его внутренний мир, его умонастроения и эмоциональное отношение к жизни. Лирика сохраняет присущее словесному искусству предметное, изобразительное начало. Она не изображает событий, действий, поступков и взаимоотношений. Лирические переживания могут принадлежать как самому поэтому, так и другим, не похожим на него лицам, и в этом случае лирика называется ролевой. Но в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого поэта. Стихотворения, лирический субъект который тождественен или крайне близок самому поэту, называют автопсихологическими. В лирике «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг к другу и в большинстве случаев сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Лирически воплощенные умонастроения не являются копией пережитого поэтом. В сферу его творчества попадают наиболее значительные эмоции. При этом автор в процессе творчества нередко создает силой воображения те психологические ситуации, которых в реальной действительности не было вовсе.

Лирически воплощаемое переживание – результат художественного обобщения. Полно воспринимать лирическое произведение – значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто собственное, личное, задушевное. Лирические высказывания имеют силу внушения. В связи с этим лирические образы легче и свободнее преодолевают барьеры между эпохами и в большей степени воспринимаются как общечеловеческие.

Лирическая медитация и её виды. Медитацией называют эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо. Многие лирические произведения представляют собой прямое, непосредственное излияние души – это лирика чувства. Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие темы – это лирика мысли. Существуют так же описательные и повествовательные формы лирического творчества. Описательная лирика воссоздает окружающие людей вещи, черты наружности человека, раскрывает его внутренний облик и рисует природу. Повествовательные стихотворения – это, как правило, предельно лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях, которые не изображаются тщательно и детализировано, а лишь кратко обозначаются. В.Г. Белинский Утверждал, что отдельное стихотворение «не может обнять целости жизни, ибо субъект не может в один и тот же миг быть всем».

Экспрессивность лирической речи. Художественно-речевые средства с присущей им экспрессией становятся основой построения лирических произведений. В лирике особенно важны подбор расположения слов, выразительность интонаций и ритмов. Такие произведения почти всегда облекаются в стихотворную форму. Композиция речевых приемов именно в лирике приобретает организующую силу: мысли и чувства лирического поэта воплощаются, прежде всего, в сопоставлении собственно речевых образов. Экспрессивные начала речи в лирических произведениях концентрируются и порой доводятся до максимального предела. Стихотворения являются богатейшим источником субъективных, во многом индивидуальных ассоциаций.

Лиро-эпические произведения. Литературные роды иногда переплетаются. Нередко произведения эпические в своей основе содержат эпизоды лирического характера: в повествования о событиях вторгаются эмоциональные размышления автора (например, «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя). Существует немало произведений, в которых лирическое и эпическое начала соединяются на равных правах. Их называют лиро-эпическими. Таковыми являются произведения так называемой лирической прозы. Так, повести А. де Сент-Экзюпери построены в виде цепи лирических раздумий, к которым как бы подключается повествование о событиях. Далеко не все лиро-эпические произведения являют собой чередование эпизодов эпического и лирического характера. К лиро-эпике относят ряд стихотворных произведений, образность которых имеет символический характер и является одновременно как эпической, так и лирической («Демон» Лермонтова, «Соловьиный сад» Блока).

Литература и мифология.

Первобытный миф и художественное творчество лишены возможности встретиться: жив первый, его цельность как раз и гарантирована тем, что искусство из него еще не вычленилось, а появление искусства само сигнализирует о распаде мифологического мира. Миф внеположен искусству.

Конечно, необходимую оговорку предполагает тот общеизвестный факт, что выделение профессионального искусства из родового мифотворчества происходит не так быстро: это не мгновенный взрыв, а процесс, для древней Греции, например, занимающий не только эпоху архаики (VIII–VI вв. до н. э.), но и эпоху высокой классики (V в. до н. э.), — уже Гомер не есть первобытная мифология, но еще Софокл не есть до конца индивидуалистическая «литература». Чем же является для общества миф? Этот ответ прост: мифы «красивы», а потому для поэта или художника естественно их заимствовать и использовать. Здесь важны два момента: 1) убежденность в том, что мифология (почти всегда имеется в виду греко-римский материал) — это непременно «красиво»; 2) представление о чисто механическом «заимствовании» и «использовании». Формальны прежде всего его границы: мифология — это сумма рассказов о «мифических существах», а потому квалификация того или иного мотива как мифологического осуществляется предельно просто: в зависимости от наличия определенных имен. Если в тексте упоминается, например, Зевс, можно спокойно говорить о мифе.

Овидий. последовательно подвергает эстетической уравниванию самые различные слои греческой и римской мифологии, добиваясь полнейшей однородности. При этом существенно, что если по отношению к каждому отдельному мотиву допустима любая степень иронии и особенно эстетической нескромности, то система в целом оценивается как наделенная особой «высокостью»

Становление нового подхода к мифу происходит с начала XIX столетия и притом с особой интенсивностью в Германии. Уже во второй части «Фауста» Гёте проходят образы греческих и христианско-католических, но также и простонародно-немецких мифов. Миф со временем растворяется в литературе, такие произведения как «Нос» Гоголя или произведения Золя иллюстрируют данное утверждение. В этой сфере уже невозможно найти «мифологические» имена, но архаические ходы мифомышления активно работают в заново творимой образной структуре.

В чем признак мифа? При самом приблизительном описании того, как мы представляем себе миф, невозможно обойтись без таких слов, как «первоэлементы», «первообразы», «схемы», «типы», и их синонимов. Итак, мифологичны какие-то изначальные схемы представлений, которые ложатся в основу самых сложных художественных структур. Дело идет о том, чтобы возможно более адекватным образом выявить повторяющиеся схемы и систематизировать их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...