Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Сравнительная характеристика ЗПР и сходных состояний.

Тема 1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза

Дидактические единицы: Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалиста. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM - III - R и DSM - IY). Понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

Темы лекции №1: ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Классификация ЗПР (6 часа). КЛАССИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ

Тема практического занятия №1: ЗПР как специфический вид дизонтогенеза. Классификация ЗПР (4 часа). БЕСЕДА ПО ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫМ ВОПРОСАМ

Вопросы:

1. Предмет и задачи психологии детей с задержкой психического развития. ЗПР как нарушение темпа психического развития.

2. Исторический аспект проблемы ЗПР.

3. Причины и механизмы отклонений в интеллектуальном развитии при ЗПР.

4. Систематика задержанного психического развития.

5. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской:

· ЗПР конституционального генеза;

· ЗПР соматогенного генеза;

· ЗПР психогенного генеза;

· ЗПР церебрально-органического генеза.

6. Обозначение и понимание ЗПР зарубежными специалистами.Понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции в онтогенезе.

7. Кодификация в международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров (DSM – III – R и DSM – IY).

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать из психологического словаря, словаря медицинских терминов, других литературных источников определения понятия «задержанное психическое развитие», «инфантилизм», «минимальная мозговая дисфункция», «резидуальный».

2. Используя литературу, составьте письменную краткую психологическую характеристику вариантов задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

 

 

Тема 2. Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР

Дидактические единицы : Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

Темы лекции №2: Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР (4 часа). КЛАССИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ

Тема практического занятия №2: Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР (4 часов). БЕСЕДА ПО ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫМ ВОПРОСАМ

Вопросы:

1. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР:

· Особенности сенсорно-перцептивной сферы

· Особенности моторики

· Особенности внимания

· Особенности памяти

· Особенности мышления

· Особенности речевого развития

2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

3. Особенности развития личности детей с ЗПР.

4. Особенности коммуникативной деятельности детей с ЗПР

5. Особенности деятельности (раскрыть по ведущим видам деятельности, познавательные и продуктивные виды деятельности) детей с ЗПР.

6. Психолого – педагогические методики, направленные на исследования познавательной деятельности детей ЗПР дошкольного и школьного возраста.

7. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР.

8. Формирование познавательного интереса и учебной мотивации у детей с ЗПР

 

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте библиографический список статей журнала «Дефектология» за 2000-2005 годы, посвященных проблеме психического развития детей с ЗПР.

2. Подготовьте конспект одной из статей по проблеме особенностей психического развития детей с ЗПР.

3. Составьте краткий реферат книги «Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития» под ред. К.С.Лебединской, М.,1982.

4. В виде таблицы представить методики, направленные на определения уровня готовности к школьному обучению детей с ЗПР, используя источники № 1,5, 13, 10,21

 

Тема 3. Сравнительная характеристика ЗПР и сходных состояний.

Дидактические единицы: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Темы лекции №3:

С равнительная характеристика ЗПР и сходных состояний (легкая степень умственной отсталости, педагогическая запущенность, СДВГ) (2 часа). ЛЕКЦИЯ – ДИССКУСИЯ С ВОПРОСАМИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

 

Тема практического) занятия №3: Дифференциальная диагностика ЗПР и педагогической запущенности, ЗПР и ОНР, ЗПР и СДВГ, ЗПР и легкая степень умственной отсталости (4 часа). КРУГЛЫЙ СТОЛ (обсуждение сходства и различий ЗПР и сходных состояний)

Вопросы:

1. Определение понятий «трудные» дети, «дети с трудностями в обучении», «дети группы риска».

2. Основные причины трудностей в обучении и поведении ребенка. Социокультурная депривация как фактор педагогической запущенности. Семья и проблема педагогической запущенности.

3. Понятие ММД, связь ММД и ЗПР

4. Задержка психического развития и педагогическая запущенность. Сходство и различие.

5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая и психофизическая характеристика, перспективы преодоления.

6. Задержка психического развития и ОНР. Сходство и различия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект статьи Мастюкова Е.М. ЗПР. Вопросы дифференциации и диагностики \\ Вопросы психологии, №1 – 1989..

2. В виде таблицы представить сравнительный анализ ЗПР и педагогической запущенности, ЗПР и ОНР, ЗПР и СДВГ.

 

Литература:

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. – М.,1982

2. Безруких М.М. Педагогический энцоклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 20002 – 528с.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984

4. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.,1973

5. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.,1993

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.,1985

7. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И.Лубовского. – М.,1981

8. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990

9. Лангмейер А.Г., Матейчик З Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984

10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000

11. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психики аномальных детей. Ж. «Дефектология», № 6, 1971

12. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.,1990

13. Ульненкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развити. – М.: «Академия», 2005. – 176с.

14. Овчарова О.В. справочная книга социального педагога – М.: Сфера, 2004.

15. Потанин Г.М. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений у подростков. –М.: Моск. гуманит. универ. усоверш. учителей – 1989.

16. Петрова В.Г., Беляковой И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М., 2000

17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В.Защиринская. – СПб, 2003

18. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1998

19. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб, 2003.

20. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, др. – М.,1999

21. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с ЗПР – М.: Школьная Пресса, 2004.

22. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики ЗПР // Дефектология, 2006 -№3 – С.16 - 35

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...