Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания.




Контрольные вопросы и задания.

1. Чем определяется актуальность ранней диагностики психофизического развития детей?

2. Каковы основные принципы ранней психологической диагностики?

3. Перечислите методы, используемые в ранней диагностике.

4. Дайте общую характеристику основного метода ранней психодиагностики.

5. Какое значение в диагностике имеют возрастные нормы?

6. Раскройте основные положения теории Л. С. Выготского, лежащие в основе ранней диагностики нарушений развития.

7. В чем вы видите основные проблемы ранней диагностики?

8. Назовите этапы диагностического обследования ребенка.

9. Обозначьте основные требования к психологическому заключению.

 

Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до

1 года.

 

2. 1. Показатели развития младенца и параметры диагностики.

 

Идеальной была бы оценка нейропсихического состояния ребенка сразу после рождения, возможность которой ограничена рядом причин:

- только очень тяжелые нарушения проявляют себя в раннем периоде;

- более легкие психические отклонения не всегда сочетаются с яркими соматическими симптомами;

- причиной нарушений психического развития могут быть постнатальные вредности.

Поэтому необходимо стремиться составить клиническое представление о психическом развитии ребенка на каждом из возрастных уровней [9].

В период новорожденности можно изучать следующие поведенческие реакции: способность обращать глаза в сторону звука и отворачиваться от неприятного запаха; способность воспринимать расстояние, отодвигать голову назад при приближении предмета; способность в первые дни жизни образовывать условные рефлексы; способность на 2-й неделе смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, и реагировать более продолжительно на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон.

Необходимый минимум при клиническом обследовании младенца включает в себя: 1) оценку зрелости; 2) наблюдение за плачем; 3) изучение: лица (лицевой парез, лицо, характерное для определенных болезней), глаз (катаракты, нистагм), движений (качество, количество, симметрия), позитуры (излишнее напряжение из-за спастичности); 4) пальпацию родничков и черепных швов; 5) оценку: мышечного тонуса, рефлексов Моро, хватательного и коленного; 6) измерение окружности головы; 7) осмотр спины для выявления кожных синусов; 8) грубое определение слуха; 9) исследование на фенилкетонурию [9].

В качестве параметров оценки психического развития ребенка первого года жизни могут быть использованы показатели умственного развития, выделенные Ж. Пиаже. Согласно его концепции, ребенок до года находится в первом периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них не психических образов для слов. Знания об окружающем мире складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – в возрасте до года:

1. Упражнение рефлексов (новорожденность). Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные умеют смотреть и слушать.

2. Первичные круговые реакции (1-4 месяца). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

3. Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

4. Координация вторичных схем (8-12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Появляются первые признаки умения предвосхищать события (например, плач при виде йода) [5].

Основное новообразование новорожденности (от 0 до 2 мес. ) – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Комплекс оживления является основным новообразованием возраста и служит границей критического периода новорожденности. Комплекс оживления включает в себя ряд реакций: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе внимания, т. е. возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; улыбка.

Сроки появления комплекса оживления рассматриваются как один из основных критериев нормативности психического развития ребенка [5; 7].

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) характеризуется полной зависимостью от взрослого. Основными новообразованиями возраста являются: 1) формирование структуры предметного действия; 2) формирование структуры речевого действия.

Ведущим типом деятельности в первом полугодии период является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри и в результате которого развиваются все психические процессы ребенка [7].

                                                                                                         Таблица 5

Ориентировочная таблица развития способностей восприятия у младенцев [18].

Возраст Способности
0-1 месяц     1 месяц   2 месяца   3 месяца     4 месяца     5-6 месяцев   6 месяцев     6, 5 месяцев     8-10 месяцев   10-12 месяцев   Звуко-зрательно-двигательные связи, обнаруживаемые в повороте головы и глаз на звуки. Следит за движениями предметов и людей. Отличает запах матери от запаха других людей.   Распознает многие звуки речи.   Обладает двухцветным зрением. Начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные его фрагменты.   Обладает бинокулярным и периферическим зрением. Отличает живое лицо матери от фотографии. Слышит и имитирует высокие и низкие звуки. Связывает голос матери с ее лицом и звуки с их источниками. Отличает голоса матери и отца от голосов незнакомых людей. Различает предметы в вертикальном и наклонном положениях. Различает плоскостные и объемные изображения.   Различает, помимо вертикального, и другие положения предметов (отличает предметы, поставленные вверх ногами, от наклонных)   Отличает лицо матери от лиц незнакомых людей. Способен воспринимать постоянство размера объектов.   Активизируется зрительная и двигательная системы ребенка, облегчая начинающему ползать малышу восприятие глубины.   Способен воспринимать постоянство формы объектов.   Опознает предметы, прикасаясь к ним, но не рассматривая. Умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.

 

В качестве параметров ситуативно-личностного общения ребенка следует рассматривать инициативность ребенка при общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность в общении характеризует стремление ребенка привлечь к себе внимание взрослого, продлить общение (в первом полугодии) и продемонстрировать свои умения. Побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и др. (во втором полугодии).  

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого – это его готовность воспринимать коммуникативные «послания» взрослого и откликнуться на его предложения. Показателями чувствительности к воздействиям взрослого в первом полугодии являются:

- внимание и интерес к ним ребенка (замирание, сосредоточенность);

- положительное отношение (улыбка, двигательное оживление, вокализации);

- перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении, сосредоточенность на взрослом в момент воздействий и др. ).

Показателями чувствительности во втором полугодии являются ответные действия на обращения взрослого (попытка подражать, реакция на похвалу и порицание и др. ), чередование инициативных и ответных действий, согласованность собственных действий с действиями взрослого.

Средства общения в первом полугодии – это количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения. Состав комплекса оживления в силу различных причин может быть: неполным; полным со слабой выраженностью отдельных компонентов; может вовсе отсутствовать. Во втором полугодии – предречевые средства (лепет, первые слова), а также положительные и отрицательные эмоции и различные действия с предметами.

Во втором полугодии жизни формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность [5; 7].

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка представлена в виде разнообразных действий с предметами:

1. Неспецифические действия. Это ориентировочно-исследовательские действия, которые ребенок производит со всеми предметами (захватывает, рассматривает, царапает, перекладывает из руки в руку, тянет в рот и др. ). В процессе выполнения таких действий ребенок удовлетворяет потребность в познании и активном функционировании. Постепенно опыт действий с предметами фиксируется в памяти, постепенно нарастает произвольность действий.

2. Специфические действия. Это определенные произвольные действия с конкретными предметами.

3. Культурно-фиксированные действия. Это действия, выполняемые ребенком по образцу, полученному в общении со взрослым.

Виды действий с предметами, а также познавательная активность (разнообразие действий с предметами, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) являются параметрами уровня развития предметно-манипулятивной деятельности.

Основные параметры при диагностике познавательной активности:

- внимание и интерес к предметам (степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность внимания, интереса, удивления, наличие отвлечений в процессе восприятия предметов);

- положительные эмоциональные проявления, сопровождающие познавательную деятельность (выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие предметов и действий с ними);

- познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обследованию предметов (характеристики зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов) [5].

Перечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных диагностических ситуациях, которые должны предусматривать возможность выбора ребенком вида деятельности и общения со взрослым, проявления инициативности в общении, чувствительности к различным коммуникативным воздействиям взрослого, продемонстрировать владение средствами общения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...