Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование предпринимательства: понятие, формы, методы.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплинЕ: «ПРедпринимательское право»

 

I ВАРИАНТ

 

 

Выполнил:

Студент (ка) 3 курса 331 группы

заочной формы обучения

Ерохин Юрий Андреевич

 

 

Смоленск 2017 г.

 

Предмет предпринимательского права.

 

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.

Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности"[1].

С введением в действие в 1996 г. нового Гражданского кодекса РФ большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ)[2].

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:

• нормы административного права.

• нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.

Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано, для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.

Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось, как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривались, как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.

 

 

Государственное регулирование предпринимательства: понятие, формы, методы.

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы[3].

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

установление денежной системы;

установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

объем национального производства;

пропорциональность развития экономики;

темпы экономического роста;

внешнеэкономический баланс страны;

уровень занятости трудоспособного населения страны;

социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

характер рыночных отношений;

характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;

общесоциальные факторы;

общеэкономические условия;

общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

контролем за использованием общенациональных ресурсов;

социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:

убеждением;

принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

 

 

Задача:

Индивидуальный предприниматель Н. Смирнов вступил в брак и переехал на постоянное место жительства в другой район города. Кроме того, у него изменились планы: он решил сосредоточить свои усилия на получении высшего образования, а потому прекратить предпринимательскую деятельность. Он обратился в юридическую фирму за консультацией. Как правильно поступить ему в сложившейся ситуации:

 

1. В связи с изменением места жительства следует ли ему обратиться в регистрирующий орган по новому или старому месту жительства или подать заявление о прекращении деятельности?

2. Поскольку по кредитному договору он получал в банке кредит на развитие дела, а суммы им еще не возвращены, следует ли ему до подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности рассчитаться с банком и представить доказательства уплаты долга в регистрирующий орган?

3. Им не исполнены обязательства по договорам подряда на изготовление мягкой мебели, аванс по которым он получил. Следует ли ему информировать своих контрагентов о прекращении своей деятельности и в какой срок? Какие документы он должен представить в подтверждение прекращения обязательств перед кредиторами в регистрирующий орган?

4. Нужно ли уплачивать госпошлину и в какой сумме?

 

В связи с тем, что Смирнов решил прекратить предпринимательскую деятельность, то в соответствии с ФЗ N 129-ФЗ ему необходимо подать в регистрирующий орган по старому месту жительства следующие документы по заявление форме N Р26001.

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме N Р26001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно ФЗ N 129-ФЗ предоставление в регистрирующий орган доказательств уплаты долга и подтверждение прекращения обязательств перед кредиторами не требуется.

Согласно п.6 ч.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Смирнов должен уплатить 200 рублей.

 

Список литературы

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ (гл. 26).

3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ с изм. и доп., внес. Федеральными законами от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 г.№294- ФЗ.

5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.01 № 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (ч.1).– Ст. 3430.

 

Учебная литература:

1. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.

2. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.

3. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. - 320 с.

5. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 2001

6. Макаров, С.И. Основы предпринимательства / С.И. Макаров, М.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2013. - 224 c.

7. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.


[1] Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. - 320 с.

[2] Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. - 320 с.

[3] Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...