Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность организации и управления морально-психологическим обеспечением деятельности подразделения в современных условиях




 

Управление морально-психологическим обеспечением представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым являются силы и средства морально-психологического обеспечения. То есть управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс. Таким образом, цель управления морально-психологическим обеспечением состоит в координации действий сил и средств морально-психологического обеспечения.

Поскольку управление морально-психологическим обеспечением реализуется через управленческую деятельность, то рассмотрим ее основные функции: планирование; организация; мотивация; контроль.

Планирование включает в себя несколько этапов:

объективная оценка состояния морально-психологического обеспечения и определение его возможностей;

определение цели и способов ее достижения;

назначение ответственных должностных лиц и сроков исполнения;

выбор методов оперативного контроля.

Ст. 687 Боевого устава по подготовке и ведению общевойскового боя.

Организация морально-психологического обеспечения включает: определение целей и задач морально-психологического обеспечения; отдачу указаний и постановку задач исполнителям; всестороннее обеспечение мероприятий морально-психологического обеспечения; практическую работу и другие мероприятия.

Таким образом, организационная функция заключается в практической реализации намеченных шагов и предусматривает определение обязанностей должностных лиц, задач морально-психологического обеспечения, порядка отдачи организационных указаний и представления донесений и другие мероприятия, которые позволяют достичь поставленных целей в ходе выполнения учебных и боевых задач.

Мотивация представляет собой процесс стимулирования деятельности личного состава подразделения, направленный на побуждение его к надлежащему исполнению своих обязанностей в целях надлежащего выполнения поставленных задач.

Система управления морально-психологическим обеспечением относится к числу целенаправленных и управляемых систем. Это означает, что ее функционирование осуществляется под постоянным управляющим воздействием органов как государственно-политического, так и военного управления. А управление любой сложной динамической системой есть одно из важных ее свойств. Без управления не может существовать сама система.

Силы и средства морально-психологического обеспечения в целом также являются сложной системой, составные части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. В связи с этим значительно повышается роль правильно и четко организованного управления ими, как основы поддержания их постоянной боевой готовности. Это обусловлено еще и тем, что на состояние боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения сегодня все возрастающее влияние стали оказывать нестабильность политической обстановки внутри страны, кризис в экономике, криминализация общественных отношений и связанные с этим резкое снижение финансирования и ухудшение материально-технического снабжения войск, потеря престижа службы в Вооруженных Силах и т.д. Если в недалеком прошлом влияние этих и других внешних и внутренних факторов при организации управления морально-психологического обеспечения практически не учитывались, то на современном этапе, как показывает исторический опыт, без учета их влияния и своевременного анализа процесс управления морально-психологическим обеспечение будет носить абстрактный характер.

Современный процесс организации и управления морально-психологическим обеспечением осуществляется, как правило, в условиях постоянно изменяющейся военно-политической, тактической, морально-психологической и информационной обстановки и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие своих объектов, и насколько органы управления приблизились (или достигли) запланированных целей? На эти вопросы дает ответ своевременный контроль, который должен осуществляться непрерывно и объективно. Самые важные задачи, которые должны быть здесь реализованы - это своевременная диагностика текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. Эффективный управленческий контроль всегда должен завершаться обратной связью для внесения необходимых корректив.

Для более глубокого изучения роли и места заместителя командира роты по воспитательной работе в организации и управлении МПО деятельности подразделения я, с помощью руководителя моей дипломной работы, п/п-ка Грибенюкова С.В., провел изучение и обобщение мнений по проблеме исследования.

Были опрошены офицеры-командиры подразделений в воинском звании от лейтенанта до капитана, возрастом от 22 до 30 лет. В анкету вошли следующие вопросы:

. Ваше мнение о введении в штат роты ЗКВР?

. Ваше отношение к МПО в боевой обстановке?

. Ваше отношение к МПО в повседневной деятельности?

. Где, по Вашему мнению, место ЗКРВР в бою?

. Что, по Вашему мнению, необходимо для улучшения МПО?

. Какие из форм МПО проводятся в Вашем подразделении?

. Какие из форм МПО Вы считаете необходимыми, а какими, по Вашему мнению, можно пренебречь?

. Назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, функции и обязанности ЗКРВР?

После обобщения результатов были получены следующие данные:

На первый, второй и третий вопросы 100% опрошенных ответили положительно.

На четвертый вопрос о месте заместителя командира роты по воспитательной работе в бою ответили следующим образом:

    на передовой - 4 человека

    с личным составом - 6 человек

    в авангарде - 4 человека

    в боевых порядках - 4 человека

    впереди подразделения - 3 человека

    на КНП роты рядом с командиром - 5 человек

    везде - 1 человек

    во втором эшелоне - 1человек

На пятый вопрос о том, что необходимо для улучшения МПО, получены следующие результаты:

    улучшить материальную базу, в частности обеспечение техническими средствами воспитания - 7 человек

    уделять больше внимания МПО - 4 человека

    доукомплектование подразделений заместителями командиров рот по воспитательной работе - 4 человека

    повышение квалификации и профессионализма заместителей командиров рот по воспитательной работе - 11 человек

    постоянная работа с личным составом - 4 человека.

На шестой вопрос о формах воспитательной работы, проводимых в подразделениях, получены следующие результаты:

    информирование личного состава - 14

    индивидуальные беседы - 3

    социально-правовой час - 7

    общие собрания роты - 5

    просмотр кинофильмов, телепередач - 3

    беседы - 9

    диспуты - 1

    все согласно руководящих документов - 2.

На седьмой вопрос о том, можно ли пренебречь какими-либо формами МПО, 100% опрошенных ответили, что необходимы и важны все формы, особенно в боевой обстановке и нельзя пренебречь ни одной из них.

При ответе на восьмой вопрос опрошенные назвали следующие наиболее важные, на их взгляд, функции и обязанности заместителя командира роты по воспитательной работе:

    воспитание высоких морально-психологических качеств у личного состава - 11 человек

    профилактика нарушений воинской дисциплины - 4 человека

    организация индивидуальной воспитательной работы - 6

    морально-психологическое обеспечение боевой подготовки - 3

    работа по предупреждению суицидальных явлений - 3

    изучение взаимоотношений между военнослужащими - 7.

В целях лучшего понимания роли и места заместителя командира роты по воспитательной работе в организации и управлении МПО деятельности подразделения в ходе боевых действий, мною был собран и обработан некоторый материал, накопленный в результате Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне. Встречаясь с ветеранами боевых действий, я ставил перед собой задачу выявить особенности МПО, характерные для каждой из войн, понять, какие конкретно мероприятия должен проводить заместитель командира роты по воспитательной работе для успешного выполнения личным составом поставленных задач и найти наиболее эффективные формы МПО на сегодняшний день.

Беседа с участниками боевых действий проводилась согласно разработанному мною плану, который включил в себя следующие вопросы:

1. Расскажите, каким образом организовывалось МПО боевых действий?

2. Какую роль в этом играл ЗКРВР?

.   Как, с помощью каких методов, технологий, приемов достигалось управление МПО на всем протяжении боя?

.   Особенности информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы?

.   Каким образом проводились мероприятия по психопрофилактике, психологической помощи военнослужащим, получившим психические расстройства?

.   Особенности мероприятий по защите подразделений от информационно-психологического воздействия противника, обеспечения войск техническими средствами воспитания?

.   Место и роль актива в организации и управлении МПО боя?

.   Какие мероприятия МПО, на Ваш взгляд, были организованы не на должном уровне, что можно было изменить?

.   Назовите наиболее эффективные, на Ваш взгляд, формы МПО?

. Место ЗКРВР в бою, боевой обстановке?

Первая моя беседа состоялась с ветераном Великой Отечественной войны, участником войны с Японией, старшим сержантом 56 гвардейского стрелкового полка, Евгением Васильевичем Стригуном.

Он в составе своей роты совершил марш по степям Монголии к легендарной реке Халхин-Гол, форсировал ее и вышел к горам Большого Хингана. За горами роту ожидали обширные непроходимые болота, преодолев которые батальон должен был выйти в тыл Квантунской армии. Выполнить боевую задачу роте помогла и хорошо организованная, в то время партийно-политическая работа.

После окончания второй мировой войны Евгений Васильевич продолжил службу на границе с Китаем, где являлся помощником ЗКП по политической части и, в силу своих художественных способностей, занимался оформлением клуба полка.

Как следует из беседы с Евгением Васильевичем, во время Великой Отечественной войны партийно-политическая работа с личным составом проводилась на основании следующих основополагающих принципов:

привитие жгучей ненависти к врагу;

постоянная идеологическая подпитка сознания;

пламенное чувство патриотизма, осознание каждым чувства долга перед Родиной;

любовь к своей части, верность и преданность боевым товарищам, своему командиру;

примеры массового героизма, самопожертвования во имя победы над врагом;

уверенность в правоте своего дела, в надежности своего оружия;

личный пример командира;

и других.

Наиболее эффективными формами МПО на то время являлись:

короткие политические информации;

митинги личного состава;

широкое использование наглядной агитации;

обращение командира с речью-воззванием;

награждение отличившихся, нередко прямо на поле боя.

Об особенностях партийно-политической работы в Афганистане мне рассказал ветеран афганской войны, а ныне преподаватель кафедры Педагогики нашего Училища, кавалер Ордена Красной Звезды, п/п-к запаса Глемба Леонид Васильевич.

За мужество и отвагу, проявленные в боях на земле Афганистана, 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 200 человек награждены орденами и медалями. Среди награжденных 110 тысяч солдат и сержантов, около 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов, 2,5 тысячи служащих Советской Армии.

Во многом это результат проводимой в 40-й армии партийно-политической работы, которая была направлена на решение таких важнейших задач, как:

· разъяснение интернациональных задач советских войск в Афганистане;

· перестройка психологии и сознания военнослужащих на военный лад;

· воспитание у личного состава высоких морально-психологических и боевых качеств, постоянной боевой настороженности, бдительности, готовности к выполнению внезапно возникающих задач, к хладнокровным и уверенным действиям в опасных и критических ситуациях;

· воспитание у воинов сознательной дисциплинированности, дружбы и товарищества, готовности к взаимовыручке в бою;

· развитие у воинов способности стойко переносить тяготы и лишения боевой обстановки в сложных условиях горно-пустынной местности;

· забота о бытовом, материально-техническом обеспечении, особенно боеприпасами, горюче-смазочными материалами, водой и пищей, о соблюдении мер безопасности, сохранении жизни и здоровья личного состава, о бесперебойной доставке писем, газет, журналов и другой корреспонденции.

Было характерно постоянное общение офицеров с воинами, активная и конкретная индивидуальная работа непосредственно в отделениях, экипажах, расчетах, взводах, направленная на подготовку к бою. С начала подготовки и до конца выполнения боевой задачи велись боевое и политическое информирование, передача опыта действий в различных ситуациях боя в горах и пустыне.

В поле зрения командиров и офицеров-воспитателей постоянно находились вопросы подготовки и поддержания техники и вооружения в готовности к немедленному и эффективному применению в бою, их сбережения и эксплуатации в сложных условиях горно-пустынной местности, а также вопросы сохранения жизни и здоровья личного состава, организации питания, отдыха и досуга людей.

Выбор форм конкретных мероприятий определялся характером боевых задач, наличием времени на их подготовку и проведение, материально-технической базой воспитательной работы.

При подготовке к ведению боевых действий применялись следующие формы:

общие собрания личного состава подразделения;

совещания, инструктажи сержантов и актива;

совместные митинги личного состава роты и приданных подразделений, которым предстоит взаимодействовать при выполнении задания - "вечера боевого содружества";

встречи с воинами, отличившимися в предыдущих боях и награжденных правительственными наградами;

технические огневые викторины, состязания на лучшего специалиста подразделения по выполнению нормативов, подъем флага в честь победителей;

обмен опытом с различными категориями личного состава по специальностям;

выпуск стенных, сатирических, фото - газет, боевых листков, листков-молний;

закрепления 2-4 молодых воинов за опытными солдатами;

Наиболее распространенными и оправдавшими себя на практике стали такие формы работы, как:

· выступление коллективов художественной самодеятельности;

· посещение комнат Боевой Славы;

· встречи молодых воинов с солдатами, сержантами, прапорщиками, офицерами участниками боев под девизом: "Первый бой и как из него выйти победителем";

· беседы по материалам окружной печати, в которых обобщался опыт действий в "зеленке".

В подразделениях сложился ритуал выхода подразделений на выполнение боевых задач. Выстраивается весь личный состав с выносом Боевого Знаменичасти. Проводится митинг: исполняется гимн, вручаются правительственные награды отличившимся, а также зачитываются приказы командования о поощрении личного состава за образцовое выполнение воинского долга. Зачитываются письма родителей, с предприятий, учебных заведений, школ, из областей, с которыми установлены шефские связи, с наказом достойно выполнять свой воинский и интернациональный долг. Затем командиры отдают боевой приказ подразделениям, выходящим на боевую задачу. По окончании митинга исполняется Гимн, личный состав проходит торжественным маршем и направляется в указанный район.

В ходе выполнения боевых задач активно применялись такие методы и формы:

· общие собрания личного состава накоротке в перерывах между боями;

· личный пример офицеров;

· призывы;

· товарищеская взаимопомощь, советы опытных воинов-специалистов;

· боевые листки, листки-молнии;

· объявление перед строем о представлении солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров к правительственным наградам;

· встречи с личным составом взаимодействующих подразделений;

· популяризация воинов, совершивших героические поступки, с использованием штатных боевых радиостанций;

· прослушивание радиоприемника или магнитофонной записи радиопередач, распространение их в виде бюллетеней.

По окончании выполнения боевой задачи воспитательная работа направлялась на обеспечение высокой бдительности, боевой настороженности и готовности личного состава к отражению внезапного нападения, вплоть до прибытия к месту постоянной дислокации.

В интересах морально-психологической разгрузки людей командиры и политработники проводили серию мероприятий: от торжественной встречи и помывки в бане, вернувшихся из боя воинов, до вечеров отдыха, концертов коллективов художественной самодеятельности или профессиональных ансамблей, вручения звуковых писем родных и близких, передач подарков от шефов и т.п.

В известной мере это стало причиной для создания самодеятельных ансамблей "Каскад" и "Голубые береты", впоследствии получивших всесоюзную известность.

МПО направляется на мобилизацию личного состава на качественное выполнение всех работ по обслуживаниютехники, приведению в порядок оружия, снаряжения, внешнего вида личного состава, по наведению и подержанию уставного порядка в расположении батареи (роты).

Одновременно готовится подведение итогов выполнения боевой задачи, анализ воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в ходе боевых действий.

Итоги выполнения поставленной задачи подводились в батарее (роте) или взводе (расчете), если они выполняли задание в отрыве от основных сил. При этом оценивается поведение и действия каждого воина, лучшие награждается грамотами имени однополчан - Героев Советского Союза, вручаются письменные благодарности. Отличившихся представляли к правительственным наградам. Писались письма на предприятия, в учреждения, школы, где работали или учились до призыва солдаты и сержанты, родителям воинов, отличившихся в бою и зачитывались на подведении итогов.

Боевые действия в Афганистане доказали, что в экстремальных условиях значительно усложняются задачи морально-психологической подготовки личного состава. На моральное и психологическое состояние воинов влияют не только специфика боевых действий, высокие физические нагрузки и особенности страны пребывания, но и малейшие факты неуважительного отношения, грубость, унижение, низкая культура межнационального общения, слабая духовная и военно-профессиональная готовность призывной молодежи к воинской службе.

В ходе боевой практики подтвердилась необходимость сосредоточения основных усилий воспитательной работы в частях и подразделениях, решающих главные задачи, действующих на основных направлениях, в первом эшелоне, в подвижных отрядах и группах захвата. Данный вывод определяется в первую очередь тактикой войск в горных районах, которой были присущи действия подразделений и частей по отдельным, иногда значительно удаленным друг от друга направлениям, борьба за маршруты движения, особенно за узлы дорог, горные перевалы и проходы, господствующие высоты. Поэтому особую актуальность в воспитательной работе имело разъяснение военнослужащим всех этих особенностей и конкретных боевых задач с целью мобилизовать их на грамотные, активные, инициативные и решительные действия по разгрому противника.

Об особенностях морально-психологического обеспечения операции на Северном Кавказе мне рассказал преподаватель кафедры Педагогики НВВКУ, ветеран чеченской войны, кавалер Ордена Красной Звезды, п/п-к Ежов С.М.

Главной целью морально-психологического обеспечения в ходе этой операции являлось формирование у личного состава высокого боевого настроя и морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач, так называемый перевод сознания военнослужащих с мирного на военное время.

Основными формами МПО в подготовительный период были:

ежедневные политические информации по 15-20 минут;

занятия по ОГП с целью разъяснения военнослужащим законности операции в Чечне, информирования их об особенностях местного населения;

выступления перед личным составом воинов-афганцев, пропаганда боевого опыта;

беседы с личным составом с целью формирования ненависти к врагу, встречи с очевидцами бесчинств боевиков;

правовое информирование личного состава с целью разъяснения положений Уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления;

мероприятия по недопущению информационного воздействия противника;

работа с местным населением, в частности выпуск листовок с обращением к местному населению, попытки установить контакт с местными авторитетами;

наблюдение, индивидуальные беседы с целью выявления МПС личного состава с последующими мерами психологической коррекции, применяемыми к воинам с низкой НПУ, повышенной тревожностью.

Вместе с тем на подготовительном этапе возникли и значительные трудности в морально-психологическом обеспечении личного состава:

затруднения в перестройке сознания военнослужащих с мирного на военный лад;

просчеты в комплектовании подразделений по национальному, религиозному факторам;

мощное негативное воздействие средств массовой информации;

слабая организация информирования личного состава об обстановке в Чечне;

открытая антиармейская пропаганда, призывы местного населения к противозаконным действиям.

На этапе выдвижения войск и занятия районов с целью блокирования Грозного главной задачей воспитательных структур являлось обеспечение своевременного прибытия частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. В этот период основным источником информации оставалось радио. Офицеры воспитательных структур постоянно прослушивали радиосообщения, особенно касающиеся оценки ситуации в зоне конфликта, оперативно готовили по ним материалы и немедленно доводили их до личного состава.

МПО на этом этапе проводилось по следующим направлениям:

своевременное доведение и контроль за соблюдением военнослужащими мер безопасности в целях сохранения жизни и здоровья военнослужащих, предупреждения травматизма;

краткие беседы с личным составом в целях поддержания уверенности в своих силах, возможностях техники и оружия, высокого морального духа;

пропаганда примеров мужества и героизма наших воинов с использованием листков-молний, боевых листков, информационных сообщений, личных выступлений отличившихся в боях;

постоянная забота о своевременном питании личного состава, его обогреве, сушке обуви и одежды, отдыхе в полевых условиях;

мероприятия психопрофилактики, постоянный анализ МПС личного состава;

коллективное прослушивание радиопередач, обзор газетных сообщений.

В ходе операции по овладению г. Грозным главной целью морально-психологического обеспечения была мобилизация всех солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров на выполнение поставленных боевых задач, поддержание и укрепление боевого духа личного состава.

Особенности МПО на этом этапе:

создание постоянного делового напряжения с целью ослабить психологическое напряжение в ожидании боя;

боевое информирование, инструктивные занятия с активом, организация выступлений перед личным составом военнослужащих, имеющих боевой опыт;

повседневное наблюдение офицера-воспитателя за каждым солдатом и сержантом, беседы накоротке, позволяющие выявить душевное состояние каждого, внести коррективы в свою работу;

личный пример командиров и начальников, в том числе и офицеров-воспитателей, как надо выполнять поставленную боевую задачу;

нередко заместители по воспитательной работе были вынуждены заменить погибшего командира и принять на себя командование подразделением;

взаимодействие офицеров-воспитателей с медицинскими работниками, психологами;

организация отдыха и восстановления военнослужащих после боя: помывка в бане, получение посылок с гуманитарной помощью, посещение концертов художественной самодеятельности;

работа с прибывшими родителями военнослужащих;

работа по обмену заложниками и пленными.

С учетом анализа работы по морально-психологическому обеспечению операции российских войск в Чечне можно отметить следующие рекомендации:

. Командирам (начальникам) ежедневно ставить задачи по морально-психологическому обеспечению, контролировать их выполнение. Практиковать также краткие инструктажи офицеров, младших командиров по особенностям морально-психологического обеспечения в сложившейся обстановке, ее задачах при проведении тех или иных мероприятий.

Главные усилия следует сосредотачивать в подразделениях на поддержании морально-психологической устойчивости военнослужащих к действиям в боевой обстановке, их готовности переносить тяготы и лишения. Особое внимание сосредоточить на работе с офицерами. Ежедневно давать оценку их труда. Пропагандировать личный пример командиров и начальников, офицеров воспитательных структур.

. В целях защиты военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия извне развертывать целенаправленную разъяснительную и контрпропагандистскую работу. Разъяснять складывающуюся военно-политическую обстановку, государственную политику, решения высших органов государственной власти и управления, требования министра обороны Российской Федерации. Ежедневно проводить боевое информирование. Еженедельно - информационные часы (общественно-государственная подготовка) методом групповой беседы, индивидуальные беседы непосредственно в отделении, экипаже, расчете. Пресекать или нейтрализовать все попытки извне дезорганизовать и деморализовать личный состав.

. Активизировать психологическую работу. Следует выявлять воинов с признаками нервно-психической неустойчивости, организовать работу по их адаптации к боевой обстановке. Разъяснять военнослужащим, какие факторы боевой обстановки могут отрицательно отражаться на их психическом состоянии. В ходе продолжительных боевых действий необходимо всеми средствами поддерживать у подчиненных чувство самосохранения, развивать разумную осторожность, не допускать необоснованных психологических потерь.

. Постоянно изучать морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, состояние и настроения личного состава. Необходимо контролировать соблюдение военнослужащими мер безопасности на марше, привалах, в ходе боевых действий. Решительно пресекать грубые дисциплинарные проступки, не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений дисциплины и правопорядка. В этих целях проводить встречи военнослужащих с военными юристами, работниками прокуратуры, разъяснять положения уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления.

. Регулярно, особенно накануне боевых операций, в подразделениях изучать опыт командиров которые ведут боевые действия с минимальными потерями, пропагандировать примеры высокого боевого мастерства, взаимовыручки. Разъяснять трагические последствия беспечности, легкомыслия и бравады (ведение боя без бронежилета, стального шлема и т.д.) Организовывать выступления военнослужащих, имеющих боевой опыт. Воспитывать уважение к командирам и начальникам, готовность защищать их в бою.

 

Вывод по главе

 

Морально-психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам для создания и поддержания морально-психологического состояния военнослужащих - необходимого условия успешного выполнения служебных, учебно-боевых и боевых задач в любой обстановке.

МПО тесно сопряжено с другими видами обеспечения жизни и деятельности частей и подразделений - боевым, техническим, тыловым. Его главная особенность состоит в том, что оно связано с духовным миром военнослужащих, их моральным и психологическим состоянием, а его методы имеют объектом воздействия сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего.

Заместитель командира роты по воспитательной работе в период подготовки и в ходе ведения боевых действий решает сложные задачи организации морально-психологического обеспечения боя. Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне убедительно показал, что без морально-психологической подготовки личного состава невозможно достичь высоких результатов в бою. Это положение становится еще более актуальным в современных условиях в связи с возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками на личный состав в период ведения боевых действий. Применение противником современных средств поражения - ядерного оружия, высокоточного оружия, оружия массового поражения - приведет к увеличению психогенных потерь личного состава. Все это потребует от командиров, их заместителей по воспитательной работе постоянного морально-психологического воздействия на личный состав.


ГЛАВА 2. Порядок работы заместителя командира по воспитательной работе по планированию и организации морально - психологического обеспечения подразделения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...