Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование информационной, в том числе статистической, базы в сфере сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и устойчивого охотпользования




 

Основу информационной системы обеспечения управления сохранением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также государственного управления охотничьими ресурсами составляют государственный учет, государственный мониторинг и государственный кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Учет редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений представляет собой комплекс периодически проводимых мероприятий по получению информации о распространении, численности и использовании указанных объектов, постоянно или временно обитающих на территории Российской Федерации, а также в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Учет редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится с периодичностью, определяемой органами исполнительной власти Российской Федерации.

Кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений представляет собой официальный документ, содержащий свод данных по отдельным редким и находящимся под угрозой исчезновения видам (подвидам, популяциям, группам видов) животных и растений, комплексную характеристику этих объектов, а также оценку полной эколого-экономической и социальной ценности объектов (при наличии данных).

Кадастр предназначен для информационной поддержки процесса принятия решений в области охраны, восстановления и устойчивого использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, ресурсов охотничьих животных, а также для использования в качестве источника официальной информации при регулировании отношений между органами государственной власти в области охраны и управления этими объектами и природопользователями.

Информация, содержащаяся в кадастре, включает: сведения о систематическом и природоохранном статусе, распространении на территории страны/региона, характеристику основных местообитаний, сведения о численности и показателях ее годовой динамики, сведения о биологии и экологии, ресурсном значении, мерах охраны, их эффективности и достаточности. Базовой информацией для ведения кадастра являются данные учета. Ведение учета редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира осуществляется на двух уровнях: федеральном (для всей территории Российской Федерации) и региональном (для субъектов Российской Федерации и их отдельных административных единиц). Кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов ведется в виде компьютерной базы данных, отдельные его элементы издаются в текстовой, табличной и картографической форме.

Кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений является частью государственного кадастра объектов животного и растительного мира Российской Федерации и ведется по единым правилам, с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

Из стратегических задач в области учета и кадастра приоритетными являются:

— совершенствование подходов к государственному обеспечению ведения учета и кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;

— разработка нормативной правовой базы в области ведения учета и кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;

— разработка методических рекомендаций по ведению учета и кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также охотничьих ресурсов — это комплексная система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием этих объектов, а также состоянием природной среды их обитания (структурой, качеством и площадью) в целях своевременного выявления, анализа и прогнозирования возможных изменений на фоне естественных процессов и под влиянием антропогенных факторов, оценки этих изменений, своевременного предупреждения и устранения последствий негативных воздействий.

К параметрам мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и охотничьих ресурсов относятся: факт присутствия (или отсутствия) вида и его численность (первоочередные и наиболее важные параметры), а также параметры, связанные с биологическими критериями оценки состояния видов.

Мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также охотничьих ресурсов выполняет следующие задачи:

— оценку современного состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира; а также охотничьих ресурсов;

— выявление тенденций, динамики, масштабов и причин изменений состояния указанных объектов, оценку последствий таких изменений для редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и охотничьих ресурсов, здоровья человека, социально-экономического развития страны/региона;

— определение корректирующих мер, направленных на сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, охотничьих ресурсов; определение средств для предотвращения угрозы вымирания видов и отдельных популяций, содействие устойчивому развитию регионов и страны в целом;

— обеспечение государственных органов власти необходимой информацией, необходимой для принятия решений в области охраны природы и природопользования;

— информационную поддержку процедур экологического нормирования и контроля выполнения экологических нормативов, а также экологической экспертизы проектов в области природопользования;

— информационную поддержку ведения региональных кадастров редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и кадастров охотничьих ресурсов;

— информационную поддержку ведения Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации.

Ведение мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также охотничьих ресурсов осуществляется на двух уровнях: федеральном (для всей территории Российкой Федерации) и региональном (для субъектов Российской Федерации и их отдельных административных единиц).

Система мониторинга объединяет разнообразные сети структур, ведущих мониторинг биоразнообразия в целом, находящиеся на территории всей страны. В нее включены все типы потенциальных исполнителей, реально связанных с изучением и охраной редких видов, других объектов биоразнообразия и с оценкой состояния природной среды: сеть заповедников и других ООПТ; система биологических станций; сеть специализированных научных учреждений и университетов; общественные природоохранные организации; сеть корреспондентов среди населения; зоопарки, питомники и ботанические сады; отраслевые системы учета биоресурсов.

Материалы мониторинга содержат анализ ситуации по редким и находящимся под угрозой исчезновения объектам животного и растительного мира, охотничьим ресурсам, а также по отдельным видам (подвидам, популяциям) и по отдельным, наиболее значимым проблемам. Материалы включают помимо текстовых обзоров базы данных, табличные и картографические материалы.

Из стратегических задач в области мониторинга приоритетными являются:

— совершенствование подходов к государственному обеспечению ведения мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; охотничьих ресурсов;

— разработка нормативной правовой базы в области ведения мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и охотничьих ресурсов;

— разработка унифицированных методических рекомендаций по ведению мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и охотничьих ресурсов на федеральном уровне в целом, а также в субъектах Российской Федерации и на особо охраняемых природных территориях.

В среднесрочной перспективе важно сконцентрировать усилия на совершенствовании: (1) системы сбора, хранения и информации о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, предусмотрев развитие информационно-аналитических баз, связанных с геоинформационными системами для использования при принятии решений в сфере управления сохранением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и (2) методической базы государственного учета видов животных и растений, в том числе с использованием современных возможностей спутниковых систем, беспилотных летательных аппаратов, инновационных способов изучения.

В организационном плане необходимо обеспечить скоординированную работу сети структур, вовлеченных в ведение государственного учета охотничьих ресурсов и государственного мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растении. Предусмотреть включение в эту сеть: государственных природных заповедников и других особо охраняемых природных территорий; системы биологических станций; охотничьих хозяйств; специализированных научных учреждений и университетов; заинтересованных общественных природоохранных организаций; корреспондентов среди населения; зоопарков, специализированных питомников и ботанических садов; отраслевых систем учета биологических ресурсов.

Обеспечение государственного управления охотничьими ресурсами современной статистической и ведомственной социально-экономической и экологической информацией. Для получения охотпользователями максимального дохода при сохранении оптимальной структуры популяции эксплуатируемых видов охотничьих животных необходимо создание соответствующей информационной системы, позволяющей оценивать в динамике: (1) инвестиционную привлекательность сектора использования охотничьих ресурсов в региональном аспекте; (2) текущую и перспективную ценность запасов и потоков использования охотничьих ресурсов; (3) состояние основных рынков товаров охотпродукции и услуг в области охотпользования; (4) эффективность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Основными задачами в данном направлении являются:

— организация мониторинга основных рынков товаров охотпродукции и услуг в сфере охотпользования (состояние спроса и предложения, емкость рынков, прозрачность операций, соблюдение равноправных условий конкуренции и т.д.);

— проведение мониторинговой оценки мотивации охотпользователей и охотников по основным, имеющим наибольшее социально-экономическое значение, направлениям использования охотничьих ресурсов (включая воспроизводство, добычу и природоохранную деятельность);

— разработка и реализация системы мер государственной поддержки охотустройства, ведения баз данных по приоритетным ресурсосберегающим технологиям с целью улучшения информационного обеспечения охотников и бизнеса о модернизационных процессах в области организации охотничьего хозяйства, а также для наблюдения за состоянием соответствующих рынков.

— разработка и внедрение в деятельность органов государственного управления охотничьими ресурсами системы эколого-экономического учета[6], позволяющей оценивать экономическую ценность активов охотничьих ресурсов при сложившемся охотпользовании, осуществлять прогнозы и на этой основе (1) оценивать экономическую и социальную эффективность охотпользования и с этих позиций оценивать инвестиции в развитии охотничьего хозяйства, а также (2) своевременно диагностировать и предотвращать негативные сценарии использования охотничьих ресурсов, ведущие к истощению экономически значимых активов.

Работы по комплексному эколого-экономическому учету на основе системы национальных счетов (СНС) получили развитие в рамках ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007‑2011 годах» и продолжаются в настоящее время. В них были отражены требования по гармонизации нормативной и правовой базы в рамках подготовки страны к вступлению в ОЭСР. В соответствии с директивой ОЭСР С(2008)40 от 28.03.2008 г ., одной из первоочередной задач является разработка единых принципов и руководящих указаний по ресурсоотдаче (в том числе и устойчивому использованию охотничье-промысловых ресурсов). В этом аспекте требуется адаптация существующей отечественной практики сбора, оценки и обобщения статистических данных в сфере охотпользования к методологическим принципам СНС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...