Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор типов пролетных строений и опор




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (РОСЖЕЛДОР)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СГУПС)

 

 

Методические указания к курсовому проекту

Железобетонного моста

 

НОВОСИБИРСК 2005

УДК 624.21

 

В методических указаниях приведены данные по составу проекта железобетонного моста с пролетными строениями из обычного железобетона, а также рекомендации по составлению вариантов, расчету и конструированию элементов моста.

Указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности «Мосты и транспортные тоннели», а также могут быть полезны и студентам очной формы обучения

Рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры «Мосты».

 

 

Составители канд. техн. наук, доц. А.Н. Донец,

канд. техн. наук, Б.А. Рябышев

Ответственный редактор д-р техн. наук, проф. С.А. Бокарев

 

Рецензенты:

 

Директор Новосибирского филиала

ОАО «Институт ГИПРОСТРОЙМОСТ» С.И. Арахтин

 

Начальник отдела мостов

ОАО «Институт СИБГИПРОТРАНС» В.В. Гоцуц

 

© А.Н. Донец, Б.А. Рябышев

 

© Сибирский государственный университет путей сообщения, 2005

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Выполнение данного курсового проекта способствует закреплению у студента теоретических знаний, приобретению практических инженерных навыков и развитию творческих способностей будущего специалиста. Настоящие методические указания ориентируют студента на проектирование балочно-разрезных железобетонных мостов с пролетными строениями из обычного железобетона в обычных условиях эксплуатации. В порядке выполнения учебно-исследовательских (УИРС) или научно-исследовательских (НИРС) работ студент может принять для проектирования мосты других более сложных систем (балочно – неразрезные, арочные, рамные и др.) или особые условия эксплуатации: районы с вечномерзлым грунтом, с высокой сейсмичностью и т.п. В этих случаях тема, содержание и объем проекта должны быть согласованы и утверждены преподавателем.

Данные методические указания состоят из двух основных частей: 1-я содержит методические указания по разработке вариантов моста; 2-я — по расчету и конструированию моста.

Студенты – заочники специальности «Мосты и транспортные тоннели» согласно учебному плану на IV курсе изучают по дисциплине «Мосты» раздел «Железобетонные мосты» с выполнением курсового проекта по проектированию моста с пролетными строениями из обычного железобетона. Курсовой проект выполняется самостоятельно, строго по исходным данным, принятым в соответствии с учебным шифром (номером зачетной книжки) студента (Приложения А, Б) и должен содержать все разделы, приведенные ниже.

Зачтенный курсовой проект студент защищает во время экзаменационной сессии.

Ряд указаний, приведенных для проектирования железобетонного моста, сохраняют свою силу и при проектировании других типов мостов. Поэтому настоящее пособие студент может использовать при изучении дисциплин по мостам вплоть до работы над дипломным проектом.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект состоит из пояснительной записки с расчетами и чертежей. Пояснительная записка содержит следующие главы:

1 Исходные данные. Местные условия;

2 Составление и сравнение вариантов моста с выбором решения;

3 Расчет пролетного строения (расчет плиты проезжей части и расчет главной балки);

4 Расчет устоя;

5 Конструирование элементов моста.

Объем пояснительной записки должен быть в пределах 35…40 стр. Развернутое содержание пояснительной записки к вариантам и расчетам приведено ниже по тексту методических указаний. Графическая часть курсового проекта (варианты моста и конструкция пролетного строения и устоя) выполняется на двух листах формата А1.

Пояснительная записка и расчет должны быть написаны на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм) чернилами или набраны на компьютере. Оформление и размеры на странице текста должны соответствовать требованиям стандарта предприятия /1/. Текст разделяют на главы и параграфы в соответствии с вышеприведенным планом. Изложение должно быть в безличной форме. Все заголовки – выделены. Расстояние между заголовками и текстом должно быть равным двум межстрочным интервалам.

Расчет каждого элемента моста должен содержать расчетную схему элемента, нагрузки на него, определение усилий в сечениях элемента и проверочные расчеты. Буквенные обозначения величин должны соответствовать обозначениям, принятым в СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы /2/. В расчете приводят наименование вычисляемой величины или расчетной проверки, формулу в буквенном виде, при необходимости расшифровку входящих в формулу величин, подстановку численных значений букв в формулу и результат. При этом следует строго соблюдать одну и ту же размерность подставляемых величин.

Пример записи расчета:

Расчет плиты по прочности

(2.1)

где М = 4,38 кНм – изгибающий момент от расчетных нагрузок в сечении плиты;

Rв = 15,5 мПа – расчетное сопротивление осевому сжатию бетона;

b = 1,00 м – ширина плиты;

h0=0,16 м – рабочая высота;

х=0,04 м – высота сжатой зоны.

Согласно (2.1) получим:

4,38 кНм < 15,5х1,00(0,16-0,5х0,04) = 2,170 кНм.

Результаты вычислений записывают с точностью до трех значащих цифр.

Не рекомендуется в пояснительной записке и расчете приводить переписанный текст из методических указаний и учебников.

В чистовой текст расчета вносят только окончательно принятые сечения элементов и их расчетные проверки. Все промежуточные расчеты по подбору сечений в чистовой текст расчета не записывают.

Чертежи выполняют карандашом с соблюдением требований ЕСКД и правил инженерно-строительного черчения /3/ на листах чертежной бумаги формата А1 или на белой бумаге шириной 297 мм и длиной от 420 до 841 мм с рамкой и штампом, допускается выполнение чертежей с использованием методов машинной графики. Листы пояснительной записки и расчета моста, а также чертежи должны быть собраны и сшиты в одну тетрадь и пронумерованы. В конце тетради помещают список использованной литературы и содержание проекта.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ МОСТА

3.1 Порядок работы, местные условия

Наилучшее решение при проектировании моста находят путем составления и технико-экономического сравнения нескольких вариантов (в курсовом проекте - три), которые рекомендуется разрабатывать в следующем порядке:

- изучить заданные местные условия проектирования моста;

- выбрать тип пролетных строений и опор;

- определить число и величину пролетов варианта моста;

- составить эскиз промежуточной опоры;

- определить число и длину свай в фундаменте опоры (в случае применения свайного фундамента);

- вычертить вариант моста;

- определить объемы работ и стоимость варианта моста.

Составленные варианты моста сравнивают по технико-экономическим показателям и выбирают наилучший.

Перед проектированием необходимо ознакомиться с местными условиями и требованиями к мосту, принятыми в соответствии с заданием (или шифром студента – заочника по таблице Б.1 Приложения Б настоящих методических указаний), а затем составить раздел «Исходные данные. Местные условия» пояснительной записки.

В пункте «Характеристика водотока» указывают номер профиля перехода; характеристику течения воды и русла; отметки уровней высокой и меженной воды (Ñ УВВ и Ñ УМВ); ширину русла Вр при УМВ; ширину левой Вл и правой Вn пойм при УВВ; отметки уровней высокого и низкого ледоходов (Ñ УВЛ и Ñ УНЛ), если они заданы; толщину льда; величину заданного отверстия моста L0; коэффициент размыва русла реки kр.

В пункте «Геологические условия» приводят наименование и физико-механические характеристики грунтов по оси моста; глубину заложения и мощность слоев грунта; расчетную глубину промерзания грунта. Толщину слоев грунта принимают по масштабу соответствующего профиля.

В пункте «Железнодорожный участок» указывают категорию железной дороги; положение дороги в плане и профиле, число путей, отметку подошвы рельса Ñ ПР = Ñ УМВ + Н, где Н – заданное возвышение подошвы рельса над Ñ УМВ.

Выбор типов пролетных строений и опор

Для малых и средних железнодорожных мостов наиболее рациональными являются балочные типовые сборные железобетонные пролетные строения ребристой конструкции, с ездой поверху, с ненапрягаемой арматурой, полной длиной до 16,5 м (инв. №557), и с предварительно напряженной арматурой, полной длиной от 16,5 до 27,6 м (инв. №556). Основные данные типовых пролетных строений приведены в Приложении В и учебниках /4, 5, 6/.

Для среднего моста через реку с ледоходом рациональными являются промежуточные сборно-монолитные опоры с фундаментами на естественном основании или из свай (оболочек).

Глубина заложения опор определяется типом фундамента, величиной размыва грунта или глубиной промерзания его у каждой опоры. При отсутствии размывов отметки подошвы массивного фундамента (Ñ ПФ) или острия свай (Ñ ОС) должны быть расположены не менее чем 0,25 м ниже расчетной глубины промерзания. При возможности размывов грунта фундаменты мостов должны быть заложены в грунт ниже уровня местного размыва на глубине, требуемой по расчету на действие расчетной нагрузки. Величина местного размыва (Dloc) зависит от скорости воды, физико-механи­ческих параметров грунта, формы поперечного сечения опоры и определяется весьма сложными соотношениями (см. Сооружение мостовых переходов и подтопляемых насыпей. Методы расчета местных размывов / Минстрой России. – М.: Письмо № МО-298.22.12.95), однако при курсовом проектировании разрешается принять ее равной ширине фундамента Аф при прямоугольной или 0,5 Аф при обтекаемой форме фундамента опоры. Параметр Аф можно считать большим, чем ширина опоры А, на 1 м.

Глубину погружения свай или оболочек ниже линии размыва грунта можно получить, приравнивая величину расчетного давления на наиболее нагруженную сваю (см. данные из типовых проектов опор и по Приложению Г) к несущей способности свай по грунту (см. Приложение Д). Новые глубины размыва дна водото­ка у опор вследствие стеснения его живого сечения мостом:

hp = h´ (kp -1) + Dloc, (3.1)

где h — глубина воды у опоры до размыва, отсчитываемая от Ñ УВВ.

Для промежуточных опор в заданных грунтовых условиях можно принять фундаменты с высокими или низкими ростверками на висячих железобетонных сваях или оболочках. Головы свай заделывают в прямоугольный или обтекаемый в плане ростверк толщиной 1,5…2м с размерами, как правило, не менее чем на 0,5 м превышающими размеры нижней части тела опоры. Сваи заделывают в ростверк на длину не менее половины периметра призматических свай и 1,2 м – для свай диаметром 0,6 м и более.

Обрез фундамента (верх ростверка) в меженном русле располагают ниже Ñ УНЛ на толщину льда плюс 0,25 м, а на поймах – на 0,25 м ниже поверхности грунта после размыва. Низ высокого ростверка в меженном русле располагают на любом уровне.

В качестве опор можно принять как массивные из монолитного бетона, так и типовые сборно-монолитные или сборные железобетонные на свайном основании, данные о которых приведены в Приложениях Г, Е, а также в учебниках /4,5/. Устои могут необсыпными и обсыпными, что может влиять на обеспечение заданного отверстия моста. Это следует учитывать при работе над всеми вариантами.

 

3.3 Определение числа и величины пролетов моста

На величину пролетов мостов через несудоходные реки большое влияние оказывают технико-экономические соображения. Так, высокие отметки бровки земляного полотна, большие глубины русла, большое стеснение живого сечения реки и слабые грунты в русле, вероятнее всего, приведут к удорожанию опор и их фундаментов, что заставит проектировщика ориентироваться на составление вариантов моста по возможности с наименьшим количеством опор.

Для выбора оптимальной схемы сооружения следует разработать и сравнить несколько вариантов моста, отличающихся между собой величинами пролетов, системами пролетных строений, конструкциями опор и фундаментов. При этом следует ориентироваться на наиболее прогрессивные технические решения и индустриальные методы строительства, на широкое применение типовых конструкций.

Основная характеристика, которой определяется длина моста,— это его отверстие L0. Оно равно расстоянию в свету между передними стенками устоев или конусами насыпей по уровню высоких вод Ñ УВВ за вычетом суммарной толщины промежуточных опор.

Для перекрытия заданного отверстия могут быть применены пролетные строения балочной, рамной, арочной и комбиниро­ванных систем. Однако в настоящее время проектирование малых (длиной до 25 м) и средних мостов (длиной до 100 м) ведется, как правило, по балочно-разрезной схеме, так как она позволяет широко использовать типовые конструкции пролетных строений и опор. Благодаря этому повышается уровень сборности, обеспечивается индивидуальность строительства и снижается стоимость сооружения.

Порядок разработки может быть рекомендован таким.

Прежде всего, необходимо правильно назначить величину перекрывающих пролетов. Наибольшая длина типовых железобетонных балок под железную дорогу равна 27,6 м (см. Приложение В). На судоходных реках величины пролетов определяются подмостовыми габаритами в соответствии с заданным классом внутреннего водного пути (см. ГОСТ 26775-97). Для несудоходных водотоков с ледоходом величина пролетов назна­чается в первую очередь из условия беззаторного пропуска льда под мостом. Опыт проектирования показывает, что это условие может быть обеспечено применением пролетных строений длиной 10...15 м при слабом ледоходе (толщина льда hл <0,5м), 15...20 м при среднем (0,5< hл,<1,0 м) и 20...30 м при сильном ледоходе (hл 1,0 м). И только тогда, когда можно предпо­лагать, что минимальная стоимость моста может быть достигнута при пролетах, больших, чем максимальная длина типовых пролетных строений, или когда заданы особые условия (преодолеваемое препятствие — ущелье, дорога или архитектурные требования и т. п.), может понадобиться разработка варианта моста балочно-неразрезной, арочной или рамной системы.

Графическую работу по составлению вариантов моста начинают с вычерчивания профиля перехода в масштабе 1:100...1:200. На чертеже указываются уровни воды и льда, отметки бровки земляного полотна (Ñ БЗП) и подошвы рельса (Ñ ПР).

Далее производится разбивка моста на пролеты методом попыток. Для этого выбирается типовое пролетное строение полной длиной ln, отвечающее указанным выше рекомендаци­ям и применение которого в многопролетной схеме обеспечит перекрытие заданного отверстия L0.

Суммарная длина пролетных строений, которая соответ­ствует заданному отверстию моста, может быть ориентировочно подсчитана по формуле

Lп = Lо + n ´ A, (3.2)

если устои необсыпные (высота подходных насыпей меньше 5...6 м), и по формуле

Lп = Lо + (n – 1) ´ A + 2 ´ 1.5 (Ñ ВО - Ñ УВВ - 0.5), (3.3)

если устои обсыпные (высота подходных насыпей более 5...6 м).

В формулах (3.2)…(3.3):

n — количество пролетных строений длиной ln, перекрывающих заданное отверстие моста;

А — ширина опоры, определяемая в зависимости от ее вы­соты и длины пролетного строения ln, (см. Приложение Е);

Ñ ВО = Ñ ПР - h стр.оп — от­метка верха опоры. Полученное значение отметки проверяется на соответствие нормируемым минимальным возвышениям над расчетным или наибольшим уровнями воды или наивысшим уровнем ледохода (см. табл.2 СНиП 2.05.03-84*);

h стр.оп строительная высота пролетного строения на опоре (см. Приложение В).

Если длина пролетного строения ln, (при количестве про­летов n) подобрана верно, то должно выполняться условие:

— 3% ≤ (n ´ ln - Lп ) / Lп ´ 100 ≤ + 5% (3.4)

В противном случае следует перейти к пролетному строению другой длины. Если не удается выполнить условие (3.4) ни при каких одинаковых типовых значениях ln, то необходимо рассмотреть схему с пролетными строениями разной длины (рекомендуется не более двух типоразмеров).

Пролетные строения на чертеже следует расположить так, чтобы под мостом обеспечивался наиболее благоприятный пропуск как меженных, так и высоких вод, т. е. конструкции большей длины должны перекрывать наиболее глубокую часть русла реки. Между торцами балок необходимо предусмотреть деформационные зазоры. При пролетах до 30 м их величина принимается равной 0, 05 м.

Затем определяют расстояние между шкафными стенками устоев:

L = 0,05 + ∑(ln + 0,05), (3.5)

где 0,05м – зазор между торцами пролетных строений.

Положение середины моста на профиле перехода определяют из условия пропорциональности частей отверстия моста, расположенных в пределах левой и правой пойм, соответствующим ширинам пойм.

Из этого условия расстояние а от середины реки по УМВ до середины моста определяют по формуле:

a = 0,5 (Lo + ∑А – Bр)(Вn - Вл)/(Вn + Вл). (3.6)

На профиле перехода положительное значение a откладывают от середины реки по УМВ вправо, а отрицательное – влево. От середины моста откладывают в обе стороны по 0,5L, разбивают расстояние между шкафными стенками устоев на пролеты ln + 0,05м и проводят оси опор (см. Рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 - Схема размещения моста на профиле перехода и его разбивка на пролеты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...