Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных тем для творческих проектов




ПРОГРАММА ЗАЧЕТА

Цель зачета: выявление степени сформированности компетенций студентов в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

Требования к уровню освоения программы:

- знать:

- предмет, задачи и место специальной педагогики и специальной психологии в системе наук;

- базовые понятия специальной психологии, иметь представление о психологической структуре дефекта и психологических параметрах дизонтогенеза;

- основные категории специальной педагогики и законодательные документы, определяющие основные права детей с ограниченными возможностями здоровья;

- классификацию дизотогенетического развития;

- закономерности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- особенности психического развития детей при различных типах нарушений в развитии;

- биологические и социально-психологические факторы, неблагоприятно влияющие на физическое и психическое развитие ребенка.

 

- уметь:

- определять цели и задачи обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии;

- определять особые образовательные потребности ребенка и оказать педагогическую помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии

- устанавливать взаимосвязи между системой общего и специального образования

 

- владеть:

- технологиями проектирования комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психического развития детей с ОВЗ;

- технологиями проектирования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ;

- навыками ориентирования в медицинской и психолого-педагогической документации, содержащей сведения об истории заболевания ребенка, особенностей развития и обучения;

- технологиями совместной работы с родителями, а так же медицинскими, педагогическими и социальными работниками по поводу развития ребенка с ОВЗ;

 

Содержание зачета

Основные понятия, термины специальной педагогики и психологии. Объект, предмет, цели и задачи специальной психологии и педагогики. Понятие нормы и аномалии в физическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии. Параметры дизонтогенеза.

Понятие «аномальный ребенок». Первичность и вторичность нарушений в развитии ребенка. Соотношение биологического и социального в развитии Л.С. Выготского.

Дефицитарное развитие. Проблемы развития детей с нарушениями слуха и зрения. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха.

Проблемы развития детей с нарушениями речи. Клинико-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи.

Психическое недоразвитие. Причины умственной отсталости. Классификация по степени выраженности дефекта. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с недоразвитием психических функций. Нарушение темпа психического развития при задержке психического развития (ЗПР). Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью). Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития).

Основные причины и проявления нарушений моторного развития у детей и подростков. Детский церебральный паралич (ДЦП). Особенности игровой, учебной, трудовой деятельности детей с ДЦП. Коррекционная работа при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим ДЦП.

Понятие о сложном нарушении развития. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями развития. Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.

Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии. Возможности использования современных образовательных технологий в специальном образовании. Социальные, правовые и экономические проблемы специального образования.

 

Форма проведения зачета:

 

Дневная форма обучения: защита творческого проекта. Студенту предоставляется право выбора темы и формы творческого проекта. Тема творческого проекта выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Творческой формой презентации творческих проектов может быть слайдовая презентация, буклет и др.

Критерии оценки:

Дневная форма обучения: ответ студента на зачете оценивается в соответствии со стандартными требованиями, согласно которым отметка «зачтено» выставляется в случае, если содержание творческой работы свидетельствует о достаточных знаниях студента и его умении выделять ключевые понятия дисциплины, готовности применять коррекционные технологии в практике образования, оформление соответствует требованиям, предъявляемым к творческим работам. Отметкой «не зачтено» оценивается работа, содержание которой свидетельствует о слабых знаниях выпускника и выше указанных умений, а так же несоответствующая требованиям оформления творческих работ.

Общие требования к творческим работам

Актуальность проекта.

Соответствие содержания возрастным особенностям и специфическим закономерностям развития ребенка с ОВЗ.

Жизнеспособность и перспективы развития проекта.

Логика изложения. Соответствие структуры проекта целям и задачам.

Эстетика оформления творческой работы.

Основные структурные части творческой работы:

- Титульный лист: название проекта, автор (авторский коллектив), вид образовательного учреждения, контингент детей.

- Обоснование актуальности, цели и задачи проекта.

- Описание проекта.

- Условия реализации проекта.

- Критерии оценки эффективности реализации проекта.

- Библиографический список.

 

Перечень примерных тем для творческих проектов

1. Аннотированный каталог методов и приемов психолого-педагогической коррекции (на выбор: коррекционные технологии, игры и упражнения для детей с нарушением зрения, слуха, речи, ОДА, ЗПР, для коррекция детско-родительских отношений).

2. Проект программы коррекционной работы по выбранному направлению (Пример: «Психологическая коррекция памяти у детей с ЗПР).

3. Составление аннотированного каталога методов психолого-педагогического обследования ребенка с особыми образовательными потребностями (на выбор: дети с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, ЗПР, УО).

4. Рекомендации для родителей по вопросам обучения и воспитания особого ребенка (направление и категория детей – по выбору).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...