Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга с четырьмя и более авторами.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 6

2 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 10

2.1 Общие требования. 10

2.2 Требования к выпускной квалификационной работе. 10

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 11

3.1 Структура пояснительной записки. 11

3.2 Титульный лист. 11

3.3 Задание на выпускную квалификационную работу. 12

3.4 Отзыв и оценочный лист руководителя. 12

3.5 Отзыв (рецензия) и оценочный лист рецензента. 13

3.6 Реферат. 13

3.7 Объект и предмет исследования. 14

3.8 Содержание. 14

3.9 Введение. 14

3.10 Основная часть. 15

   3.10.1 Общие требования к оформлению текста
               пояснительной записки. 15

   3.10.2 Деление текста пояснительной записки на разделы,
               подразделы и пункты.. 16

   3.10.3 Изложение текста пояснительной записки. 17

   3.10.4 Выполнение расчетов. 20

   3.10.5 Оформление иллюстративного материала. 22

   3.10.6 Построение таблиц. 24

   3.10.7 Использование примечаний. 29

3.11 Заключение. 29

3.12 Список использованных источников и литературы.. 30

   3.12.1 Общие положения. 30

   3.12.2 Выбор заглавия списка. 31

   3.12.3 Расположение литературы в списке. 31

   3.12.4 Библиографическая запись. 33

   3.12.5 Примеры библиографической записи некоторых документов. 35

3.13 Приложения. 37

3.14 Завершающий этап подготовки пояснительной записки. 38

4 ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.. 39

4.1 Оформление демонстрационных листов. 39

4.2 Рекомендации к компьютерной презентации (MS PowerPoint) 41

5 ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
К ЗАЩИТЕ. 43

5.1 Подготовка доклада. 43

5.2 Подготовка к ответам на вопросы и замечания. 44

5.3 Типичные ошибки при защите выпускных квалификационных работ. 45

5.4 Читая черновик ВКР…... 46

Заключение. 48

список использованных источников и литературы.. 49

приложение А – Образец оформления титульного листа. 50

приложение Б – Образец оформления задания
                              на выпускную квалификационную работу. 51

приложение В – Образец оформления отзыва
                              и оценочного листа руководителя. 52

приложение Г – Образец оформления отзыва
                              и оценочного листа рецензента. 53

приложение Д – Образец оформления реферата. 54

приложение Е – Образец оформления содержания. 55

приложение Ж – Перечень буквенных обозначений сооружений. 56

приложение И – Перечень буквенных обозначений. 57

приложение К – Примеры оформления расчетов. 58

приложение Л – Пример оформления графика обработки поездов. 59

приложение М – Специальные условные обозначения. 60

приложение Н – Пример оформления спецификации. 62

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Качество обучения студентов заключается не только в овладении ими обязательных требований программы подготовки специалистов среднего звена, но и в умении правильно составить и оформить документацию. В учебном процессе к таким документам относятся курсовые проекты (работы) и выпускные квалификационные работы.

Первые стандарты на конструкторскую документацию были созданы в 1928 г. Они неоднократно изменялись и дополнялись. С января 1971 г. введена Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные нормы и правила по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации. Основное назначение стандартов ЕСКД заключается в установлении на предприятиях и в организациях единых оптимальных правил выполнения, оформления и обращения конструкторской документации. Кроме этого, для технических чертежей разработана и утверждена Система проектной документации для строительства (СПДС), которая является основополагающей для выполнения графической части курсовых и дипломных проектов (работ).

В настоящем методическом пособии изложены основные правила по оформлению пояснительной записки (ПЗ) и графических материалов.

В связи с тем, что выполнение выпускной квалификационной работы предусматривает более объемную и детальную разработку, чем курсовой, в дальнейшем будут упоминаться требования к оформлению и разработке выпускной квалификационной работы. При выполнении курсового проекта (работы) эти требования должны быть также учтены.

Целью настоящего пособия является оказание методической помощи студентам очной и заочной форм обучения при написании пояснительных записок и оформлении чертежей, с учетом выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и нормативных документов.

Обращаем внимание, что оформление пособий, методических указаний, статей и других научно-технических работ выполняют в соответствии с редакционно-издательскими требованиями, установленными другими нормативными документами. Поэтому они не могут служить примером для оформления пояснительной записки (ПЗ).

 


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) является заключительным этапом обучения студентов в образовательной организации. Студенты профессиональных образовательных организаций выполняют выпускную квалификационную работу (ВКР).

Выпускные квалификационные работы (ВКР) – это научно-исследова-тельские или проектные разработки творческого характера, которые студенты выполняют самостоятельно под руководством научных руководителей на последней фазе подготовки специалистов среднего звена.

Приступая к подготовке выпускной квалификационной работы, стоит ознакомиться с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) направления, специальности – соответствующие документы имеются в свободном доступе в сети Интернет. Изучение разделов «Квалификационная характеристика выпускника», «Требования к выпускной квалификационной работе» поможет представить, чем будет руководствоваться государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), оценивая по итогам защиты выпускной работы соответствие квалификации ее автора требованиям ФГОС СПО.

Главная функция выпускной работы – квалификационная. Выпускные работы, рассматриваемые во всей совокупности, включающей подготовленную должным образом рукопись ВКР, отзыв научного руководителя, внешнюю рецензию, процедуру защиты на заседании ГЭК, служат инструментом, который позволяет сформировать суждение – приобрел ли ее автор качества, отвечающие квалификационной характеристике ФГОС СПО.

В ходе публичной защиты самостоятельно выполненной работы студент получает возможность убедить членов ГЭК, что его работа актуальна; что он изучил положение дел в близких по теме областях, четко осознал цель исследования (разработки, проекта) и продуманно выстроил совокупность задач, которые необходимо решить для ее достижения; что автор знает (сам предложил) и освоил способы решения стоящих перед ним задач; что он достиг определенных результатов, смог на основании их анализа сформулировать выводы и доказать комиссии их обоснованность; что автору ясны перспективы дальнейшего развития тематики ВКР.

Выпускной квалификационной работе должны быть присущи  актуальность и новизна. Выпускная работа должна иметь в той или иной мере (в зависимости от уровня) научную, практическую ценность.


ВКР (выпускная квалификационная работа) – законченное исследование на заданную тему:

- содержащее элементы системного анализа известных решений в области профессиональной деятельности выпускника и свидетельствующее об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал с использованием информации, усвоенной в рамках программы подготовки специалистов среднего звена;

- содержащее самостоятельные решения поставленной задачи, оформленные в виде конструкторских, технологических, программных и других проектных документов.

Выпускная квалификационная работа студента, обучающегося по программе подготовки специалистов среднего звена, может быть выполнена в форме дипломного проекта или дипломной работы.

Дипломный проект – самостоятельно выполненная техническая разработка, направленная на решение проектно-конструкторской или проектно-технологической задачи по специальности.

Дипломному проекту должны быть присущи признаки опытно-конструк-торских, технологических разработок. В частности, он должен содержать в качестве результатов проектирования чертежи, схемы, технологические карты, сетевые графики или другие документы, свойственные проектам, реализуемым в производственной сфере. В дипломном проекте должна быть обоснована (при необходимости) экономическая эффективность предложенных решений, рассмотрены мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Дипломная работа – самостоятельное, логически завершенное исследование, связанное с решением актуальной научно-практической задачи по специальности.

Дипломная работа должна иметь явно выраженную научно-исследова-тельскую направленность. Для дипломных работ разделы экономического характера и безопасности жизнедеятельности не являются обязательными (если образовательные программы напрямую не связаны с данными сферами деятельности). Однако, если в дипломной работе представлены экспериментальные исследования, если ее результаты способствуют появлению новых устройств и систем или улучшению характеристик существующих, в ней должны быть освещены вопросы экономического характера и обеспечения охраны труда при выполнении экспериментов или эксплуатации рассматриваемых устройств.


Выпускная квалификационная работа (ВКР) по подготовке специалистов среднего звена может носить опытно-практический, опытно-эксперименталь-ный, теоретический или проектный характер.

 

ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;

- практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы. Практическая часть ВКР обязательно включает анализ и оценку результативности проведенной работы.

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 15 источников);

- приложения.

 

ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, обоснование проблемы;

- практическая (экспериментальная) часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 15 источников);

- приложения.


ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекоменда­ции относительно возможностей использования материалов исследования;

- список используемой литературы (не менее 25 источников);

- приложения.

 

Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта.

По структуре данная ВКР состоит из теоретической части, проектной части, аналитической части и списка литературы.

В основной части дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов. Структура и содержание определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР.

В проектной части созданные изделия или продукты представляются в виде программ, моделей, сценариев, готовых изделий, художественных произведений, картин, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособии, компьютерных обучающих программ и презентаций и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.

Аналитическая часть представляет собой описание и анализ результатов апробации проекта.

 

Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.

 


2 СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

2.1 Общие требования

 

К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:

– соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

– логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

– корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

– достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

– научный стиль написания;

– оформление работы в соответствии с требованиями настоящих методических указаний.

Любая ВКР состоит из двух обязательных частей: пояснительной записки (ПЗ) и графического (иллюстративного) материала. ПЗ обязательно должна включать расчетную часть.

 

 

2.2 Требования к выпускной квалификационной работе

 

ВКР выполняется на завершающем этапе теоретического обучения, на последнем курсе. Время, отводимое на подготовку работы, определяется графиком учебного процесса. Рекомендуемый объем ВКР (без приложений) – 50…60 страниц. Объем графического материала – 4…6 плакатов и чертежей (при необходимости). Объем компьютерной презентации – 10…15 слайдов (на усмотрение руководителя ВКР). Количество источников – 15…25 позиций.

Выпускная квалификационная работа, как правило, должна включать:

– постановку цели и определение задач;

– обзор состояния вопроса и обоснование актуальности темы работы;

– краткое описание, исследование, расчет, проектирование, а также анализ исследовательских и/или проектно-расчетных результатов;

– технико-экономическое обоснование выполненной работы;

– формулировку выводов по выполненной работе.


3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

3.1 Структура пояснительной записки

 

Пояснительная записка должна включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:

– титульный лист;

– задание на выпускную квалификационную работу (ВКР);

– отзыв и оценочный лист руководителя;

– отзыв (рецензия) и оценочный лист рецензента;

– реферат;

– содержание;

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список используемых источников;

– определения, обозначения и сокращения (данный раздел включается в состав ПЗ при необходимости, либо определения, сокращения и обозначения могут включаться непосредственно в текст ПЗ);

– приложения (данные разделы включаются при необходимости);

– спецификация (опись документов).

 

 

3.2 Титульный лист

 

На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты:

1. Полное наименование ведомства, в структуру которого входит профессиональная образовательная организация и полное ее название.

2. Полное название профессиональной образовательной организации.

3. Гриф допуска к защите, который подписывается заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

4. Наименование текстового документа работы (выпускная квалификационная работа).

5. Тема выпускной квалификационной работы (слово «тема» не пишется).

6. Наименование вида работы (дипломная работа, дипломный проект).

7. Наименование документа (пояснительная записка).

8. Идентификационный номер (шифр) работы, который составляется по следующей схеме:

– шифр работы (курсовой проект – КП, курсовая работа – КР, дипломный проект – ДП, дипломная работа – ДР);

– шифр специальности (в формате ХХ.ХХ.ХХ.);

– код профессионального модуля, содержанию которого соответствует работа (например, ПМ.02);

– год выпуска (последние две цифры);

– инвентарный номер документа, как правило, двухзначный (00 – для пояснительной записки);

– аббревиатура документа (пояснительная записка – ПЗ).

9. Сведения о руководителе.

10. Сведения об исполнителе.

11. Сведения о консультантах, при необходимости (с указанием должности и раздела консультирования).

12. Город, в котором располагается учебное заведение.

13. Год написания работы.

Образец оформления титульного листа представлен в приложении А.

 

 

3.3 Задание на выпускную квалификационную работу

 

Задание на ВКР включает в себя: тему ВКР, перечень исходных данных необходимых для выполнения ВКР, перечень подлежащих разработке вопросов, перечень графического материала с точным указанием обязательных чертежей, консультантов ВКР (при необходимости) с указанием относящихся к ним разделов. Задание на ВКР выдается руководителем работы.

Образец бланка задания на ВКР представлен в приложении Б.

 

 

3.4 Отзыв и оценочный лист руководителя

 

Руководитель ВКР составляет письменный отзыв о работе, в котором дается заключение об уровне актуальности и обоснованности выбранной темы, степени соответствия выполненной ВКР заданию и содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; характеристика качества и степени самостоятельности выполнения работы, четкость, последовательность и обоснованность изложения материала, глубина исследования фактического материала, а также указывается, что в работе представляет наибольший интерес. Подводится итог о допуске к защите, рекомендуемая оценка, присваиваемая квалификация. В оценочном листе руководитель производит оценку сформированности общих и профессиональных компетенций выпускника. Отзыв и оценочный лист руководителя печатается с двух сторон одного листа (двусторонняя печать) и подшивается к согласованной ВКР.

Образцы оформления отзыва и оценочного листа руководителя представлены в приложении В.

 

 

3.5 Отзыв (рецензия) и оценочный лист рецензента

 

В отзыве рецензента (рецензии) экспертом дается оценка работы по различным показателям (корректность постановки задач, степень соответствия заданию, актуальность, оригинальность, новизна и практическая значимость полученных результатов и т.д.); отмечаются достоинства и недостатки работы, дается общее заключение о работе, указывается рекомендуемая оценка. В оценочном листе рецензент производит оценку сформированности общих и профессиональных компетенций выпускника. Отзыв и оценочный лист рецензента печатается с двух сторон одного листа, обязательно заверяется печатью соответствующей организации, подшивается к согласованной ВКР.

Образцы оформления отзыва (рецензии) и оценочного листа рецензента представлены в приложении Г.

 

 

3.6 Реферат

 

Реферат должен содержать:

– вид работы, сведения о ее объеме (количестве страниц), количестве иллюстраций и таблиц, количестве использованных источников и приложений;

– перечень ключевых слов;

– текст реферата, в котором необходимо указать объект исследования, цель работы, степень внедрения (подтверждается справкой о внедрении или актом) и краткую характеристику полученных результатов, наличие по теме работы печатных статей или других достижений.

Образец оформления реферата представлен в приложении Д.


3.7 Объект и предмет исследования

 

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

Предмет – это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя которую студент познает целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

 

 

3.8 Содержание

 

В содержании ВКР указываются точные названия всех разделов и подразделов работы с номерами страниц, с которых они начинаются. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется прописными буквами жирным начертанием с выравниванием по центру без абзацного отступа. Заголовки, приведенные в содержании, должны в точности (без сокращений и изменений формулировки) повторять заголовки разделов, подразделов и пунктов.

Образец оформления содержания представлен в приложении Е.

 

 

3.9 Введение

 

Во введении к ВКР автор обосновывает тему исследования, ее актуальность, новизну и практическую значимость, кратко характеризуя современное состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из исследовательской цели и предмета формулируется рабочая гипотеза. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования, определяются методы их решения. Обязательно указывается новизна и актуальность работы, обосновывается необходимость ее проведения, определяется возможность и формы использования полученного материала. Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется прописными буквами жирным начертанием с выравниванием по центру без абзацного отступа.

Рекомендуемый объем – 1…2 страницы.


3.10 Основная часть

 

3.10.1 Общие требования к оформлению текста пояснительной
записки

Основная часть выпускной квалификационной работы (ВКР) состоит из разделов (глав) и зависит от характера работы. В них раскрывается содержание выполненного исследования, основное внимание уделяется разработкам автора ВКР. Характер ВКР зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Пояснительная записка должна выполняться в краткой и четкой форме, раскрывать творческий замысел работы, изложение методов исследования, применяемых способов расчета и сами расчеты, описание приведенных экспериментов и, при необходимости, сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами, таблицами. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений. Стиль изложения – научный.

Пояснительная записка может состоять, в основном, из сплошного текста (технические описания, расчеты, инструкции и т.п.) и из текста, разбитого на графы (спецификации, ведомости, таблицы и т.п.).

Текст пояснительной записки (ПЗ) должен быть выполнен на белой бумаге формата А4 (210×297 мм) с одной стороны листа с применением печатающих или графических устройств вывода ЭВМ.

При написании пояснительной записки устанавливаются следующие параметры:

а) вкладка «Главная» – «Шрифт»: шрифт: гарнитура – Times New Roman, размер – 14;

б) вкладка «Главная» – «Шрифт»: интервал: масштаб – 100%, интервал – обычный, смещение – нет.

в) вкладка «Главная» – «Абзац»: отступы и интервалы: выравнивание – по ширине, первая строка – отступ 1,25, междустрочный – множитель 1,2; положение на странице: запрет висячих строк;

г) вкладка «Разметка страницы» – «Расстановка переносов»: авто;

д) вкладка «Разметка страницы» – «Параметры страницы»: поля: левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм; размер бумаги – А4.

Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения всех форматов.

На титульном листе, листе задания, отзывах и оценочных листах руководителя и рецензента, а также на реферате номер страницы не проставляется (т.е. нумерация начинается с содержания – обычно это страница 6). Номер страницы проставляют в нижней части листа по центру без точек и черточек. Размер шрифта – 12 пт. Положение нижнего колонтитула относительно нижнего края – 0,5 см.

 

3.10.2 Деление текста пояснительной записки на разделы,
подразделы и пункты

Текст ПЗ разделяют на разделы, подразделы, пункты. Пункты, при необходимости, могут быть разделены на подпункты. Каждый крупный раздел (главу) ПЗ рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Разделы (главы) должны иметь порядковые номера в пределах ПЗ, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце, записанные по центру без абзацного отступа. Подразделы и пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела, подпункты – в пределах пункта. Отдельные разделы могут не иметь подразделов и состоять непосредственно из пунктов.

 

Пример.

 

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, этот пункт также нумеруется. Точка в конце номеров разделов (глав), подразделов, пунктов, подпунктов не ставится.

Разделы, подразделы, пункты имеют заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов, пунктов.

Заголовки разделов (глав) следует выполнять без абзацного отступа прописными буквами жирным начертанием с выравниванием по центру без точки в конце, не подчеркивая.

Заголовки подразделов следует выполнять с абзацного отступа жирным начертанием с выравниванием по левому краю без точки в конце, не подчеркивая. В начале заголовка помещают номер соответствующего раздела, подраздела, пункта. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком раздела (главы) и подраздела должно быть равно одной отбивке – свободной строке (Enter); между заголовком раздела или подраздела и текстом – одной отбивке; между заголовком пункта и текстом – без отбивок; между текстом предыдущего подраздела и заголовком следующего подраздела – двум отбивкам (Enter + Enter); между текстом предыдущего пункта и заголовком следующего пункта – одной; между текстом предыдущего пункта и заголовком следующего подраздела – двум.

Недопустимо написание заголовка в конце страницы, а последующего текста на следующей. Необходимо, чтобы под заголовком было записано не менее трех строк текста.

Каждый раздел (глава) должен заканчиваться выводом.

 

3.10.3 Изложение текста пояснительной записки

Обычно пояснительная записка пишется с употреблением глаголов в страдательном залоге и кратких страдательных причастий прошедшего времени («рассчитывается», «определено», «представлено» и т.д.) или от третьего лица множественного числа («вычисляют по формуле» и т.д.). От этого можно отступать при написании выводов и преобразовании формул («после подстановки исходных данных получим» и т.д.). Пояснительную записку не следует писать от первого лица единственного числа.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д. При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста пояснительной записки, например, «применяют», «указывают» и т.п.

Если в пояснительной записке принята специальная терминология, то в конце ее должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включается в содержание пояснительной записки. Особое внимание следует обратить на правильность использования научно-техничес-кой терминологии. Следует избегать в тексте неправильных технических названий, оборотов, широко распространенных в устной разговорной речи («изолированный стык» – изолирующий стык, «тупик» – тупиковый путь, «натурка» – натурный лист, «надвиг поезда на горку» – надвиг состава на горку и т.д.).

В тексте пояснительной записки не допускается:

– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы («по сути дела», «как всем известно», «вообще говоря» и т.п.);

– применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– сокращать обозначения физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц величин в заголовках и боковинах таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

 

Пример:

правильно писать «...размеры приведены в миллиметрах»;

неправильно – «…размеры приведены в мм».

 

В тексте пояснительной записки, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– применять без числовых значений математические знаки, например:

> (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

– применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера (ГОСТ, СНиП, ТУПС);

– применять в тексте буквенные обозначения.

 

Пример:

правильно писать «…число поездов равно восьми».

неправильно – «… N п равно 8».

Сокращение слов в тексте, в заголовках таблиц и надписях под рисунками и чертежами, как правило, не допускаются, за исключением общепринятых сокращений в русском языке по правилам орфографии и сокращений слов. С целью уменьшения объема записки допускается употребление сокращенных названий. Для этого в начале дается полное название, после него в скобках – сокращенное. Например, парк приема (ПП), парк местной работы (ПМР). Только после этого, в последующем изложении допускается писать сокращенно эти названия.

В приложении Ж представлен перечень буквенных обозначений специализированных сооружений.

В пояснительной записке следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-81 [8]. Сокращенные наименования размерностей времени, длины, объема, веса и т.п. пишутся без точки, если они не идут в конце предложения.

Например: ч (час), мин (минута), кВт (киловатт), мм (миллиметр) и т.д.

В тексте пояснительной записки, числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета, следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

 

Примеры.

1. В парке уложено пять приемоотправочных путей, полезной длиной 1050 м.

2. В четной горловине уложено восемь стрелочных переводов.

 

Единица измерения для одного и того же параметра в пределах пояснительной записки должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения.

Аналогично записываются и диапазоны величин.

 

Примеры.

1. Стандартные полезные длины, применяемые на сети железных дорог 850, 1050, 1250 м.

2. От 10 до 100 кг.

3. От 50 до 60 %.

4. От плюс 15 до минус 10 °С.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах.

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)...».

Приводя допускаемые значения отклонений от указанных норм, требований следует применять словосочетание «не должно быть более (менее)...».

Например: длина предохранительного тупикового пути должна быть не менее 50 м.

Числовые значения в тексте следует указывать с одинаковой степенью точности (например, с двумя знаками после запятой).

Дробные числа необходимо приводить в тексте в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строку через косую черту. Например: 5/32. Это правило не относится к написанию формул.

 

3.10.4 Выполнение расчетов

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку, с выравниванием по центру. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться без абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него.

Формулы нумеруются в пределах раздела (приложения) арабскими цифрами. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (3.1). Допускается сквозная нумерация формул по всему документу.

Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. В формулах в качестве символов, следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.

Перечень буквенных обозначений, рекомендуемых для применения в формулах, приведен в приложении И.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,... в формуле (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, …формула (Б.1).

Формулы в тексте пояснительной записки рекомендуется представлять в редакторе формул Microsoft Equation 3.0:

(вкладка «Вставка» – «Объект»: объект – тип объекта: Microsoft Equation 3.0).

Для набора формул рекомендуется использовать следующие параметры редактора формул Microsoft Equation 3.0 (вкладка «Размер» – Определить…):

– основной 14 пт;

– крупный индекс 8 пт;

– мелкий индекс 6 пт;

– крупный символ 18 пт;

– мелкий символ 12 пт.

Буквенные обозначения, используемые в формулах, в тексте и пояснениях к формулам могут выполняться (если это возможно) не в редакторе формул.

 

Пример.

Величина приведенного ускорения g ', соответствующего силе тяжести, зависит от отношения веса вращающихся частей вагона к его полному весу и определяется из выражения, м/с2:

,                                           (3.1)

где   qБР – вес вагона брутто, кН;

n – число осей.

 

Переносить часть формулы на другую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формул на знаке умножения применяют знак «×».

При выполнении однотипных расчетов в пояснительной записке приводят рас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...