Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2 Жизненный и творческий путь композитора. Эволюция художественных воззрений и музыкального стиля




2 Жизненный и творческий путь композитора. Эволюция художественных воззрений и музыкального стиля

Ранний русский период

Сергей Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в Сонцовке, ныне село Красное, Донецкой области Украины. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет.

В 1902-1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Морицевича Глиэра.

В 1904 году в возрасте тринадцати лет он поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка), Анатолия Константиновича Лядова (композиция), А. Н. Есиповой (фортепиано); окончил консерваторию как композитор в 1909, как пианист — в 1914.

Первые публичные выступления Прокофьева-пианиста с исполнением собственных произведений относятся к 1908, первые нотные публикации — к 1911, первые зарубежные гастроли — к 1913.

В консерватории Сергею Прокофьеву дали прозвище " Мотор" — за энергию и весёлый нрав: «Я не люблю пребывать в состоянии покоя, я люблю быть в движении». Этой способности он не утратил и впоследствии. Молодой, талантливый, смелый, самолюбивый, насмешливый — такое сочетание качеств всегда чревато скандалом. И он состоялся.

Летом 1912 года все российские газеты писали о концерте Прокофьева как о главном культурном событии. Разброс мнений впечатляющий: «Жёсткая, грубая, примитивная и какофоническая музыка! », «Вот где дарование несомненное! », «Проявление необузданной фантазии! », «Игра сильная, яркая, блестящая, как и его музыка! ». С годами накал страстей не утих.

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего С. Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм. Среди произведений консерваторского периода выделяются «Наваждение» «Токката», Соната № 2 для фортепиано (все — 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), фортепьянный цикл «Сарказмы» (1914).

В 1914 Сергей Прокофьев начал писать балет «Ала и Лоллий» (на сюжет из скифской мифологии) для знаменитой антрепризы Сергея Павловича Дягилева. На основе музыки этого балета (который так и не получил сценического воплощения) была создана одноименная симфоническая сюита, первое исполнение которой в Петрограде в начале 1916 сопровождалось грандиозным скандалом, подтвердившим репутацию Прокофьева как музыкального «варвара», «скифа», ниспровергателя традиционных устоев. Экспериментальный характер отличает и оперу «Игрок» по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского (1916, вторая редакция — 1927; премьера оперы состоялась в Брюсселе в 1929), представляющего собой достаточно рискованный опыт музыкальной адаптации прозаического диалога.

В других произведениях второй половины 1910-х годов Сергей Прокофьев стремится к большей «общительности» музыкального языка, богатству контрастов, дифференциации выразительных средств. Неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества придает особое обаяние шедеврам этого периода, таким, как балет «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» на сюжет русской народной сказки (1915, вторая редакция — 1920; в 1921 балет был поставлен в Париже дягилевской труппой), пять романсов на слова Анны Андреевны Ахматовой (1916), симфония № 1 («Классическая»), концерт № 1 для скрипки с оркестром, «Мимолетности» для фортепиано, сонаты №№ 3 и 4 для фортепиано (все — 1917).

В эмиграции

Весной 1918 Сергей Прокофьев покинул Россию. До 1922 года он жил в США, затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 поселился в Париже. Первые годы пребывания за границей были для Прокофьева в высшей степени плодотворными. Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе Карло Гоцци (1919; поставлена в Чикаго в 1921), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепиано (1920), концерт №3 для фортепиано с оркестром (1921), соната № 5 для фортепиано (1923). Грандиозным размахом отличается симфония № 2 (1924), форма которой смоделирована по образцу монументальной фортепианной сонаты №32 Людвига ван Бетховена; это замечательное произведение все еще остается одним из наименее репертуарных у Прокофьева. «Не повезло» и опере «Огненный ангел» по одноименному роману Валерия Яковлевича Брюсова; законченная в 1927, эта фантасмагорическая драма впервые прозвучала в Париже в концертном исполнении только в 1954. С другой стороны, симфония № 3, созданная в 1928 году на материале музыки «Огненного ангела», приобрела широкую известность как одно из наиболее эффектных, оригинально оркестрованных и в то же время глубоких по содержанию произведений композитора. Из опусов середины 1920-х гг. следует упомянуть также балет «Стальной скок» (1925), сюжет которого отражает наивные представления о жизни Советской России, бытовавшие в то время на Западе.

 

В начале 1927 года Сергей Сергеевич Прокофьев гастролировал в СССР. Симфонические и камерные концерты его музыки в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе (сам Прокофьев выступал в них в качестве пианиста) прошли с огромным успехом. Возможно, именно тогда у Прокофьева зародилась мысль об окончательной репатриации.

В течение последующих нескольких лет поездки Прокофьева в СССР становились более частыми; и хотя далеко не всегда они проходили безоблачно (в частности, из-за обструкций, которые устраивали музыканту догматики из Всесоюзной Ассоциации пролетарских музыкантов), это не повлияло на стремление композитора связать свою дальнейшую судьбу с Родиной. К тому же период конца 1920-х — начала 1930-х гг. был отмечен в биографии С. Прокофьева определенной творческой «усталостью» и как следствие явным снижением интереса к его музыке на Западе. Спад в творчестве ощущается в балетах «Блудный сын» (1929, Париж; в 1930 на основе этого балета — последнего из числа написанных по заказу Дягилева — была сочинена симфония № 4) и «На Днепре» (1932, Париж), концертах №№ 4 и 5 для фортепиано с оркестром (1931, 1932), «Симфонической песни» для оркестра (1933).

Значительно больше удавались Сергею Прокофьеву произведения, написанные по заказам из СССР — симфонические сюиты «Поручик Киже» (из музыки к одноименному фильму по повести Юрия Николаевича Тынянова, 1933) и «Египтские ночи» (из музыки к спектаклю московского Камерного театра, 1934). В советской литературе принято считать, что Прокофьев вернулся на Родину в 1933, на самом деле это произошло несколько позднее. Последнее произведение Прокофьева, написанное перед окончательным возвращением в СССР — концерт № 2 для скрипки с оркестром (1935), полный счастливых мелодических находок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...