Выделение слабослышащих из категории глухих
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Людмила Петровна Назарова МЕТОДИКА СЛУХОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ Редактор Т. С. Залялова Художественный редактор Т. А. Алябьева Технический редактор Р. С. Еникеева Корректор Г. М. Шахова
Рецензенты: (Кафедра сурдопедагогики МШИ им. И.В. Ленина, кандидат педагогических наук, профессор Волкова К.А.). кандидат педагогических наук Кузьмичева Е.П. (Институт дефектологии АПн СССР). Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— М.: Просвещение, 1981.— 120 с.
В пособии раскрываются содержание и методика работы по развитию и использованию слухового восприятия у слабослышащих школьников. Значительное место в книге уделяется организации слуховой работы, использованию слухового восприятия при работе над произношением. Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетом педагогических институтов, а также может быть использовано учителями школ дли слабослышащих детей. Издательство «Просвещение», 1981 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Глава I. Из истории специального обучения слабослышащих детей § 1. Выделение слабослышащих из категории глухих § 2. История вопроса о классификации детей с нарушением слуха § 3. Из истории применения упражнений для развития слухового восприятия § 4. Влияние целенаправленной работы на развитие слухового восприятия Глава II. Формирование слуховых представлений у слабослышащих учащихся § 1. Общие закономерности образования слуховых представлений § 2. Особенности формирования слуховых представлений § 3. Характер формирования слуховых представлений
Глава III. Организация слуховой работы в школе слабослышащих § 1. Цели и задачи слуховой работы § 2. Организация работы по развитию слухового восприятия § 3* Требования к занятиям по развитию слухового восприятия § 4. Структура индивидуального и фронтального занятий § 5. Организация работы по развитию слухового восприятия в слуховом кабинете и в комнате для индивидуальной слуховой работы § 6. Обязанности инструктора слуховой работы Глава IV. Содержание и методика работы по развитию слухового восприятия § 1. Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках § 2. Принципы построения программы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях § 3. Развитие слухового восприятия речи на индивидуальных занятиях § 4. Содержание и методика работы.по развитию слухового восприятия посредством неречевых звуков на фронтальных занятиях § 5. Содержание и методика работы по развитию слухового восприятия с помощью речи на фронтальных занятиях § 6. Развитие слухового восприятия во внеклассное время
ПРЕДИСЛОВИЕ Одной из задач школы слабослышащих является формирование и коррекция словесной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также для восприятия речи окружающих людей. Цель настоящего пособия — помочь студентам дефектологических факультетов овладеть вопросами методики развития слухового восприятия слабослышащих учащихся. Специалисты, окончившие дефектологический факультет, в своей повседневной работе будут встречаться с детьми, имеющими различную степень снижения слуха. Они должны знать особенности слухового восприятия слабослышащих школьников и уметь его развивать на общеобразовательных уроках, а также в ходе специальных занятий и во внеклассное время. В настоящем пособии освещены формы организации и методика работы по формированию слухового восприятия в школе слабослышащих.
При изложении материала пособия предполагалось, что студенты овладели определенной суммой знаний по курсу «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи». Приобретенные знания о сущности и характере патологического процесса слухового анализатора обусловят правильное понимание особенностей выработки слуховых дифференцировок речи у детей с различной степенью нарушения слуховой функции, будут способствовать выбору наиболее эффективных методов и приемов работы, рациональной организации процесса формирования речевого слуха. В пособии использована литература по истории вопроса обучения слабослышащих детей, а также документы, статьи, учебная и методическая литература, появившиеся в последнее время в печати. Автор приносит большую благодарность сотрудникам кафедры сурдопедагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, администрации и учителям школы слабослышащих № 20 Ленинграда за оказанную помощь в процессе работы над данным пособием. Глава I. ИЗ ИСТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ИЗ КАТЕГОРИИ ГЛУХИХ Проблема обучения глухих детей имеет свою историю. Долгое время глухих считали непригодными к обучению людьми. Этому способствовало неправильное понимание природы связи между слухом и речью. Нарушение речи рассматривалось как самостоятельное нарушение, не зависящее от состояния слуховой функции. Значительным шагом вперед явилась правильная оценка личности глухого, перспектив его интеллектуального развития благодаря обучению речи, письму. О существующих возможностях обучения глухих было известно уже в XVI веке. Практические работники отмечали, что у глухих отсутствует способность воспринимать на слух звуки речи, но сохраняется способность произносить их, так как органы речи глухих находятся в нормальном состоянии. Начиная с этого времени педагогами и врачами, работающими с глухими детьми, были предприняты попытки обучения глухих речи. Характерно, что в то время к категории глухих причисляли детей с различным состоянием слуховой функции. Среди учеников школ встречались дети как со сниженной слуховой способностью, так и с полным отсутствием слуха. Естественно, что в процессе обучения улучшение слухового восприятия детей с различными остатками слуха находилось в зависимости от степени сохранности слуха.
Примером могут служить выводы, сделанные комиссией, специально созданной в 1853 г. в Париже для обследования детей, занимавшихся развитием слуха под руководством Бланше, главного врача Парижского института глухонемых. Комиссия определила, что в результате обучения у части исследуемых детей произошло улучшение слуха, у других поднялась вибрационная чувствительность, у третьих не произошло никаких изменений. По мнению комиссии, и те и другие должны были обучаться речи с помощью слуха, однако детей, у которых произошло улучшение слуха, нужно было отделить от детей, у которых этого не произошло. Таким образом, уже с середины XIX в. перед врачами и сурдопедагогами встал очень важный вопрос выделения в особые группы детей с различным уровнем слуховой чувствительности в целях наиболее рационального их обучения. Однако еще недостаточно четко были определены критерии деления на группы: в группу «слышащих» попадали дети с незначительными остатками слуха и различной степенью его сохранности. Нечеткое решение этого вопроса в теоретическом плане нашло свое отражение и в практике работы школьных учреждений в XIX в. и начале XX в. Такие же вопросы волновали и сурдопедагогов России. На II съезде деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых в 1903 г. отмечалось, что основным недостатком школьных учреждений России является то, что в них принимаются дети с различными видами глухонемоты, что не дает возможности ввести рациональные для всех приемы обучения. Предлагалось такое деление проводить централизованно (в России школы находились в ведении попечительства). Попечительство должно было возглавить эту работу, сосредоточивать в определенных школах России детей в соответствии с состоянием их слуха. Эти предложения не были реализованы ввиду отсутствия соответствующих условий. Но все-таки примерно в это время было открыто три класса при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых, которые через несколько лет были расформированы, класс тугоухих в Москве при детском саде и небольшая школа тугоухих в Санкт-Петербурге.
Открытие таких учреждений и постановка вопроса о выделении слабослышащих детей в особую группу явились определенным вкладом в деле дифференцированного обучения детей с недостатками слуха. Однако ряд объективных причин препятствовал решению этого вопроса в.объеме выдвигаемых сурдопедагогами требований: государство не было заинтересовано в обучении детей данных категорий; обучение детей с недостатками слуха находилось в руках частных благотворителей; в теоретическом плане этот вопрос еще был недостаточно разработан. Только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда обучение и воспитание детей с недостатками слуха было включено в общегосударственную систему образования, вопросу выделения категории слабослышащих из числа глухих стало уделяться серьезное внимание. На Первом Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью в 1920 г., а в дальнейшем на Всероссийской конференции сурдопедагогов в 1921 г. и на Втором Всероссийском съезде по социально-правовой охране детей и подростков в 1924 г. обсуждались вопросы о принципах дифференциации детей с недостатками слуха, типах учреждений для их обучения и воспитания. Было предложено создать три типа школ: школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших. Однако вопрос об открытии школ слабослышащих, несмотря на принятые постановления, не был решен. Первые школы слабослышащих были организованы только в 1933 г. Окончательно вопрос о выделении слабослышащих в особую категорию и определении соответствующего типа школы был решен приказом Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 13 августа 1940 г. По этому приказу было предложено выделить слабослышащих и позднооглохших из контингента школ глухих в специальные классы и школы. В дальнейшем опыт обучения показал, что среди слабослышащих детей находились дети с различным речевым развитием и разной степенью сохранности слуха. Поэтому приказом Министерства просвещения РСФСР от 17 января 1950 г. предусматривалась дифференциация сети школ и дошкольных учреждений для детей со снижением слуха. Результатом явилась организация двух отделений школы слабослышащих: 1-е отделение для слабослышащих детей с хорошим речевым развитием и 2-е отделение для слабослышащих детей с более низким уровнем речевого развития.
Такое разграничение слабослышащих детей дало возможности для организации дифференцированного процесса обучения, дальнейшего совершенствования методики преподавания, создания специальных учебников, использования и развития в пол-"ной мере сохранной слуховой функции учащихся. Большая роль в теоретическом и практическом решении дифференцированного обучения детей с нарушением слуха принадлежит Р. М. Боскис.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|