Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выделение слабослышащих из категории глухих




Людмила Петровна Назарова

МЕТОДИКА СЛУХОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ

Редактор Т. С. Залялова

Художественный редактор Т. А. Алябьева

Технический редактор Р. С. Еникеева

Корректор Г. М. Шахова

 

Рецензенты:

(Кафедра сурдопедагогики МШИ им. И.В. Ленина, кандидат педагогических наук, профессор Волкова К.А.).

кандидат педагогических наук Кузьмичева Е.П.

(Институт дефектологии АПн СССР).

Назарова Л. П.

Методика слуховой работы в школе слабослышащих: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— М.: Просвещение, 1981.— 120 с.

 

В пособии раскрываются содержание и методика работы по развитию и использованию слухового восприятия у слабослышащих школьников.

Значительное место в книге уделяется организации слуховой работы, исполь­зованию слухового восприятия при работе над произношением.

Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетом педагоги­ческих институтов, а также может быть использовано учителями школ дли сла­бослышащих детей.

Издательство «Просвещение», 1981 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава I. Из истории специального обучения слабослышащих детей

§ 1. Выделение слабослышащих из категории глухих

§ 2. История вопроса о классификации детей с нарушением

слуха

§ 3. Из истории применения упражнений для развития слухо­вого восприятия

§ 4. Влияние целенаправленной работы на развитие слухового

восприятия

Глава II. Формирование слуховых представлений у слабослышащих

учащихся

§ 1. Общие закономерности образования слуховых представ­лений

§ 2. Особенности формирования слуховых представлений

§ 3. Характер формирования слуховых представлений

Глава III. Организация слуховой работы в школе слабослышащих

§ 1. Цели и задачи слуховой работы

§ 2. Организация работы по развитию слухового восприятия

§ 3* Требования к занятиям по развитию слухового восприятия

§ 4. Структура индивидуального и фронтального занятий

§ 5. Организация работы по развитию слухового восприятия в слуховом кабинете и в комнате для индивидуальной слуховой работы

§ 6. Обязанности инструктора слуховой работы

Глава IV. Содержание и методика работы по развитию слухового восприятия

§ 1. Развитие слухового восприятия на общеобразовательных

уроках

§ 2. Принципы построения программы по развитию слухового

восприятия на индивидуальных занятиях

§ 3. Развитие слухового восприятия речи на индивидуальных

занятиях

§ 4. Содержание и методика работы.по развитию слухового восприятия посредством неречевых звуков на фронтальных

занятиях

§ 5. Содержание и методика работы по развитию слухового

восприятия с помощью речи на фронтальных занятиях

§ 6. Развитие слухового восприятия во внеклассное время

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из задач школы слабослышащих является формиро­вание и коррекция словесной речи учащихся на основе разви­тия сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также для вос­приятия речи окружающих людей.

Цель настоящего пособия — помочь студентам дефектологи­ческих факультетов овладеть вопросами методики развития слухового восприятия слабослышащих учащихся.

Специалисты, окончившие дефектологический факультет, в своей повседневной работе будут встречаться с детьми, имею­щими различную степень снижения слуха. Они должны знать особенности слухового восприятия слабослышащих школьников и уметь его развивать на общеобразовательных уроках, а также в ходе специальных занятий и во внеклассное время.

В настоящем пособии освещены формы организации и ме­тодика работы по формированию слухового восприятия в шко­ле слабослышащих.

При изложении материала пособия предполагалось, что сту­денты овладели определенной суммой знаний по курсу «Анато­мия, физиология и патология органов слуха и речи». Приобре­тенные знания о сущности и характере патологического процесса слухового анализатора обусловят правильное понимание осо­бенностей выработки слуховых дифференцировок речи у детей с различной степенью нарушения слуховой функции, будут спо­собствовать выбору наиболее эффективных методов и приемов работы, рациональной организации процесса формирования речевого слуха.

В пособии использована литература по истории вопроса обу­чения слабослышащих детей, а также документы, статьи, учеб­ная и методическая литература, появившиеся в последнее время в печати.

Автор приносит большую благодарность сотрудникам кафедры сурдопедагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, администрации и учителям школы слабослышащих № 20 Ленинграда за оказанную помощь в процессе работы над данным пособием.

Глава I.

ИЗ ИСТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

ВЫДЕЛЕНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ИЗ КАТЕГОРИИ ГЛУХИХ

Проблема обучения глухих детей имеет свою историю. Дол­гое время глухих считали непригодными к обучению людьми. Этому способствовало неправильное понимание природы связи между слухом и речью. Нарушение речи рассматривалось как самостоятельное нарушение, не зависящее от состояния слухо­вой функции.

Значительным шагом вперед явилась правильная оценка личности глухого, перспектив его интеллектуального развития благодаря обучению речи, письму.

О существующих возможностях обучения глухих было извест­но уже в XVI веке. Практические работники отмечали, что у глу­хих отсутствует способность воспринимать на слух звуки речи, но сохраняется способность произносить их, так как органы речи глухих находятся в нормальном состоянии. Начиная с этого вре­мени педагогами и врачами, работающими с глухими детьми, были предприняты попытки обучения глухих речи.

Характерно, что в то время к категории глухих причисляли де­тей с различным состоянием слуховой функции. Среди учеников школ встречались дети как со сниженной слуховой способно­стью, так и с полным отсутствием слуха. Естественно, что в про­цессе обучения улучшение слухового восприятия детей с раз­личными остатками слуха находилось в зависимости от степени сохранности слуха.

Примером могут служить выводы, сделанные комиссией, специально созданной в 1853 г. в Париже для обследования детей, занимавшихся развитием слуха под руководством Бланше, главного врача Парижского института глухонемых. Комис­сия определила, что в результате обучения у части исследуемых детей произошло улучшение слуха, у других поднялась вибра­ционная чувствительность, у третьих не произошло никаких из­менений. По мнению комиссии, и те и другие должны были обучаться речи с помощью слуха, однако детей, у которых про­изошло улучшение слуха, нужно было отделить от детей, у ко­торых этого не произошло.

Таким образом, уже с середины XIX в. перед врачами и сур­допедагогами встал очень важный вопрос выделения в особые группы детей с различным уровнем слуховой чувствительности в целях наиболее рационального их обучения. Однако еще не­достаточно четко были определены критерии деления на груп­пы: в группу «слышащих» попадали дети с незначительными остатками слуха и различной степенью его сохранности.

Нечеткое решение этого вопроса в теоретическом плане на­шло свое отражение и в практике работы школьных учреждений в XIX в. и начале XX в.

Такие же вопросы волновали и сурдопедагогов России. На II съезде деятелей по обучению, воспитанию и призрению глу­хонемых в 1903 г. отмечалось, что основным недостатком школь­ных учреждений России является то, что в них принимаются дети с различными видами глухонемоты, что не дает возможно­сти ввести рациональные для всех приемы обучения. Предла­галось такое деление проводить централизованно (в России школы находились в ведении попечительства). Попечительство должно было возглавить эту работу, сосредоточивать в определенных школах России детей в соответствии с состоянием их слуха. Эти предложения не были реализованы ввиду отсут­ствия соответствующих условий. Но все-таки примерно в это время было открыто три класса при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых, которые через несколько лет были рас­формированы, класс тугоухих в Москве при детском саде и не­большая школа тугоухих в Санкт-Петербурге.

Открытие таких учреждений и постановка вопроса о выде­лении слабослышащих детей в особую группу явились опреде­ленным вкладом в деле дифференцированного обучения детей с недостатками слуха. Однако ряд объективных причин препят­ствовал решению этого вопроса в.объеме выдвигаемых сурдо­педагогами требований: государство не было заинтересовано в обучении детей данных категорий; обучение детей с недостат­ками слуха находилось в руках частных благотворителей; в теоретическом плане этот вопрос еще был недостаточно раз­работан.

Только после Великой Октябрьской социалистической ре­волюции, когда обучение и воспитание детей с недостатками слуха было включено в общегосударственную систему образо­вания, вопросу выделения категории слабослышащих из числа глухих стало уделяться серьезное внимание.

На Первом Всероссийском съезде по борьбе с детской дефек­тивностью, беспризорностью и преступностью в 1920 г., а в дальнейшем на Всероссийской конференции сурдопедагогов в 1921 г. и на Втором Всероссийском съезде по социально-право­вой охране детей и подростков в 1924 г. обсуждались вопросы о принципах дифференциации детей с недостатками слуха, ти­пах учреждений для их обучения и воспитания. Было предложено создать три типа школ: школы для глухих, слабослыша­щих и позднооглохших. Однако вопрос об открытии школ сла­бослышащих, несмотря на принятые постановления, не был решен. Первые школы слабослышащих были организованы толь­ко в 1933 г.

Окончательно вопрос о выделении слабослышащих в особую категорию и определении соответствующего типа школы был решен приказом Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 13 августа 1940 г. По этому приказу было предложено выде­лить слабослышащих и позднооглохших из контингента школ глухих в специальные классы и школы.

В дальнейшем опыт обучения показал, что среди слабослы­шащих детей находились дети с различным речевым развитием и разной степенью сохранности слуха. Поэтому приказом Мини­стерства просвещения РСФСР от 17 января 1950 г. предусмат­ривалась дифференциация сети школ и дошкольных учреждений для детей со снижением слуха. Результатом явилась организация двух отделений школы слабослышащих: 1-е отделение для сла­бослышащих детей с хорошим речевым развитием и 2-е отделе­ние для слабослышащих детей с более низким уровнем речевого развития.

Такое разграничение слабослышащих детей дало возмож­ности для организации дифференцированного процесса обучения, дальнейшего совершенствования методики преподавания, созда­ния специальных учебников, использования и развития в пол-"ной мере сохранной слуховой функции учащихся.

Большая роль в теоретическом и практическом решении дифференцированного обучения детей с нарушением слуха при­надлежит Р. М. Боскис.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...